Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

КАК ВНУЧКА БОЛЬШВИКА В ЦЕРКОВЬ ХОДИЛА

     На груди у Ивана Попова (он в центре) и его родственника слева армейский знак «За отличную стрельбу». После Гражданской войны, страшась большевиков, многие семьи будут прятать такие фотографии.

Печальную дату – столетие расказачивания – отметили поминальными службами в православных храмах. Отслужили молебен и в Салехарде, в Обдорском остроге, в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Под одними сводами собрались не только те, чьи предки пострадали от красного террора, там была и я – потомок видного большевика. 
История одной фотографии

     Этому снимку, что выше, уже 109 лет. Он сделан в Тюмени, в одном из первых городских фотоателье. На снимке – казак Тобольской губернии села Северный Вагай Иван Ильич Попов с женой Федорой и родственниками. До беспрецедентного по жестокости распоряжения большевика Якова Свердлова еще десять лет… В 1923 году красные придут в село Вагай и застрелят самого грамотного человека, отвечавшего за кассу и подсчет зерна, – казака Ивана Попова. Но не смогут вытравить казачий дух из его малолетнего сына – Михаила. В 1949 году за слова «сын казака за трудодни работать не станет» его сошлют в Салехард, и попадет он на печально известную 501-ю стройку (к слову, начало ей положено ровно 70 лет назад, Постановлением Совмина СССР от 29.01.1949 года). Но даже тогда Михаил Иванович не сломается и накрепко вложит в голову своему сыну Николаю, что он «не нехристь перекрещенная, а самый что ни на есть настоящий сибирский казак». Из Салехарда назад в родное село он не вернется и будет похоронен на местном кладбище. Первый раз о казачестве его сын заговорит лишь в конце девяностых, когда привезет от тетки чудом уцелевшую фотографию. Ту самую, где еще все молоды, счастливы и свободны. 
Долгая дорога к храму

     Помним ли мы поименно тех, кого методично истребляли лишь за принадлежность к казачеству? Помним ли мы, что это случилось не в мрачном средневековье, а во времена наших прадедушек и прабабушек? Сто лет по меркам истории – срок невеликий…  «Прийти на молебен – делов-то...» – наивно полагаю я и даже мысленно обязуюсь испечь домашний хлеб, чтобы положить его на поминальный канун. Но с самого вечера начинается невообразимое: вдруг ни с того ни с сего начинает болеть горло. Удивительно для взрослого человека, никогда не болевшего ангиной. А еще начинают ломить суставы…  Через силу поднимаюсь с постели, сама себя, как малого ребенка, одеваю, понимая, что опаздываю почти на полчаса. Десятиминутный пеший маршрут превращается в получасовую каторгу. Четырежды я останавливалась, чтобы вернуться назад. Удержало одно: понимание, что все это, говоря научным языком – психосоматика, проблема личного характера, сидящая в мозгах и не дающая сделать важный шаг. На подступах к храму чувствую себя едва ли не бароном Мюнхгаузеном, который за косичку парика вытянул себя из болота. Хвост службы и проповедь с возможностью приложиться к кресту и поставить свечи мне все-таки достаются.

     В храме я встречаюсь и с атаманом Обско-Полярной казачьей линии Валерием Степанченко. Он немногословен, ограничивается лишь фразой:– Ну вот, слава Богу, помянули. А вода камень точит… – и раздает собравшимся свое письменное обращение. В нем служивые уже который год поднимают перед властными структурами вопрос об избавлении от дурного наследия – названий, увековечивающих память Якова Свердлова и других палачей казачьего народа. В своем обращении атаман опирается на 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» от 18 декабря 1997 года. Согласно этому закону городам, рекам, улицам и т. д. могут присваиваться имена лиц, непосредственно участвовавших в открытии, изучении, освоении или основании географических объектов. Свердлов, как известно, ничего не открывал, а казаков – исконных первопроходцев, освоителей новых земель – постановил расстреливать… 

Историческая психосоматика

     Уже вечером я нахожу объяснение своему психосоматическому казусу, понимаю, что не пускало меня на церковную службу. Конечно, гордыня! Неготовность склонить голову и признать кармическую сопричастность к большевистским гонениям. А еще вот это кричащее: «Но не я же расстрельные приговоры подписывала, не я же отдавала приказы!» 

     Господи, да все мы тут по кругу стоим виноватые и осознающие, что и теперь, с нашей легкой руки, режутся не человеческие тела, а страницы истории, выхолащивается не казачество, как народ, а память о том, что с этим казачеством было сделано большевиками… Ведь, если признаться, и про эту страницу народной истории я вряд ли узнала бы, не окажись в городе казачьего храма и атамана, собирающего там служивых… 
Что делать? Для начала – научиться сдержанности, не предъявлять друг другу за грехи пращуров. А еще нужно сохранить крупицы памяти, установить имена предков, если не до седьмого, то хотя бы до четвертого колена; расспросить пожилых родственников о том, что помнят они о прабабушках и прадедушках. Так мы хотя бы знать будем, за кого и как в храме молиться. Главное – помнить о том, какая вина лежит на всяком за каждую выброшенную из истории и памяти жизнь.
Вернусь с молитвой и хлебом

     А ночью, после молебна, мне приснился сон. Удивительно яркий, как ожившая картина из прошлого… В рубленую избу входит пожилой казак. Он размашисто открывает дверь внутрь дома, согнувшись, переступает высокий порог, выпрямляется в полный рост и, сняв лохматую шапку и меховые рукавицы, больше похожие на две лопаты, широким жестом крестится на иконы в правом углу. 

– Здоровы будем, братцы! – обращается он к сидящим на широкой лавке к казакам.

– И тебя со Христом принимаем!

–Куска хлеба не найдется? А то больно голодно, – говорит гость.
–Да вот, сами ждем… Радуйся, что хотя бы вспомнили и молитвой подняли…
     Я потом еще полночи не могла уснуть, думала о случившемся. В голове вереницей выстроились события прожитого дня: утренний молебен, мое вчерашнее обещание самой себе прийти на службу с домашним хлебом, как это делали на каждую литию бабушка с мамой. И столетняя фотография, что всколыхнула историческую память сразу нескольких российских семей. 

 Герман Екатерина.  Общественно-политическая газета ЯНАО

«Красный Север».  г.  Салехард, 29.01.2019 г.

 

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
О воспитании.
Обновление от 03.07.2020г Песня о Ямале "Запах ветра обского привольного..."
«КАЗАЧИЙ СПАС»: ПОЧЕМУ ОН ДЕЛАЛ КАЗАКОВ НЕПОБЕДИМЫМИ
ПОЗДАВЛЕНИЕ АТАМАНА С 30-ЛЕТИЕМ СОЮЗА КАЗАКОВ РОССИИ
Обновление от 28.06.2020г. ПРИКАЗ Атамана Общероссийской общественной организации «Союз казаков» 28 июня 2020 г. № 10 г.Москва (по наградам)
Видеопоздравление с 30-ти летием Союза Казаков России
ПОЗДРАВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО АТАМАНА СОЮЗА КАЗАКОВ РОССИИ ПОЛКОВНИКА ЗАДОРОЖНОГО П.Ф.
ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПЕРВОГО ВЕРХОВНОГО АТАМАНА, ПОЛКОВНИКА МАРТЫНОВА А.Г. В СВЯЗИ С 30-ЛЕТИЕМ СОЗДАНИЯ СОЮЗА КАЗАКОВ РОССИИ
АТАМАН-ДЕПУТАТ, ЗАЩИЩАЯ ПРАВА ЯМАЛЬЦЕВ И НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЗАСЕДАНИ ЯМАЛЬСКОГО ПАРЛАМЕНТА VI СОЗЫВА ТРЕБОВАЛ СОБЛЮДЕНИЯ НОРМ ПРАВА
САМОЛЁТЫ ГРУППЫ «РУСЬ» УСТРОИЛИ ШОУ В НЕБЕ НАД САЛЕХАРДОМ
Ответ Совета Федерации на обращение атамана, депутата Ямала, опубликованное на сайте 19 мая 2020 года
НА ЧЬЮ МЕЛЬНИЦУ ЛЬЮТ ВОДУ ЧИНОВНИКИ Г. РОССОШЬ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ФОНЕ 75 ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ?
ОТВЕТ, РАДЕТЕЛЯМ НОВОЙ БОЛЬШОЙ ТЮМЕНИ
АТАМАН, ДЕПУТАТ ЯМАЛА СЛОВ НА ВЕТЕР НЕ БРОСАЕТ И ВСЕГДА ВЫСТУПАЕТ В ЗАЩИТУ ЛЮДЕЙ
ИНФОРМАЦИЯ С МЕСТ. СОВЕТ АТАМАНОВ СОЮЗА КАЗАКОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика