Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

Казачество во второй мировой войне – продолжение гражданской или защита Отечества? Крест судьбы или расплата за предательство

Уважаемые друзья, историки! Нам необходимо разобраться с тем фактом, что в годы ВОВ часть казаков продолжала находиться в состоянии гражданской войны.

После гражданской войны был великий исход граждан России за рубеж, в том числе и казаков. В самой России казаки подверглись жесточайшим в мировой истории репрессиям.  

24.01.1919 года было принято решение о расказачевании. Подписал циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б) «Об отношении к казакам» Я.М. Свердлов [9].

Президент РФ В. В. Путин в статье «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» писал: «…После революции 1917 года Казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду» [8].

Перед второй мировой войной, за рубежом, белая эмиграция была расколота. Одна часть наших соотечественников отказалась встать на сторону врага против своего Отечества. В том числе и Деникин А.И. Он лично отказал генералу Краснову П.Н. помогать Германии/

Генерал Деникин А.И. 15 ноября 1944 года по случаю 27-й годовщины Добровольческой армии обратился к её членам со следующими словами ".... Враг изгнан из пределов Отечества. Мы – и в этом неизбежный трагизм нашего положения – не участники, а лишь свидетели событий, потрясавших нашу Родину за последние годы. Мы могли лишь следить с глубокой скорбью за страданиями нашего народа и с гордостью — за величием его подвига. Мы испытывали боль в дни поражений армии, хотя она и зовется “Красной”, а не Российской, и радость – в дни ее побед. И теперь, когда мировая война еще не окончена, мы всей душой желаем ее победного завершения, которое обеспечит страну нашу от наглых посягательств извне"[12].

Мой далёкий родственник по материнской линии Котлов Кузьма Алексеевич (ст. Бакинская, Краснодарского края) дружил с А. Шкуро. В гражданскую был у белых в отряде у брата, есаула Котлова Григория А. (который в 22-м году ушёл с отрядом в Персию, женился на сестре будущего шаха Ирана Пехлеви. Умер в Персии в 30-е годы). Подъесаул Котлов Кузьма Алексеевич после разгрома отряда ушёл в Крым, а затем в Европу. Перед Второй мировой войной у него в Германии была небольшая фабрика. Перед нападением Германии на СССР к нему часто приезжал Андрей Шкуро и предлагал формировать казачьи части для Гитлера. Кузьма Алексеевич отказался, а во время войны прятал у себя беглых военнопленных, и набирал на работу военнопленных с концлагерей. Сталин простил его, Кузьма Алексеевич получил разрешение вернуться на Родину. Но он не верил в это предложение и не вернулся. Умер в Германии в 1967 году. Когда он уходил за кордон, не знал, что жена беременна. Сын Николай с матерью и женой прожили почти всю жизнь в ст. Бакинской. В молодости отсидел – за отца-эмигранта. Умер в Краснодаре. Часть казаков-эмигрантов не только отказалась воевать на стороне Германии, но сражалась против немцев в составе союзнических войск, в рядах Сопротивления, партизанских соединениях. Так, Туроверов Н.Н. – участник белого движения, эмигрант, подъесаул, казачий поэт – в сентябре 1939 года зачисляется добровольцем во Французский Иностранный легион и почти два года воюет в Африке против Германских войск [6. С.28-29].

Туроверов возвращается во Францию в конце 1941 года и пишет проникновенные стихи о Родине – «1942». А в 1941-1942 годах, в ответ на призывы поддержать Гитлера в борьбе с большевиками он написал:

«…И не проси пощады у возврата,-

Забывшим Родину – пощады нет!

Пощады нет тому, кто для забавы

Иль мести собирается туда,…» [6].

В 1944 году он пишет стихотворение «Товарищ», и как мне кажется, это был ответ, вернее указание на исторические ошибки и призыв к единству действий во имя нашего Отечества!:

«…Утратою горчайшей из утрат:

Мы расплатились братскою любовью

С тобой, мой незнакомый братю

С тобой, мой враг, под кличкою – товарищ

Встречались мы, наверное, не раз.

Тогда с тобой мы что-то проглядели,

Смотри, чтоб нам опять не проглядеть:

Не для того ль мы оба уцелели,

Чтоб вместе за отчизну умереть?» [6. С.30-32].

Другая часть эмиграции подхватила лозунг Краснова – Шкуро: «Хоть с чёртом против большевиков» [2].

Как пишет Арзамаскин Ю.Н. в своём труде «Коллаборационисты и их репатриация в послевоенный период»: "Активное участие в стихийном процессе сотрудничества с внешним врагом приняла русская белая военная и казачья эмиграция, представленная именами генерала от кавалерии П.Н. Краснова, генерал-майора В.Г. Науменко, генерал-майора А.В. Туркула, генерал-лейтенанта Н.Н. Головина, генерал-майора А.А. фон Лампе, генерал-лейтенанта Б.А. Штейфона, а также целыми войсковыми организациями типа "Русского общевоинского союза (РОВС)" или "Русского национального союза участников войны (РНСУВ)" [1]. Арзамаскин приводит следующие данные: «В общей сложности (без учета эстонских и латышских СС-легионеров, литовских добровольцев) численность советских граждан в них составила 968 тыс. человек. Как видим, самую значительную часть "восточных батальонов" составляли российские формирования. По подсчетам германского историка Ганса Нойлена, число советских граждан русской национальности, сражавшихся в вермахте, войсках СС, охранных и прочих военных формированиях Германии в 1941-1945 гг., превышало 300 тыс. человек» [1].

Петр Крикунов приводит следующие данные: «По оценкам разных исследователей эта цифра колеблется от 800 тысяч до полутора миллионов советских граждан, воевавших на стороне немцев» [7. С.7].

Необходимо отметить, что данные о численности в разных источниках незначительно, но разнятся.

Итак, что мы видим, что никакого массового продолжения гражданской войны не было.

Во-первых, к моменту нападения на СССР внутри страны если и были недовольные советской властью, то это было не масштабно, так как репрессии 20-40-х годов уничтожили основную часть недовольных советской властью! И это в значительной степени предопределило отсутствие массовой поддержки Германии внутри страны в годы ВОВ.
Во-вторых, в СССР к началу ВОВ выросло поколение людей, воспитанное на коммунистической идеологии, романтизме гражданской войны, идеях мировой революции, и, конечно на патриотизме и любви к своей Родине!

В-третьих, многие из тех, кто был недоволен советской властью, репрессирован, т.н. спецпереселенцы – пошли добровольцами на защиту своего Отечества! Так как считали, что власть и народ не одно и тоже, а защита Родины священна.

Например, в п. Аксарка, Приуральского района, ЯНАО, жил ветеран ВОВ Добрынин М.Д. (родился 1911 г. умер 2006, его семья и он сам были репрессированы в 1930 году). В 1942 году добровольцем уходит на фронт. В 2005 году, в канун 60-летия Победы, В.И. Степанченко, депутат ГД ЯНАО, первый заместитель атамана СКВ, спросил ветерана: «Почему он, обиженный и униженный Советской властью, добровольно воевал на фронтах ВОВ?». И был получен такой ответ: «Я воевал не за Сталина и партию, а за советский народ» [5].

Его боевой путь начался в 1942 году под Сталинградом и закончился в Германии. За боевые заслуги Михаил Дмитриевич был награждён 2 Орденами Славы II и III степеней, 2 Орденами Красной Звезды, Орденом Отечественной Войны I степени и многими медалями. И таких людей, обиженных советской властью, но искренне любящих своё Отечество и свой народ, было подавляющее большинство. Интересные данные опубликованы в книге Франсуа де Ланнуа «Казаки Паннвица 1942-1945». Это довольно большой научный труд, с большим количеством фотографий, в том числе и редкими снимками. В книге приведены и уникальные рисунки, портреты официального военного художника Олафа Йордана.  Автор делает упор только на тот факт, что казаки были востребованы со стороны Германии, но ещё в 1936 году Сталин восстановил казачьи части и разрешил казакам служить в РККА, хотя ни о каких привилегиях казачеству речь не шла. Но автор данной книги пишет: «Как было и во время гражданской войны, германо-советский конфликт показался казакам ещё одним шансом испытать себя в бою и восстановить свои былые свободы» [10. С.12]. Сам автор постоянно как бы оправдывает казаков, воевавших против СССР. Но ведь генерал Карбышев, сибирский казак, попавший в плен, отказался служить врагу и принял мученическую смерть. В 1998 году фон Паннвицу, А. Г. Шкуро, П. Н. Краснову, Султан-Келеч-Гирею, Т. Н. Доманову и др. в Москве был установлен памятник под названием «Воинам русского общевоинского союза, русского корпуса, казачьего стана, казакам 15 кавалерийского корпуса, павшим за веру и отечество» у храма Всех Святых, до сих пор вызывающий в прессе неоднозначную реакцию.

Я как казаковед, могу ещё как-то их попытаться понять, но как сын, внук и племянник участников ВОВ простить никогда не смогу. И установка таких памятников — это плевок в память о 27 миллионах советских граждан, погибших в годы ВОВ. Вместе с тем необходимо отметить, что эти соединения не всегда были до конца верными Германии, и многие части переходили на сторону Советской армии и партизан. Всего же в период с июня по декабрь 1943 г. на сторону партизан с оружием в руках перешло более 10 тыс. солдат восточных формирований.

Гитлеровское командование решило использовать данные формирования на второстепенных участках, а освободившиеся немецкие части на восточном фронте. Примерно 5-6 тысяч "добровольцев" были разоружены как ненадежные. Некоторые исследователи приводят данные, что НКВД провело операцию по дезинформации Германии в отношении казачества. Была задача вбить клин между казаками и Гитлеровским руководством. Гитлеровское командование арестовало многих казачьих лидеров, а казаков перебросило на второстепенные участки фронтов: Италию, Францию, Югославию и Белоруссию [4. С.270]. Многие исследователи сходятся во мнении, что это было продолжение гражданской войны, но гражданская война – это в какой-то степени внутреннее дело любого государства. А отражение внешнего врага – это священный долг любого гражданина, любого государства, на которое напал враг. Нужно всегда помнить, что шла не гражданская война, а Отечественная, и речь шла не об идеологии, а о судьбе нашего многонационального государства. Политический строй государства может быть разным, но защита Отечества — это святое дело каждого гражданина страны. У казаков и офицеров России есть лозунг «Душа Богу, жизнь Отечеству, честь никому!», и к этому нечего добавить.

Советская историография скрывала многие исторические факты второй мировой войны, особенно в отношении казачества, жившего в СССР, и его отношения к вражескому нашествию. Краевед-историк Е.И. Кирсанов в своём объёмном исследовании «Слава и трагедия Новочеркасска 1805-2005 (история казачьей столицы) на странице 234-283 описывает, как встречали оккупантов жители Новочеркасска 25.06.1942 года: «Захватчиков как раз в Новочеркасске встречали… с цветами, улыбками, в том числе и как освободителей… от большевизма. …Так и было, хотя и не так масштабно, как "Краснов П.Н. обещал" [4.С.235 ].

Необходимо учесть тот факт, что 3 350 000 советских военнопленных, захваченных в 1941 г., более двух миллионов умерло от голода и болезней – последствия первой военной зимы [1].

Арзамаскин Ю.Н. ставит перед всеми нами вопрос? «Кем же они были в действительности – предателями или патриотами? На этот вопрос едва ли можно получить однозначный ответ. "Каждый человек рассуждает и судит по-своему, в меру своего жизненного опыта, воспитания, образованности, своей духовности, религиозности и политической ориентации, - пишет доктор исторических наук Окороков А.В., возглавляющий "Архив Русского освободительного движения". - Любой государственный режим, будь он коммунистическим или капиталистическим, старается подогнать историю под свои догмы». Учёный-казаковед, к.и.н Шулдяков В.А. в статье: "Казачий коллаборационизм во Второй мировой войне: пропагандистский жупел или исторический урок (по поводу опубликованной переписки генерала П.Н. Краснова 1939 – 1945 гг.)" пишет: "Казачий (и не казачий) коллаборационизм Второй мировой стал следствием революции и утвердившегося в стране политического режима. Значит, на будущее надо избегать подобных общественных ломок и такого глубокого социально-политического раскола народа. Также очевидна и необходимость кропотливой, деликатной, а главное – реальной работы в сфере межнациональных отношений. Ибо, как показала Вторая мировая, в такой многонациональной и с кроваво-трагической историей стране, как Россия, нерешенность комплекса национальных вопросов в случае жёстких внешних вызовов только усиливает раскол общества и может породить масштабный коллаборационизм. Задача историка не осудить, а понять. Искать не виноватого, а причинно-следственные связи. Практические выводы из прошлого делать, конечно, не историкам, а действующим политикам"[11. С.329-336].

Действительно нам необходимо разобраться с этим явлением с исторической точностью, без политических, социально-экономических и идеологических предпочтений.  Какие идеологические или иные причины, факторы и предпочтения человека, могут оправдать коллаборационизм? Может, он быть мнимым? Направленным против врагов Отечества, через внедрение во вражеские структуры для нанесения удара в спину оккупантам? И как быть с тем фактом, что ещё летом 1944 года часть казачьих частей Вермахта были переведены в ведение СС [2. С. 611].

А СС – это совершенно другой уровень взаимоотношений в самой Германии, и отношения к этой организации в мире. Международным Судом в г. Нюрнберге данная фашистская организация была запрещена, а её члены объявлены военными преступниками! Особое значение в понимании коллаборационизма советских граждан и эмиграции времён Великой Отечественной войны имеет научный труд Петра Крикунова «Казаки между Гитлером и Сталиным (Крестовый поход против большевиков)» [7]. В исследовании показаны те казаки, которые по тем или иным причинам оказались по другую сторону от защищавшего своё Отечество и весь мир советского народа. Все они расплатились за вольное или невольное, но всё же предательство. Многие из них умерли в сталинских лагерях, в основном в Сибири, часть погибла от лишений и унижений в послевоенной эмиграции. Как пишется в аннотации данной книги «Почти все они понесли одинаковое и самое страшное для казака наказание – на многие десятки лет, а некоторые и навсегда потеряли возможность увидеть свой любимый «тихий Дон», светлую Кубань, и бурный Терек» [7]. Петр Крикунов пишет, что тема «советского коллаборационизма» в годы Второй мировой войны в СССР замалчивалась, а если и упоминалась, то только как предатели и изменники Родины. Но сегодня у нас другая крайность, некоторые политики, конъюнктурные историки пытаются их оправдать и поставить на одну плоскость и Сталина и Гитлера. Пытаются реабилитировать пособников оккупантов. Как пишет П. Крикунов «…дошло даже до того, что Великую Отечественную войну называют «Великой гражданской войной 1941-1945-го», когда брат шёл на брата, а сын на отца» [7 С.5.]. Все попытки переосмысления минувшей войны, направлены только для того, чтобы отнять у нас войну, как войну Отечественную, принизить роль СССР в освобождении Европы от фашизма. Уничтожить память миллионов Советских граждан, отдавших свои жизни за Победу над Гитлеровской Германией.

Военный обозреватель «КП» Виктор Баранец 8 мая 2009 г. опубликовал интервью с историком Юрием Жуковым «Нашу Победу пора спасать» [3].  На конкретных примерах Ю.Жуков показывает, как пишутся, и кто пишет различные мифы и измышления о ВОВ. Так, например, вышла книга бывшего мэра Москвы Г.Попова «41-45 – одна война или три» (в Интернете – «Три войны Сталина»). В этой книге автор пытается доказать, что было три войны. Первую, в самом начале, мы проиграли, вторая – это Отечественная, и третья 44-45 «экспансия социализма» в Европу. По Гавриилу Попову, мы не освободили Европу от коричневой чумы, а насадили социализм. Мало того, он предлагает поставить памятники – немецким солдатам, генералу Власову и Краснову, как идейным борцам с большевизмом!

В связи с этим привожу высказывания выдающихся западных деятелей и военных о советских людях и их роли в разгроме фашисткой Германии:

Так американский генерал Дуглас Макартур о героизме Советских людей в годы 2 мировой войны писал: «Это был самый большой военный подвиг за всю историю человечества». Враг коммунизма и Советского Союза У. Черчилль говорил: «Именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины». Выдающийся Президент США Ф.Рузвельт выразился так: «Хочу выразить Красной армии наше глубокое восхищение её великолепными, не превзойдёнными в истории победами: в течение многих месяцев, несмотря на громадные потери, она не давала возможности самому могущественному врагу достичь победы». Генерал Шарль де Голль: «Роль Советского Союза в войне, его отношение к Франции подняли на высшую ступень вековое чувство симпатии…к русскому народу». Ну что к этому можно добавить. Победа СССР во Второй мировой войне однозначна и не подлежит пересмотру и переосмыслению! Исследования «советского коллаборационизма» в годы великой войны необходимы и чрезвычайно актуальны. Но эта тема очень для нас болезненна.

Сотрудничество с оккупантами для Западной Европы не было чем-то из ряда вон выходящим, тем более что ни одна армия, находясь на территории оккупированной страны, не может обойтись без сотрудничества с населением и властями этой страны. Петр Крикунов пишет: «Профессор М.И. Семиряга подсчитал, что число граждан, которые в оккупированных странах Европы сотрудничали с врагом, было примерно равно количеству участников движения Сопротивления, с этим врагом сражавшихся» [7. С.6].

В Германских документах мы находим, что было бы с народами СССР, если бы Гитлер одержал победу:

Во-первых, часть населения предполагалось уничтожить, вторую часть онемечить и сделать рабами господ-арийцев.

Во-вторых, все мы теряли совою национальную самобытность и, естественно, независимою государственность. И это не советская пропаганда, а реальные планы гитлеровского руководства, подтверждённые немецкими документами и действиями германских оккупантов на временно занятой территории. Но факт остаётся фактом: ни в одной оккупированной Германией стране не было такого количества людей, воевавших против своего народа и государства. Цифры везде примерно одинаковые, хотя у П. Крикунова говорится о полутора миллионах человек [7. С.7,]. В годы Второй мировой войны коллаборационизм принял совсем иные формы. Это было не просто сотрудничество, а осознанное предательство своего Отечества. «Советский коллаборационизм» стал самостоятельным явлением.

Зайцев     Г.С. Директор Центра региональных справочных изданий ТюмГУ,

 к.и.н. г. Тюмень

Литература:

1. Арзамаскин Ю.Н. Коллаборационисты и их репатриация в послевоенный период (http://lib.rin.ru/doc/i/73237p8.html).

2. В. Шамбаров «Казачество. Путь воинов Христовых». М. Алгоритм. 2009 . – 688 с. С.611

3. Газета «КП», 08.05.2009 г.

4. Кирсанов Е.И. Слава и трагедия Новочеркасска 1805-2005 (история казачьей столицы) Том I. Историко-краеведческое издание. ЗАО "Сервис-связь" п. Каменоломни. 2005.- 736 с.

5. Личный архив В.И. Степанченко, 2009 г.

6. Н. Туроверов «Бурей растревоженная степь».  Сборник поэзии, прозы и публицистики. Библиография).  Книга 2-я. Составитель К.Н. Хохульников.,  Ростов-на-Дону Некоммерческий фонд «Казачье зарубежье», 2008 С.28-29.

7. П. Крикунов «Казаки между Гитлером и Сталиным (Крестовый поход против большевиков)», М. Яуза, ЭКСМО., 2005. 608 с., ил.

8. Российская Газета 20.02.2012

9. РЦХИДНИ.Ф.17. Оп.4.Д.7. Оп.65. Д.35. Л.216

10. Франсуа де Ланнуа. «Казаки Паннвица 1942-1945» М. «Издательство ООО АСТ» 2006 .

11. Шулдяков В.А. Казачий коллаборационизм во второй мировой войне: Пропагандистский жупел или исторический урок (по поводу опубликованной переписки генерала П.Н. Краснова 1939 – 1945 гг.). Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. / под ред. Г.С. Зайцева – Тюмень: Изд-во «Печатник», 2019. – 352 с. С.329-336

12. https://dom-knig.com/read_179501-135

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
АТАМАН ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ЗАСЕДАНИИ КОЛЛЕГИИ УФСИН РФ ПО ЯМАЛУ
ЭТО ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ КАЖДЫЙ
В память о гонениях казаков
ВЕСТИ ИЗ ОМСКА
ИСТОРИЮ ЗНАЕМ И ПОМНИМ ВСЁ!
Обновление от 21.01.23г. ПИСЬМО ДЕДУ
Обновление от 20.01.2023г. Генезис и исторические корни украинского нацизма. Колупаев.
Обновление от 19.01.2023г. Казачья сила Стихотворение чеченского поэта Умара Яричева
ЛУЧШЕ СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ МОЕЙ СТРАНЫ, ЧЕМ ЕЁ СОКРЫТИЕ
Поздравление от семиреченских казаков. 19.01.2023г
Обновление от 18.01.2023г. 369-Я ГОДОВЩИНА ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ РАДЫ
Хроника специальной военной операции: события 17 января 2023 года
Добровольцы из Сербии
Обновление от 17.01.2023г.
Обновление от 16.01.23г. КТО ТЫ: АКТЁР ИЛИ ТВОРЕЦ? Александр Давиденко г. Салехард

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика