ПОДВОДНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ НА ЯМАЛЕ
Мне посчастливилось быть свидетелем уникального эксперимента, который был осуществлён в 1995 году. 25 лет назад из базы Северного флота вышла многоцелевая атомная подводная лодка пр. 671 РТМ – класса «Виктор-III». В отсеках лодки стояли не грозные ракеты и торпеды, а несколько тонн картофеля и других промышленных товаров. Порт назначения – Харасавэй, полуостров Ямал. Этим походом моряки-подводники начали эксперимент по освоению новой профессии - подводных грузоперевозчиков. Освоение велось под чутким руководством и при прямой финансовой заинтересованности командования Северного флота, которое снарядило боевую субмарину в необычный поход при содействии «Газпрома» и других нефтедобытчиков. Одним из инициатором данного проекта стал Герой России, капитан I ранга, командир атомного подводного ракетоносца «Касатка», Ефанов Аркадий Петрович.
Так получилось, что 4 апреля 1995 года, он находился с атаманами ОПКЛ Союза казаков России в Салехарде, где проходила встреча с губернатором ЯНАО, по вопросам развития казачества. В то время я был атаманом Обско-Полярной казачьей линии и Ямальского казачьего округа Союза казаков России. Жили мы в гостинице «Геолог» и там же остановился Ефанов Аркадий Петрович. В первый же день заселения в гостиницу мы с ним познакомились и он нам рассказал цель своего приезда в Салехард. Всех казаков заинтересовала перспектива доставки грузов подводными лодками. Он нам популярно рассказал, что для движения танкеров с грузами по Северному морскому пути приходиться использовать ледоколы, что очень дорого и значительно увеличивало время, необходимое на транспортировку. По его словам, побережье Ямала имеет одну характерную особенность, благодаря которой и стала возможной реализация данного проекта. Речь идет о так называемой «заприпайной полыньи». Несмотря на температуру до минус 35 градусов и толщину припая до 1,5 м, на расстоянии 30-40 м от берега образуется «чистая вода» – свободное ото льда пространство. Размеры «чистой воды» и глубины до 100 м теоретически позволяли осуществить беспрепятственное всплытие любой АПЛ.
Крайне важно, что подлодка не только способна транспортировать значительные объемы грузов, но и проделывает основной путь подо льдом, что позволяет значительно сэкономить на ледовой проводке (сопровождение ледоколом), необходимой надводным судам. Использование АПЛ для транспортировки грузов позволило бы сделать навигацию по Карскому морю круглогодичной. В качестве «грузовика» предполагалось использовать переоборудованные подлодки проекта 949. По задумке инженеров Петербургское ЦКБ МТ «Рубин» вместо ракетной палубы по бортам планировалось установить специальные емкости примерно по 10 тыс. т. каждая. Авторы проекта считали, что использование АПЛ сможет быть полезным не только бизнесу, но и флоту. Нужно понимать, что это были 90-е лихие годы и ВМФ России выживал, как мог. Как говорил Аркадий Петрович, что данный проект по подводным перевозкам мог принести флоту определенную прибыль, а сами походы стали бы частью плановой подготовки новых подводников. На обратному пути, лодка должна забирать нефтепродукты в специальные емкости по 10 тыс. т. и даже «вахтавиков» можно возить.
Я ему помог договориться о встречи с губернатором ЯНАО Ю.В. Неёловым, так как имел непосредственный контакт с Юрием Васильевичем. Аркадий Петрович встретился с губернатором через несколько дней. Встреча, по его словам прошла отлично, они договорились о пробном рейсе подводной лодки к полуострову Ямал в район п. Харасавей. И даже было подготовлено письмо на имя Председателя Совета министров РФ Черномырдина В.С. Как вспоминал в последствии А.П. Ефанов: «Представители "Рубина" обратились ко мне с просьбой принять участие в экспедиции. Им был нужен специалист-подводник, представляющий реальные возможности АПЛ. По прибытии в поселок Харасавэй на Ямале я в составе рабочей группы участвовал в подготовительном этапе. Конечно, особое внимание тогда уделялось ледовой обстановке на Карском море».
Нужно отметить, что Аркадий Петрович рассказал казакам очень много о работе подводника. Поведал нам, что в августе - сентябре 1993 года, он с экипажем атомного подводного ракетоносца К-456 «Касатка», совершил трансарктический поход длиною в 15500 миль под почти сплошным ледовым покровом. Во время плавания были отработаны новые тактические приёмы нанесения ракетного удара по авианосно-ударному соединению, а так же освоен новый приём применения унифицированных торпед, для обеспечения аварийного всплытия корабля во льдах, способом «полынья». Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1994 года «за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания в условиях, сопряжённых с риском для жизни», капитану I-го ранга Ефанову Аркадию Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации. Аркадий Петрович, так же был награждён Орденами «За личное Мужество» и «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» всех трёх степеней. В ходе наших встреч он подарил мне и атаманам небольшие листки, на которых был изображен подводный атомный ракетоносец «Касатка». Хотелось бы сказать, что в ходе данного эксперимента, выявились значительные трудности, которые экономически и практически были не выгодны. Ефанов Аркадий Петрович родился в 1953 году, умер 22 июня 2018 года в г. Санкт-Петербурге. Вечная Память патриоту России, капитану I ранга, Герою России Аркадию Петровичу Ефанову, который на очень короткий миг мелькнул на историческом небосклоне Ямала. Но именно из таких мигов и сплетена наша Российская история, наша историческая память.
Зайцев Г.С. основатель Ямальского районного музея,
почётный атаман ОПКЛ, к.и.н. 2 мая 2020 года. (В редакции автора)