Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

АЛЕКСАНДР ХРАМЧИХИН ПРОТИВ «ПАРАДОКСА ГЕГЕЛЯ»

АЛЕКСАНДР ХРАМЧИХИН ПРОТИВ «ПАРАДОКСА ГЕГЕЛЯ»

 

Великий немецкий мыслитель Гегель как-то сказал: «История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории». Согласитесь, любопытная мысль и настолько, что вот уже не одну сотню лет после Гегеля ученые-философы яростно обсуждают между собой этот парадокс (он имеет даже собственное название в классической философии – «Парадокс Гегеля»). Ученые мужи напряженно пытаются найти некие «точки опоры выводов» или же «принципы понимания», которые долженствуют, в свою очередь, научить нас, сирых, извлекать из исторических событий правильные выводы.

Для властей в России этот интеллектуальный штурм ученых-философов разрешить к всеобщей пользе человечества «Парадокс Гегеля», по-видимому, не просто актуален, а я бы сказал – сверх актуален, – если только можно так выразиться в этом случае. Почему? Да потому, что как показывает всё та же история, они изначально, онтологически, уже на клеточной структуре своего генома постоянно доказывают, что – учиться на своей собственной истории не только не любят и не хотят, но, к сожалению, зачастую и не стремятся.

Примеры воздействия «Парадокса Гегеля» общеизвестны, не побоюсь сказать даже, что их столько, что дух захватывает. Наши вершители судеб, настолько не желают учитывать события и факты предшествующей истории и настолько поступают вразрез с ними, что кажется порой, что – то ли по причине того, что наивно мнят себя наместниками Бога на земле, для которых, понятное дело, доводы системного анализа просто излишни. А ведь русская пословица гласит: «Гордый покичился, да в прах скатился». То ли от широты своей души. То ли по иной причине – детально описанной Салтыковым-Щедриным – это когда полный идиот ложку с кашей не в разверстый рот, а прямиком в ухо несет! В этой связи русский историк Сергей Михайлович Соловьёв ещё в Х1Х веке предостерегал: «Историю нельзя изменить, у неё можно только учиться». Ведь последующие поколения непременно предъявят свой счёт, который нечем будет оплатить. Но, к сожалению, российских чиновников, в ожидании указаний сверху, очень часто устраивает традиционная «поза страуса». Вместе с тем, важно вовремя оценивать складывающуюся ситуацию, принимать оперативные и адекватные меры. Иначе, быть беде!

Как родовой казак и как гражданин России не за страх, а за совесть болеющий за восстановление былого военно-социального потенциала народа, никак не могу взять в толк – отчего уже долгие годы, более 20 лет, актуальная политическая власть в российском государстве никак не удосужится заметить огромного потенциала возможной политики «нового оказачивания» Сибири и Дальнего Востока. Ведь очевиден факт, что известное нам по дореволюционным, советским, а ныне российским учебникам истории «русское освоение Сибири и Дальнего Востока» без участия казаков было бы принципиально невозможным. Только казаки – уникальное этническое сообщество, для которого идеалы человеческого достоинства, духовной свободы, национальной и социальной взаимоподдержки были не чем-то отвлеченным и далеким, а фактом их повседневной реальности, могли совершить этот подвиг: всего за столетие не только завоевать, но и, как писали в летописях – «замирить» почти половину географической территории евразийского материка.

В период перестройки и последующего «безвременья Ельцина» структурные социально-экономические перекосы в целом по стране достигли такого уровня напряженности, что вызвали массовый исход населения из районов Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока. В меньшей степени процесс демографического коллапса затронул Западную Сибирь, однако и здесь в целом по региону наблюдается постепенная убыль населения, особенно сельского, сопровождающаяся деградацией сельскохозяйственной среды. Сочиняются лукавые программы переселения людей из Северных районов Сибири. Полноте господа – свято место пусто не бывает. Не переселять нужно, а заселять, при этом создавать соответствующие социальные условия проживания и трудоустройства. Арктический шельф, Северный морской путь ждёт. А это новый экономический потенциал для всей России.

Если участие современного российского государства в деле возрождения казачества на Дону и Кубани еще можно как-то оценить, то это участие к востоку от Урала в большей степени мнимое либо командно-бюрократическое. Дефицит идеологической и интеллектуальной составляющих по существу оставляют за бортом реальной государственной политики такой мощный пропагандистский императив, каковым могла бы стать идея возвращения казачества на Русский Азиатский Восток. Идею Казацкого Присуда – священных земель казачества – обнимающих полосу лесостепи, степи и гор, протянувшуюся в широтном направлении от бассейна реки Днепра до бассейна реки Урал, логично и идеологически легко дополнить землями Алтая, Саянских гор, Забайкалья и бассейна Амура. Исторически бесспорен факт, что эти земли были присоединены к России казаками, а значительное число населенных пунктов в этих регионах были основаны их атаманами. Бесспорно и то, что главным препятствием на сегодняшний день в деле возрождения казачества является отсутствие реальной государственной функции этого возрождения.

Лозунг «Возрождение России – на Востоке!», подкрепленный соответствующими государственными гарантиями и льготами, беспроцентным кредитованием, долгосрочным лизингом сельскохозяйственной техники, безвозмездной передачей в собственность крупных наделов земель сельскохозяйственного назначения – мог бы вызвать действительно высокую волну русского возвратного движения на Азиатский Восток. Обретенная казачеством реальная государственная функция придала бы всему движению казаков и эффективный экономический стимул, и подлинное социально-политическое значение.

К сожалению, российская актуальная власть думать, проявлять инициативу, хотя бы как-то пытаться извлечь уроки из относительно недавнего прошлого России никак не хочет или не может. А жаль! Вот только один, хотя и весьма яркий пример из нашей истории, имеющий прямое отношение, как мне кажется, к идее и смыслу монографии Анатолия Александровича Храмчихина «Дракон проснулся?».

За девять (!) лет до войны с Японией 1904-1905гг контр-адмирал Степан Осипович Макаров, побывав с военной эскадрой в Тихом океане, писал:

«Обстоятельства так сложились, что японцы в настоящее время считают Россию врагом для естественного, по их мнению, развития страны. Война с Россией будет чрезвычайно популярна в Японии и вызовет с первой же минуты полное напряжение ее сил…»

Вернувшись из дальнего морского похода к японским берегам, трудоголик С.О. Макаров не стал болтаться по Санкт-Петербургу в поисках офицерских пирушек и будуаров балерин, как это активно делали в это же самое время власть имущие и приближённые к ним особы.

Нет, адмирал Макаров засел за теоретическое обобщение практических результатов своего рейда и буквально в течение года написал и издал (1897г) фундаментальный труд «Рассуждения по вопросам морской тактики». В числе прочих здравых и своевременных мыслей в этом труде есть и такая, как теперь уже совершенно ясно – пророческая:

«Никто не может быть провидцем в политике, но было бы неосторожно думать, что великое переселение народов более не повторится, а если начнется движение желтой расы с востока на запад, то мы первые должны будем своей грудью остановить этот поток. Благоразумие требует готовиться к таким событиям, и эти приготовления не могут принести никакого вреда; они лишь внесут в массу русского народа то, чего так много было у римлян во времена их владычества и отсутствие чего привело к падению этой всемирной империи».

Что уж и говорить, Степан Осипович изложил в своей книге мысли и выводы нужные и ко времени! Боюсь только, что никто из тех, от кого зависела судьба тогдашней Российской империи, так и не удосужился их прочесть. И главное осмыслить. Некогда было – смотры, театрализованные манёвры, высочайшие приёмы и так далее – светская жизнь занимала основное время, да и разум. Короче, – его труд не выстрелил… А жаль! Искренне жаль! Поскольку в «Рассуждениях по вопросам морской тактики» были не только и столько рассуждения, но прежде всего – программа конкретных и своевременных мер, которая, будь она реализована!, помогла бы России быстро и без лишних потерь взять верх в надвигавшейся войне с Японией. Книга вышла в 1897 году. Война с японцами началась в 1904 году. Было почти восемь лет на подготовку, но ничего не было сделано!

Но, неугомонный Макаров на теоретических трудах не остановился. Став в начале 1900 года членом Комиссии по вооружению крепостей, он незамедлительно стал стучаться во все властные двери империи с требованием подготовки крепости Порт-Артур к длительной круговой обороне. 8 марта 1900 г. в поданной им управляющему Морским министерством адмиралу П.П. Тыртову и начальнику Главного Морского штаба вице-адмиралу Ф.К. Авелану докладной записке С.О. Макаров пишет:

«Падение Порт-Артура будет страшным ударом для нашего положения на Дальнем Востоке… Чтобы этого не случилось, Порт-Артур должен быть сделан неприступным и снабжен провизией, порохом и углем в таком количестве, чтобы выдержать очень длительную осаду, пока не прибудет подкрепление».

Рвение С.О. Макарова показалось в Морском министерстве и прочих высоких кабинетах чрезмерным и неуместным. Морской министр Тыртов с явным раздражением начертал на докладе Степана Осиповича, что, по его мнению, Макаров считает русскую морскую эскадру на Дальнем Востоке «за нуль», коль скоро допускает, что русские моряки позволят японцам подвезти тяжелые осадные орудия к стенам крепости Порт-Артур морем. Тыртов считал, что он лучше Макарова знает военные возможности русских и японцев. Увы, морской министр ошибался. Через четыре года русский Порт-Артур был взят именно с суши. Мощнейшие, на тот период, осадные орудия были доставлены из Японии морем и совершенно беспрепятственно, буквально на глазах у обескровленной русской эскадры, выгружены в порту Дальний. Уже через два дня они устроили защитникам Порт-Артура огненный армагеддон.

С.О. Макаров не стал бы национальным героем русского народа, если бы смирился с «толстокожестью» Тыртовых и Авеланов. 11 ноября 1902 года Макаров подает в Главный Морской штаб свою новую аналитическую записку, в которой, минуя всякие дипломатические околичности, прямо заявляет:

«Хочу поставить в известность, что, по моему глубокому убеждению, разрыв отношений последует со стороны Японии, а не с нашей. И весь японский народ, как один, поднимется, чтобы достичь успеха».

И думаете, что столь грозное и прямое предупреждение морского офицера, имевшего абсолютную компетентность в вопросе мобилизационных возможностей японского флота, встревожили, наконец, высшее военно-политическое руководство Российской империи?

Ничуть! Ответом на бесконечные побудительные «инъекции» Макарова стала командировка в Порт-Артур его военного оппонента – генерала А.И. Куропаткина (того самого, что в конечном итоге бездарно проиграл сухопутную кампанию японцам) – с целью инспекции состояния Тихоокеанской эскадры и крепости. Александр Иванович был истинно светским человеком – он не любил попусту волноваться. По возвращению в Петербург Куропаткин доложил именно то, что хотели слышать царь и его окружение. В докладе Куропаткин писал: «Мы имеем силы отстоять Порт-Артур, даже борясь один против 5-10 врагов. Дальнейшие работы [имеются ввиду фортификационное строительство в Порт-Артуре. – В.С.] дадут возможность найти безопасное убежище всей нашей Тихоокеанской эскадре. Уже ныне эта эскадра может смело мерить свои силы со всем флотом Японии с надеждой на полный успех. Таким образом, Порт-Артур, обеспеченный с моря и с суши, снабженный сильным гарнизоном и поддержанный могущественным флотом, представляет вполне самостоятельную силу… Теперь можно не тревожиться».

И политическая элита обветшалой империи не тревожилась. В Зимнем дворце с наслаждением били поклоны и танцевали на балах, неистово грызлись и злословили в придворных интригах, – не замечая, как на юго-восточные берега России неотвратимо накатывал тяжкий «девятый вал».

Поздней осенью 1903 г., уже после окончания «прекраснодушной» миссии генерала Куропаткина, Степан Осипович Макаров с досадой писал своему другу, барону Ф.Ф. Врангелю: «Меня не пошлют туда – пока не случится там [в Порт-Артуре. – В.С.] несчастье; а наше положение там крайне невыгодно».

Русский адмирал и здесь оказался прав. Его действительно послали в Порт-Артур только тогда, когда японцы отправили на дно или привели в негодность лучшие корабли Тихоокеанской русской эскадры, когда они перебросили под Порт-Артур осадные пушки и элитные военные формирования. Россия привычно направила Степана Осиповича, равно как и тысячи других верных солдат и офицеров, – не за победой, а героически умирать…

После бездарно проигранной войны, посыпая голову пеплом, так называемая политическая элита Петербургской империи привычно стала искать ответы на сакраментальные русские вопросы «Кто виноват? Что делать?»

Мнений на этот счёт высказывалось много и разных. Правда, все они были уже ни к чему: в Порт-Артуре маршировала японская гвардия, кости русских солдат дотлевали на равнинах Маньчжурии, а славные русские крейсера двух эскадр либо ходили под японским флагом, либо ржавели на морском дне.

Глубже всех суть произошедшего осознал молодой капитан 1 ранга, князь Александр Александрович Ливен. В своей книге «Дух и дисциплина в нашем флоте» (1908г.) светлейший князь с горечью написал:

«…Но как это могло случиться? К чему мы готовились? К чему угодно – только не к бою. Накануне объявления войны в Порт-Артуре запрещалось говорить о разрыве с Японией. Считалось, что такие переговоры произведут панику в личном составе. Мысль о войне всегда отодвигалась на задний план, как неприятная, а все стремления были направлены к ее избежанию. Пропаганда идей всеобщего мира находила особенно благосклонное ухо в России. Мы строили броненосцы и одновременно проповедовали мир, радовались возрождению флота и одновременно надеялись этим флотом не разбить неприятеля, а сохранить с ним дружеские отношения. Кому же было неизвестно, что у нас нет унтер-офицеров, что команда кораблей плохо обучена, что весь личный состав без практики и без сплоченности? Но и с этим мирились, рассчитывая, что воевать не придется. Кто же не видел, что у нас смотры и маневры бутафорские, что стрельба производилась слишком уж редко, что офицерство скучало в вооруженном резерве и прочее. Но все это терпелось, все откладывалось, то за неимением денег, то по другим причинам…»

Боже Правый, как все это соответствует нашим дням! Князь Ливен писал эти строки в 1908 году, а кажется, что все это сказано буквально сегодня. Повествование о скорбных буднях армии и флота Российской империи, а живое ощущение, что все это говорится о вооруженных силах Российской Федерации!

Так что же все-таки происходит с нами, с русскими? Почему же так страшен и так непреодолим для нас пресловутый «Парадокс Гегеля»?

Будучи как-то в командировке в Москве, я случайно приобрел одну малотиражную подмосковную газету – нужно было хоть за каким-то чтением скоротать время. Просматривая её, меня, в прошлом авиатора, заинтересовало обстоятельное интервью прославленного летчика-штурмовика Василия Павловича Завьялова, посвященное так называемому «внезапному» нападению фашистской Германии на Советский Союз («Томилинская Новь», №13 (179, 27.06.2008). Это интервью я бы с охотой привел здесь полностью (вырезку из газеты храню до сих пор), но нельзя же, превращать редакторское предисловие в бесконечный спич. Поэтому изложу только суть: полковник Завьялов как-то исчерпывающе полно объяснил мне причину нашего столь пагубного пристрастия к «Парадоксу Гегеля». Эта причина – в хронической, бездоказательной и безответственной болтовне о мире. Впрочем, слово летчику-штурмовику:

«Главным фактором, обеспечившим гитлеровцам внезапность нападения, стала, на мой взгляд, наша застарелая общенациональная болезнь – говорильня о мире. Вы думаете, это только сейчас началось, или только при Леониде Брежневе мы неистово боролись «за мир во всем мире»? Перед войной, невзирая на бравурные песни и марши, мы тоже «боролись за мир» – в основном языками. Мир, будет мир, нам нужен мир – такие речи буквально лились со всех сторон. Наша официальная советская агитпропаганда словно бы пыталась заклясть или, как сейчас модно говорить, – закодировать фашистов на мир. Можно только представить, как смеялись над всем этим «миролюбивым» балаганом в немецких штабах! Лжепропаганда о «мире во всем мире» оказала страшное расслабляющее воздействие на Красную армию и на все советское общество в целом. «Кукушкиными слезами» о мире мы закодировали только самих себя!»

Поскольку я как редактор не мог, конечно, не прочитать новую, совершенно необходимую для прочтения «в штабах, в казармах и на кораблях» книгу известного военного эксперта Александра Анатольевича Храмчихина, я точно могу сказать сейчас важнейшее: Храмчихин против существования «Парадокса Гегеля» применительно к России и русскому народу. Храмчихин – убежденный, последовательный, высоко эрудированный, а потому очень опасный враг этого пресловутого «Парадокса». Он абсолютно безоговорочно за то, чтобы русский народ, а с ним вместе и вся Россия – последовательно, постоянно и продуктивно учились на собственных ошибках. На ошибках прошедшей истории. В том числе и на ошибках внешнеполитических, коих, увы, и за древнюю и за новейшую историю накопилось чрезмерно много. За которые с торицей, с избытком, страна расплачивалась русской кровью! Современная действительность сурова и не позволяет расслабляться в надеже на мир во всём мире, ведь мир, как океан, не может быть везде тихим. Нужно помнить мудрость наших предков, которые говорили: «С соседом дружись, а тын городи!»

Книга Александра Храмчихина написана на публичных материалах и их бескомпромиссном анализе и выводах сегодняшней действительности. И, поэтому полагаю, что она будет весьма полезна всем читателям и, прежде всего историкам, политикам, практикам, – тем от кого много зависит будущее страны. Я искренне советую всем мыслящим людям Российской державы с карандашом в руках ознакомиться с этой новой книгой блестящего военного аналитика. Прочитать её стоит хотя бы для того, чтобы, говоря словами полковника Завьялова, не заливать в дальнейшем нашу многострадальную Родину очередными «кукушкиными слезами о мире». За которыми всегда – со страшной неизбежностью – проливаются в России потоки самых настоящих кровавых слез!..

 

Степанченко В.И. Атаман Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска Союза казаков России, депутат Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, кандидат юридических наук. Предисловие к книге Александра Храмчихина «Дракон проснулся?»

19 апреля 2013 года.

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика