Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

АФАНАСИЙ БЕЙТОН. ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА.

 

 

Афанасий Иванович Бейтон – прусский офицер, перешедший на службу русским царям и принявший Православие. После гибели албазинского воеводы Алексея Ларионовича Толбузина он возглавил героическую вторую оборону Албазина. Именно Афанасию Ивановичу Бейтону приписывают слова: «РУССКИЕ В ПЛЕН СДАВАТЬСЯ НЕ ПРИВЫКШИ!». Предлагаемый вашему вниманию документ – челобитная на имя государей царей енисейского казачьего головы Афанасия Ивановича Бейтона, в которой он описывает свою службу: сначала – на Руси, а затем – в Сибири. Особенно подробно описана им служба во главе казаков в Албазине. Данный документ находится в Российском государственном архиве древних актов – Фонд 214, Опись 3, Дело 1059, Листы 247-251об.

«Великим государем царем и Великим князем Иоанну Алексеевичю Петру Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем бьет челом холоп Ваш казачей голова Афонька Бейтон. В прошлом, государи, во 162м [1654] году желая я, холоп Ваш, к себе Вашие, Великих государей, милость и хотя Вам, Великим государем, из воли своей служить вечно, покиня отчину свою, вышел я, холоп Ваш, на Ваше, Великих государей, имя из Прузского государства Блаженные памяти при отце Вашем государском Великом государе царе и Великом князе Алексее Михайловиче всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержце в чину капитанском и порутчиком. И по указу отца Вашего Блаженныя памяти Великого государя царя и Великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца послан я, холоп Ваш, ис под Смоленска служить в полк боярина и воеводы князя Алексея Никитича Трубецкого.

И как велено боярину и воеводе князю Алексею Никитичу Трубецкому ис под Шклова ити к Москве, а мне, холопу Вашему, велено быть в полку у полковника у Гермона Фонстадына и оставлены в Шклове.

А из Шклова велено ити со всем полком в Могилев. И в Могилеве я, холоп Ваш, сидел в осаде.

И после того времени служил я в полку у того ж боярина и воеводы князя Алексея Никитича Трубецкого. Был под Быховым. Раны и всякие нужи принимал.

И в Литву в том же полку при князе Семене Романовиче Пожарском под Луцком ходил, и языков имал, и к шатру к записке приводил.

И после того, будучи под Быховым, по указу Великих государей послан в Могилев, а из Могилева при боярине и воеводе князе Иване Борисовиче Репнине отпущен к Москве.

А после того времени с Москвы послан я в Смоленск при боярине и воеводе князе Борисе Александровиче Репнине. Ис Козина и Смоленска служба под Ригу.

А под Ригою служил в полку при боярине и воеводе князе Якове Куденековиче Черкаском. Недошед к Риге, как бои был с енаралом з граф Фанторин, бился не щедя лице свое с полковником Елисеем Цыклером. Из Риги полковникова Сасава сына в полон взяли и привел к шатру к боярину и воеводе князю Якову Куденековичю Черкаскому. И послан был с ним, с языком, в полк к Великим государем к шатру боярина Бориса Ивановича Морозова.

И после ризской службы служил в Смоленску при боярине князе Петре Алексеевиче Долгорукове.

И посланы мы были с розных полков на помочь подо Мстиславль к боярину и воеводе князю Ивану Ивановичю Лобанову Ростовскому. На разных боях и приступах был.

И после того времени из Смоленска при боярине и воеводе князе Борисе Александровиче Репнине отпущен к Москве.

А с Москвы послан начальным же человеком в Сибирь в город Томской для учения салдацкого строю. И служил я, холоп, в Томском Вам, Великим государем, при бывшем воеводе Иване Васильевиче Бутурлине многие годы. И на многих боях был против калмыков и кыргыз. И из киргиз от горных привел в ясак в Томской немалое число. А корм мне, холопу Вашему, Ваше, Великих государей, милость жалованье месечной шел на год сорок восмь рублев. Также служил брату Вашему Блаженные памяти Великому государю царю и Великому князю Феодору Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу многие годы.

И прислан Ваш, Великих государей, указ в Томской, что иноземцов по воли, буде кто захочет, ити в свою отчизну. И я, памятуя Вашу, Великих государей, к себе неизреченную милость, отложа отчизну свою, в Томском городе при бывшем воеводе Иване Васильевиче Бутурлине крестился и женился.

И после того времени по Вашему, Великих государей, указу и по грамоте со всем домишком своим взят к Москве. И будучи на Москве, бил челом я, холоп Ваш, Вам, Великим государем, чтоб мне служить Вам, Великим государем, в Сибири в Енисейску в детех боярских. А Ваше, Великих государей, жалованье учинено мне, холопу Вашему, денежное толко двенатцать рублев. А хлебное против денег - четвертми вдвое. И будучи в Енисейском служил я, холоп Ваш, своею братьею всякие Ваши, Великих государей службы.

И прошлого, государи, 193го [1685] году по Вашему, Великих государей, указу и по грамоте к боярину и воеводе князю Костянтину Осиповичю Щербатому присланы были в Енисейск ратные люди ис Тобольска и из ыных сибирских городов из розных, и Ваша, Великих государей, казна – снаряд и пушки, порох, свинец, и всякие воинские припасы. А было их, ратных людей, шестьсот человек. А полковников и начальных людей не было. И указано тем ратным людем с Вашею, Великих государей, казною – с пушки и снарядом – ити до Нерчинска к столнику и воеводе Ивану Остафьевичу Власову.

И по Вашему, Великих государей, указу и по грамоте боярин и воевода князь Костянтин Осипович Щербатой указал мне, холопу Вашему, быть вместо полковника у тех ратных людей головою. И велено мне, холопу Вашему, с теми ратными людми и с Вашею, Великих государей, казною ити из Енисейска 193го [1685] году в Нерчинской город. А дано мне, холопу Вашему, Вашего, Великих государей, жалованья толко на два года.

И идучи с теми ратными людми вверх по Тунгуске реке, те ратные люди мне, холопу Вашему, были непослушны, и многое безчиние чинили, и многие з дороги бежали. И я, холоп Ваш, о том писал в Енисейск к боярину и воеводе князю Костянтину Осиповичю Щербатого. И многие те былые ратные люди в Енисейском были пойманы и сидели в тюрьме. И за побег и наказанье им чинено.

А идя по Тунгуске замороз нас взял выше Каменки по Тунгуске реке на Пичюге реке. И служа я, холоп Ваш, Вам, Великим государем, покупили лошадей с теми ратными людьми под Вашу, Великих государей, казну. И поднялся с Вашею, Великих государей, казною в четырехстах человеков со всяким поспешением. А у достольные казны Вашие, Великих государей, оставил на той же Пичюге реке сто человек казаков. А дошел с Вашею, Великих государей, казною с ратными людьми до Нерчинска того же году июня 29е число. И тот полк принял у меня стольник и воевода Иван Остафьевич Власов.

И того ж году богдойские неприятельские воинские люди пришли под Албазин воинским поведением Амуром рекою на бусах. И Албазин розорили, и бывшего воеводу Алексея Толбузина из Олбазина с ратными людьми в Нерчинской отпустили. И по Вашему, Великих государей, указу стольник и воевода Иван Остафьевич Власов меня, холопа Вашего, августа в 1м числе послал, а со мною ратных людей двести человек вниз по Амуру и велел проведать про неприятельских богдойских людей. И где, посмотря их, велено мне над ними чинить поиск. И вновь ниже Албазина, или где пригоже, креп заводить. Что будет посееной хлеб старых албазинцов осталось по полям, и тот хлеб велено мне снять и молотить, и приготовить к чему б было иным ратным людем приехать.

И я, холоп Ваш, во 193м [1685] году на низ по Амуру с ратными людьми поплыл августа 10го числа в Албазин, на старое розореною место приплыл и воинских людей проведал, и всякой посееной хлеб по полям, высмотря с великим опасением, жать велел. И в то время около Албазина неприятельских богдойских войск легкие люди приезжая всякие напасти творили и конные табуны у нас отгоняли. И я, холоп Ваш, над теми людми поиск чинил. И бои с ними многие были. И в прошлом, государи, во 194м [1686] году сентября 1е число приплыл из Нерчинска на старое Албазинское городовое розореное место с ратными людми ко мне, холопу Вашему, на помочь Алексей Толбузин.

И в тех же, государи, числех воевода Алексей Толбузин послал меня, холопа Вашего, с ратными людьми вниз по Амуру реке для разведывания про богдойских воинских людей, и чтоб у них путь перенять. И я, холоп Ваш, в тех числех вниз по Амуру реке с ратными людьми ходил и з богдойскими воинскими людьми многие бои чинил нещедя голов своих.

Да во 194м [1686] году сентября в 20 числе с воеводою со Алексеем Толбузиным на старом городовом месте вновь город строили и всякими крепостьми укрепили, и хлебные запасы, которыя после розоренья с поль собран, в город на пропитания ратным людем свозили в октябре.

И того ж, государи, 194го [1686] октября в 20м числе по посылке от воеводы Алексея Толбузина и, служа я, холоп Ваш, Вам, Великим государем, отставя смертныи страх и нещедя головы своеи, ходил из Олбазина с ратными немногими людьми по Амуру и по сторонным рекам для призыву старых ясачных людей, которые в первое Албазинское розорения розогнаны и сами в дальные места отошли, також и для аманат, для уверения ясачного збору, чтоб впредь было с кого ясак имать. И Вашим государским счастием аманатов я, холоп Ваш, також и ясак, с кого было мочно взять, взял и в Олбазин привез. И те ясачные аманаты в Олбазине с нами в осаде были.

И после того немногое время почели богдойцы воинские люди ко Олбазину подъезжать. А я, холоп Ваш, с ратными людьми поиски над ними чинил. И бои с ними были непрестанно. И я, видя, что они, неприятели воинские украинные люди, непрестанно ко Олбазину приступают, и собрался не со многими ратными людьми, проося у Бога милости, и пошел из Олбазина по Наунской дороге до Комары реки, где им путь из царства ко Олбазину належить для языков, и проведать про их богдойской всякой воинской вымысл. И на Камаре реке стоял шесть дней зимним путем. И волею Божиею марта в 17 числе выехал по Наунской дороге неприятельских людей воевода своими с ратными людми. И я, прося у Бога милости и надеясь на Ваше, Великих государей, счастье, с ними, неприятельскими людьми, с воеводою, и с ево ратными людьми бои поставил. И Божиею милостию и Вашим, Великих государей, счастьем того наунского воеводу и иных ратных ево неприятельских многих людей побили и за Тогою рекою, гнався за ними, на бою языка взяли. И тот язык послан к Вам, Великим государем, к Москве.

 И после того в прошлом же, государи, во 194м [1686] году июля в 8е число, собрався неприятельские воинские люди со многими тысячами своими, ратными людьми, по Амуру реке многими бусами, а горою конницею, и пришли под Албазин. И я, холоп Ваш, прося у Бога милости, собрався с ратными людми, навстречю к Амуру к их бусам на выласку ходил. И многие бои с ними были, чтоб их ко Албазину не допустить. И видя я, холоп Ваш, малолюдство свое, назад в Олбазин отступил.

И в третей день, будучи в осаде, бывшаго воеводу Алексея Толбузина из пушки неприятельские люди убили. И после ево, Алексеевой, смерти в осаде остался с ратными людьми я, холоп Ваш. И они, богдойские неприятельские люди, Албазин осадили накрепко: по Амуру реке – бусами, а в поле окола Албазина – пехота и конница. И стали над Албазиным свои приступные вымыслы чинить турами, шанцами и многими пушками, и раскатами. И вал около Албазина с край Амуру до другова краю завали. И, хотя меня, холопа Вашего, из города выжить, Амур снизу и сверху многими бусами загородили. Ис шанцов из-за туров дровами смольен заметали. И я, прося у Бога милости, подкопал под их приступные вымыслы, подшел. И за помочью Божиею Вашим, Великих государей, счастием их вымыслы, тот дровеной смолной вал, им ближе к стене подвесть не дал – разорил, зажег. А город Албазин с ратными людьми всякими крепостми укрепил. И их, служилых людей, Вашею, Великих государей, милостью обнадежил, и чтоб оне, служилые люди, надеяся на Вашу, Великих государей, милость, служили верно и безшатано.

И против воинских неприятельских вымыслов и жестокого приступа за помочью Божиею Вашим, Великих государей, счастием с теми ратными людми стояли и бились нещедя голов своих подкопами и всякими боями. И часто на выласку и на приступ к ним к роскатом ходили, и языков имали. И нужу и всякой голод и холод терпели. И на их ласковые слова и прелестные листы не здавались, помня крестное целованье и желая к себе Вашу, Великих государей, милость. И бой у нас был с ними, неприятельскими людми, непрестанно июля со 8 числа 194го [1686] году декабря до 6го числа 195го [1687] году.

Да я, холоп Ваш, тайным обычаем писал и послал гонца из осады с ведомостью в полк к околничему и воеводе Федору Алексеевичю Головину с товарыщи. И о помичи и выручки. И околничей и воевода Федор Алексеевич Головин с товарыщи, услыша бедность и розоренье, и нужу наша, из полку послал в том же во 195м [1687] году зимним путем наспех ратных людей. А с ними – порох и свинец на помочь и для выручки, и всякой запас через Нерчинской в Олбазин чрез богдойские табары.

Чтоб нам, холопем Вашим, томною смертью голодною вовся не умереть во 196м [1688] году радея я, холоп Ваш, Вам, Великим государем, посылал в Нерчинской к столнику и воеводе Ивану Остафьевичю Власову. И послал челобитную с ратными людми о семенном хлебе. И столник и воевода Иван Остафьевич Власов из Вашие, Великих государей, казны семенного хлеба из Нерчинска в Олбазин прислал, и во всячине помогал. А иной хлеб и скот рогатой и лошеди я, холоп Ваш, с ратными людьми покупали, должились в кабалы, в болшие неокупные долги. И хлеб посеели. А город, которой приступную стену и вал, и покати, и катков, и всякие воинские крепости вновь построили. И обо всем в полк к околничему и воеводе Федору Алексеевичю Головину с товарыщи ведомость чинили.

И в том же во 196м [1688] году июня в 20е число богдойские неприятельские воинские люди под Албазин по Амуру реке многими, а горою пехота и конница, пришли и накрепко Албазин осадили, и скот рогатой, и табун конной отогнали. И я, холоп Ваш, о том писал в полк к околничему и воеводе Федору Алексеевичю Головину с товарыщи. И послал наскора служилых людей, что богдойские неприятельские воинские люди по Амуру многими бусами, а горою пехота и конница, многичисленными людьми Албазин обсадили. И околничей и воевода Федор Алексеевич Головин с товарыщи со всеми ратными людми пошел  из Удинска в Нерчинской, и в Олбазин. И неприятелские люди воинские богдойцы поход околничего и воеводы Федора Алексеевича Головина с товарыщи услыша, боясь Ваших, Великих государей, многих ратных людей, ис под Албазина отступили в свой край, а посееной хлеб выпалили по полям без остатку, хотя меня, холопа Вашего, с ратными людьми поморить, и до основания розорили.

И как неприятель от Олбазина отступил, и я, холоп Ваш, писал в полк к околничему и воеводе Федору Алексеевичю Головину с товарыщи о отступлении воинских людей. Да я ж, холоп Ваш, во 197м [1689] году послал своего полку ратных людей в полк к околничему и воеводе Федору Алексеевичю Головину с товарыщи. И били челом о семенном хлебе. И околничей и воевода Федор Алексеевич Головин с товарыщи милость свою явил и во всем помогал, о семенном хлебе в Нерчинской к Ивану Остафьевичу Власову писал и велел с плодбища на пропитанья служилым людем запасу муки, а из Нерчинска рогатова скота и семенного хлеба послать. И я, холоп Ваш, тот семенной хлеб, радея Вам, Великим государем, посеел. А иной семенной хлеб в кабалы должась покупали. И тот насееной хлеб в том же году богдойцы пожгли и снять нам не дали, потому что неприятель непрестанно под Албазиным. И с ним у нас бои и драка непрестанно не умолкала по нынешней по 198й [1690] год.

И в нынешнем во 198м [1690] году сентября в 8е число прислана ко мне, холопу Вашему, ис полку околничего и воеводы Федора Алексеевича Головина с товарыщи в Олбазин указная память, что с Великими китайскими послы с ними околничей и воевода Федор Алексеевич Головин с товарыщи о вечном миру договорились и разграничение учинили. А в договорех положили, что Албазин розорить и людей из нево со всякими воинскими припасы и хлебным запасы вывесть, и тому Албазинскому месту быть с обоих сторон в пусте. И по тому, Вашему, Великих государей, указу всякую казну и ратных людей до Нерчинска припроводил и город Албазин розорил. А что Вашие, Великих государей, казны и всяких чинов людей в Нерчинской из Олбазина пришло, и тому я, холоп Ваш, в полку околничему и воеводе Федору Алексеевичю Головину с товарыщи подал всякой казне смету и служилым и всяким чином людем наличные имянные книги.

А служа я, холоп Ваш, Вам, Великим государем, не съезжая службы в Даурах шесть лет, нужу и бедность, голод и холод, увечья и скорбь терпел. И от того в конец до основанья розорился и обнищал, и одолжал болшими неокупными долгами. А полк вручен был мне, холопу Вашему, вместо полковника. А чином их не поверстан. И против их чину не пожалован. И за осадное Албазинское сиденье, и за всякое терпенье и нужду, и за старую службу не взыскан.

Милосердые Великие государи цари и Великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожалуйте меня, холопа своего, за многие мои службишки и прежнее и нынешное осадное сиденье, увечье и терпенье, велите, государи, меня переменить чином и отпустить меня и сынишка моего Якушка к Вам, Великим государем, к Москве и сию мою челобитную послать к Вам, Великим государем, под отпискою к Москве. Великие государи цари, смилуйтеся».

Дурынин Сергей Евгеньевич

Атаман Ямальского казачьего округа ОПКЛ СКВ СКР, село Салемал

salemal-sr@mail.ru

Опубликовано: Культура сохранения родовой памяти: материалы Всероссийской научно-практической конференции 2022 года. Шестнадцатые Тюменские родословные чтения. Тюмень, 2022. Ч.II. С.163-168.

Поиск по сайту:


Текущие новости:
«ИСТОРИЯ – СВИДЕТЕЛЬНИЦА ВРЕМЕНИ, СВЕТ ИСТИНЫ, УЧИТЕЛЬНИЦА ЖИЗНИ, ВЕСТНИЦА СТАРИНЫ»
ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ ОТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗЗ ГОДА В КАЗАЧЬЕМ СТРОЮ
Русская цивилизация против «золотого миллиарда»
КАЗАКИ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ УЧАСТВОВАЛИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И БОЛЕЕ 30 ЛЕТ СЛЕДЯТ ЗА ПОРЯДКОМ У ВЛАДИМИРСКОЙ ЧАСОВНИ
Обновление от 12.06.2024г. "Фото-информация о праздновании Дня России в г. Минеральные Воды (атаман Степанченко В.И. и в Тюмени (Зайцев Г.С.) Дня России 12 июня 2024 года
АТАМАНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ
КАЗАКИ ОБСКО-ПОЛЯРНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ЛИНИИ ОБСУЖДАЮТ СВОЁ УЧАСТИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ МАЙСКИХ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА
Новые книги
И ЧЕРЕЗ 47 ЛЕТ ВЕТЕРАНЫ АЭРОФЛОТА У СВОЕЙ МАШИНЫ
ПЕРВЫЙ ВЗЛЁТ ВЕРТОЛЁТА МИ-6А НА ЯМАЛЕ
Методы информационно-психологического влияния, применяемые украинскими подразделениями ИПсО против участников СВО, их родственников и других граждан
Казак Иван Тархов победил в Национальной премии детского патриотического творчества
НЕ БОЛТАЙ!
Обновление от 30.05.2024г Распоряжение губернатора ЯНАО от 29 мая 2024 года № 129-р

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика