ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ ЗАКОНА ЯМАЛО- НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «О РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО- НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ ЗАКОНА ЯМАЛО-
НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «О РАЗВИТИИ
РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-
НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
В пояснительной записке к представленному законопроекту указано, что современное российское казачество переживает очередной этап своего возрождения, в рамках которого на федеральном уровне приняты основополагающие нормативные правовые акты, среди которых новая Концепция государственной политики в отношении российского казачества от 2 июля 2008 года и ранее принятый федеральный закон от 5 декабря 2005 года, №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».
Вместе с тем вопросы казачьего сообщества регулируют и иные федеральные нормативные акты и законы. В частности, федеральные законы: «О некоммерческих организациях», который регулирует правоотношения в казачьих обществах (реестровом казачестве) и федеральный закон «Об общественных объединениях», которым руководствуются казачьи общественные образования (казачьи общины)». При этом стоит отметить, что как те, так и другие относятся к практически одинаковым по форме общественным организациям и регистрируются в соответствующих органах юстиции.
Рассмотрев проект Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О развитии российского казачества на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», представленный на окончательное чтение 21 сентября 2011 года, считаю, что в целом законопроект, регламентирующий общественные отношения, возникающие на современном этапе, в связи с возрождением казачества, сохранением его исторических традиций и духовного наследия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа необходим. Однако считаю необходимым повторно изложить правовую позицию по данному законопроекту.
1.Рассмотрение законопроекта в первом чтении завершилось принятием в июне 2011 года, с условием создания рабочей группы для его доработки, что предусмотрено регламентом Законодательного Собрания ЯНАО.
На второе чтение доработанный, с учётом замечаний и предложений законопроект должен вноситься от имени соответствующего комитета Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа. Однако депутатская рабочая группа после принятия законопроекта в первом чтении не создавалась и не работала, что является существенной недоработкой при внесении законопроекта в окончательном чтении.
Протокол рабочего совещания по доработке законопроекта под руководством начальника Управления Министерства юстиции РФ по ЯНАО А.И. Сака от 11 июля 2011 года № 1, не предусмотрен регламентом Законодательного Собрания автономного округа, и не может иметь статус рабочей группы по доработке указанного законопроекта. Кроме того, протокол составлен и подписан без ознакомления с ним участников совещания, в частности атамана Назовского казачьего округа Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России Старостина А.Н., о чём есть его заявление.
2.Утверждение в пункте 5, протокола рабочего совещания от 11 июля 2011 года №1, как и в таблице поправок, подписанной заместителем губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директором департамента международных и внешнеэкономических связей А.В. Мажаровым о том, что «терминология «российское казачество» подразумевает общественные объединения российского казачества и казачьи общества (реестровое казачество) в целом» не соответствует тексту законопроекта, где используется только термин «казачьи общества».
А, так как законопроект разработан только на основе федерального закона «О государственной службе Российского казачества», то в части 1, пункта 1, Статьи 2 этого закона чётко указано, – «Российское казачество – граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ». А в части 1, пункта 2, Статьи 2 дано определение, что понимается только под термином «казачье общество».
Следовательно, указанное мною ранее предложение, доработать законопроект с учётом Концепции государственной политики Российской Федерации от 2 июля 2008 года, подписанной Президентом РФ Медведевым Д.А., в котором указано, что государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений российского казачества и казачьих обществ, налаживание между ними взаимодействия в интересах российского казачества остаётся в силе. Либо наименование законопроекта должно быть: «О развитии казачьих обществ на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».
При этом участники законотворческого процесса должны чётко понимать, что в представленный законопроект не соответствует требованиям Конституции РФ, которая устанавливает, что общественные объединения равны перед законом (часть 4, статья 13), однако в законопроекте определяются правоотношения только казачьих обществ и не отражены законные интересы общественных казачьих объединений.
Кроме того, в Конституции не допускается установление различного порядка регистрации этих объединений. Вместе с тем часть 1, Статьи 4 законопроекта наделяет губернатора автономного округа процедурой согласования устава войскового казачьего общества и уставов окружного (отдельского) казачьего общества, что федеральным законом «О государственной службе российского казачества» не предусмотрено.
В федеральном законе «О государственной службе российского казачества» (часть 1, Статья 6) говорится о согласовании с территориальными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обязательств, какие именно казачьи общества принимают на себя. И это логично, так как эти обязательства должны быть востребованы властью именно на местах. Вот они то и согласовываются, а затем вносятся в соответствующие уставы казачьих обществ. Поэтому часть 6, статьи 6 федерального закона «О государственной службе российского казачества» содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для внесения казачьего общества в государственный реестр, в котором согласование с губернаторами не предусматривается.
Следует обратить внимание и на то, что философия представленных норм закона будет принуждать гражданина к вступлению в определённое казачье общество, что нарушает один из основных принципов Конституции – никто не может быть принуждён к вступлению в какие-либо объединения (часть 2 статьи 30), ибо получается, что для признания гражданина Российской Федерации российским казаком, он должен вступить только в казачье общество. А исходя из этого органы государственной власти (Статья 3, Статья 7 законопроекта) будут содействовать, и защищать гражданские, экономические, социальные и культурные права только казаков входящих в казачьи общества.
3.Следует отметить, что единственный момент в законопроекте, где всё же упоминаются общественные объединения российского казачества – это пункт 4, Статьи 5 законопроекта и то здесь речь идёт о наделении полномочиями исполнительного органа государственной власти по осуществлению государственной политики российского казачества… Следовательно разработчики признают, что таковые казачьи объединения существуют, но не определяют предмет их правового регулирования во взаимодействии с органами государственной и муниципальной власти.
Поэтому полагаю, что законопроект должен быть доработан с учётом позиции комитета по делам национальностей и общественных объединений Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 июня 2011 года, № 20 и экспертно-правового управления Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа.
Исходя из выше изложенного, предлагаю, с учётом Концепции государственной политики в отношении российского казачества от 2 июля 2008 года, обсудить законопроект на рабочей группе, созданной, в соответствии с регламентом работы и протокольной записи предыдущего заседания Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа. При этом готов участвовать в её работе и высказать конкретные предложения по законопроекту.
Доработанный законопроект, должен служить взаимопониманию, а не разделению людей по их убеждениям. Тогда он будет играть положительную роль в возрождении российского культурного пласта, исторических традиций и духовного наследия казачества. При этом соответствовать основополагающим принципам, заложенным в Конституции Российской Федерации. В противном случае, представленный законопроект не может рассматриваться окончательно и должен пройти процедуру второго чтения.
Депутат Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, атаман
Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска Союза казаков России,
член рабочей группы при Правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа по делам казачества, кандидат юридических наук В.И.Степанченко.