Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

АЗОВСКОЕ СИДЕНИЕ, ИЛИ ПОЧЕМУ КАЗАКИ ОТМЕЧАЮТ СВОЙ ПРАЗДНИК НА ПОКРОВ

АЗОВСКОЕ СИДЕНИЕ, ИЛИ ПОЧЕМУ КАЗАКИ ОТМЕЧАЮТ СВОЙ ПРАЗДНИК НА ПОКРОВ

 

Мало теперь кто знает, откуда пошла традиция на православный праздник Покрова Божьей Матери отмечать Войсковой праздник Донского и Кубанского казачьих войск. Связана эта традиция с так называемым Азовским сидением 1637-1641 годов, с подвигом казаков, отстоявших город Азов от турецкого нашествия.  Во время владения Азовом, зазнавшиеся турки обратили в мечети и разрушили православные храмы, усилили набеги на казачьи городки и русские окраины.  Положение русских пленников, а особенно казаков стало невыносимым: их продавали в рабство, изнуряли тяжкими работами, приковывали на каторгах к веслам и били бичами. Зная все это, донские казаки решили вырвать из рук мусульман свою древнюю столицу. 
На помощь к ним пришли запорожцы. Запорожцы поклялись стать заодно с донцами против неверных, выбрали походных атаманов и двинулись к Азову «судовой и конной ратью». В то время Азов был практически неприступен: 4-х тысячный гарнизон, 200 больших, средних, и малых орудий, много тысяч снарядов, проведены валы, рвы, укреплены бастионы. Первым делом подошедшие казаки окопались вокруг города. 
Наблюдая за усилиями казаков, турки смеялись над ними. Ночью были взорваны подкопы, затряслись азовские твердыни, часть крепостных стен взлетела на воздух, городские стены и улицы сделались полем сражения. После отчаянной трехдневной обороны турки были перебиты. Около 5 лет казаки владели Азовом, устьями Дона и Азовским морем. Но мстительные турки, перед которыми дрожала вся Европа, готовились жестоко отомстить казакам. 
Постоянный гарнизон крепости состоял из 1400 человек. Но когда на Дону узнали о движении к Азову огромной турецкой армии, со всех сторон потянулось пополнение. К началу осады в крепость собралось около 5000 воинов. С ними осталось 800 жен, не уступавших в доблести своим мужьям. В гарнизоне Азова оказались и запорожцы.  Часть из них брала город и осела в нем на жительство. Да и вообще в те годы, на Дон непрерывно прибывали казаки с Днепра, которых принимали здесь как братьев единых по имени, по крови, по быту.  Против защитников Азова турецкий султан двинул лучшие полки своей регулярной армии: 40 тысяч янычар, 6 тысяч наемного иноземного корпуса, через море на судах было переброшено до 100 тысяч войска и рабочих. По суше подходили татарская и горская конницы. В распоряжении турецкого войска находилось 850 пушек с огромным количеством боеприпасов. На море стали на рейд до 300 кораблей. 
Батареи открыли ураганный огонь.

Однако последовавший за этим жестокий приступ встретил твердое сопротивление и был отбит. Турки потеряли не меньше десяти тысяч воинов. После первой неудачи турки повели регулярную осаду. Вдоль крепостных стен рабочие стали сыпать высокие валы, с которых пушки забрасывали крепость «огненными ядрами», а в то же время переменные группы свежих войск почти ежедневно лезли на стены, изматывая силы бессменных защитников города. Казаки не имели времени ни для сна, ни для отдыха. Жены и даже дети помогали мужьям и отцам. Они ухаживали за ранеными, готовили пищу, подносили воду и боеприпасы, а иногда лили на головы штурмующих турок кипяток и горящую смолу. Казаки отбивали приступ за приступом, взрывали на минах целые колонны неприятеля. Но и сами несли жестокие потери. 

Турки вообще не имели понятия о силах гарнизона, потому, что случайных пленников невозможно было заставить говорить никакими пытками.  Двадцать неудачных атак принесли туркам большие потери. Продолжая их можно было совсем остаться без армии. Тогда неприятель решил добить полуразрушенную крепость при помощи подкопов, но 17 минных галерей были обнаружены и своевременно взорваны казаками. 

Подходила осень, начинались дожди и холода, стали распространяться болезни. Турецкая армия таяла изо дня в день, а с нею и надежда овладеть городом. В рядах войск началось разложение, татарская конница отказалась идти в пешие наступления, усугублялись нелады между старшими начальниками. Командующий турецкой армией попробовал купить Азов. Но казаки « на их бусурманские прелести не покусились и им всем отказали». 
Однако тяжело было защитникам Азова. Живыми оставалось не больше трех тысяч воинов.

Кончались боеприпасы и продовольствие. Тело от утомления отказывалось служить, хотя дух бойцов не был сломлен. Не смерть была страшна, а плен.  Казаки были готовы на всякую попытку, чтобы пробиться или умереть в бою. Приняли предложение атамана Осипа Петрова ударить на турецкий лагерь и биться до последнего.  В ночь на 14 октября, под праздник Покрова Божьей Матери, казаки, отслужили молебен, молясь всю ночь, испрашивая у Пресвятой Богородицы заступничества. Поклялись лечь костьми, но города не сдавать. Попрощались друг с другом по-братски, обнялись, перецеловались и решили наутро сделать последнюю попытку победить или умереть всем до единого человека. 

Под утро страшные, опаленные, со сверкающими нечеловеческим огнем глазами, они двинулись на врагов. Но к удивлению своему не нашли ни одной живой души.  Только где-то у моря раздавался глухой шум отступающих турецких войск.  С тех пор повелось у казаков считать, что заступилась за них Богородица, и отмечают они свой войсковой праздник в день Покрова Божьей Матери. 

Источник: http://kazaknation.com/blogs/entry/--2011-10-13-1

Поиск по сайту:


Текущие новости:
НОВЫЕ ИЗДАНИЯ КАЗАКОВ В ДАР БИБЛИОТЕКЕ
БЛАГОДАРНОСТЬ АТАМАНУ ОТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Обновление от 12.11.2018г. "ГЛАВА" БУДУЩЕЙ ЕППУЦ КРИПТОУНИАТ И РЕЗИДЕНТ ЦРУ?
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ 100 ЛЕТ ОКОНЧАНИЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ: СТО ЛЕТ НА ОСОЗНАНИЕ
Поздравление атамана с днём Сибири
КАЗАКИ ПРОНЕСЛИ ПО САЛЕХАРДУ ИКОНЫ И ХОРУГВИ
Обновление то 5.11.2018г. ДЕНЬ СИБИРИ К годовщине взятия столицы Сибирского ханства Ермаком и учреждения праздника
В САЛЕХАРДЕ ПРОШЛИ ПРАЗДНИКИ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ И ЕДИНСТВА
СОБЫТИЯ КАЗАЧЬЕЙ НЕДЕЛИ
ЭТО НУЖНО НЕ МЁРТВЫМ, ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ!
Обновление от 31.10.2018г. Кубанская Войсковая Спартакиада по казачьим боевым искусствам – 2018 года
Обновление от 30.10.2018г. Забайкальская Одиссея реж. Сергей Головецкий 2016г.
АТАМАН ПРЕДЛАГАЕТ ВОЗРОДИТЬ ПРАЗДНИК «ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ»
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика