Ямальский районный музей основан 27 августа 1991 года на основе коллекции школьного музея. Результатом работы музея являются несколько десятков музейных выставок из собственных фондовых коллекций и передвижных выставок из фондов МВК им. И.С. Шемановскопо г. Салехарда, сотни статей в газетах и журналах, научных сборниках, археологические и этнографические экспедиции. В целом в фондовое собрание музея входят фотодокументальные коллекции с архивным фондом письменных источников первых лет Советской власти и периода развитого социализма, редкие книги, чёрно-белые фотографии конца XIX и начала XX веков, археологические, естественно-научные (ископаемые останки древних вымерших животных), историко-бытовые и этнографические коллекции, в т. ч., одна из лучших среди музеев ЯНАО коллекция культовых предметов ямальских ненцев.
За эти годы музей стал известен не только на Ямале, с ним сотрудничают учёные и музееведы ЯНАО, Москвы, Томска, Екатеринбурга, Барнаула, Тюмени, Тобольска, а также США, Финляндии, Германии и т. д. Ежегодно музей посещают более 5 тыс. человек.
Основной фонд — 11 705 од. хр., в том числе:
• предметы археологии -1 748;
• предметы нумизматики — 1 005;
• ИЗО — 76;
• предметы этнографии —237;
• оружие — 6;
• документы, редкие книги — 2 282;
• предметы естественнонаучной коллекции — 45.
Самые уникальные экспонаты музея: редкие документы, относящиеся к экспедиции П.П. Крузенштерна 1862 г. к берегам Ямала, в т. ч. Свидетельство на имя П.П. Крузенштерна о присвоении ему звания лейтенанта флота, Свидетельство о награждении Сейча Сэротэтто серебряной медалью «За Усердие» (1863 г.) за спасении команды шхуны «Ермак» в 1862 г., археологические коллекции памятников «Вары Хадыта», «Яртё-\/1», «Юрибей» и др.; этнографическая кол-лекция культовых предметов ямальских ненцев; коллекция каменных, бронзовых и железных наконечников стрел IV—XVII вв.; ненецкая зимняя ягушка, отороченная мехом собаки (XIX в.); медно-литая коллекция икон XVIII—XIX вв.; бронзовая коллекция женских украшений Х-ХII вв., редкие книги: Псалтырь XVII века, Русско-ненецкий и ненецко- русский словарь Г.Д. Вербова 1936 года, Книга «Новый Завет» (1896 г); различные предметы быта первых русских переселенцев конца XIX — начала XX вв.: самопрялки, тальянка, тульские самовары А.А. Погожева и товарищества В.И. Баташева, швейная машинка «Зингер» 1910 г.; медная, керамическая и деревянная посуда, женский комплекс из Архангельской губернии, чёрно-белые фотографии первой Ямальской культурно-хозяйственной базы 1930-х годов и др.
В канун знаменательного юбилея предлагаем статью основателя и первого директора Ямальского районного музея. Тридцать лет, много это или мало для организации, где сохраняется наша историческая память? Наверное, мало в общем историческом пространстве, но, с другой стороны, вполне достаточный период, чтобы осмыслить и сделать небольшой сравнительный анализ за прошедшие десятилетия. Cегодня музей незримыми корнями сросся с « C земли», как говорят ненцы о полуострове, и какими-то непостижимо культурно-духовными, образовательными да просто житейскими нитями навсегда связал себя с этой уникальной территорией и её людьми. 30 лет назад мою идею создания районного музея поддержали глава района В.Г. Толстов и председатель районного исполнительного комитета Совета народных депутатов Х.М. Езынги. За эти годы музей стал визитной карточкой Ямальского района, он широко известен не только в ЯНАО и РФ, но и за пределами нашего Отечества и всё благодаря находке века, по определению ЮНЕСКО, - мамонтенку Любе.
Но самое главное, Ямальский районный музей пользуется популярностью у жителей муниципалитета. Музей занял определённую нишу в культурно-образовательном пространстве региона. Коллектив учреждения ведёт большую работу по сохранению историко-этнической памяти многонационального населения полуострова Ямал, а это - главная основа патриотического воспитания подрастающего поколения.
На протяжении всех 30 лет коллектив музея пользовался поддержкой глав района: В.Г. Толстова, А.Н. Нестерука и А.Н. Кугаевского. Благодаря такой поддержке были подготовлены и выпущены многие краеведческие книги, фотоальбомы, буклеты и учебные пособия, где использовались материалы из фондов Ямальского районного музея. При активном содействии А. Н. Кугаевского был запущен уникальный научный проект, которому до сих пор нет равных в муниципалитетах ЯНАО - создание и выпуск «Энциклопедии Ямальский район». Хотелось бы вспомнить добрым словом и директоров музея, которые работали после меня. Я возглавлял музей дважды: с 1991 по 1997 гг. затем с 2001 по 2008 гг., меня сменил К.А. Ощепков 1997 по 2001 гг. (к сожалению, рано ушедший из жизни). Затем коллектив возглавили А.В. Плотникова - с 2001 по 2012 гг., З.П. Сафарбекова - с 2012 по 2021 гг., а с 31 мая 2021 года руководителем стала Е.А. Захарова.
И каждый из директоров вносил свою лепту в развитие и становление музея. Низкий поклон всем ныне здравствующим и вечная память К. А. Ощепкову! Хотелось бы сказать несколько слов о З.П. Сафарбековой, которая являлась главным хранителем фондов и оставалась ей даже тогда, когда исполняла обязанности директора музея. Именно эта должность является одной из ключевых в музее, так как фонды - это та основа, на которой и формируется сам музей и его коллекции. Помню, как предложил Зое Прокопьевне занять должность главного хранителя фондов и никогда об этом не пожалел, она стала настоящим музейным работником, о которых обычно говорят: «Они до мозга костей музейщики». Поверьте, такое сравнение дорогого стоит!
Поздравляю жителей района, коллектив музея с этим замечательным юбилеем, творческих успехов в святом деле сохранения нашей исторической памяти и новых Вам открытий. Как тут не вспомнить слова Российского критика, литературоведа Ильи Зильберштейна, который назвал работников музеев «одними из последних святых на этой Земле». Ведь дело «собирания древностей» требует от человека, прежде всего, бескорыстного служения и отдачи всех душевных, а зачастую и физических сил, не обещая взамен ни славы, ни вознаграждений.
К этим словам хочу добавить только одно: «Горжусь, что жил и работал в Ямальском район более 40 лет и за это время успел создать два школьных музея и на их основе основал Ямальский районный музей». Как сказал заведующий Краснодарским войсковым казачьим музеем, войсковой старшина Иван Ефимович Гладков (работал 1910 г- 1920 г): «Все мы сойдём с арены жизни, а здесь, в музее, должны остаться дела рук и разума нашего, достойные для передачи будущим поколениям». И сегодня звучат они как напутствие нам, нынешним музееведам - хранителям вечности.
Пользуясь случаем, хотелось бы поведать и ещё об одной, малоизвестной странице, связанной с музеем. В начале 2-хтысячных, на Ямале побывала Астрид Вендланд - французская журналистка. Жила довольно долго в Ямальской тундре, а затем прилетела в с. Яр-Сапе, где и посетила Ямальский районный музей. Туда её привёл мой ученик Кирилл Сэротетто, который тоже, к большому сожалению, очень рано ушёл в Верхний Мир. А много позже, в 2007 году, именно Кирилл привел в музей Юру Худи, который нашёл мамонтёнка Любу. И в этом тоже есть показатель популярности музея и его востребованности в обществе. Именно тогда мы открыли миру эту удивительную находку. Осле моего звонка в Салехард, затем в Екатеринбург и Тюмень, так и закрутилось информационное «колесо» о мамонтёнке Любе.
Вот Кирилл и решил познакомить Астрид с музеем и его основателем. Мы, с Астрид много беседовали о жизни, традициях ненцев, о казачестве и многом другом. Я подарил несколько своих книг, которые она с большой благодарностью приняла. Потом мы ехали с ней в Салехард на теплоходе «Московский-3», где я попросил капитана (не помню его фамилию) показать, как управлять теплоходом, что он с удовольствием и сделал. С нами ехал Костя Ощепков, который и сфотографировал меня с Астрид. Мы переписывались, она прислала фотографии. Через 10 лет узнаю от Сергея Пасхального, что ему прислал интересную книгу Г.А. Бронских, случайно купленную у себя на родине. Оказалось, что ещё в 2011 году у Астрид вышла книга «На краю света». Сергей Ястржембский написал к ней небольшое вступление и был сделан русский перевод, что и послужило, скорее всего, изданию в России.
В своём повествовании она описывает свое пребывание в Ямальской тундре, в том числе, посещение музея и беседы со мной. Вот фрагмент посещения музея: «Кирилл запускает меня в музей, как и в Новом Уренгое, он состоит из одного зала, но в тысячу раз более интересен». Как основателю музея, приятно читать такие отзывы. В книге имеются кое- какие неточности, вернее, её художественные домыслы и писательские фантазии. Нужно отдать должное автору, хотя в книге и есть художественный вымысел, но она в сути отразила то, что я ей рассказывал о ненцах, казаках, о том, как русские войска и казаки брали Париж, как разбили Наполеона, который восхищался казаками и говорил, что счастлив полководец, у которого есть казаки!
Здесь необходимо сделать отступление. Дело в том, что при посещении музея иностранцами, я старался ненавязчиво напоминать об исторических уроках прошлого. Если это были финны, то говорил, кому они обязаны своей государственностью, если это были немцы, то о том, что мы трижды брали Берлин и с нами лучше дружить, а не воевать и т.д. Что касается Астрид, то очень много мы с ней беседовали не только о казаках, но главным образом, об уникальной культуре Ямальских ненцев. Она живо интересовалось всем, что касается коренных народов Севера. Мне пришлось процитировать фрагмент стихотворения Л. Лапцуя, одного из моих любимых поэтов Ямала:
«Кто не был в тундре нашего Ямала,
Не ночевал в снегу прорыв нору,
Не шёл, когда над тропкой на ветру Живая туча комаров плясала,
Кого не весть откуда налетая, Слепая вьюга, не сбивала с ног,
Кто не искал среди болот дорог, - Как может он судить о нашем крае!»