Недавно в Новочеркасске прошел очередной Всемирный конгресс казаков. В нем принимал участие член Общественной палаты Российской Федерации, директор Института стран СНГ Константин Затулин. Естественно, он не мог не поделиться мыслями об этом форуме и о возрождении казачества в России в целом, будучи приглашенным в авторскую передачу главного редактора Pravda.Ru Инны Новиковой «Необычная неделя».
В середине октября в Новочеркасске прошел V Всемирный конгресс казаков. Поскольку я являюсь войсковым старшиной и членом Совета по казачеству при Президенте Российской Федерации, то принял участие в его работе. Вообще, Новочеркасск – это город, в котором в 1918 году расстреляли моего деда, как сочувствовавшего большевикам. В Гражданской войне казаки оказались по обе стороны фронта, даже в моей семье: по отцовской линии были большевики, а по материнской – белогвардейцы. Казачество было явлением противоречивым, сродни плавильному котлу. В первую очередь, в общечеловеческом плане.
В свое время именно казаки стали силой, которой оказалось по силам умиротворить Кавказ. Прежде всего, потому, что их образ жизни, приверженность вере, самоуправление, их крепкие семьи и отношение к земле заставили Кавказ уважать казаков. И когда Советская власть «изъяла» казаков из сложившегося баланса сил, разрушилась вся «архитектура» Кавказа. И до сих пор, кстати, не восстановилась. Российское казачество в последние десятилетия постепенно возрождается, и надеюсь, этот процесс только ускорится. Хотя пока и очень много формализма, бюрократии, попыток выдать желаемое за действительное.
Возможно ли вообще подобное возрождение спустя столько лет, в XXI веке?
Патриарх Кирилл, который принял участие в работе конгресса, сказал: «Умение рубить лозу – недостаточное основание для того, чтобы быть казаком». Патриарх говорил о вере: в жизни казака обязательно должна присутствовать вера. Вера настоящая, не показная. Это не простое стояние со свечкой в церкви и распоясанность за ее пределами. Духовное всегда должно быть выше обыденного. Но пока, к сожалению, преобладает иная линия: «Какими мы вас, казаков, назначим, такими вы и будете». Относиться подобным образом к казачеству недопустимо.
Раньше и само казачество жило по-другому: все друг у друга на виду, дети росли вместе, невзирая на положение их родителей, велик был авторитет стариков… Сам уклад жизни был другим. А сейчас у всех интернет, телефоны, каждый живет сам по себе, в своей квартире…
Если открыть глаза и оглядеться по сторонам, то вы увидите, что и сегодня найдутся примеры того, как люди действуют солидарно. Есть целые государства, которые живут в этих условиях. Я не собираюсь завидовать положению, в котором на Ближнем Востоке оказался Израиль. Не утверждаю, правильно или, наоборот, неправильно он ведет себя по отношению к соседям. Но в любом случае там проявляется сплоченность перед лицом общей опасности, потому что все в Израиле понимают эту опасность. Там есть и кибуцы, в которых люди живут вместе и детей воспитывают вместе. Я не советую нашему казачеству именно этот рецепт. Но понимаю, что есть огромное количество людей, которые хотели бы реально хозяйствовать на земле и продолжить традиции своих предков. Я не вижу ничего плохого в том, что эти люди ходят, в память о своих предках, в форме с лампасами и т.д. Я против того, чтобы на основании того, что они называют себя казаками, эти люди незаконно принуждали к чему-то других. Я против того, чтобы в казаках видели только сторожей.
Писатели Михаил Шолохов, Анатолий Калинин – казаки. А кто присоединил к России большую часть ее нынешней территории? Казаки. Как сказал Лев Толстой, «казаки создали Россию». И если люди, которые создали эту страну, оказались в трудном положении и пытаются, спустя несколько лихих десятилетий, снова встать на ноги, то я, который принадлежу к ним по рождению, обязан сделать все возможное, чтобы им в этом помочь.