О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ Верховному Атаману Общероссийской общественной организации «Союз казаков», члену Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества П.Ф.Задорожному
О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ
Верховному Атаману Общероссийской общественной организации «Союз казаков», члену Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества П.Ф.Задорожному
Уважаемый Павел Филиппович!
Ознакомившись с текстом «Стратегия Развития российского казачества до 2020 года и последующий период», считаю, что стратегия в этом вопросе, безусловно, необходима, но представленный документ разработан только в интересах одной структуры, не объединяющей всех казаков и для удобства власти осуществлять руководство реестровыми обществами. В нём, за редким исключением (один раз в разделе «Общие положения» и один раз в разделе «3. Завершающий -2018-2020гг»), даже не упоминаются структуры других казачьих формирований, не входящих в реестр. Отрадно, что, в проекте официального документа появилась, наконец, близкая к истине цифра о численности в пределах 600 тыс. человек, а не высказываемая ранее мифическая цифра в 7 миллионов.
В стратегии на первом месте и это является её основой стоит мифическая казачья государственная служба, а не восстановление этнокультурной сущности казачества, а затем уже его участие в деятельности на благо государства. Это отражено в разделе «Цели, задачи, субъекты и принципы реализации Стратегии» через решение первой задачи. Развитие духовно-культурных основ и патриотизм находятся на последнем, третьем месте.
Далее в тексте к субъектам реализации Стратегии от казачества указано только всероссийское казачье ОБЩЕСТВО (других субъектов от казачества не предусматривается). Это же отражено и в основных направлениях и механизмах реализации Стратегии, где сделан упор только на военную компоненту и опять же, якобы, на особую «государственную службу», которая до настоящего времени не предусмотрена в нормах федерального законодательства, вплоть до Конституции РФ. Непонятно и создание единого казачьего движения, включающего в себя только казачьи общества и некоммерческие организации, что с точки зрения права практически одно и то же. Это было подчёркнуто на прошедшем в октябре текущего года в городе Тюмени на круглом столе: ««Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского региона» (Прилагается)
Настораживает и заложенная в Стратегии система совершенствования взаимодействия органов власти с российским казачеством, в основу которой ставится создание многочисленных управленческих структур при органах государственной и муниципальной власти. А это чиновничья прослойка, вызовет рост её численности, получит командные полномочия, и не будет способствовать единению казачества с низов на основании согласительных процедур.
В части духовно-нравственного воспитания, полагаю, что однозначный упор только на православие при всей его однозначности для казачества не может служить единению с казаками, проповедующими ислам и буддизм. Здесь формулировки должны отражать и те точки соприкосновения с другими религиями, исконно шедшими рядом. Иначе в Российской Федерации не будут решаться общенациональные вопросы, о которых говорится в Стратегии далее.
В сфере образования полагаю, что упор только на кадетские казачьи корпуса, осложнит работу на местах в общеобразовательных школах, в которых могут быть кадетские казачьи классы, как элемент начального военного образования. Введение очередной новой формы, новые удостоверения, новый порядок регистрации и т.д. приведут к тому, что исторически сложившиеся в казачестве традиции будут окончательно утрачены.
В целом проект Стратегии требует концептуальной и детальной проработки, как с точки зрения его понятийного аппарата (имеют место различные определения (российское казачество, казачьи общества, общественные объединения казаков и нестыковки с действующим отраслями права, отражёнными в федеральном законодательстве и Конституции РФ), так и участия самих казаков в разработке перспективных документов российского казачества. Нужно прекратить спекулятивные высказывания об особой казачьей государственной службе казаков, а развивать местные формы его самоуправления, традиции и культурное наследие, как основы дальнейшего развития исконного казачества, а не наёмничества, которое имеет место в настоящий период времени.
Атаман Обско-Полярной казачьей линии, член рабочей группы при Правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа по делам казачества, депутат Законодательного Собрания автономного округа, кандидат юридических наук. В.И. Степанченко. 17 ноября 2011 года, исх. № 27-ВС, г. Салехард.