КАЗАКИ, СДЕЛАЕМ ВСЁ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ КРОВАВЫЕ СОБЫТИЯ НЕ ПОВТОРИЛИСЬ!
В Салехарде 30 октября, горожане отметили скорбную дату – День памяти жертв политических репрессий. Несмотря на холодный, хмурый день, салехардцы шли к памятным местам. Для атамана Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России В.И. Степанченко этот день начался ранним утром с поездки по городу и возложения цветов у камня памяти безвинным жертвам политических репрессий, не только в стране, но и в семье, как по его линии, так и по линии супруги. Оба рода прошли через эти испытания в 20 – 30– 40-е годы прошлого века. Затем он побывал в храме святых апостолов Петра и Павла, где поставил поминальные свечи, а в обед принял участие в общегородском митинге у мемориала жертвам 501-й стройки, полярной железной дороги, где вместе с ветеранами и молодёжью также возложил цветы к мемориалу.
Как поделился воспоминаниями Валерий Иванович, – в годы расказачивания в их казачьей, кубанской семье из станицы Пашковской выслали, как тогда говорили в Сибирь, его прабабушку Екатерину Степанченко с 10-летним сыном. Следы их пропали и найти этих своих родных он не может до настоящего времени. Его дед, жил тогда отдельной семьёй и его не тронули, Второй дед по материнской линии Кирилл Миронович Яковенко, которого оговорил политрук, в 1942 году был осуждён военным трибуналом по 58 статье, став врагом народа и прожил после этого в лагере только несколько месяцев. При этом по воспоминаниям моей бабушки Лены бойцы тайно, до взятия немцами Краснодара, подкармливали его семью с двумя малолетними дочерями, принося продовольственный паёк, что могли собрать. Место его захоронения установить мне так и не удалось. И только в 90-е годы прошлого века Верховный суд РСФСР реабилитировал его за отсутствием состава преступления. Но горя, его семья нахлебалась сполна.
Семья моей супруги Людмилы Алексеевны, которая родилась на Ямале в посёлке Шуга, была выслана туда с южного Урала в 30-е годы, только за то, что глава семьи Прохор Сидорович Широков, имея 6-х дочерей, нанимал на лето работника, чтобы накосить траву и заготовить корм для коровы. А раз использовал наёмный труд, да был ещё грамотным, то значит кулак. За это и поплатился ссылкой на Крайний Север. И только перед войной был реабилитирован. Из сосланных из Челябинска была и семья отца супруги, Алексея Лазаревича Показаньева. Так что, поминать в этот день для моей семьи есть кого. И таких незаконно осужденных людей, только на основании ложных обвинений и того, что они думали и жили по-другому, в тот период в стране было масса. Прошло столетие, но и сейчас их прах стучится в наши сердца. Наших стариков, переживших те ужасы, становится всё меньше и меньше. Меняется эпоха, люди уходят. К сведению, в настоящее время, стоящих на учёте реабилитированных и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в автономном округе насчитывается всего 854 человека. И мы, потомки, должны сделать всё возможное для того, чтобы наши дети и внуки знали об этих горьких событиях и чтили память об этих людях.
С кратким фотоотчётом можно ознакомиться в разделе сайта «ФОТО-АРХИВ».