Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

СТО ДНЕЙ АТАМАНА ПРИВАЛОВА

СТО ДНЕЙ АТАМАНА ПРИВАЛОВА

В конце ноября 2012 года исполнилось сто дней нахождения в должности атамана Сибирского войскового казачьего общества (госреестр) Геннадия Николаевича Привалова. В Америке существует негласная традиция, по которой вновь избранный Президент Соединенных Штатов в течение первых ста дней после своей инаугурации свободен от критики. Традиция весьма разумная: нужно дать время человеку на то, чтобы освоиться со своим новым положением, набрать работоспособную команду, поставить цели и задачи, наметить приоритеты дальнейшей деятельности и сделать первые значимые шаги в избранном направлении. Поэтому я решил воздержаться от критических выступлений в отношении нового войскового атамана, до тех пор, пока он сам не определится со своей политикой, и я не считаю конструктивными ту критику, и даже личные выпады по отношению к атаману Привалову, которые выплеснулись на него едва ли не сразу после Генераловки.

По большому счету, критиковать атамана Привалова пока не за что. Истекшие три месяца прошли в ознакомительных поездках, командировках, различных совещаниях, конференциях, собраниях. Можно, конечно, попенять атаману, что ознакомительный период слишком затянулся, но не будем забывать, что одновременно ему приходилось исполнять обязанности сначала - вице-губернатора, а затем – начальника Управления ГО и ЧС по Омской области. И наследство новому войсковому атаману досталось запущенное, беспокойное, с застарелыми проблемами. Если верить отчетному докладу бывшего атамана Острягина А.И., то все в Сибирском войсковом казачьем обществе прекрасно-замечательно. Настораживает только обилие общих фраз о великих достижениях и скудость реальных дел. Приятно слышать, конечно, что творческие казачьи коллективы с «бурными овациями» принимают во Франции, Германии, Индии и Китае, но вот в той деятельности, ради которой создавалось реестровое казачество положение дел весьма плачевно. Речь идет о государственной и муниципальной службе казачества. Ссылка на объективные условия современного государственного строительства звучит солидно, но неубедительно. Потому что по сравнению с другими войсковыми казачьими обществами, входящими в госреестр, в Сибирском обществе с государственной службой дела обстоят хуже всех.

Справедливости ради, следует сказать, что не только Острягин Анатолий Иванович несет ответственность за провалы в работе. В этом виновато и его ближайшее окружение, которое заправляло делами в Сибирском войсковом казачьем обществе в отсутствие атамана. Прежде всего, первые заместители войскового атамана – Жихорь Виталий Алексеевич, а затем – Жуков Виктор Владимирович. А если брать пятнадцатилетний период существования реестрового казачества в целом, то, начиная с атамана Калетина, через атамана Плетнева, и завершая атаманом Острягиным, дела шли все хуже. Пятнадцатилетняя история сибирского реестрового казачества – это история упущенных возможностей. Было казалось все: немалый административный ресурс и поддержка церкви, финансовые вливания из бюджетов различных уровней и спонсорская помощь, значительное имущество, передаваемое в аренду, либо даже в собственность и земли целевого казачьего фонда. Результат всего этого оказался близким к нулю. Можно опять сослаться на некие «объективные условия», но я считаю, что в первую очередь здесь причина – в субъективных условиях, все в том же пресловутом «человеческом факторе». Неспособность к работе, боязнь ответственности, первенство лично-шкурных интересов перед общественными, засилье лиц, пришедших в казачье движение ради своекорыстных целей – вот далеко неполный перечень этих «субъективных условий». Приходится, волей-неволей согласится с мнением Верховного атамана «Союза казаков России» Павла Филипповича Задорожного, который в одном из своих выступлений заявил, что реестр – эта канализация, куда были слиты отбросы со всего казачества. Обидно это слышать в свой адрес, но если посмотреть правде в глаза, то следует признать, что кадровая проблема есть, что идет процесс замещения настоящих казаков по происхождению и по духу, случайными, чуждыми казачеству людьми. Слова И.В.Сталина «Кадры решают все» для реестра сейчас как никогда актуальны. В Сибирском войсковом казачьем обществе – острейший недостаток кадров, которые бы работали не за страх, а за совесть, не личной выгоды ради, а за идею. Если в самое ближайшее время атаману Привалову не удастся удержать настоящих казаков от выхода из госреестра, то скоро в Сибирском войсковом казачьем обществе действительно останутся одни отбросы.

Поэтому такое повышенное внимание казаков к первым кадровым назначениям, осуществленным атаманом Приваловым. К сожалению, эти назначения не порадовали. Недоумение вызвало назначение начальником штаба СВКО Жукова Виктора Владимировича, а бенефис Жихоря Виталия Алексеевича в роли то ли советника атамана, то ли консультанта по делам казачества в Правительстве Омской области, вызвал резкий протест всех сибирских казаков. Можно лишь посочувствовать войсковому атаману, которому пришлось из-за отсутствия достойных кандидатур назначать тех, кто был под рукой, кадровый вопрос в реестре, как я отметил, стоит очень остро. А вот кадровый вопрос с атаманом Омского отдела Афанасьевым Н.Д. не просто стоит на повестке дня, а уже перестоял и грозит утратой престижа не только омского, но и всего сибирского реестрового казачества. Непринятие мер в отношении мошенника и мародера Афанасьева, который если верить последним публикациям в омской прессе опустился до того, что подделал подпись покойника в расписке и пытался на этом основании ограбить наследников умершего фермера, дискредитирует уже самого атамана Привалова в глазах общественности и не прибавляет ему авторитета у сибирского казачества.

Следует заметить, что явление Афанасьева и афанасьевцев в казачестве неслучайно. Благодаря кадровой нищете в госреестре стало возможным избрание в атаманы отделов лиц подобных Афанасьеву, потому что другие кандидатуры были еще хуже. Нам приходится избирать своими атаманами лучших из худших. Еще один важный момент. В 2002 году в Омском городском казачьем обществе насчитывалось более 800 казаков. К 2011 году осталось не более семидесяти. Люди разуверились, устали ждать перемен к лучшему, даже городской атаман войсковой старшина Бердышев С.В. запросил отставку. К концу 2012 года в городском обществе уже состояло свыше 200 членов (если верить отчетам, представляемым в штаб СВКО). Что-то изменилось? Пожалуй, нет. Появилась только информация о том, что в ближайшем будущем на реестровое казачество наконец-то прольются денежные потоки из федерального бюджета. В 2013 году на казачество государство должно выделить сотни миллионов рублей. Поэтому очень важно именно сейчас очистить казачье движение от различных проходимцев, поставить заслон от случайных, чуждых казачеству людей, вступающих в казачьи общества в корыстных целях и ради удовлетворения личных амбиций, иначе результат от финансирования государственных программ по казачеству вновь окажется близким к нулевому.

Ситуация с кадрами в казачестве усугубляется тем, что стать членом реестрового казачьего общества сейчас даже проще, чем в советское время вступить в комсомол. Теперь не требуется рекомендации старых казаков, «испытательный срок» по новой редакции устава казачьего общества сокращен с года до трех месяцев, в Омском городском казачьем обществе широко применяется практика приема приписных казаков не индивидуально каждого, а списками. Огульное оказачивание всех подряд может нанести казачеству вред гораздо больший, чем принудительное расказачивание. Настораживает и то, что среди вновь принятых членов казачьих обществ, потомственных казаков довольно мало. Я не против приема в казачество достойных людей, не имеющих казачьих корней, если хочешь быть казаком – будь им! Но эти люди должны быть действительно достойны называться казаками, разделять казачьи нравственные ценности, вести казачий образ жизни, стать казаками по духу. Как за три месяца «испытательного срока» в мирное время определить, достоин человек звания казака или не достоин? За три месяца он в лучшем случае поприсутствует на одном-двух казачьих «мероприятиях», познакомится с несколькими казаками и … все!

Нормы федерального законодательства в отношении казачьих обществ и некоммерческих организаций, отменить мы не вправе, но в пределах требований уставов и положений можно установить приемлемые барьеры для защиты казачьих обществ от проходимцев. К примеру, было бы целесообразно повысить требования к кандидатам в атаманы отделов, первичных казачьих обществ, и их заместителям в части выслуги лет, прохождения действительной военной службы (человек, не служивший в армии, не имеет права быть атаманом!), отсутствия в прошлом не только судимостей, но и конфликтов с законом. Что касается рядовых казаков, то для молодежи, не служившей в армии, либо в других силовых структурах, можно при казачьих обществах учредить секции казачьей молодежи, главной задачей которых была бы допризывная подготовка молодых казаков к будущей воинской службе, воспитание юношей в духе казачьих традиций (казак без службы – не казак!).

Очень важен вопрос о приобретении казачьей формы. Казалось, какое это имеет отношение к кадровым проблемам в казачестве? На мой взгляд, самое прямое. Владыка Савватий, епископ Тарский и Тюкалинский, высказал одну примечательную фразу: «Надел человек на себя казачью форму – уже взял на себя определенные нравственные обязательства». Честь мундира, честь казака, одетого в казачью форму - не пустой звук. А вот пошив казачьего обмундирования, особенно зимнего, сильно «тянет» карман. Стоимость комплекта казачьей формы в настоящее время составляет минимум двадцать тысяч рублей. Не всякий казак способен изъять из семейного бюджета такие деньги. Допускается, правда, камуфляж как временная замена казачьей формы, но и он обойдется не менее чем в пять тысяч рублей. Казаки приходят на свои «мероприятия» сейчас кто в камуфляже, кто в казачьей форме «старого образца», кто в форме «от Юдашкина», а некоторые в «гражданке». Для того, чтобы установить единообразие внешнего облика казака требуется либо принимать в казачьи общества людей, способных оплатить пошив казачьей формы, либо помочь казакам приобрести эту форму за приемлемую цену, а может даже и бесплатно. Первый путь грозит превращением казачьих обществ в клубы состоятельных людей, решающих через казачество проблемы своего бизнеса, второй невозможен из-за отсутствия денежных средств. Этот вопрос тоже надо решать в ближайшем будущем, а решение его лежит через создание собственной хозяйственно-экономической базы казачьих обществ.

Накопившиеся за предшествующие годы кадровые проблемы сибирского реестрового казачества, разумеется, в одночасье не решить, требуется долгая кропотливая работа с кадрами, поддержка здоровых сил в казачестве и малоприятная, но абсолютно необходимая процедура очищения от попутчиков и проходимцев. Остается пожелать войсковому атаману Привалову Г.Н. терпения и настойчивости, твердости и решительности на этом нелегком пути.

 

Морев О.В.

Поиск по сайту:


Текущие новости:
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА
К 405-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОЙ БИТВЫ 1612 ГОДА
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА ОБСКО-ПОЛЯРНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ЛИНИИ
ПАТРИАРШИЙ ВИЗИТ В СЕМИПАЛАТИНСК
ПАМЯТЬ О РЕПРЕССИЯХ СТУЧИТ В НАШИХ СЕРДЦАХ!
ТЮМЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИНИМАЛ КАЗАКОВЕДОВ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика