НАЗОВСКИЕ КАЗАКИ, КТО ОНИ? К 410-летию сибирского казачества 1992 год
1992 год
НАЗОВСКИЕ КАЗАКИ, КТО ОНИ?
К 410-летию сибирского казачества
В результате радикальных демократических перемен во всех сферах жизни России создаются благоприятные возможности по реабилитации многих ранее репрессированных народов, в том числе казачества. Подтверждением тому Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 года «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества и Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 года «О реабилитации казачества».
В середине октября текущего года в Салехарде прошли события, отражающие данные перемены в обществе, и тесно связанные с возрождением истории городской жизни в преддверии 400-летнего юбилея города. 17 октября собрался Большой круг казачьих объединений Ямало-Ненецкого округа, на котором были обсуждены проблемы возрождения казачества, освящено знамя, изменено ранее существовавшее название окружной казачьей организации. Отныне она будет носить традиционное казачье наименование «Обская Полярная казачья линия». Принят Устав и избран атаман. Им стал Зайцев Геннадий Степанович. Круг подтвердил, что Обская Полярная казачья линия структурно входит в Сибирское казачье войско и непосредственно подчиняется Тюменскому казачьему Союзу.
На другой день, 18 октября, прошел Казачий круг казаков Салехарда, которые также утвердили Устав, приняли для своей организации название - «Назовский казачий округ», а также избрали Корнева Василия Васильевича своим атаманом. Сразу же хочу пояснить, почему салехардцы выбрали для своей организации такое название. Ответ прост: 400 лет назад, когда отряд казаков высадился и основал на месте Салехарда крепостицу-острог, то название она получила «Низовой городок» (в низовьях Оби) или сокращенно Назов, что отмечено в летописях тех времен. И только в дальнейшем стали называть этот острог «Обдорским острогом» Это первое казачье название острога и стало нашим наименованием.
Должен отметить, что возрождение казачества в Заполярье связано с 410-летием со времени присоединения Сибири к Государству Российскому, которое исполняется в этом году. От этой даты (1582 года) и ведет историю Сибирское казачество. Как видно из этого, возникновение и развитие истории Сибирского казачества проходило в этом суровом крае, о котором писал в 1909 году в книге «На Крайнем Севере» И. Завалишин – исследователь и историк: «Здесь Северный океан, грань мира, жизни и творения». В этой же книге он так отзывается о казаках: «Особенность этого отдаленного края – это Березовские и Сургутские казаки... Они талантливы, ловки, стройны и очень красивы».
В сложной истории отношений казачества с народами, среди которых протекала его жизнь, лежала не вражда, а растущие экономические и культурные связи. Подтверждением этому и был острог «Низовой городок», построенный их руками и который служил миру и торговле. Поэтому в воссоздании его к 400-летию города казаки должны принять непосредственное участие. Об этом шел на Круге разговор, и данное предложение получило добрую поддержку.
Казачество возникло в период ликвидации феодальной раздробленности и образования единого централизованного Государства Российского. Уже в те далекие годы казачество объединило в своих рядах представителей самых различных народов России, что предопределило его многонациональную основу, а также интернациональный характер. В наше время возрождение казачества происходит в абсолютно иных условиях. Много потеряно традиций, общество в своем развитии ушло вперед и казачье братство не должно останавливаться на старых рубежах. Оно будет преображаться в соответствии с условиями современной жизни. Но при этом нельзя забывать истоки, обычаи дедов и отцов, казачий свободолюбивый дух, то доброе, что заложено в казачьем характере и отработано не одним поколением.
Сейчас вокруг казаков много различных противоречивых суждений, домыслов, небылиц. Кто видит в них опору возрождающейся России, кто воинствующее племя, кто несерьезное увлечение, игру…Справедливости ради, надо сказать, что это от незнания истории своего государства или знакомства с нею в искаженном виде. Казачество, было, есть и будет жить.
Наши цели сформулированы в Уставе, который принят казаками и утвержден в городской администрации. Это возрождение традиционного быта и культурного наследия казаков с учетом современного развития общества, воспитание любви к труду, родной земле, близким, укрепление устоев семьи, воспитание чувства любви к Отечеству и готовности его защищать. Казаку чужды межнациональные розни.
Членами Назовского казачьего округа могут быть потомки казачьих родов, уроженцы традиционных казачьих областей, а также лица, связанные с казачеством и желающие возродить самобытность казачьих традиции, его культуру и историю. Сейчас в составе назовских казаков насчитывается до полусотни казаков – потомков казачьих родов с Кубани и Дона, Урала и Сибири, которые не один год живут и трудятся, растят детей, а некоторые и родились здесь па этой многонациональной исторической земле.
Поэтому от каждого, кто готов встать в наши ряды требуется проявление силы духа, честности в своих намерениях и морали. Для более ясного и полного представления о казаках приведу кодекс чести и правила поведения, которые определяют действия казаков в жизни.
1. Быть в казачестве – означает особое состояние духа, сознания, нравственности и морали. Чтобы быть казаком, в наше время недостаточно происходить из казаков или разделять идеи казачества.
Казак – это тот, кто решительно и не колеблясь, не ради корысти и личной сиюминутной и суетной славы стал под знамена казачества.
2. У казака – особая гордость: принадлежность к братству вольнолюбивых воинов-землепашцев. Казак бескорыстно и преданно служит Матери-Родине – Святой Руси и готов пролить за нее свою кровь.
3. Казак руководствуется заветом Христа: «Не сотвори себе кумира и подобия его». Казак никогда не служил вождям – «богам» и не восхваляет их. Для выражения чувств своих казак обращается к вере отцов и дедов, своей совести.
4. Казак не протянет руку к сильному мира сего с криком: «Дай!». Если ты крепок духом, то сможешь жить честным трудом. Сам накорми голодного, помоги страждущему, защити обиженного, не дай упасть слабому духом и телом.
5. Казак стремится к тому, чтобы он сам, его семьи и близкие жили в достатке. Но не прельстят его стяжательство, корыстолюбие, бесчестные доходы, творения злодейства и несправедливости.
6. Воспитай в себе трудолюбие и уважение людей труда, пусть народ тебя познает делах твоих.
7. Береги семью свою, будь в ней примером и авторитетом, добейся в семье взаимопонимания. Дай детям достойное образование, воспитай казаков смелых, добрых, отзывчивых, но бескомпромиссных в творении добра, в борьбе со злом. Чти отца своего и мать.
8. Уважай старость, прислушивайся к слову бывалых, ибо все в мире приходит на круги своя – и ты избежишь многих ошибок. Снисходи к глупым, ибо никто в мире не вылечит глупость.
9. Не горячись без толку. Вырабатывай в себе степенность, сдержанность, хладнокровие. Береги казачью честь в достоинстве. Не вяжись со вздорными и никчемными – отойди от зла и сотвори благо.
10. Избегай сквернословия, особенно среди детей, женщин, в семье. Ибо крепкие слова нужны только в бою для устрашения противника. А сказанные всуе – одно бесовство и человеческая непорядочность.
11. Укрепляй свое здоровье, вырабатывай в себе силу и выносливость. Казак должен владеть хотя бы одним из единоборств, традиционным казачьим оружием.
12. Не увлекайся спиртным. Увлечение это, что займы в долг – рано или поздно нужно рассчитываться: детьми, товарищами своими, имуществом своим, честью своей и достоинством. Если куришь, постарайся, прояви волю и брось дурацкую привычку.
13. Если ты верующий, ходи в церковь, жертвуй деньгами на богоугодные дела, молись Богу-творцу и спасителю нашему, соблюдай праздники церковные и посты. Но не послужит вера в ущерб казачеству, расколу казаков, ибо все мы – защитники православия. Если ты атеист, не гордись этим и доверяйся совести.
14. Казаки – не партия. В обстановке равенства партий, наций и народов, казаки проявляют терпимость. Но они не приемлют взгляды тех, кто за развал многонационального Российского государства, кто занимается разжиганием национальной нетерпимости, русофобией.
15. Казаки не партия, а братство. И не след им играть в политические игры, творить усобицы и раскол.
16. Высшая награда для казака, если про него в народе скажут: «Добрый казак!». Казак не страдает черной завистью, если его брата-казака избрали на командную должность. Твое дело: хвалить или критиковать атаманов, старшин, есаулов, но помогать им, выполнять их поручения – твоя первейшая обязанность, ибо они твои братья. Не забывай правило: «Погибай, а товарища выручай!».
17. Казакам не по пути с теми, кто сеет вражду к нашей армии, призывает уклоняться от службы. Для казака, как и во все времена, служение Отечеству – почетно!
18. Казак – законопослушен. Он не должен поддаваться губительным страстям. Избегай творения зла и несправедливости. Долг каждого казака – удержать товарища, а также несовершеннолетнего от совершения злодейства или проступка. Но если казак забыл про это и совершил позорящий его, семью его, все казачество проступок, то следует применить к нему по решению Суда Чести телесное наказание – публичную порку нагайкой.
19. Казак совершенствует себя всегда и во всем, что в традициях казачества, во всем добром, что приносит современная жизнь, и не ставит себе предел в этом.
Надеюсь, что данная статья поможет многим салехардцам, тем, кто интересуется историей государства и казачества, кто заинтересован в возрождении России, разобраться в вопросах казачества, узнать какие у нас цели и традиции, а казакам полнее узнать свою историю и соблюдать правила поведения в повседневной жизни.1
1Степанченко В.И. Потомственный кубанский казак, член Назовского казачьего округа. // Полярный Круг. 6 ноября 1992 года, город Салехард