Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

МЫСЛИ С ЗАБОТОЙ ОБ ИСТИННОМ РАДЕНИИ ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ КАЗАЧЕСТВА

     Братья казаки, мы родовые кубанские казаки, проживающие по воле судьбы далеко от Кубани, помним свои корни и, конечно же, наблюдаем за возрождением в станицах Кубанского казачества. Прямо скажем,  то, что происходит в современном казачестве,  нас глубоко волнует. Уж больно много народилось  чиновников от казачества, готовых ради своей выгоды идти на всяческие ухищрения, чтобы получить вожделенную атаманскую булаву и власть над казаками.  Недавно мы прочли статью  Андрея Скороходова, опубликованную в  интернет-дневнике Краснодарского края «Живая Кубань». Она нас заинтересовала. В ней автор пишет о пороках в угоду, как говорит современная молодёжи тренда на казачью форму, а по-нашему, тенденции на  всеобщее оказачивание, что явственно просматривается по стране и частности в действиях чиновников высокого ранга на нашей малой Родине.  Кстати – это не первая статья с Кубани, которая говорит о, имеющихся проблемах в кубанском казачестве.

    Да и мне, за прошедшие более чем четверть века, не раз приходилось писать и выступать на различных казачьих форумах и научных конференциях о современном положении дел в казачьем движении и проблемах имеющимся в нём, остерегая казаков от этого лиха и вносимого сверху раздора. Эти размышления  публиковались  на  сайте «Летка.РФ» в книгах и научных сборниках.  Суть в том, что отдельные атаманы-чиновники, порой сами не имеющие родовых казачьих корней, гонятся за численностью в казачьих организациях, формально обряжая людей в казачью форму. При этом, их деятельность в казачьей среде не наполняется содержанием, культурой этого уникального народа и исконными традициями, а главное родовой составляющей.  Убеждён, что ни чему хорошему это «возрождение» не приведёт. В моём архиве сохранились документы о том, какое давление оказывали на нас в 90-е годы чиновники, дабы оказачить под своим неусыпным оком, без учёта исторических казачьих традиций и воли тех, кто этому сопротивлялся. Это очень напоминает, то, что происходит сейчас в реестровых казачьих обществах.  

     Приведу один из них. Тогда в 1999 году в обращении к губернатору Тюменской области Л.Ю. Рокецкому начальник  Управления Президента РФ по вопросам казачества П. Дейнекин (В своё время уважаемый в военно-воздушных силах страны генерал)  писал: «В течение 1,5 лет по согласованию с администрацией области, проводилась работа по объединению казаков Тюменской области и расположенных на её территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО. Основной целью этой работы ставилось объединение казаков области и, на этой основе разрешение противоречий, явившихся предметом разбирательства Конституционного суда Российской Федерации в июне 1997 года.

    Усилиями чиновников администрации Ушакова А.К. и Роммеля Ю.А. в казачьем движении области возникли сложности. В декабре 1998 г. Роммелем и Ушаковым, в присутствии зам. атамана общественной организации «Союз казаков России» Наумова В.В. был проведён круг, на котором были реанимирована  общественная организация «Тюменское линейное казачье войско» (атаман Роммель Ю.А.) и провозглашено упразднение Южно-Тобольского отдела, уже внесённого в государственный реестр. (Ситуация поставлена с ног на голову) В настоящее время, усилиями Ушакова А.К. и Роммеля Ю.А. через областную Думу проводится закон, который провозглашает верховенство общественной организации казаков над реестровой. (К сведению читателей. Автором-разработчиком упоминаемого законопроекта довелось быть мне, тогда ещё будучи первым заместителем атамана Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска Союза казаков России. И речи о переносе казачьего центра из Тюмени в нём не велось, а определялась чёткая структура взаимотоношений казаков и властных структур) Все эти действия могут привести к тому, что произойдёт объединение реестровых казачьих обществ Ханты-Мансийского (атаман Чирков Н.В.) и Ямало-Ненецкого АО (атаман Плетнёв В.Я.) с центром не в г. Тюмени.

      В связи с этим, просим Вас оказать содействие рабочей группе Сибирского войскового казачьего общества (руководитель Плетнёв В.Я.) в активизации и завершении работ по созданию реестрового Тюменского казачьего округа. Одновременно просим Вас приостановить попытку внесения на рассмотрение областной Думы предлагаемого закона «О казачестве» и решить вопрос о целесообразности использования  на работе, связанной с казачьим движением в области, чиновников администрации, действия которых направлены на его разобщение». (Закон тогда был принят и это благодаря совместной, активной работе упомянутых Н. Дейнекиным чиновникам и казачьим организациям на местах)

      Вот какое требование, не больше, не меньше, выставляли тогдашние высшие чиновники от казачества. В своё время по поручению казаков с Ямала,  мне доводилось писать обращения  к Президенту РФ  в 2000 году (Опубликовано  в книге «На рубеже веков» ч.1. 2012 г. стр.250-251), начальнику управления аппарата Президента РФ по вопросам казачества П.С. Дейнекину в 2002 году (Опубликовано там же на стр. 263-268) о том, что волнует родовых казаков в вопросах возрождения казачества на основе законности, духовных и исторических традиций существовавших в казачьей среде из покон веку. Наши подходы излагались и в статье «Мысли в слуг о возрождении казачества» (Опубликовано там же на стр.269-278).  Излагали их мы и в обращении  к советнику Президента, председателю Совета атаманов войсковых казачьих обществ РФ Г.Н. Трошеву в 2003 году (Опубликовано там же на стр.281-282). И это далеко не весь перечень материалов, в которых мы публично высказывали свою позицию и предлагали пути решения тогда и в текущем периоде.

   Обсудив с казаками, братьями-односумами, которые стояли у истоков начал современного возрождения казачества и, получив их одобрение, решил опубликовать статью  Андрея Скороходова «Заказачивание: пузырь, который лопнет…» на казачьем сайте ОПКЛ.  Предлагаю обсудить её вместе. Читайте браты и делайте выводы, кто есть кто. 

Атаман Обско-Полярной казачьей линии, Сибирского казачьего войска Союза казаков России, кубанский казак в восьмом поколении, стоявший у истоков современного возрождения казачества в Сибири, депутат Законодательного Собрания ЯНАО,

 кандидат юридических наук  В.И. Степанченко. г. Салехард, 28 декабря 2018 года

 

ЗАКАЗАЧИВАНИЕ: ПУЗЫРЬ, КОТОРЫЙ ЛОПНЕТ…

     Администрация Краснодарского края и её штатный атаман ведут кубанское казачество в пустоту. Еще в период своего вступления на пост главы региона Вениамин Кондратьев заявил: «Казаки для меня – не фольклорная группа, а сплоченный народ, который сохранил традиции предков, самобытную культуру, веру в Бога и безграничную любовь к родной земле. И поддержка казачества для меня принципиальна. Почвы для сомнений в ее необходимости быть не должно». Уже в прошлом году в интервью СМИ губернатор подчеркнул: «Уверен, что казачье движение будет развиваться только тогда, когда его ряды пополнят молодые, энергичные, неравнодушные люди. Именно поэтому создан Союз казачьей молодежи Кубани. Это совершенно новое движение, которое объединило более 85 тысяч мальчишек и девчонок. Важно, что эти ребята, которые изучают историю и культуру кубанского казачества, потом пополнят ряды ККВ, станут атаманами первичных и районных казачьих обществ. А значит, не прервется нить, соединяющая прошлое, настоящее и будущее. И казачий край, имеющий крепкие и сильные корни, всегда будет казачьим». Красивые слова. И, наверное, правильные: не будем придираться к их сути. Здесь важно другое. Как известно, любая идея, даже самая-самая хорошая, никогда не принесет нужного эффекта, если она не подтверждена реальными делами…

Особые привилегии и неутешительные выводы

     Так в чем же выражается поддержка казачества? Как сохраняются его традиции? Каким образом уклад жизни наших предков передается подрастающему поколению? И возможен ли в принципе такой уклад в реалиях современного мира? В поисках ответов на эти вопросы мы пришли к неутешительному выводу, что вся нынешняя идеология возрождения кубанского казачества – самый настоящий миф. Мыльный пузырь, участь которого предрешена заранее! Не верите? Судите сами… На недавнем Совете атаманов Кубанского казачьего войска Вениамин Кондратьев поручил главам 27 муниципальных образований, которые еще не назначили своими заместителями местных казачьих атаманов, в трехмесячный срок исправить данное упущение. Также губернатор дал задание министерству финансов повысить зарплаты членам казачьих дружин и проработать вопрос о предоставлении налоговых льгот казакам, занятым в сельхозпроизводстве. Кроме того, Кондратьев заявил о необходимости продолжать активно пропагандировать среди детей и молодежи идею вступления в казачество
Как говорится, приоритеты расставлены. А теперь давайте рассмотрим их поближе.
       Поручение главам городов и районов назначить своими заместителями казачьих атаманов губернатор дал еще в 2016 году. По его мнению, это позволит лучше представить интересы казачества в органах власти и повысить вовлеченность казаков в общественную жизнь. У самого Кондратьева, как известно, вице-губернатором числится атаман ККВ Николай Долуда. Так что пример, казалось бы, налицо. Однако, аж 27 территорий поручение главы не выполнили. «Почему?» – спросите вы. Причин достаточно. Мы назовем лишь те, что на поверхности. Вы представляете, казачий атаман, зачастую имеющий лишь среднее, а то и вовсе, неполное среднее образование, становится заместителем руководителя муниципалитета. Какие вопросы он будет курировать? Правильно: лишь, связанные с казачеством. Недостаток общих знаний и компетенции не позволят ему заниматься чем-то еще. Да и вообще: есть же требования, законодательно предъявляемые к государственным и муниципальным служащим (высшее образование, необходимый стаж работы и т.д.). Как быть с ними? Более того, далеко не всегда сами атаманы стремятся во власть, прекрасно понимая, что помимо привилегий, она еще и ответственность налагает. В некоторых районах даже нашли компромисс: вместо себя на должности вице-глав атаманы отправляют своих помощников… 
Между тем, главный казачий атаман Кубани Николай Долуда на том же Совете доложил, что численность ККВ составляет в настоящее время порядка 53 тысяч человек. Вдумайтесь: 50 тысяч на пятимиллионный край. Это, между прочим, 1 к 100! И как вам такая пропорция?! Неужели для 1/100 населения края необходимо столько атаманов и различных курирующих руководителей? Вопрос, что называется, риторический. Ну а как же та огромная армия кубанского казачества, о которой говорил Долуда в 2016 году во время совещания с главами районных казачьих обществ? «Нужно, чтобы у нас был миллион казаков или два с половиной миллиона, как это было до 1917 года. Вот тогда вернется казачий уклад жизни», — констатировал тогда атаман ККВ. И этот вопрос оставим без ответа, поскольку вообще непонятно, откуда вице-губернатор взял такие баснословные цифры… Вернемся к Совету атаманов. На нем Кондратьев также заострил внимание на недостаточном заработке казаков, принимающих участие в работе совместных с полицией дружин: «Знаю, что заработная плата казаков-дружинников не индексировалась с 2012 года. Считаю, что пришло время ее увеличить».  Но подождите: а как быть с теми же санитарками в больницах или нянечками в детсадах? Они разве не заслужили повышения зарплаты, получая, к слову, куда скромнее, чем дружинники. Как видите, слишком много философских вопросов у нас вырисовывается…
А еще, на Совете было заявлено, что казачьи общества на Кубани стали активнее заниматься сельским хозяйством. По решению губернатора, им уже выделено около 17 тысяч гектаров земли. Создано 25 казачьих кооперативов, в хозяйственной деятельности занято свыше полутора тысяч казаков (!). В этой связи глава края отметил, что власти готовы проработать вопрос о предоставлении налоговых льгот для казаков, занятых в сельхозпроизводстве.
Вот что волнует сегодня главу региона. Увы…

Прошлое без настоящего, настоящее без будущего!

     Особо остановимся на пропаганде казачества среди детей и молодежи. В крае сегодня активно развивается так называемое «казачье образование»: в средних учебных заведениях создаются казачьи классы, образован Союз казачьей молодежи Кубани, на подходе – формирование казачьих групп в детсадах (об этом ноу-хау атамана Долуды мы подробно расскажем в следующем номере). Так почему же «так называемое»? Да потому что совершенно непонятно, чем это образование отличатся от обычного! Смотрите: те же казачьи классы формируются краевыми властями в директивном порядке на основе общеобразовательных классов, без учета мнения родителей и учеников.
     Самое время вспомнить нашумевший материал «Без казачьей формы в школу не пустят». В статье говорилось о том, что процесс заказачивания Краснодарского края достиг уже высшей степени абсурда. В частности, атаман Тбилисского районного отдела Кубанского казачьего войска и по совместительству глава Тбилисского сельского поселения Виктор Чвикалов сообщил директорам школ, что с 1 сентября на работу они, обязаны будут ходить в казачьей форме. Второе заявление атамана касалось формирования казачьих классов. Директорам школ поручено отобрать в первых классах лучших детей и определить их в казачью направленность. По какому принципу педагоги должны разделить детей на лучших и худших, Чвикалов не уточнил. Кроме того, родителям учеников и дошколят атаман просил передать, что казачью форму для детей им придется шить за свой счет. 

     Директор школы № 6 Лиана Еремина возразила атаману: «У нас многонациональная школа, я считаю ваше требование необоснованным». В ответ Чвикалов пообещал, что сделает все от него зависящее, чтобы Еремину освободили от занимаемой должности. После этих слов директор школы направилась к выходу. И тут счел нужным вмешаться заместитель главы Тбилисского района по взаимодействию с казачеством Олег Федотов. Он сказал Ереминой, что с совещания её не отпускал. На что руководитель образовательной организации ответила, что ей не требуется разрешение, так как по закону «Об образовании» школа в нашей стране казакам не подчиняется… Как мы выяснили, подобные истории в нашем крае не редкость. По словам бывшего директора краснодарской школы № 6, отделы образования уже давно спускают разнарядки по формированию казачьих классов в средних общеобразовательных заведениях. И также давно директорам школ грозят увольнением за невыполнение поручения. «Как можно создавать казачий класс, если первый класс в школе всего один и половина детишек в нем, скажем так, не русские? Но раньше руководство нам хотя бы говорило: «Вы аккуратно с родителями поговорите, скажите им, что форма потребуется только на торжественные линейки, что никто насильно никого в казаки не тащит». Еще многих родителей возмущал факт преподавания основ православной культуры. Как объяснить, к примеру, адыгам, что их ребенок в общеобразовательной школе должен изучать основы православия?! Чтобы не доводить ситуацию до крайности, мы в учебном плане писали предмет «Основы православной культуры», а фактически проводили уроки истории», – рассказала бывший директор.
     А вот пример иного рода. В гимназии № 3 краевого центра из 23 учеников казачьего класса мальчиков всего 5. И чему будут учить этих казаков, пардон, казачек? Как управляться с шашкой или ездить верхом на коне? Смешно?! 
На самом деле тут совсем не до смеха, особенно, если учитывать, что даже в станицах учеников казачьих классов, в лучшем случае, раз в год вывозят, чтобы показать джигитовку. При этом даже речи не идет хотя бы об основах верховой езды. Получается, что пословица «Казак без коня – не казак!» уже не имеет реальной силы. Возвращаясь к девочкам – ученицам казачьих классов, хотелось бы добавить, что, учитывая нынешние реалии, вполне можно было бы и без коней обойтись, однако основы культуры женщин-казачек, как вы понимаете, в школах тоже не преподают…  Теперь о форме для казачьих классов. В тех районах, где она все же покупается за счет муниципалитета, финансирование идет из фонда образования, то есть деньги изымаются из различных школьных программ. Но в основе своей казачью форму покупают все-таки родители. ККВ тратится лишь на кокарды и шевроны. Это, кстати, единственная реальная помощь казачьим классам от войска (при ежегодном миллиардном финансировании последнего из краевого бюджета!). Как же при этом родители вообще отдают детей в такой цирк? Все просто: либо только в казачьих классах предусмотрена продленка, либо она здесь бесплатная, либо лишь ученикам таких классов дают за счет школы второй обед! Вот такая политика…  А что же мы имеем на выходе казачьих классов? В лучшем случае, ребенка, немного изучавшего историю казачества и пару раз видевшего живую лошадь… И чем этот ребенок отличается от обычных выпускников школ? Правильно: формой и названием! Больше ничем! Зато сколько пустого и никчемного пафоса…

Пузырь, который лопнет…

       А может не такой он и никчемный этот пафос?! Бывший атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов в прошлогоднем интервью «МК на Кубани» заявил, что совершенно не приемлет те процессы по заказачиванию, которые сегодня происходят в регионе. «Мы живем на Кавказе, а казачество и Кавказ — это настолько тонкая тема, что прежде чем что-то сказать, надо 100 раз подумать. А уж тем более сделать», – высказал свое мнение авторитетный казак. Однако к этому мнению ни губернатор Кондратьев, ни атаман Долуда совершенно не прислушиваются. Заказачивание региона продолжает идти полным ходом. Для власти казаки — очень удобная и послушная, но при этом весьма реальная сила. Недаром именно их активно используют при разгоне различных митингов и акций. Оно и понятно: казачество «не ходит под статьей и погонами» (какой с него спрос?!), зато сделать его полностью провластной структурой достаточно просто, надо лишь ввести в состав администрации муниципалитета местного атамана, поднять казакам зарплату, предусмотреть льготы. И растить эту силу несложно: знай, открывай в школах казачьи классы, создавай районные штабы молодых казаков… Так, видимо, думают в «верхах». На сей счет остается лишь еще раз повторить всем известную истину: все мыльные пузыри рано или поздно лопаются! А политические игры в «казаков-разбойников» могут привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Как подчеркивал тот же Громов, на Кавказе надо 100 раз подумать, прежде чем что-то сказать и сделать!

Урок истории

     Подведем итог. Возрождение кубанского казачества, основанное на идеях патриотического воспитания молодежи, подчеркнем, на правильных идеях, в последние годы как-то тихо и незаметно свернуло совсем в иную сторону. Как бы так не получилось, что ярые приверженцы заказачивания региона или просто умелые имитаторы этого действа не получили бы в результате обратный эффект – резкое отторжение народа от казачества…  А вот этого просто нельзя допускать, ведь, кто бы что ни говорил и кто бы что ни думал, Кубань была, есть и должна оставаться казачьим регионом! Это, если хотите, ее духовная изюминка, которая делает Краснодарский край сильным и цельным, спокойным и мирным. Россия доверила казакам оберегать свои южные границы, и за эти рубежи всегда была спокойна. Потому что враги боялись и уважали крепкий казацкий дух, основанный на вере, любви и традициях. Считаете эти слова пафосными – ваше право, но мы действительно так считаем! И продолжим: он не умер (этот дух) – его нельзя убить. Он просто заснул. Его надо пробуждать, а не еще более усыплять странными, если не сказать хуже, решениями о повальном заказачивании Кубани. Вспомните, господа власть имущие, чем закончилась идея той же самой повальной коллективизации. Вспомнили? Тут, как говорится, есть повод задуматься… «История всегда повторяется: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса», – утверждал немецкий философ Гегель. В данном случае, к сожалению, прямо здесь и сейчас мы можем наблюдать подтверждение этой теории на практике.
                                                                                               Скороходов Андрей. «Живая Кубань»

Интернет-дневник Краснодарского края

2 ноября 2018 года

     Р.S.История всё расставит на свои места. Кто радел за истинное возрождение современного казачества, а кто жаждал получить незаслуженные «ениральские чины» любыми подколодными способами и липовую славу объединителей. Где они  сейчас те, кто на самом деле инициировал разлад между казаками? Задумайтесь  и те, кто продолжает, спустя десятилетия заниматься этим же. А родовые казаки жили, и будут жить, руководствуясь своим разумом, помня свою историю, традиции и чтя своих незабвенных предков, которые много чего испытали, но были сильны своим духом и волей. И, слава Богу, что мы казаки!

Пресс-служба ОПКЛ

г. Салехард

28 декабря 2018 года

 

 

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
ОЧЕРЕДНАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА АТАМАНА
Учитель – это высокое призвание и великая ответственность!
КАК ПЕРЕДАТЬ СВОЁ ОРУЖИЕ НА НУЖДЫ СВО: ПОДРОБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
«ВЕСТИ-ЯМАЛ». НА СТАРОМ САЛЕХАРДСКОМ КЛАДБИЩЕ ОБНОВЛЯЮТ НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЯМАЛЬСКОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ
КАЗАЧЬЯ НЕДЕЛЯ В ОБСКО-ПОЛЯРНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ЛИНИИ
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА
САМОМУ СТАРОМУ ХРАМУ НА ЯМАЛЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 130 ЛЕТ
НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ЕРМАК» – ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ СОСТОЯЛОСЬ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ФОРУМ «КАЗАЧЕСТВО – СКВОЗЬ ВЕКА». К 110-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
КАМЧАТКА ДАЛЁКАЯ И БЛИЗКАЯ
Русь святая, храни веру ПРАВОСЛАВНУЮ
Обновление от 09.10.2024г. Вахрин С.И. Биографии кубанских названий.
Обновление от 06.09.2024г. Любовь к заполярью всегда будет с нами...

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика