Эрдне Васильевич Догдаев – единственный участник Сталинградской битвы в Ишиме и Ишимском районе. Ветеран сам удивляется, как жив остался, столько испытав. Эрдне Васильевичу идет девяносто седьмой год. Родился в селе Вознесеновка Калмыкской АССР. Его предки – потомственные казаки, верой и правдой служили родной земле и тому, кому клялись в верности еще с пушкинских времен. Семья была большая, прокормить непросто. Поэтому к тяжелому труду привык с детства. Однако голодный 1933 год унес в мир иной многих братьев и сестер, из одиннадцати в живых остались Эрдне и две сестры. Окончил семилетку и по настоянию отца продолжил учебу в Элисте, но окончить учебное заведение не удалось. Сильно заболел отец, за старшего в семье остался Эрдне. В родном селе грамотного паренька приметили и определили в учетчики.
С первых дней войны он рвался на фронт. Ведь Отчизну защищать – священный долг человека. Так учили его отец и дед. В сентябре Эрдне мобилизовали в строительный батальон. Возводили оборонительные сооружения, рыли противотанковые рвы на Дону. Когда в июле 1942 года враг подошел к Сталинграду, полк подняли по тревоге и эвакуировали в Среднюю Ахтубу. Здесь охраняли склады с боеприпасами и продовольствием. А в сентябре взвод усилили моряками-севастопольцами и отправили защищать Сталинград. – Первыми нам попались румынские части, воевавшие на стороне Германии, – вспоминает фронтовик. – Как только русские двинулись в наступление, они воткнули штыки в землю, закричали: «Сталин гут, Гитлер, Антонеску капут» и тут же сдались в плен. Потом пулеметчик станкового пулемета Догдаев в составе 57-й армии держал оборону в селах Малые и Большие Чепурники Сталинградской области. В одном из боев получил ранение. В полевом госпитале хирург достал пулю и отдал бойцу на память.
– Долго эту пулю носил с собой, потом потерял, как и «бу» (амулет с краткой молитвой тибетских монахов), – вспоминает участник Великой Отечественной войны. – Его, провожая на фронт, к нательному белью пришила мать. По буддийской вере он предохраняет от всех несчастий.
В госпиталь Эрдне попал спустя две недели. Здесь, в городе Петровске Саратовской области, в ночь под Новый 1943 год услышал по радио об освобождении Сталинграда и столицы Калмыкии Элисты. Для него это была большая радость. После выписки в составе 42-й отдельной стрелковой бригады отбыл на Центральный фронт в район города Курска.
Вскоре смелого, отважного помкомвзвода роты автоматчиков отправляют на учебу младших лейтенантов в Мичуринск. Ускоренные курсы и вновь передовая – самый горячий участок Орловско-Курской дуги. В новой должности – командира взвода разведки Эрдне повоевал немного, получил тяжелое ранение. На этот раз лечился в госпитале города Ельца. Не успела затянуться рана – он вновь на передовой. Форсировал Днепр, освобождал Белоруссию и Украину. Не единожды его бурная энергия, которую не всегда удавалось унять, приводила к «безумству храбрых», о котором пишут книги и снимают фильмы. Так, под городом Луцком он с боевыми товарищами отправился в тыл врага, чтобы взять языка. – В пылу схватки не заметил, как получил ножевое ранение в ногу, – говорит ветеран Великой Отечественной войны. – Но это не помешало пленить языка и доставить в штаб. За эту боевую операцию Эрдне Догдаев награжден именным пистолетом «ТТ» и повышен в звании до старшего лейтенанта.
За 400 дней до окончания войны – 4 апреля 1944 года отважного воина, потомственного казака, с позором как «врага народа» сослали в Восточную Сибирь. В стране по указу ВС СССР шла операция под кодовым названием «Улусы» – депортация калмыков. На сборы семьям отпускали не больше часа. Многие, не знавшие русского языка, уходили из дома, не захватив теплой одежды и продуктов. В 1948 году приняли во внимание боевые ранения и заслуги Эрдне, поэтому ему разрешили переехать к родным в город Ишим. Здесь он работал на автобазе, но ежемесячно до 1956 года отмечался в комендатуре. После реабилитации фронтовику вернули военный билет и медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Белоруссии», а позже вручили орден Отечественной войны 2-й степени и юбилейные медали.
ШороховаЛюдмила. Газета «Тюменская область сегодня»