Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

ДУМКИ ИЗ ДАЛЕКА

        В начале текущего лета,  председатель Совета стариков Обско-Полярной казачьей линии, есаул Союза казаков России П.П. Бобрик  побывал в Семипалатинске, где,  встречаясь в Храме с казаками,  передал им  с Ямала и, в частности от атамана, автора казачьих книг и публицистических статей-размышлений о путях возрождения современного казачества, авторские книги  и настенные тематические календари, посвящённые ХХV-летию учреждения Обско-Полярной казачьей линии, которая стала началом возрождения казачества в  Ямало-Ненецком автономном округе.

       В результате его пребывания, в адрес атамана Обско-Полярной казачьей линии  Сибирского казачьего войска Союза казаков России В.И. Степанченко пришло письмо из Семипалатинска с мыслями, навеянными атаманскими книгами. Мы благодарны Ивану Лисиенко, который поделился своими думками с нами-северянами, но полагаем, что его рассуждения будут интересны и другим, так как в них отражены многие вопросы современности и высказаны мысли казаков, живущих за пределами современной России.     

        Поэтому пресс-служба Обско-Полярной казачьей линии решила опубликовать их для  читателей сайта. Читайте братья казаки:

 

Здорово живете, батько Атаман!

      К сожалению, я не профессиональный литературный критик и особыми литературными талантами не обладаю. Несколько раз я пытался подойти к написанию заметки, пока, в конце концов, просто не написал о том, что думаю, так сказать мысли, навеянные книгой. Что и предоставляю Вам. 

С большим уважением,

 хорунжий Иван Лисиенко     

 

Вот эти казачьи думки:

     Алексей Ачаир, казачий поэт во время Второй Мировой войны в своей статье «Русская казачья Идея» писал: «Как аксиому надо принять следующее положение: КАЗАЧЬЯ ИДЕЯ – это самобытная, в её чистом виде русская национальная идея. Вне влияния каких-либо посторонних течений развиваясь, она преодолела все препятствия стихийно и свободно в условиях становления Российской имперской государственности. Устроение казачьей жизни и быта, казачья экономика и хозяйство, система казачьего управления и самоуправления – любопытнейший, достойный глубокого внимания и подражания пример для всего русского народа и, в частности, для эмиграции, живо интересующейся прогнозами будущего нашей Родины. Определению казачества не соответствуют узкие понятия о сословии, ибо казачество было и есть ВСЕСОСЛОВНО. В казачестве были свои войсковые старшины, было свое дворянство, свое духовное сословие, мещанство, сословие землепашцев (никогда, кстати, не знавшее крепостного права), и все они в совокупности представляли собой военное братство, прототип вооруженного народа.?! У казаков все сословия были «по существу», а не по наименованию, начиная от ремесленников и кончая графами и князьями, равно не оставлявшими своего казачьего имени.

     Казачество – это не род оружия (иррегулярная кавалерия). Это природное, а не искусственно воспитываемое, воинство всех родов оружия. У казаков были и своя кавалерия, и пехота (пластуны), и артиллерия, и могли быть (и могут быть) свои моторизованные части и авиация. Казачество – это не национальность, это не отдельный от русского казачий народ, не особый этнос. ЭТО САМ РУССКИЙ НАРОД в его видимом многообразии и духовном единстве. Казачий, беспокойный вольнолюбивый дух, не уживался с жизнью «в клетке», в условиях принижения и отсутствия возможности проявлять собственную инициативу (заметьте!). В сечи и в казачьих войсках были представители многих национальностей, объединенных в одно целое ВЕРОЙ, ЯЗЫКОМ и ОБЫЧАЯМИ. По существу, казачество представляло и представляет в его идеальном выражении – военно-народное братство или, если хотите – «РУССКОЕ ДУХОВНОЕ РЫЦАРСТВО». Казаки защищали Россию свой дом и дом для многих народов. Участвовали практически во всех войнах. Они первыми ворвались на стены Казани, казаки малым числом покорили Сибирское царство и преподнесли ее в дар Русскому Царю Ивану Грозному. Всего полсотни лет понадобилось ватагам смельчаков, что бы от уральских гор дойти до берегов Аляски. Покорив гигантский край –  Сибирскую землю.

      Русский народ с гордостью назвал своего богатыря Илью Муромского в былинах «Старый[1] Казак». Князь Святослав Храбрый носил простую рубаху разве что немного чище, чем у его дружинников, на голове чуб оселедец, брил бороду, но носил длинные усы и в левом ухе серьгу. Разве по описанию не напоминает какого-нибудь казачьего атамана? Поэт  Михаил Лермонтов в своей колыбельной песне написал  нежнейшие слова посвященные казакам. Казаки покрыли себя неувядаемой славой. К сожаленью грозный ХХ век внес свои коррективы. Сначала несчастная русско-японская, потом первая мировая, следом революция и гражданская война –  унесли жизни множества русских людей, в том числе и казаков. Едва только люди оправились от этих жертв, как над многострадальным русским народом пронесся еще один вихрь, бросивший в ненасытную пасть Молоха еще сотни тысяч, если не миллионы жертв при расказачивании. Жесточайших репрессий, которые были обрушены на казачество иудами Троцким, Свердловым и другими, такими же, как они палачами.  ХХ век стал настоящей голгофой для казачества».

     Но, несмотря на все беды и невзгоды казачество гордо несло свой терновый венец. И в грозный час испытаний в 1941 году, казаки встали на защиту своей родной земли. Во время Второй Мировой войны на фронт уходили полки, дивизии, сформированные из казаков. В ходе боёв не одно казачье подразделение  получило почетное звание гвардейских. Множество казаков стали  героями Советского Союза. Среди них – танковый ас № 1,  Д.Ф. Лавриненко – кубанский казак, уроженец станицы Бесстрашной; генерал-лейтенант инженерных войск, Д.М. Карбышев – природный казак-кряшен, уроженец Омска; командующий Северным флотом адмирал А.А. Головко – терский казак, уроженец станицы Прохладной; конструктор-оружейник Ф.В. Токарев – донской казак, уроженец станицы Егорлыкской Области Войска Донского; командующий Брянским и 2-м Прибалтийским фронтом, генерал армии,  М.М. Попов – донской казак, уроженец станицы Усть-Медведицкой области Войска Донского». Среди них был и полный георгиевский кавалер за Первую Мировую войну, ставший Героем Советского Союза, во время Великой Отечественной войны –  донской казак-легенда К.И. Недорубов.

      Наконец вроде бы вновь настало время для казачества. Ан нет! Кончилась война и казаки,   несмотря на все свои заслуги вновь в забвении. И только на исходе ХХ века в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого века, как сказочная птица феникс из пепла войн, трагедий и забвения казачество стало на путь возрождения. После семидесяти лет изгнания эти люди снова заявили о себе и о своей готовности встать на защиту своей Родины. Начали проводиться научно-практические конференции с участием именитых учёных и краеведов, в том числе и из числа родовых казаков. В большом количестве стали выходить книги о казачестве, печататься репринтные издания дореволюционных авторов и авторов из эмиграции. Появились книги современных авторов, посвященные казачеству. К большому сожалению, среди такого большого потока информации было и множество изданий наполненных недостоверной информацией, вводящих читателя в область мифов и откровенной лжи.

      На фоне современных авторов своими работами выделяется кубанский казак в восьмом поколении, а ныне атаман Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска Союза казаков России Валерий Иванович Степанченко, стоявший у истоков возрождения казачества на Ямале и Сибири. Его книги «Казачьему роду нет переводу!», «Говорим, гутарим, балакаем и применяем!..» (Часть I и II), «На рубеже веков» (Часть I и II),  наполнены искренней любовью к вырастившей его кубанской земле и ставшим для него родным, седой Ямал. В его книгах и статьях  поднимается проблематика, которая волнует казаков  сейчас, говорится об истории, традициях, культуре, духовной основе наших предков. Всего у автора уже около 200 публикаций и ряд монографий о казачестве, краеведении и государственном устройстве.     Одна из недавних работ, увидевшая свет в прошлом году,  это уже третья книга казачьего словника «Говорим, гутарим, балакаем и возрождаем».

       В казачестве это не первая попытка создать словарь казачьего говора. Одним из наиболее известных работ, было издание казачьего словаря-справочника в иммигрантской среде, составленного Г.В. Губаревым, который  вышел в 60-е годы прошлого века в США  под редакцией А.И. Скрылова. Несколько раз издательством «Вече» он переиздавался в России уже в ХХI веке. Данный словарь является срезом культуры казаков на дореволюционном уровне. Г.В.Губарев принадлежал к наиболее неоднозначной части казачьей эмиграции «вольно-казачьему движению», поддержавшем во время Второй Мировой войны агрессию фашизма на Советский Союз и даже выступившим в его рядах. Поэтому полагаю, что подбор слов и понятий в этом словаре достаточно предвзятый и неоднозначный. К тому же, он «застрял» на уровне начала ХХ века. В начале сего грозного века народ в России смотрел на обычную лампочку как на чудо, а сейчас  век полетов в космос и нанотехнологий. Россия сделала огромный шаг в развитии, как в технологии, так и в культуре. Этот шаг вместе с Россией и его народом сделало и казачество.

      Ситуация в казачьем говоре, культуре и обычаях  на современном этапе как раз и представлена в новом словнике, составленном В.И. Степанченко и вышедшем в свет в 2016 году. Несколько томов автором-составителем любезно были подарены нам. Казаки благодарны за столь ценный в духовном плане подарок. Мы живём в век, когда под влиянием космополитизма размываются культурные границы и молодежь, увы, отравлена чуждым русской культуре влиянием запада. Когда видишь идущего по улице казака одетого в джинсы и футболку, а на голове парадная фуражка с кокардой, или в кубанке с непонятным цветком на донце вместо животворящего креста, выход подобной книги становится культурным событием, настоящим, крепким камнем в основе  восстановления истиной казачьей культурой. На взгляд казаков книга вполне заслуженно была замечена на самом высоком уровне. В день празднования в 2017 году Крещения Господня В.И. Степанченко получил  за книгу «Говорим, гутарим, балакаем и возрождаем!» престижную лауреатскую премию Союза писателей России в номинации «Справочная литература» и стал лауреатом премии «ИМПЕРСКАЯ КУЛЬТУРА». Ему была вручена   лауреатская медаль «ВЕРА, ОТЕЧЕСТВО, ЧЕСТЬ».

     Его   книга разбита на 6 тематических блоков. В  пяти из них представлены около 6000 слов и понятии отражающих практически все стороны казачьей жизни и многие факты,  события из богатой казачьей истории. В первом разделе «Казачий уклад, общие определения, бытовые понятия, старинные исторические, географические названия, слова и понятия других народов, с которыми соприкасались казаки» представлены слова и лексемы показывающие широчайшую географию культурных, торговых связей а так же боевых стычек казаков с народами населяющими гигантскую территорию евроазиатского континента. Во втором и пятом разделах словника  представлена воинская лексика. Раскрывающая всю гибкость и подвижность казачьего говора, показывающая постоянное развитие в результате заимствования и адаптации слов, попавших к казакам в результате военных и культурных контактов с тюркскими, монгольскими, кавказскими народностями, а также народностями, проживающими на просторах Сибири.  

      Наверное, невозможно представить себе казака в отрыве от материнской православной веры. В истории казачества были части составленные из казаков не только православного,  но и мусульманского и даже буддистского вероисповедания. На современном этапе практически все казаки являются православными, представители иных конфессий, или как говорили раньше инославных, мало. Поэтому Валерий Иванович не мог не обойти вниманием, православную грань культуры, посвятив ей довольно внушительный третий раздел своего словника «Православие в казачестве и религии других народов», упомянув при этом и другие основные религии. Этот раздел представляет своеобразный духовный справочник. В силу 70-летия правящего атеизма и современной куче всяких сектантских и сатанинских сект, куда так просто попасть некрепким духом молодым казакам, данный раздел может служить своеобразным светильником во тьме, который поможет выбраться из пут всевозможных учений, иной раз прикрывающимися христианскими масками, и вернуться в лоно матери православной церкви.

       В разделе под номером четыре, который называется «Одежда казаков и народов, с которыми они соприкасались», представлена одна из наиболее ярких черт казачьей культуры – казачья одежда и традиционный повседневный костюм.  Именно в костюме наиболее ярко проявились эстетические вкусы, традиции, форма и глубина адаптации к окружающей среде. Особенное место в данной категории занимает казачий женский костюм. Прекрасные образцы которого, актуальны как никогда. Невозможно представить себе истинную казачку в брюках или в мини-юбке или с глубоким декольте. Костюм казачки был очень красив, подчеркивал все достоинства её прекрасной фигуры, но тем не менее был очень скромным и целомудренным. Вот чему бы поучиться молоденьким девчатам казачкам.

      Раздел шестой называется «Хронограф Обско – Полярной казачьей линии 1990-2015 гг.» здесь кратко представлена, но все же подробная 25-летняя история развития казачества на Полярном круге. Уникальность данного раздела в том, что  хронология  составлен самим автором и непосредственным участником событий с самого начала возрождения казачества на Ямале и в Сибири.  Одной из ярких черт данного издания является то, что книга снабжена множеством фотографического материала, в котором представлены, как исторические фотографии собранные автором, так и современные фотографии, героями которых стали казаки возрождающие казачество, в том числе и В. И. Степанченко и его близкие родственники. Удивляет раздел словника, который во многих справочниках и работах обходят читатели стороной. Этот раздел список  литературы и использованных материалов. Только перечень материалов составил 315 единиц на 18 листах довольно крупного формата. Это показывает о той титанической работе по изучению,  переработке и переосмыслению  всего того массива информации, который пришлось изучить автору для написания этой книги. Думаю не многие молодые люди, за всю свою жизнь, прочитали такое количество книг. Что вызывает неподдельное уважение к автору словника.

         В заключения хочется пожелать автору сибирского здоровья, кавказского долголетия и кубанского изобилия. Ну и, конечно же, дальнейших успехов в его нелегком деле – возрождении культурных традиций казачества. Да хранит Вас и всех Ваших близких Всемогущий Бог и Пресвятая Богородица! Слава Богу, что мы казаки, а не кто иные!

Хорунжий Лисиенко  Иван

г. Семипалатинск  

 

Р.S. Для всех желающих ознакомиться с творчеством атаман, пресс-служба ОПКЛ сообщает, что с указанной  книгой  и другими его изданиями можно ознакомиться на нашем сайте в разделе «КНИГИ». Кроме того, автор будет благодарен, если вы поделитесь своими интересными словами из казачьего лексикона, которые в перспективе могут войти в последующее переиздание его словника.

Пресс-служба ОПКЛ

г. Салехард

26 июня 2017 года

 

 

 



[1]  Общеславянское слово индоевропейской природы (в древнеиндийском находим sthiras — «крепкий»), восходит к той же основе, что и глагол стать, буквально означает «ставший», а также большой , гордый.

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
В КИТАЕ ЛИКИДИРОВАЛИ «ВОЦАП», А МЫ ВСЁ РАДУЕМСЯ ЦРУшному «БЕСПЛАТНОМУ СЫРУ»
ПОЕЗД ПОБЕДЫ В ТЮМЕНИ
КАЗАКИ ОТМЕТИЛИ 65-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ АТАМАНА
ГАГАРИНСКОЕ «ПОЕХАЛИ!» НА ЯМАЛЕ
ВСТРЕЧИ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ, АВИАЦИИ И РУССКОМУ ХАРАКТЕРУ
О ГЕРОЯХ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
МИССИОНЕРСКАЯ МИССИЯ В БЕЛОЯРСК И ЩУЧЬЕ ПРИУРАЛЬСКОГО РАЙОНА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ВСТРЕЧА В ШКОЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ПЕДАГОГИ И УЧЕНИКИ В ПОЛНОМ ВОСТОРГЕ!
ПРИКАЗ АТАМАНА ИСПОЛНЕН НА ОЧЕРЕДНОМ МЕРОПРИЯТИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЕРМАК" ПОПОЛНИЛА БИБЛИОТЕКУ ОШЮК «ТЮМЕНСКИЙ СЛЕДОПЫТ»
КАЗАКИ С ЯМАЛА СОБОЛЕЗНУЮТ. ВОЗМЕЗДИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕМИНУЕМЫМ!
КЛАДЕЗЬ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ
Ямальские тяжелоатлеты разыграли награды на окружных соревнованиях
АТАМАН ПОЗДРАВИЛ СОТРУДНИКОВ СО 145-ЛЕТИЕМ УГОЛОВНО-ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА В ТЮМЕНИ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика