Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

В ПОИСКАХ СМЫСЛА… Воспоминания ШАШКОВА В.М

В ПОИСКАХ СМЫСЛА…

Воспоминания ШАШКОВА В.М

В течение тысячелетий люди не перестают думать и спорить о главном – о смысле жизни, её нравственных ценностях и об отношении к ней, зачем им даны могущественный разум, разнообразные чувства, эмоции, твердая воля и богатое воображение. Каждый с возрастом задумывался, откуда он родом, что означает его фамилия, чем занимались его предки?…

Предки мои, насколько я помню и знаю, и по линии отца, и по линии мамы, жили на Иртыше. Родными местами для них был Уватский район: селения Уват, Демьянское, Тугалово, Нижний и Верхний Роман. Учительствовали, ловили зверя и рыбу, работали в колхозе, кстати, дед мой, Букаринов Филипп Степанович, был первым председателем???, воспитывали детей, и помногу, воевали на фронтах Первой мировой и в Гражданскую, работали в тылу, много работали, работали, работали – тайга – зимы длинные, семьи большие…

Как пришли предки в Сибирь, к сожалению, мне мало что известно. Родителей спрашивал – не помнят – разлетелись, мол, еще в детском возрасте из родительского гнезда, а дальше, учеба, работа, фронт, и опять работа, работа, работа… Пока деды и бабушки были живы – мал еще был, да и не было потребности в познании истории рода, потом у самого учеба, работа, семья, север… Сейчас бы хотелось что-то узнать - не у кого, да и дороги в те места нет, и поселки многие давно уж смыты течением Иртыша. Мое сознательное «Я» начало формироваться, как сейчас понимаю, именно на рубеже девяностых годов. Попалась как-то мне на глаза книга «Казачьи фамилии», нашел там и свою: означает «шашка» или «игральная бабка», там же было написано откуда пошла и наша фамилия.

Дальше появился круг людей, чьи взгляды оказались и мне близкими, это – Г.С. Зайцев, В.И.Степанченко, В.В.Корнев, Н.И Нагибин и других- людей, чьи предки были казаками, чья родина – казачьи хутора и станицы, описаны в повестях Михаила Шолохова. Было в общении что-то новое, интересное, познавательное и близкое по духу. Стали собираться вместе, и не только в мужской компании, но и семьями – общались, пели песни и говорили, строили планы. Стали ходить в казачьей форме, с холодным оружием – но это поначалу, болезнь роста. Ведь никаких законов – ни об общественных объединениях, ни о казачестве не было, все было новым, не пройденным, с ошибками, с обидами, непониманием окружающих. Кое-кто даже на работу начал ходить в форме – это кому-то нравилось, кому-то нет…

Как-то на утреннем селекторном совещании (сводке) задали Василию Тихоновичу Подшибякину, герою Социалистического труда, известному на Ямале геологу, кстати, первому председателю Совета стариков Обско-Полярной казачьей линии, вопрос: «Ходят, мол, некоторые по конторе в форме с портупеей, в папахе?!...». На что мудрый Василий Тихонович ответил: «В семье не без урода. Но, объединяются же ханты, ненцы, коми, немцы и другие народы и народности, почему бы русским, на платформе казачества, не объединиться!»

И вот прошло 15 лет!

За эти годы люди приходили в общину и уходили, некоторых уж нет в живых, но костяк до сих пор остаётся, пусть мы встречаемся все вместе не так часто, в основном по праздникам, но, встречаясь, обнимаемся и искренне радуемся как родным, узнаем как дела в семье, как дети и внуки…

Что же нас связывает и объединяет?

Во-первых, идея, православие, общность интересов, умение найти единый взгляд на любые вопросы и политические проблемы. Во-вторых, дела – то общее, что может нас оторвать от семьи, работы, суеты, лени, болезней… В третьих, память - наше прошлое, наши ветераны, наши предки, жертвы репрессий, потери и надежды… В четвертых, будущее – наши дети, кадетское движение, письма, подарки ребятам в армию.

Итак, девяностые годы.

Рухнул Советский Союз, распалась правящая Коммунистическая партия. Банкротятся одно за другим предприятия, рушатся целые отрасли промышленности, люди остаются без работы, без средств к существованию… Кто-то переходит на натуральное хозяйство - садит картофель – и тем живет, кто-то уходит в «челноки», организует свое дело, кто-то садится на стакан или иглу и переходит грань законности…

Что делают Назовские казаки?

Объединившись, предлагают руководству города и ГОВД организовать казачий патруль для снижения преступности в городе и соблюдению порядка на дорогах. МЧС предлагают создать мобильные бригады для оказания помощи в экстремальных ситуациях. Возвращаются к истокам – к православной вере и богу, традициям предков. Помогают в строительстве Владимирской часовни, Никольской башни, в восстановлении храма Петра и Павла в Салехарде, строительстве храмов и часовен в других городах и поселках Ямала. Шефствуют над Владимирской часовней и старым городским погостом. Активно поддерживают идею создания казачьих подразделений в Российской армии для охраны границ государства, сплочения военнослужащих, для искоренения «дедовщины». Проводят перезахоронение вытаявших останков на детском кладбище, оставшемся от 501-й стройки на станции Обская. Устанавливают поминальный крест на месте захоронения заключенных на железнодорожной ветке Салехард-Надым. Ежегодно приводят в порядок старое городское кладбище. Совместно со старожилами и краеведами участвуют в установке памятного камня в городе и мемориального паровоза за городом в память жертв политических репрессий. Ежегодно, 9 мая, в парадном строю, совместном с казачьими кадетами, проходят к Вечному огню и возлагают цветы и венки.

Организовав школьников, вот уже восемь лет, шефствуют над казачьими кадетскими классами школы №4 Салехарда. Не остаются без внимания казаков и их дети, бывшие кадеты, служащие в российской армии, курсанты военных училищ. Дорого, о чем хочется говорить и петь, творчество народного казачьего хора « Любо», под руководством кубанской казачки Н. Пермяковой, которому исполнилось уже 15-ть лет.

Уместно вспомнить слова русского писателя Петра Павленко: «Патриот тот, кто в самые трудные минуты для родины берётся за самые трудные дела». Или слова итальянского писателя и филолога Артуро Графа: «Настоящий патриотизм не тот, который суетится и чванится в торжественные минуты, а тот, который ежедневно и неутомимо заботится об общем благе и не бахвалится этим».

Что же ярко запомнилось из череды событий?

Каждое событие по своему отразилось в памяти, и чувства после каждого были совершенно разные: от удивления, удовлетворения и радости до некоторой жути… Представьте себе, что вы идете по тундре, и перед вами открывается большой участок, где вперемешку с обрывками колючей проволоки, фрагменты вытаивающих из мерзлоты детских гробиков, черепа, кости, алюминиевые ложки и плошки…Во время повторного приезда на место захоронения меня не покидало чувство удивления и чуда: весь участок был сожжен тундровым пожаром – и трава сплошь сожжённая и деревья, но совершенно целым и не тронутым оставалась изгородь вокруг захоронения, кресты поставленные казаками, огонь обошёл это место, лизнув лишь пару досок?!

Незабываемыми были и остаются дни 9 мая. День победы всегда отмечен чувством радости и горести, в нем много личного, семейного… Мой отец, 21-го, убойного, года рождения, перенес много тягот и лишений, после учебы в ФЗУ связи призван был в армию в 1941-м, был в плену, воевал в пехоте, после войны приехал на север, (не приехал бы – привезли), полжизни нес на себе клеймо побывавшего в плену. За всю жизнь почти ничего не говорил о том времени, тяжело было вспоминать, может, не принято было говорить об этом. Мама рассказывала, что как- то, маленький щенок у нас не стал есть корочку хлеба, отец, сквозь неожиданно навернувшиеся слезы на глазах, сказал: «Эту корочку бы нам тогда!...». Отец закончил войну в Праге, награжден двумя медалями «За отвагу». Мама всю войну проработала в тылу учителем, также имеет награды за доблестный труд.

Прошлой весной, в день 9 мая, мой восьмилетний внук надел все награды деда и бабушки, и надо было видеть его глаза! Какой он был гордый! Патриотизм начинается с семьи – это наша память – прошлое, настоящее, будущее: наши предки, родители, мы сами, наши дети, внуки… К сожалению, как ничтожно мало я разговариваю об этом со своим сыном! Как мало он общался со своим дедом!!! Ветераны, сколько их осталось… Но и они, несмотря на усталость, болезни, одиночество, стараются быть в гуще событий. Вспоминается, как всем миром, казаки, ветераны, репрессированные, устанавливали поминальный Крест недалеко от Салехарда, на ветке старой железной дороги Салехард-Надым. Жизнь по-своему решила испытать всех участников этого события. Машины застряли при переправе через ручей и не смогли подойти к месту планируемой установки Креста, пришлось его нести на себе метров 150 по заснеженной тундре и кустарнику. Была усталость, но приятная усталость, с сознанием выполненного долга, с осознанием памяти о тех людях, что легли порой невинными, оговоренными в землю этого сурового края.

Хочется еще отметить работу с подрастающим поколением, с казачьими кадетами школы №4. Форма, знамя, изучение истории казачества, приемов самообороны, танцев, пение строевых и казачьих песен, выделяют ребят из разряда обычных. Но какая ответственность ложится на их плечи! «Жизнь – это битва, говорил французский писатель Андре Моруа, - и надо готовиться к ней с самого детства». Казаки стараются не забывать о ребятах и во время их службы в армии, посылают им весточки, посылки… Хочется привести слова русского писателя и философа Василия Розанова: «Счастливую и великую Родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно когда наша «мать» пьяна, лжёт и вся запуталась в грехе, - мы и не должны отходить от неё…».

Миллиарды человеческих жизней в пределах только одного века уходят в Вечность. Поколения сменяют друг друга. С наступлением старости или роковой болезни, почувствовав свою обреченность, человек все более задумывается, что такое жизнь, зачем он жил, что совершил, во что верил. Была ли его жизнь полезной, не напрасной, высоким ли было его предназначение? Какие благие дела, реализованные помыслы и какая память останутся после жизни? И есть ли вообще смысл жизни?...

 

Шашков В.М., член Назовского казачьего округа, есаул Союза казаков России. // Казачество Сибири: от Ермака до наших дней (история, язык, культура): Материалы международной научно-практической конференции. г. Тюмень, 30 октября -1 ноября 2009 года / Под ред. Карабулатовой И.С. Тюмень: Типография «Печатник», 2009

Поиск по сайту:


Текущие новости:
О ПАТРИОТЕ РОССИИ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ – ЕРМАКЕ ТИМОФЕЕВИЧЕ
КАЗАКИ, 17 ДОНСКОЙ КАЗАЧИЙ ГЕНЕРАЛА БАКЛАНВА ПОЛК ЖДЁТ
В КИТАЕ ЛИКВИДИРОВАЛИ «ВОЦАП», А МЫ ВСЁ РАДУЕМСЯ ЦРУшному «БЕСПЛАТНОМУ СЫРУ»
ПОЕЗД ПОБЕДЫ В ТЮМЕНИ
КАЗАКИ ОТМЕТИЛИ 65-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ АТАМАНА
ГАГАРИНСКОЕ «ПОЕХАЛИ!» НА ЯМАЛЕ
ВСТРЕЧИ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ, АВИАЦИИ И РУССКОМУ ХАРАКТЕРУ
О ГЕРОЯХ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
МИССИОНЕРСКАЯ МИССИЯ В БЕЛОЯРСК И ЩУЧЬЕ ПРИУРАЛЬСКОГО РАЙОНА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ВСТРЕЧА В ШКОЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ПЕДАГОГИ И УЧЕНИКИ В ПОЛНОМ ВОСТОРГЕ!
ПРИКАЗ АТАМАНА ИСПОЛНЕН НА ОЧЕРЕДНОМ МЕРОПРИЯТИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЕРМАК" ПОПОЛНИЛА БИБЛИОТЕКУ ОШЮК «ТЮМЕНСКИЙ СЛЕДОПЫТ»
КАЗАКИ С ЯМАЛА СОБОЛЕЗНУЮТ. ВОЗМЕЗДИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕМИНУЕМЫМ!
КЛАДЕЗЬ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ
Ямальские тяжелоатлеты разыграли награды на окружных соревнованиях

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика