НЕЛЬЗЯ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ КАЗАЧЕСТВА ВОСПРИНИМАТЬ КАК УРОК, КОТОРЫЙ ВЫУЧИЛ. ЭТИМ НУЖНО ЖИТЬ
НЕЛЬЗЯ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ КАЗАЧЕСТВА ВОСПРИНИМАТЬ КАК УРОК, КОТОРЫЙ ВЫУЧИЛ. ЭТИМ НУЖНО ЖИТЬ
Первого атамана Кубанского казачьего войска Владимира Громова знают казаки не только Кубани, но всей России и в среде зарубежного казачества. Не только потому, что заслуги Владимира Прокофьевича высоко отмечены на российском и на краевом уровне: в 2002 году президент страны наградил его орденом Дружбы, а губернатор края вручил медаль Героя труда Кубани. Знают, как потомственного казака, хранителя традиционной культуры, обычаев и устоев кубанского казачества. Для многих он был и остается идеалом, героем настоящего времени и примером для подражания. Поэтому предложение Владимира Прокофьевича дать интервью Казачьему Информационно-Аналитическому Центру, мною было воспринято как честь и признание того, что КИАЦ существует не зря.
Давно хотелось задать ему непростые вопросы, которые сегодня встают перед российским казачеством.
Руководитель Казачьего Информационно-Аналитического Центра
Алексей Зборовский.
КИАЦ
- Владимир Прокофьевич, мне довелось на некоторых конференциях слышать ваши выступления и читать публикации в Интернете, где вы даете анализ нынешней ситуации в российском казачестве.
Картина складывается довольно тревожная. На это обратили внимание не только вы, но и многие другие атаманы, стоявшие у истоков процесса, названного «возрождением российского казачества». Сейчас все чаще можно слышать, что это возрождение зашло в тупик.
Эта картина никак не согласовывается с той, что рисуют некоторые представители органов власти, отвечающие за реализацию государственной политики в отношении казачества. Да и войсковые атаманы также не бьют никакой тревоги. Говорят, что все идет правильно и хорошо. Периодически докладывают, насколько увеличилось число казаков, вышедших в качестве народных дружинников на патрулирование улиц вместе с полицейскими.
Насколько обоснованы ваши тревоги относительно судьбы казачества?
В.Громов
- Правильно в свое время сказал Александр Гаврилович Мартынов (Первый Верховный Атаман «Союза казаков». Прим. Ред.): «Государство в своих объятиях задушит казачество». Но сегодня нет глубокого анализа причин такого положения. А самое главное, – нынешние атаманы не могут и не желают этого делать. Да, к тому же, основная масса реестровых атаманов вовсе не казаки по происхождению. Не желают, потому что они уже привыкли там, в президиумах сидеть. Они связаны с властью, а тут нужно уметь говорить власти: «Это наше. А это - не наше». Именно потому, что я это мог так говорить – я и не атаман. Я всегда и на всех уровнях говорил, что есть «наше», а что «не наше». А когда Совет атаманов реестровых войск сидит, а им Беглов (Председатель Совета атаманов при Президенте РФ. Прим. Ред.), по словам одного атамана отдела нашего войска, говорит: «Будете такими, какими мы вам скажем» ... Сказал бы это он чеченцам... Поэтому и такая ситуация. Вы правильно говорите, что казачество зашло в тупик. Но когда человек заблудился, например, в лесу, он старается вернуться к той точке, откуда он вошел. Поэтому нам тоже нужно вернуться в начальную точку. И, прежде всего, надо задать себе вопрос: что мы понимаем под «казачеством»?
Сейчас определение казачеству только ленивый не дает. И «состояние души», и «состояние духа», и прочую ерунду. И «сословие» и другое. Военные говорят, что казачество — это «армия». Но все это говорят люди, считающие себя специалистами казачества. Даже если они урожденные казаки, они должны четко представлять: казачество — это сложное явление в русской истории, в котором теснейшим образом связано социальное и этническое. И если мы говорим о том, так что же такое «казачество», то нужно эту связь учитывать. Как только одна составляющая над другой доминирует, то это уже однобокое, уродливое, и какое угодно казачество, но не то, каким оно является. Кубанское казачье войско единственное из казачьих войск России, каждый год проводит построение Кубанского войска, посвященное очередной годовщине принятия Закона о реабилитации репрессированных народов, в том числе и казачества. Почему это важно. Потому что там дается определение казачества, как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей. Это определение отражает суть всего казачества.
КИАЦ
- А как быть с определение российского казачества, данном в Федеральном законе от 05.12.2005 N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»? Там сказано, дословно: «российское казачество - граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ». Из этого ведь следует, что если казак не член казачьего общества, то он не является представителем российского казачества.
В свою очередь дается определение и казачьему обществу, в котором отмечается, что это «форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, … члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации». На основании такого определения можно обоснованно сделать еще целый ряд закономерных выводов:
- Возрождением российского казачества могут заниматься только казачьи общества, как его же это казачество и представляющие. То есть они возрождают сами себя. Из чего следует, что под возрождением российского казачества, тот, кто писал и принимал этот закон, понимает возрождение казачьих обществ, внесенных в государственный реестр.
-Если казачье общество не внесено в реестр (а таких сегодня существует очень много и в ряде отдельских реестровых обществ их больше половины имеющихся), то члены такого общества не относятся к российскому казачеству. Тем не менее, они пользуются у властей рядом существенных преимуществ перед членами общественных казачьих организаций, поскольку последние к российскому казачеству по указанному закону тоже не относятся.
-Все дело в том, что с понятием «российское казачество» связана вся политика нашего государства по отношению к казакам, включая Концепцию государственной политики в отношении российского казачества и все вышедшие до ее принятия и после ее принятия законы и указы Президента. Однако, выходит, что гражданин, ставший членом казачьего общества, хотя он и не является представителем исторически сложившейся культурно-этнической общности людей, будь он хоть трижды «ряженым» казаком или добропорядочным евреем, и есть представитель российского казачества. А атаман Громов, если он не член такого общества – к российскому казачеству не относится.
В.Громов
- Вот поэтому мы и говорим: давайте определимся, давайте вернемся к определению казачества. До тех пор, пока в казачьих рядах, неважно в реестровых или в общественных казачьих организациях, будет разнобой, пока будет различное виденье прошлого, а, следовательно, и перспектив казачества, это определение будет разным. Хотел бы отметить, что среди казачьих войск, при всех при тех проблемах, что есть в Кубанском войске, оно, до настоящего времени, придерживается определения, которое дано в законе о реабилитации. Поэтому мне, и большинству атаманов Кубанского войска, глубоко безразлично, о чем там рассуждают представители от ученой братии или чиновников.
До начала двухтысячных годов, при определении термина «российское казачество», во всех законах и указах Президента подчеркивалось, что это прямые потомки казаков. Затем государство стало давать совершенно иную трактовку, поскольку по отношению к казачеству всегда исходит из своих сиюминутных интересов. Сейчас это определение приобретает смысл: служишь – казак, не служишь – не казак. А может служить каждый. Следовательно, и казаком может быть каждый. Если мы говорим о тупике, давайте вернемся к началу. Отсюда и задачи. Служба-службой, но вопросы формирования этнического сознания, вопросы культуры, вопросы традиций, вопросы хозяйственного быта, вопросы ведения хозяйства – это все должно иметь место в жизни казака.
Вот на КИАЦ я читал интервью с Водолацким Виктором Петровичем. Там он говорит о службе Отечеству. Я понимаю, что целью является координирование всех общественных организаций, желание их как-то объединить. Это хорошая мысль. Россия сейчас нуждается в единении народа, общества и слоев общества. Нам надо пережить эту всю ситуацию, в которой нас пытаются, если не на колени поставить, то хотя бы принудить голову наклонить. Нам нужно этому противостоять. Единство власти и единство народа — это очень важно для современной ситуации. Но я увидел координацию ради государства, и не увидел координацию ради самого казачества. А она не менее важна. Теперь о Концепции. Вы знакомы с «Концепцией государственной политики Краснодарского края в отношении кубанского казачества»?
КИАЦ
- Не знаком, но хотелось бы ознакомиться.
В.Громов
- Она есть. Обратите внимание на отличие концепции Краснодарского края от федеральной концепции. Эту концепцию разрабатывали члены законодательного собрания. Там четко обозначено, что казачьи общества являются самоуправляемыми структурами. И органы государственной и муниципальной власти не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь казачьих обществ. Но, вы думаете, кто-то пользуется этой позицией на Кубани? Нет. Никто и не кукарекает. Они только «любо!» говорят. Вот в чем дело. А нужно именно это обозначать – не лезьте вы в наши дела!
Конечно, нужно эту тему обсуждать. За один раз мы ее с вами не обсудим, но ситуация сложная. И в «реестре» она сложная и в общественных организациях. Обратите внимание, что в концепции Краснодарского края говорится о культуре и традициях. Это настолько важно, насколько и сложно. Потому что современное российское казачество не является носителем ни культуры казачьей, ни традиций. И никто меня в этом не переубедит. Наши казаки о традициях имеют весьма смутное представление.
Раньше была среда, в которой жили казаки, где и существовали традиции. Я это хорошо знаю, потому что вырос в такой среде. Для меня, казак, который матерится – это не казак. Казак, который не знает песенных традиций – это не казак. Который не знает праздничную культуру казачества – это тоже не казак. Пускай все это познает, и чтобы это стало частью его жизни. Нельзя традиции и культуру казачества воспринимать как урок, который выучил. Этим нужно жить. По крайней мере, жить тем, что возможно.
Для меня традиции самое главное. И поэтому, когда вы ссылаетесь на закон о государственной службе и все другие, то, в данном случае, я всегда говорил: если мы казаки и дорожим своими традициями, то традиции и обычаи нашего народа у казаков должны быть выше законов. Тогда мы будем сами себя уважать, а нас будут уважать другие. У горцев это есть, у чеченцев есть, у ингушей есть. У нас сейчас этого нет. В чем и трагедия казачества. Почему у нас этого нет? Почему традиции не стали частью нашего духовного мира?
КИАЦ
- Давайте мы еще раз с вами вернемся к этой теме и продолжим ее. Она действительно заслуживает отдельного и глубокого рассмотрения.
В чем еще вы видите сложности, которые нужно преодолеть, чтобы выйти из тупика?
В.Громов
- Ну, во-первых, в «реестре» мы имеем большее количество «ряженых» казаков, чем это было в начале возрождения казачества. Но тогда мы под «ряжеными» понимали казаков, которые одеты в не совсем казачью форму.
Кубанский казачий национальный костюм очень дорогой. Поэтому, далеко не все казаки могли, да и сейчас не могут позволить себе купить настоящую казачью форму. Мастеров, чтобы ее пошить, в то время тоже, по сути, не было. А по традиции казак должен сам себя одеть, а не ждать, что кто-то его оденет. Сейчас другая ситуация. Казаки ждут, что им кто-то пошьет. Ждут, что главы районов пошьют им одежду или за службу как казакам-дружинникам пошьют. Поэтому, если говорить о возрождении казачьей дружины, это в основном эти люди - не казаки.Они работают «казаками». А, следовательно, одев казачью форму они «ряженые».
Во-вторых, нужно четко обозначать каковы же многолетние перспективы. Ведь пришли в казачье движение новые люди. Они изобретают какие-то новые «велосипеды». Я стал смотреть в Интернете: ситуация сложная на Тереке. Такая же ситуация сложная и в общественных организациях. И она во многом определяется тем, что прошел процесс губительный и для той, и для другой части казачества. Это процесс ра-зо-ча-ро-ва-ния. А раз люди разочаровались – их уже никакими авторитетами не поднять. Власти с казачеством все время нужно что-то делать. Но власти не нужно казачье движение, как народное движение. Им нужна небольшая группа людей, которые обслуживали бы то, что ей нужно сегодня. Правильно в свое время сказал Александр Иванович Козлов, это известный историк Дона: власти не важно, царской, советской или нынешней, - она использовала казачество там, где необходимо. И не учитывала интересы, цели и задачи самого казачества. Поэтому казачество должно сказать: это - наше, а это – не наше. Подходит или не подходит. Но, к сожалению, этого не говорится.
Я не совсем хорошо осведомлен, что там у нас в общественных организациях. Но, исходя из того, что у нас на Кубани – о них не слышно и не видно. Они раз в год берутся что-то там совместно с Северным Кавказом проводить мероприятие и больше ничего. Поэтому ситуация очень сложная.
Внизу казаки и атаманы обо всем этом открыто говорят. Но наверху докладывают, что все прекрасно: ряды растут. Я как депутат общаюсь с ними и в курсе того, что докладывается. Сейчас казаки ждут, что им пошьют форму по поручению главы администрации или за счет главы муниципального образования. Прекрасно смотрятся на параде молодые «казаки», правда? Форма, конечно, висит на ком как. Она же пошита не по росту. Зато, пришли – сняли форму и до следующего парада... Я вижу и знаю, что казаков на Кубани потомственных очень мало. Одни ушли, другие разочаровались. Пришли новые, но они не знают традиций. Людей, знающих традиции на Кубани, осталось всего 5-10 человек. Да и о каких традициях можно говорить в реестровом казачестве, где основное – служба. Вы в курсе дела, что готовится постановление Правительства Российской Федерации, в котором казакам отводится только правоохранительная деятельность?
КИАЦ
- Поясните.
В.Громов
- В государстве не может быть два вида государственной службы: государственная служба для казаков и государственная служба не для казаков. Так вот, есть проект постановления Правительства России. Мы сейчас над ним работаем. Я собирал своих единомышленников-юристов, в том числе председателя Рады – юриста высшей категории, и мы собирались и обсуждали в чем угроза казачеству и так далее. Я понял, что все эти виды государственной службы Российского казачества, как например: обеспечение экологической и пожарной безопасности, защита Государственной границы и прочее, - все это перечеркивается. И казакам оставляется только право ходить дружинниками. То есть казакам оставляют только правоохранительную деятельность.
КИАЦ
- Чтобы ходить в качестве народного дружинника не обязательно быть членом казачьего общества. Любой гражданин Российской Федерации может стать народным дружинником.
В.Громов
- Конечно. Когда говорят об авторитете казачьих народных дружин, то это обман. Сама полиция мне говорит: вот смотрите, - я при погонах, и я за все отвечаю, но я за это получаю меньше, чем казак, который ни за что не отвечает.Так что тут очень много вопросов. Я готов поделиться своим мнением, узнать ваше мнение. Всегда готов к контакту.
КИАЦ
- Спасибо большое, Владимир Прокофьевич! Приглашаю вас принять участие в Интернет-конференции, организуемой на форуме КИАЦ.
Нам нужно использовать сейчас все возможности, чтобы голос казачества был, наконец, услышан там, где его не дают услышать.Очень важно также найти пути выхода из сложившейся непростой ситуации. А для этого необходимо привлечь к поиску таких путей казаков, с одной стороны хорошо знающих казачьи традиции и казачью историю, а с другой - способных применить эти традиции и уроки истории на практике и переложения их на современный язык. Имеется ввиду понятийный аспект языка, начиная с определения того, что есть «казачество», и заканчивая переводом всего, что предлагается казаками, на юридический язык или язык права.
Громов В.П.
КИАЦ.
Казачий Информационно-аналитический
Центр
МЫ ПРИНЦИПОВ НЕ МЕНЯЛИ, А ЭТИМ ЖИЛИ И БУДЕМ ЖИТЬ ДАЛЬШЕ
Казачий Информационно-аналитический центр недавно опубликовал размышление о вопросах современного состояния казачества России и путях его дальнейшего возрождения. Это размышление Владимира Прокофьевича Громова, одного из тех, кто стоял у истоков начала возрождения казачества на Кубани в начале 90-х годов прошлого века и занимал высокие должности в казачестве не только Кубани, но и России.
Пресс-служба Обско-Полярной казачьей линии опубликовала ответы на вопросы КИАЦ Владимира Громова. Следует отметить, что его размышления, публикуемые уже не первый раз, весомы и достаточно, объективно характеризуют современное состояние в казачьей среде. В последнее время он открыто критикует реестровую политику, отмечая, что она привела казаков в тупик. Во всяком случае не решила основные вопросы культурно-этнической общности казачества, а привела в него значительное количество людей, цель которых стали заработки на этой идее.
В год 25-летия образования Общероссийской общественной организации Союза казаков России, мы обратились к атаману Обско-Полярной казачьей, ветерану возрождения сибирского казачества на Ямале, потомственному кубанскому казаку в восьмом поколении Валерию Ивановичу Степанченко с вопросом: «Как он оценивает мысли, высказанные бывшим атаманом реестрового Кубанского казачьего войска?» Вот, что ответил Валерий Иванович:
«Думаю, что в целом высказывания земляка, а мы с ним ровесники и из одной станицы, жили неподалёку друг от друга, выстраданы и я их разделяю. Вместе с тем, полагаю, что в ситуации, которая складывается в современном казачестве есть и немалая ложка дёгтя, внесенная и самим Владимиром Прокофьевичем, который долгое время был «главным казаком Кубани». Ведь свою деятельность на этом поприще он начинал в составе Общероссийской казачьей организации «Союз казаков», но затем вышел из неё и стал активно продвигать в казачестве реестровое направление, будучи атаманом Кубанского реестрового казачьего войска, заработав на этом поприще генеральские погоны и входя в различные советы по делам казачества при федеральных структурах в Москве. Видимо на тот период они были привлекательнее. При этом разрабатываемый Союзом казаков закон «О казачестве» 1997 года, в котором были отражены принципы возрождения казачества на основах культуры и традиций этой общности россиян был успешно завален как раз структурой, в которую входил в то время В.Т. Громов, критикующий сегодня и вполне обоснованно реестр. К сожалению, то, что в казачество хлынул народ, не имеющий родовых казачьих корней, не знающий ни культуры, ни традиций, ни образа жизни казаков, но желающий заработка, чинов и дармовой амуниции, есть и его вклад.
В начале 90-х годов прошлого века на Ямале также была начата активная работа по возрождению казачества. Наши принципы и тогда и сейчас остаются незыблемыми. Казаком нельзя стать «выучив урок», как говорит Владимир Прокофьевич. И с этим я полностью согласен. Нужны родовые корни, исконная культура, традиции, как основные скрепы в казачьем сообществе. А далее, работа и с теми, кто не имеет таковых основ, но всей душой стремиться к этому образу жизни. А не наоборот, как сейчас, вступив охранники, дружинники и т.д. с записью в трудовой книжке «Принят на работу казаком». Устои казачества такими обмундированными за счет бюджетных денег наёмниками не укрепятся, а только подорвутся. И слава Богу, что сейчас В.Т. Громов стал это понимать.
Я не собираюсь давать этому феномену оценку, мало того, считаю, что каждый имеет право на ошибки в своей деятельности и на то, чтобы публично их признать, тем более в таком сложном вопросе возрождения казачества как культурно-этнической общности. Ведь только вместе можно выйти их складывающейся тупиковой ситуации. И все же, подтверждая вышеизложенное предлагаю в хронологическом порядке ознакомиться со своими принципами о подходах возрождения казачества, которые не менялись, начиная с 1992 года. Этим жил и буду жить».
Итак:
…Наши цели сформулированы в Уставе, который принят казаками и утвержден в городской администрации. Это возрождение традиционного быта и культурного наследия казаков с учетом современного развития общества, воспитание любви к труду, родной земле, близким, укрепление устоев семьи, воспитание чувства любви к Отечеству и готовности его защищать. Казаку чужды межнациональные розни…
…Членами Назовского казачьего округа могут быть потомки казачьих родов, уроженцы традиционных казачьих областей, а также лица, связанные с казачеством и желающие возродить самобытность казачьих традиции, его культуру и историю.
Из статьи в газете «Полярный Круг»
6 ноября 1992 года
…Жизнь и время, а главное дела сами покажут – кто чего стоит, и кто оказался прав. Мы не хотели бы и искусственного деления в казачьем движении у нас в округе, которое уже есть на юге и является на наш взгляд всего лишь нечистоплотной борьбой за власть. Оно никак не отражает сути проблем в казачьем возрождении. К сожалению, эта волна докатилась и до Крайнего Севера…
Из письма главному редактору окружной газеты «Красный Север»
В.Н. Волошину. 11 ноября 1994 года
…Наша позиция такова: необходимо регистрировать все общины, независимо от их численности, потому как, в силу исторических и местных условий, большое количество казаков в общины повсеместно набрать невозможно, да и нецелесообразно…
…Мы считаем, что одним из самых важных моментов деятельности казачества, является возрождение духовности, православия…
...Мы должны выбрать виды государственной службы – применительно к реальным условиям и возможностям Севера. Наиболее приемлемыми вариантами, на наш взгляд, являются: пограничная служба и служба в армии. Хочется, чтобы наши дети, а вместе с ними все юноши округа, служили по традиционному казачьему принципу, то есть на своей территории.
Округ наш – пограничный, и, при введении застав в казачьи структуры, можно было бы формировать на месте их личный состав. При этом казачья община несла бы ответственность за тех, кого туда направила, оказывала бы помощь заставе материально и духовно; периодически могла бы посылать туда своих представителей. Это бы полностью исключило дедовщину, а вновь прибывшие на заставу ребята могли бы встретить там своих земляков, в воинских списках найти фамилии родственников и друзей. Именно это и было традиционно в казачьих частях, веками укрепляло их боевое воинское братство…
…Теперь, как никогда, казачеству нужны свои высокообразованные люди, знающие не только наши казачьи традиции, но и право, то есть юристы-профессионалы. В основу своего возрождения мы – казаки – ставим заповеди православия. А поэтому нам нужны только честные, с чистой совестью люди…
Из статьи «Нет уз святее товарищества!» опубликованной в газете «Красный Север» 27 января 1996 год.
…По поводу недостойного поведения реестрового атамана мы солидарны с автором письма. Наше отношение однозначно, а мера воздействия на таких казаков хоть и в «генеральских» погонах должна быть традиционной – казачьей…
…Что касается погон советского генерала, то мы не знаем, по какому праву и насколько заслуженно данный господин их носит … Но нас удивляет то, что это погоны советского генерала, а не традиционные казачьи. Видимо и здесь с казачьей историей и традициями вышла промашка. Хотя этот казак и не входит в наши ряды, но мы выступаем за казачье единство и соблюдение исторических традиций в казачьем возрождении…
…Мы не хотим делить казаков на своих и чужих, а посему приносим салехардцам и гостям праздника искренние извинения за недостойное поведение этого «господина» …
Из статьи «Дедовские традиции надо чтить» в газете «Полярный круг»
25 мая 1996 года
…Назовские казаки всероссийского объединения «Союз казаков» приверженцы, прежде всего духовного, культурного и исторического возрождения в России, при этом казаки законопослушны и высказываются за становление казачьей государственной службы на основе федерального закона «О казачестве». Они не играют в «политические игры», а свято чтят традиции своих предков и активно заявляют о себе, прежде всего, общественно значимыми делами. Помня заповедь: «Пусть народ тебя познает в делах твоих!»
Из статьи «Казачья культура и традиции на Полярном круге»
14 мая 1998 года.
…Издавна в казачестве фокусировались демократические идеи, принцип выборности, открытости и ответственности друг перед другом, которые позволяли воспитывать людей, высокородных государству, дорожащих семейной честью, бережно относящихся к своим корням…
…власти не должны делить казаков на реестровых и не реестровых. Казаки всегда жили общиной, и этот традиционный жизненный уклад будет ими сохраняться и дальше…
…Важным аспектом в деле возрождения казачества является воспитание казачьей молодежи и духовное оформление членов казачьих обществ. Без работы на этих направлениях проблематично говорить о будущем казачьего войска. Непреходящее значение здесь имеет опыт общественных казачьих структур, поистине много сделавших и делающих по возрождению казачьих традиций и обычаев, по сохранению самобытной казачьей культуры, развитию духовности
Из статьи «О ситуации в казачестве» 1998 год
…Нас глубоко беспокоит складывающаяся ситуация с возрождением Российского казачества. Мы считаем, что в настоящее время государственные чиновники от казачества всех уровней, введя реестровые казачьи структуры, привели его к распаду. Многие казачьи лидеры, позарившись на генеральские чины и неподкреплённые посылы об оплачиваемой государственной службе для казаков, ввели в заблуждение рядовых казаков, которые сегодня, разобравшись, уходят из такого реестра и возвращаются к ранее существовавшим общинам…
…Во главе наших принципов стоит духовность, культура, исторические традиции, патриотизм и законность...
Из обращения к кандидату в Президенты РФ Путину В.В.
24 марта 2000 года
…Казак в седле и с шашкой – это стереотип. Нельзя воспринимать казака только лишь как военного человека. Одной войной семью не прокормишь. Поэтому испокон веков казаки, прежде всего, работали. Они были свободны, вольны, и это стимулировало их труд. А то, что им чаще кого-либо приходилось браться за оружие, продиктовано особенностями пограничного бытия. Что касается молодежных организаций военного толка, нельзя, вступив в казачье сообщество, тут же стать казаком. Точно так как, вступив в китайскую общественную организацию, не станешь китайцем. Мы станем лишь членами общества русско-китайской дружбы. Пока же в структуре реестровых, образованных государством казачьих организаций, бытует изречение: «Поступил на службу в казаки». Ну, нельзя поступить на службу в казаки. Я этого не понимаю…
Из ответов на вопросы журналиста газеты «Красный Север»
3 января 2002 года
…Нас, потомственных казаков ямальских казачьих общин, зарегистрированных в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации в Ямало-Ненецком автономном округе в установленном федеральным законодательством порядке, глубоко беспокоят вопросы возрождения казачества на основе законности, духовных и исторических традиций, существовавших в нашей среде…
…Волнует нас и то, что в отношении казачества продолжается политика по принципу «разделяй и властвуй», что в его ряды проникают нечистоплотные, не пользующиеся в основной массе уважением люди. И, к сожалению, приходится констатировать то, что в этом есть участие Вас и Вашего управления…
….Полагаем, что высокий штиль Ваших оценок об их работе (речь идет о реестре) и то, что они «не имеют ничего общего с десятками ряженых» рушится как карточный домик, если помнить, что в казачьей среде брехунов не терпят. Чистота нравов, к которой мы стремимся во все времена, была для наших дедов очень высокой. Казаки пуще смерти боялись греха, ибо знали, что в любую минуту могут предстать перед судом божьим. И тогда за каждый нечестный поступок придется платить сторицей. А отсюда следует, что честь и доброе имя для казака дороже земных благ, ведь по каждому из нас судят обо всем казачестве…
…Советуем Вам и Вашим чиновникам прочесть Тараса Бульбу и особенно его слова «что такое значит в Русской земле товарищество». Возможно, после этого мы лучше узнаем, друг друга и начнем вместе думать не об эполетах и разделении на общества и общины, а о будущем всего казачьего сообщества, заботясь не только о наемной его части. От этого сила нашей Руси-матушки только выиграет. К сему прилагаем книгу «Казачьему роду нет переводу!» Честь имеем!
Из обращения казаков Ямала к начальнику управления аппарата Президента РФ по вопросам казачества П.С. Дейнекину 9 октября 2002 года
…к сожалению, за последние годы так и не удалось чётко определить на уровне государства правовой статус казачества и в полной мере реализовать его потенциал. Да и могло ли быть возрождение казачества скорым и реальным на фоне стагнации экономики, потери интереса к культурным ценностям, упадка станиц и сёл, снижения социальной защищённости основной массы населения в сравнении с богатствами олигархов, которые в большей степени определяют жизнь в обществе. Понятно, что сделать это сложно. Заигрываниями с казачеством различных политиков, поиском личной выгоды и властью прикормленных незаслуженными перед казаками чинами новых «атаман-генералов», компрометируется сама идея казачества, превращая его в организацию наёмников, не давая идти по пути возрождения…
…тем, кто стремится поступать по совести и по закону, предрекают отказ в сотрудничестве и поддержке органов власти на местах…
…Чего стоит указание бывшего начальника главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации А.П. Семёнова к главе Омской области о переориентации средств региональных и местных бюджетов, ранее выделяемых общественным региональным казачьим организациям на поддержку реестровых казачьих обществ. Он считает подобное предложение разумным и полезным со всех точек зрения…
…Огосударствление казачества, как часто заявляют чиновники, да собственно и реестровые атаманы, вкусившие незаслуженной ими власти, якобы полученной от казаков, а на самом деле зачастую бессовестно украденной ими, далеко не самоцель для казачества. По сути, в этой догме, на мой взгляд, скрывается один из главных для казачества вопрос: сословие это или этнос? Если это сословие, то его формированием может заниматься сугубо государство. Ну, а если это культурно-этническая общность людей, то казаки должны сами формировать свои общины и структуры своего управления, на что они имеют полное право, подтвержденное основополагающими государственными нормативно-правовыми актами (о чем уже упоминалось в начале статьи). Только при таких условиях связь «верхов» и «низов» будет крепкой, а «возрождение» – жизнеспособным…
…В своём понимании этого процесса я исхожу из того, что казачество – это, прежде всего, естественная потребность здорового духа народа, стремящегося к разумной вольной жизни, регулируемой обычаями, традициями и построенным именно на них законодательством. Запрет, всякое необоснованное ограничение или бездумное «огосударствление» такой жизни вызывают протест этих людей, что в конечном итоге может привести к публичному неисполнению надуманных чиновниками норм права и потере взаимопонимания между государством и казачьими общинами, что не раз подтверждалось в истории государства Российского.
Поэтому наиболее приемлемые взаимоотношения казачества и государства, на мой взгляд, должны, прежде всего, строиться на праве казаков иметь полнокровный, основанный на обычаях, традициях предков и федеральном законодательстве, разработанный вместе с ними казачий уклад. Исходя из этого, и должна формироваться современная казачья жизнь и разумная по отношению к этой категории граждан государственная политика…Отсюда можно сделать вывод, что становление казачества, прежде всего, должно основываться на самобытном возрождении казачьих общин, а не аморфных обществ, подобных обществу любителей пива, создаваемых под эгидой государственных реестровых структур, в которых бытует понятие: «вступить в казаки» как поступить на работу и «уволиться» из рядов казаков, если трудовые или иные взаимоотношения с «атаманом-работодателем» не устраивают.
…Испокон веков в казачьих общинах сочетались самобытные традиции личной свободы и коллективизма, личных прав и обязанностей перед остальной сообщностью, самоуправления, самоорганизации и беспрекословного соблюдения интересов общины и государства…
…Складывающиеся столетиями обычаи сформировали в казачьей демократии основополагающие для этой культурно-этнической сообщности определенные понятия. Одно из основных, в частности, гласит, что воля – есть право на свободный выбор…
Из статьи «Мысли в слух о возрождении казачества»
Сентябрь,2002года
…Мы против разделения казаков на реестровых и общественных, но видит Бог, не нами это насаждается. В казачьем укладе община испокон веков была основой исторически сложившейся культурно-этнической общности этих людей, как бы её не умаляли и не уничтожали, начиная с Петра I и до сего дня. Реестр же, по нашему разумению, должен быть, всего-навсего, её составляющим, а не наоборот. Тогда всё станет на свои места…
…Идеи, с которыми выступают вожди реестрового казачества, исходят порой от людей, не имевших и не имеющих ничего общего с казачьими чаяниями. Они создают только барьеры на пути его истинного возрождения. Но за это получают соответствующие чиновничьи должности и незаслуженные, не почитаемые в общей массе казачье казачьей среды чины. Цена таким деятелям копейка в базарный день. К сожалению, и Ваши высказывания на различных встречах, которые передаются среди казаков, далеки от искреннего стремления переломить ситуацию и объединить всех казаков. Они скорей всего говорят о желании формально увеличить, сокращающуюся, как шагреневая кожа, численность реестровых структур на местах. Вот где собака зарыта…
Совета атаманов войсковых казачьих обществ РФ Трошеву Г.Н.
20 июня 203 года
Из обращения казаков Ямала к советнику Президента, председателю
…Потомки казачьих родов, приехавшие на Ямал из разных мест и живущие здесь не один десяток лет – «Назовцы» в первую очередь поставили своей целью возрождение своей культуры, традиции, воспитание молодёжи и, конечно же, воздание должного памяти предыдущим поколениям.
Из статьи «К 15-летию ямальских казаков Союза казаков России»
22 декабря 2007 года
…Я уже не говорю о сегодняшней тенденции, когда, вопреки традиции, в казачество в массовом порядке стали приходить люди далёкие от его истоков, видящие в нём, к сожалению, только какие-то личные выгоды и не осознающие ту меру ответственности, перед прошлым и будущим, за возрождение и становление исконной казачьей культуры и традиций…
Из вступительной статьи к книге «Говорим, гутарим, балакаем и применяем» Часть I, 2009 год
…Казачество – это не только внешние отличительные символы и знаки, казачество – это образ жизни, в частности формируемый под духовным воздействием православной веры. Сейчас такое время, когда страна нуждается, в том числе, и в поддержке со стороны казаков…
Из вступительной статьи к книге «Говорим, гутарим, балакаем и применяем» Часть II,2010 год
…К сожалению, потворствуют этому и чиновники от казачества, которые пытаются руководить казачьими объединениями по своему усмотрению, посадив вольный, полевой лазоревый цветок, как вы отметили «у себя дома в клумбу». И на виду и зависим. Так ведь проще, когда надо польют, а будет куститься подкормки и влаги не дождаться. Сегодня становится модным при каждом губернаторе, главе города, района, села и так далее по указанию свыше создавать казачьи организации. Это, к сожалению, практикуется во многих местах и особенно там, где казачества отродясь не было…
…Убеждён, что «расказачивание» было большой бедой для наших отцов и дедов, но и современное «оказачивание» душу не греет, так как в «новые казаки» хлынут те, кто к нему не имеет ни малейшего родового отношения. Вот тогда вопросы об укладе жизни, традициях и истории казачества отпадут сами собой, так как этим «новым казакам» они не ведомы, да и ненужны…
…Ваши мысли о разделении казачества я, безусловно, разделяю. Меня они беспокоят на всём протяжении возрождения казачества…Как мне кажется, наша озабоченность в вопросах возрождениях исконной культуры и традиций казачества перекликаются. На нас лежит огромная ответственность, чтобы возрождение не заболтали пустыми обещаниями и не превратили в бутафорию, наполненную сторонними людьми…
Из письма историку-краеведу, потомственному донскому казаку станицы Преображенская Г.И. Маноцкову 18 апреля 2010 года
…«Уж каким злом было расказачивание, но история еще оценит и рьяное оказачивание, – говорит Валерий Иванович. – В психологическом и культурологическом плане обратный процесс в нынешнем виде нанесет большой вред. Сегодня, по воле властей, едва ли не в каждой деревне пытаются создать казачьи организации. Почему-то возобладало мнение, что если человек служил в органах внутренних дел или в вооруженных силах, то он априори может быть казаком. Но разве можно возродить казачество, просто записав в казаки тех, кто не имел к этой общности людей никакого отношения?! Уж если мы говорим о возрождении казачества, то должны понимать, что и в былые времена настоящим казаком считался житель станицы во втором поколении, то есть человек, в полной мере впитавший не только традиции, обычаи, но и образ мыслей этой общности людей ...»
Из беседы с журналистом газеты «Красный Север»
12 мая 2010 года
…«Любовь к Родине, к матери, к женщине. Уважение к старшим. Долг перед Отечеством, обязанность его защищать. Храбрость и беззаветная преданность своему народу. Верность высоким моральным устоям и принципам справедливости. Непримиримость к подлости, лицемерию, преступности, к предательству. Честность в делах и поступках. Честь – превыше всего! Богу – душу! Жизнь – Отечеству, а честь – никому!» Вот эти основы казаки и должны возрождать и проповедовать. Уверен, что они не устарели. Они затёрты, подзабыты, но от этого не утратили свой основополагающий смысл. Убеждён, что эти истины и следует реализовывать в повседневной казачьей жизни…
Из статьи «Мысли, которые будоражат душу!»
25 мая 2010 года
…Когда я слышу бравурные отчеты о том, что где-то казаки уже дежурят на улицах и задержали столько-то злодеев, мне хочется воскликнуть как Станиславский: «Не верю»! Потому что, если они действительно кого-то там задержали, значит, они тем самым преступили закон. В действующем законодательстве нет правового положения, позволяющего казакам производить задержания. Поэтому, когда я слышу о каких-то правах, которыми вдруг наделили казачьи патрули, я прекрасно понимаю, что это пустое действо, совершенное для «галочки». При современном уличном патруле они могут быть только виде простых наблюдателей, свидетелей либо понятых. Вот и всё участие…
…Осторожно отношусь и к идее создания казачьих ЧОПов. Кто-то очень хочет сделать из казаков сторожей. И тем, кто идёт работать сторожем - казаком. Недавно на Комиссии по вопросам помилования мы с коллегами рассматривали прошение одного такого «казака». После службы в армии он вернулся в родной Пуровский район, нанялся охранником в казачью структуру. Казаком он от этого, конечно же, не стал, зато, почувствовал вседозволенность и совершил преступление… Напрашивается вывод – не нужно превращать участников добровольных дружин в ряженых казаков…
…можно было бы привлечь к этой работе и другие структуры гражданского общества, к примеру, у нас на Ямале, активистов Ассоциации «Ямал-потомкам». На мой взгляд, они вполне справились бы с этой почетной функцией на территории национальных поселков. Тем более там в этом есть насущная потребность. А вообще, главное, наверное, не в охране, а в воспитании духовных начал, прописанных в десяти заповедях Божьих. Вот их то нужно знать и всем соблюдать. Тогда каждый сам себя оградит от дурного поступка. Но это уже глобальная задача. А одна из казачьих – это обеспечивать порядок в своих семьях и в православных святынях.
Из статьи в газете Красный Север «Призрак ДНД бродит по России. Кому на Руси охранять хорошо?»
1 сентября 2012 года
PS. Полностью со всеми этими публикациями и другими материалами о казачестве можно ознакомиться на нашем сайте в его различных разделах, в частности в разделе «КНИГИ», в котором опубликованы книги атамана ОПКЛ, депутата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, кандидата юридических наук В.И. Степанченко