Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

О ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЕ В СОЮЗЕ КАЗАКОВ РОССИИ

      Нет, нет, да и возникаю на местах у ретивых реестровых казаков на местах вопросы о праве носить членами Общероссийской общественной организации «Союз казаков»  казачью сбрую, то есть традиционную казачью одежду, доставшуюся от дедов и отцов современным их потомкам. При этом следует отметить, что для госреестра утверждена иная одежда под галстук и пиджак, которые родовые казаки никогда не носили и сейчас их потомки не носят. А вот реестровые носят и то и то, хотя теперь они должны следовать современному стилю и со своим уставом в чужой огород не лезть.     

       Дабы исключить всякие недоразумения и толкования, пресс-служба ОПКЛ  решила опубликовать статью, как Союз казаков в судебном порядке отстоял это право.  Братья-казаки руководствуйтесь  решением судебной  коллегии Мосгорсуда (дело № 33-16008/2015) по административным делам в составе федеральных судей Александра Пономарева, Виктора Лукьянченко и Владимира Ставича от  14 мая  2015 года.  А для  более полного понимания этого вопроса предлагаем прочесть этот материал, опубликованный на сайте «Право ру»:

 

МОСГОРСУД  СЫГРАЛ С МИНЮСТОМ В КАЗАКИ РАЗБОЙНИКИ

      Могут ли члены не зарегистрированного в госреестре казачьего общества носить традиционную одежду, если она имеет сходные признаки с униформой их учтенных в реестре соратников? Минюст посчитал, что нет, а сами казаки так просто не сдались и отправились выяснять вопрос в судебном порядке. Дошли даже до Мосгорсуда.
Сегодня в России возрождается казачество – военное сословие, которое сложилось на окраинах нашего государства в XV-XVII веках. На текущую дату в России насчитывается 11 казачьих обществ, часть из которых зарегистрирована в соответствующем Государственном реестре – созданной в 1995 году системе учета казачьих обществ, члены которых взяли на себя обязательства по несению государственной службы. В мае прошлого года некоего гражданина Кривошеева обеспокоил вопрос, соответствует ли устав организации «Белгородский казачий округ» (является региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз Казаков», далее – «Союза») нормам действующего законодательства. Он заподозрил, что члены казачьих обществ, не зарегистрированные в соответствующем реестре, носят ту же униформу, знаки различия по чинам и знаки различия по принадлежности к войскам, что и казаки-члены зарегистрированных в реестре обществ. А такого, по его мнению, быть не должно. Для проверки своего предположения Кривошеев направил обращение в Минюст, где его сомнения подтвердили, а заодно проверили и устав самого «Союза», как вышестоящей организации. «Союз» регистрации в госреестре не имел, но в п. 3.5 его устава было указано, что члены организации имеют право носить «традиционную казачью форму одежды» с атрибутами и эмблемами общества.

       Вокруг определения «традиционной казачьей формы одежды» начались проблемы. Минюст отметил, что в российском законодательстве такое понятие отсутствует. Зато непростой вопрос казачьего имиджа частично регулируют положения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» и Указа Президента РФ от 9 февраля 2010 года № 171. Последний говорит о том, что «форма одежды, знаки различия по чинам и знаки различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам лиц, не являющихся членами казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, не могут быть аналогичными форме одежды, знакам различия по чинам и знакам различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также сходными с ними до степени смешения». Проанализировав эти акты, чиновники решили устранить саму возможность аналогии и направили в «Союз» письмо, в котором попросили исключить из устава положение о праве носить «традиционную форму одежды». Бумага вскоре вернулась. На ней стояла почтовая отметка «истек срок хранения». В министерстве подумали, что «Союз» переехал, но не предупредил о смене юридического адреса в установленный законом трехдневный срок. Дело дошло до того, что 14 мая 2014 года первый замминистра юстиции вынес «Союзу» предупреждение – спорное положение о традиционной одежде из устава все-таки исключить, а также зафиксировать изменение юридического адреса в соответствующем порядке.

      Преисполненные решимости отстоять свое право на ношение исторической одежды, пошли в Замоскворецкий райсуд (дело № 2-7904/2014 – М-6206/2014). Там они ссылались на Устав и объясняли, что по нему члены организации имеют право носить традиционную казачью форму – шерстяные фуражки, чекмени (истор. – мундир казачьего офицера), шаровары прямого покроя с лампасами цвета по принадлежности к казачьему войску – с атрибутами и эмблемами общества. Адрес же «Союз», по их словам, и вовсе не менял, поэтому предупреждение Минюста незаконно и его нужно отменить. Однако у суда было на этот счет свое мнение. Возврат почтового отправления судья Елена Перепечина квалифицировала как признак того, что юрлицо по указанному адресу отсутствовало, а значит, не уведомило надзорные органы о «переезде». С традиционной казачьей формой вышло сложнее – участники дела даже изучили в процессе «Правила ношения казачьей формы одежды», утвержденные Советом Атаманов Союза Казаков в 2007 году, и сравнили их с текстом Указа Президента РФ от 9 февраля 2010 года № 171. В обоих документах к общим предметам формы одежды членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, относились уже упомянутые фуражки, чекмени, шаровары и прочее … Раз «Союз» в государственном реестре не состоит, то сходства одежды своих участников с одеждой членов зарегистрированных обществ допускать не должен, решил суд и 24 декабря прошлого года отказал казакам в удовлетворении требований. 
       Те отправились оспаривать решение в Мосгорсуд (дело № 33-16008/2015). В апелляции судебная коллегия по административным делам в составе Александра Пономарева, Виктора Лукьянченко и Владимира Ставича даже рассмотрела дополнительное доказательство  – сообщение государственного герольдмейстера по вопросу «традиционности» форменного казачьего костюма. Как судьи указали в опубликованном на этой неделе определении, это доказательство имело «юридическое значение для правильного разрешения спора», а суд первой инстанции вопрос о подобном исследовании не поднимал. Для начала судьи тройки вспомнили гражданско-правовой принцип «разрешено всё, что не запрещено», рассудив, что отсутствие в российском законодательстве понятия «традиционная казачья форма» не является достаточным основанием к тому, чтобы признать Устав «Союза казаков» несоответствующим закону в этой части. Ссылку Минюста на ФЗ № 154 и Указ Президента № 171 коллегия сочла необоснованной, поскольку эти документы не содержат запретов в отношении именно «традиционной» формы одежды казаков.

        Кроме того, суд обратил внимание на то, что Законом РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» казачество как исторически сложившаяся культурно-этническая общность было признано репрессированным, а уже в следующем 1992 году государство утвердило ряд документов, которые до сих пор регулируют поэтапное экономическое и культурное возрождение казачества. Тем же целям служит и Стратегия развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 года, причем ее положения не ограничивают свое действие только теми казачьими обществами, что внесены в соответствующие реестры, отметили судьи. При исследовании заключения государственного герольдмейстера Геральдического совета при Президенте РФ выяснилось, что традиционной для казаков считается только та одежда, которая передаётся из поколения в поколение по принципу «так повелось». Например, к традиционной можно отнести одежду, которую казаки носили до введения им единого форменного обмундирования при императрице Екатерине II. Признаки этой традиционности со временем постепенно терялись, сохраняя лишь некоторые черты народного костюма в парадном обмундировании.

         Коллегия пришла к выводу, что традиционная одежда по определению не может до смешения походить на униформу, так как «несмотря на общее характерные признаки, разнообразна как в контексте исторического момента, так и по территории проживания казаков, имеет свои, не связанные с государственным уставом, правила ношения по времени года, по сочетанию отдельных элементов костюма» – написано в определении. К тому же иной одежды, кроме традиционной формы, у казаков как культурно-этнической общности нет, заключила тройка апелляции.Что касается изменения адреса – второй части предупреждения Минюста – то и здесь Мосгорсуд не согласился с первой инстанцией. Отметка об истечении срока хранения, по мнению апелляции, не исключала того, что «Союз казаков» находится по прежнему адресу. Но этой отметке, в нарушение правил оценки доказательств, «была придана заранее установленная сила», указали судьи. Помимо этого, коллегия нашла в материалах дела договоры аренды с прежним адресом, которые «Союз» представил в качестве доказательства, что никуда не переезжал. Минюст эти договоры в суде не оспорил.

        В итоге 14 мая 2015  года коллегия постановила признать неправомерным предупреждение Минюста в отношении «Союза», а решение Замоскворецкого районного суда Москвы от 24 декабря 2014 года было отменено. И теперь казаки «Союза» безбоязненно и законно могут носить традиционную казачью одежду.

Карапетян Юлия. «Право ру», 19 июня 2015 года

Поиск по сайту:


Текущие новости:
ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ДНЁМ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ЗАВОДОУКОВСКЕ
ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАЗАЧЬИ КАЛЕНДАРИ ОТПРАВЛЕНЫ НА СВО
ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНОВАНИЮ 35-ЛЕТИЯ СОЮЗА КАЗАКОВ НА ЯМАЛЕ НАЧАЛАСЬ С НАГРАЖДЕНИЯ КАЗАКА УЧАСТНИКА СВО МЕДАЛЬЮ «ЗА ОТВАГУ»
Обновление от 02.02.2024г. РАССКАЗ АТАМАНА-КРАЕВЕДА ИЗ ИСТОРИИ САЛЕХАРДА: 483 ПЕХОТНЫЙ ОБДОРСКИЙ ПОЛК В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. 02 февраля 2025 года
АТАМАН ВЫСТУПИЛ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ТЕЛЕМОСТУ, ПОСВЯЩЕННОМ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ
АТАМАН ПЕРВЫМ РЕАЛИЗОВАЛ СВОЮ ИДЕЮ
Обновление от 30.01.2025г. Указ Президента РФ В.В. Путина "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации" от 28.12.2024 г.
ВАЛЕРИЙ СТЕПАНЧЕНКО: «МЫ СОЗДАЁМ ТРАДИЦИИ БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ НА ОСНОВЕ ИСТОРИИ И ОПЫТА ПРЕДЫДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ»
ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ 81-я годовщина снятия блокады Ленинграда
В СООТВЕТСТВИИ С ПЛАНОМ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОПКЛ В САЛЕХАРДЕ ПРОШЛА ПОМИНАЛЬНАЯ ЛИТУРГИЯ В ПАМЯТЬ О УБИЕННЫХ И ЗАМУЧЕННЫХ КАЗАКАХ И ЧЛЕНАХ ИХ СЕМЕЙ
В САЛЕХАРДЕ СОСТОЯЛИСЬ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СЛУЧАЮ ПРИСВОЕНИЯ ГОРОДУ ПОЧЁТНОГО ЗВАНИЯ «ГОРОД ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ»
Мы помним! Атаманская поминальная свеча казачьим душам! Прости им Господи вольные или невольные прегрешения и даруй царствие небесное! Аминь. Салехард 24 января 2025 года.
МЫ ПОМНИМ !
Обновление от 22.01.2025г. Интервью атамана от 20.01.2025 года "О присвоении г. Салехарду звания "Город трудовой доблести"

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика