Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

Казачество во второй мировой войне – продолжение гражданской или защита Отечества? Крест судьбы или расплата за предательство

Уважаемые друзья, историки! Нам необходимо разобраться с тем фактом, что в годы ВОВ часть казаков продолжала находиться в состоянии гражданской войны.

После гражданской войны был великий исход граждан России за рубеж, в том числе и казаков. В самой России казаки подверглись жесточайшим в мировой истории репрессиям.  

24.01.1919 года было принято решение о расказачевании. Подписал циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б) «Об отношении к казакам» Я.М. Свердлов [9].

Президент РФ В. В. Путин в статье «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» писал: «…После революции 1917 года Казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду» [8].

Перед второй мировой войной, за рубежом, белая эмиграция была расколота. Одна часть наших соотечественников отказалась встать на сторону врага против своего Отечества. В том числе и Деникин А.И. Он лично отказал генералу Краснову П.Н. помогать Германии/

Генерал Деникин А.И. 15 ноября 1944 года по случаю 27-й годовщины Добровольческой армии обратился к её членам со следующими словами ".... Враг изгнан из пределов Отечества. Мы – и в этом неизбежный трагизм нашего положения – не участники, а лишь свидетели событий, потрясавших нашу Родину за последние годы. Мы могли лишь следить с глубокой скорбью за страданиями нашего народа и с гордостью — за величием его подвига. Мы испытывали боль в дни поражений армии, хотя она и зовется “Красной”, а не Российской, и радость – в дни ее побед. И теперь, когда мировая война еще не окончена, мы всей душой желаем ее победного завершения, которое обеспечит страну нашу от наглых посягательств извне"[12].

Мой далёкий родственник по материнской линии Котлов Кузьма Алексеевич (ст. Бакинская, Краснодарского края) дружил с А. Шкуро. В гражданскую был у белых в отряде у брата, есаула Котлова Григория А. (который в 22-м году ушёл с отрядом в Персию, женился на сестре будущего шаха Ирана Пехлеви. Умер в Персии в 30-е годы). Подъесаул Котлов Кузьма Алексеевич после разгрома отряда ушёл в Крым, а затем в Европу. Перед Второй мировой войной у него в Германии была небольшая фабрика. Перед нападением Германии на СССР к нему часто приезжал Андрей Шкуро и предлагал формировать казачьи части для Гитлера. Кузьма Алексеевич отказался, а во время войны прятал у себя беглых военнопленных, и набирал на работу военнопленных с концлагерей. Сталин простил его, Кузьма Алексеевич получил разрешение вернуться на Родину. Но он не верил в это предложение и не вернулся. Умер в Германии в 1967 году. Когда он уходил за кордон, не знал, что жена беременна. Сын Николай с матерью и женой прожили почти всю жизнь в ст. Бакинской. В молодости отсидел – за отца-эмигранта. Умер в Краснодаре. Часть казаков-эмигрантов не только отказалась воевать на стороне Германии, но сражалась против немцев в составе союзнических войск, в рядах Сопротивления, партизанских соединениях. Так, Туроверов Н.Н. – участник белого движения, эмигрант, подъесаул, казачий поэт – в сентябре 1939 года зачисляется добровольцем во Французский Иностранный легион и почти два года воюет в Африке против Германских войск [6. С.28-29].

Туроверов возвращается во Францию в конце 1941 года и пишет проникновенные стихи о Родине – «1942». А в 1941-1942 годах, в ответ на призывы поддержать Гитлера в борьбе с большевиками он написал:

«…И не проси пощады у возврата,-

Забывшим Родину – пощады нет!

Пощады нет тому, кто для забавы

Иль мести собирается туда,…» [6].

В 1944 году он пишет стихотворение «Товарищ», и как мне кажется, это был ответ, вернее указание на исторические ошибки и призыв к единству действий во имя нашего Отечества!:

«…Утратою горчайшей из утрат:

Мы расплатились братскою любовью

С тобой, мой незнакомый братю

С тобой, мой враг, под кличкою – товарищ

Встречались мы, наверное, не раз.

Тогда с тобой мы что-то проглядели,

Смотри, чтоб нам опять не проглядеть:

Не для того ль мы оба уцелели,

Чтоб вместе за отчизну умереть?» [6. С.30-32].

Другая часть эмиграции подхватила лозунг Краснова – Шкуро: «Хоть с чёртом против большевиков» [2].

Как пишет Арзамаскин Ю.Н. в своём труде «Коллаборационисты и их репатриация в послевоенный период»: "Активное участие в стихийном процессе сотрудничества с внешним врагом приняла русская белая военная и казачья эмиграция, представленная именами генерала от кавалерии П.Н. Краснова, генерал-майора В.Г. Науменко, генерал-майора А.В. Туркула, генерал-лейтенанта Н.Н. Головина, генерал-майора А.А. фон Лампе, генерал-лейтенанта Б.А. Штейфона, а также целыми войсковыми организациями типа "Русского общевоинского союза (РОВС)" или "Русского национального союза участников войны (РНСУВ)" [1]. Арзамаскин приводит следующие данные: «В общей сложности (без учета эстонских и латышских СС-легионеров, литовских добровольцев) численность советских граждан в них составила 968 тыс. человек. Как видим, самую значительную часть "восточных батальонов" составляли российские формирования. По подсчетам германского историка Ганса Нойлена, число советских граждан русской национальности, сражавшихся в вермахте, войсках СС, охранных и прочих военных формированиях Германии в 1941-1945 гг., превышало 300 тыс. человек» [1].

Петр Крикунов приводит следующие данные: «По оценкам разных исследователей эта цифра колеблется от 800 тысяч до полутора миллионов советских граждан, воевавших на стороне немцев» [7. С.7].

Необходимо отметить, что данные о численности в разных источниках незначительно, но разнятся.

Итак, что мы видим, что никакого массового продолжения гражданской войны не было.

Во-первых, к моменту нападения на СССР внутри страны если и были недовольные советской властью, то это было не масштабно, так как репрессии 20-40-х годов уничтожили основную часть недовольных советской властью! И это в значительной степени предопределило отсутствие массовой поддержки Германии внутри страны в годы ВОВ.
Во-вторых, в СССР к началу ВОВ выросло поколение людей, воспитанное на коммунистической идеологии, романтизме гражданской войны, идеях мировой революции, и, конечно на патриотизме и любви к своей Родине!

В-третьих, многие из тех, кто был недоволен советской властью, репрессирован, т.н. спецпереселенцы – пошли добровольцами на защиту своего Отечества! Так как считали, что власть и народ не одно и тоже, а защита Родины священна.

Например, в п. Аксарка, Приуральского района, ЯНАО, жил ветеран ВОВ Добрынин М.Д. (родился 1911 г. умер 2006, его семья и он сам были репрессированы в 1930 году). В 1942 году добровольцем уходит на фронт. В 2005 году, в канун 60-летия Победы, В.И. Степанченко, депутат ГД ЯНАО, первый заместитель атамана СКВ, спросил ветерана: «Почему он, обиженный и униженный Советской властью, добровольно воевал на фронтах ВОВ?». И был получен такой ответ: «Я воевал не за Сталина и партию, а за советский народ» [5].

Его боевой путь начался в 1942 году под Сталинградом и закончился в Германии. За боевые заслуги Михаил Дмитриевич был награждён 2 Орденами Славы II и III степеней, 2 Орденами Красной Звезды, Орденом Отечественной Войны I степени и многими медалями. И таких людей, обиженных советской властью, но искренне любящих своё Отечество и свой народ, было подавляющее большинство. Интересные данные опубликованы в книге Франсуа де Ланнуа «Казаки Паннвица 1942-1945». Это довольно большой научный труд, с большим количеством фотографий, в том числе и редкими снимками. В книге приведены и уникальные рисунки, портреты официального военного художника Олафа Йордана.  Автор делает упор только на тот факт, что казаки были востребованы со стороны Германии, но ещё в 1936 году Сталин восстановил казачьи части и разрешил казакам служить в РККА, хотя ни о каких привилегиях казачеству речь не шла. Но автор данной книги пишет: «Как было и во время гражданской войны, германо-советский конфликт показался казакам ещё одним шансом испытать себя в бою и восстановить свои былые свободы» [10. С.12]. Сам автор постоянно как бы оправдывает казаков, воевавших против СССР. Но ведь генерал Карбышев, сибирский казак, попавший в плен, отказался служить врагу и принял мученическую смерть. В 1998 году фон Паннвицу, А. Г. Шкуро, П. Н. Краснову, Султан-Келеч-Гирею, Т. Н. Доманову и др. в Москве был установлен памятник под названием «Воинам русского общевоинского союза, русского корпуса, казачьего стана, казакам 15 кавалерийского корпуса, павшим за веру и отечество» у храма Всех Святых, до сих пор вызывающий в прессе неоднозначную реакцию.

Я как казаковед, могу ещё как-то их попытаться понять, но как сын, внук и племянник участников ВОВ простить никогда не смогу. И установка таких памятников — это плевок в память о 27 миллионах советских граждан, погибших в годы ВОВ. Вместе с тем необходимо отметить, что эти соединения не всегда были до конца верными Германии, и многие части переходили на сторону Советской армии и партизан. Всего же в период с июня по декабрь 1943 г. на сторону партизан с оружием в руках перешло более 10 тыс. солдат восточных формирований.

Гитлеровское командование решило использовать данные формирования на второстепенных участках, а освободившиеся немецкие части на восточном фронте. Примерно 5-6 тысяч "добровольцев" были разоружены как ненадежные. Некоторые исследователи приводят данные, что НКВД провело операцию по дезинформации Германии в отношении казачества. Была задача вбить клин между казаками и Гитлеровским руководством. Гитлеровское командование арестовало многих казачьих лидеров, а казаков перебросило на второстепенные участки фронтов: Италию, Францию, Югославию и Белоруссию [4. С.270]. Многие исследователи сходятся во мнении, что это было продолжение гражданской войны, но гражданская война – это в какой-то степени внутреннее дело любого государства. А отражение внешнего врага – это священный долг любого гражданина, любого государства, на которое напал враг. Нужно всегда помнить, что шла не гражданская война, а Отечественная, и речь шла не об идеологии, а о судьбе нашего многонационального государства. Политический строй государства может быть разным, но защита Отечества — это святое дело каждого гражданина страны. У казаков и офицеров России есть лозунг «Душа Богу, жизнь Отечеству, честь никому!», и к этому нечего добавить.

Советская историография скрывала многие исторические факты второй мировой войны, особенно в отношении казачества, жившего в СССР, и его отношения к вражескому нашествию. Краевед-историк Е.И. Кирсанов в своём объёмном исследовании «Слава и трагедия Новочеркасска 1805-2005 (история казачьей столицы) на странице 234-283 описывает, как встречали оккупантов жители Новочеркасска 25.06.1942 года: «Захватчиков как раз в Новочеркасске встречали… с цветами, улыбками, в том числе и как освободителей… от большевизма. …Так и было, хотя и не так масштабно, как "Краснов П.Н. обещал" [4.С.235 ].

Необходимо учесть тот факт, что 3 350 000 советских военнопленных, захваченных в 1941 г., более двух миллионов умерло от голода и болезней – последствия первой военной зимы [1].

Арзамаскин Ю.Н. ставит перед всеми нами вопрос? «Кем же они были в действительности – предателями или патриотами? На этот вопрос едва ли можно получить однозначный ответ. "Каждый человек рассуждает и судит по-своему, в меру своего жизненного опыта, воспитания, образованности, своей духовности, религиозности и политической ориентации, - пишет доктор исторических наук Окороков А.В., возглавляющий "Архив Русского освободительного движения". - Любой государственный режим, будь он коммунистическим или капиталистическим, старается подогнать историю под свои догмы». Учёный-казаковед, к.и.н Шулдяков В.А. в статье: "Казачий коллаборационизм во Второй мировой войне: пропагандистский жупел или исторический урок (по поводу опубликованной переписки генерала П.Н. Краснова 1939 – 1945 гг.)" пишет: "Казачий (и не казачий) коллаборационизм Второй мировой стал следствием революции и утвердившегося в стране политического режима. Значит, на будущее надо избегать подобных общественных ломок и такого глубокого социально-политического раскола народа. Также очевидна и необходимость кропотливой, деликатной, а главное – реальной работы в сфере межнациональных отношений. Ибо, как показала Вторая мировая, в такой многонациональной и с кроваво-трагической историей стране, как Россия, нерешенность комплекса национальных вопросов в случае жёстких внешних вызовов только усиливает раскол общества и может породить масштабный коллаборационизм. Задача историка не осудить, а понять. Искать не виноватого, а причинно-следственные связи. Практические выводы из прошлого делать, конечно, не историкам, а действующим политикам"[11. С.329-336].

Действительно нам необходимо разобраться с этим явлением с исторической точностью, без политических, социально-экономических и идеологических предпочтений.  Какие идеологические или иные причины, факторы и предпочтения человека, могут оправдать коллаборационизм? Может, он быть мнимым? Направленным против врагов Отечества, через внедрение во вражеские структуры для нанесения удара в спину оккупантам? И как быть с тем фактом, что ещё летом 1944 года часть казачьих частей Вермахта были переведены в ведение СС [2. С. 611].

А СС – это совершенно другой уровень взаимоотношений в самой Германии, и отношения к этой организации в мире. Международным Судом в г. Нюрнберге данная фашистская организация была запрещена, а её члены объявлены военными преступниками! Особое значение в понимании коллаборационизма советских граждан и эмиграции времён Великой Отечественной войны имеет научный труд Петра Крикунова «Казаки между Гитлером и Сталиным (Крестовый поход против большевиков)» [7]. В исследовании показаны те казаки, которые по тем или иным причинам оказались по другую сторону от защищавшего своё Отечество и весь мир советского народа. Все они расплатились за вольное или невольное, но всё же предательство. Многие из них умерли в сталинских лагерях, в основном в Сибири, часть погибла от лишений и унижений в послевоенной эмиграции. Как пишется в аннотации данной книги «Почти все они понесли одинаковое и самое страшное для казака наказание – на многие десятки лет, а некоторые и навсегда потеряли возможность увидеть свой любимый «тихий Дон», светлую Кубань, и бурный Терек» [7]. Петр Крикунов пишет, что тема «советского коллаборационизма» в годы Второй мировой войны в СССР замалчивалась, а если и упоминалась, то только как предатели и изменники Родины. Но сегодня у нас другая крайность, некоторые политики, конъюнктурные историки пытаются их оправдать и поставить на одну плоскость и Сталина и Гитлера. Пытаются реабилитировать пособников оккупантов. Как пишет П. Крикунов «…дошло даже до того, что Великую Отечественную войну называют «Великой гражданской войной 1941-1945-го», когда брат шёл на брата, а сын на отца» [7 С.5.]. Все попытки переосмысления минувшей войны, направлены только для того, чтобы отнять у нас войну, как войну Отечественную, принизить роль СССР в освобождении Европы от фашизма. Уничтожить память миллионов Советских граждан, отдавших свои жизни за Победу над Гитлеровской Германией.

Военный обозреватель «КП» Виктор Баранец 8 мая 2009 г. опубликовал интервью с историком Юрием Жуковым «Нашу Победу пора спасать» [3].  На конкретных примерах Ю.Жуков показывает, как пишутся, и кто пишет различные мифы и измышления о ВОВ. Так, например, вышла книга бывшего мэра Москвы Г.Попова «41-45 – одна война или три» (в Интернете – «Три войны Сталина»). В этой книге автор пытается доказать, что было три войны. Первую, в самом начале, мы проиграли, вторая – это Отечественная, и третья 44-45 «экспансия социализма» в Европу. По Гавриилу Попову, мы не освободили Европу от коричневой чумы, а насадили социализм. Мало того, он предлагает поставить памятники – немецким солдатам, генералу Власову и Краснову, как идейным борцам с большевизмом!

В связи с этим привожу высказывания выдающихся западных деятелей и военных о советских людях и их роли в разгроме фашисткой Германии:

Так американский генерал Дуглас Макартур о героизме Советских людей в годы 2 мировой войны писал: «Это был самый большой военный подвиг за всю историю человечества». Враг коммунизма и Советского Союза У. Черчилль говорил: «Именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины». Выдающийся Президент США Ф.Рузвельт выразился так: «Хочу выразить Красной армии наше глубокое восхищение её великолепными, не превзойдёнными в истории победами: в течение многих месяцев, несмотря на громадные потери, она не давала возможности самому могущественному врагу достичь победы». Генерал Шарль де Голль: «Роль Советского Союза в войне, его отношение к Франции подняли на высшую ступень вековое чувство симпатии…к русскому народу». Ну что к этому можно добавить. Победа СССР во Второй мировой войне однозначна и не подлежит пересмотру и переосмыслению! Исследования «советского коллаборационизма» в годы великой войны необходимы и чрезвычайно актуальны. Но эта тема очень для нас болезненна.

Сотрудничество с оккупантами для Западной Европы не было чем-то из ряда вон выходящим, тем более что ни одна армия, находясь на территории оккупированной страны, не может обойтись без сотрудничества с населением и властями этой страны. Петр Крикунов пишет: «Профессор М.И. Семиряга подсчитал, что число граждан, которые в оккупированных странах Европы сотрудничали с врагом, было примерно равно количеству участников движения Сопротивления, с этим врагом сражавшихся» [7. С.6].

В Германских документах мы находим, что было бы с народами СССР, если бы Гитлер одержал победу:

Во-первых, часть населения предполагалось уничтожить, вторую часть онемечить и сделать рабами господ-арийцев.

Во-вторых, все мы теряли совою национальную самобытность и, естественно, независимою государственность. И это не советская пропаганда, а реальные планы гитлеровского руководства, подтверждённые немецкими документами и действиями германских оккупантов на временно занятой территории. Но факт остаётся фактом: ни в одной оккупированной Германией стране не было такого количества людей, воевавших против своего народа и государства. Цифры везде примерно одинаковые, хотя у П. Крикунова говорится о полутора миллионах человек [7. С.7,]. В годы Второй мировой войны коллаборационизм принял совсем иные формы. Это было не просто сотрудничество, а осознанное предательство своего Отечества. «Советский коллаборационизм» стал самостоятельным явлением.

Зайцев     Г.С. Директор Центра региональных справочных изданий ТюмГУ,

 к.и.н. г. Тюмень

Литература:

1. Арзамаскин Ю.Н. Коллаборационисты и их репатриация в послевоенный период (http://lib.rin.ru/doc/i/73237p8.html).

2. В. Шамбаров «Казачество. Путь воинов Христовых». М. Алгоритм. 2009 . – 688 с. С.611

3. Газета «КП», 08.05.2009 г.

4. Кирсанов Е.И. Слава и трагедия Новочеркасска 1805-2005 (история казачьей столицы) Том I. Историко-краеведческое издание. ЗАО "Сервис-связь" п. Каменоломни. 2005.- 736 с.

5. Личный архив В.И. Степанченко, 2009 г.

6. Н. Туроверов «Бурей растревоженная степь».  Сборник поэзии, прозы и публицистики. Библиография).  Книга 2-я. Составитель К.Н. Хохульников.,  Ростов-на-Дону Некоммерческий фонд «Казачье зарубежье», 2008 С.28-29.

7. П. Крикунов «Казаки между Гитлером и Сталиным (Крестовый поход против большевиков)», М. Яуза, ЭКСМО., 2005. 608 с., ил.

8. Российская Газета 20.02.2012

9. РЦХИДНИ.Ф.17. Оп.4.Д.7. Оп.65. Д.35. Л.216

10. Франсуа де Ланнуа. «Казаки Паннвица 1942-1945» М. «Издательство ООО АСТ» 2006 .

11. Шулдяков В.А. Казачий коллаборационизм во второй мировой войне: Пропагандистский жупел или исторический урок (по поводу опубликованной переписки генерала П.Н. Краснова 1939 – 1945 гг.). Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. / под ред. Г.С. Зайцева – Тюмень: Изд-во «Печатник», 2019. – 352 с. С.329-336

12. https://dom-knig.com/read_179501-135

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
Обновление от 29.10.2020г. Казаки. Фильм Аркадия Мамонтова
Обновление от 26.10.2020г. Ермак. Покоритель Сибири.
Обновление от.24.10.2020г ВАЖНЕЙШАЯ МИССИЯ КАЗАЧЕСТВА
ПАМЯТЬ ПРОШЛОГО – В НАШИХ СЕРДЦАХ!
В КАЗАЧЬЕМ ХРАМЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО СОСТОЯЛСЯ СЕМИНАР
ХРОНОЛОГИЯ НАЧАЛА ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ В 1992 ГОДУ. (ИЗ КНИГИ «ДЕЛА ВАЖНЕЕ СЛОВ»)
НА ПОЛЯРНОМ УРАЛЕ ПРОШЛО ЗАСЕДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА
АТАМАНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Обновление от 11.10.2020г. Русский выбор. Казаки: неразделенная любовь.
Обновление от 08.10.2020г. КАЗАКИ, СМОТРИТЕ, ЧТО МОЖЕТ НАС ОЖИДАТЬ!
ИСПОЛНИЛОСЬ 30 ЛЕТ ВОССТАНОВЛЕННОМУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ХРАМУ. ЕГО, БОЛЕЕ ЧЕМ 100-ЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Обновление от 05.10.2020г.
Обновление от 02.10.2020г. КТО РАЗЖИГАЕТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СИБИРИ, ИЛИ КОМУ МЕШАЕТ ПАМЯТЬ О ЕРМАКЕ?; Фильм Живем и Помним
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА с праздником Воздвижением Честного и животворящего Креста Господня
ТЮМЕНСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСТЕТУ ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика