Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА – СИБИРЯКИ ПОЗИЦИИ НЕ МЕНЯЮТ

     В текущем году в казачьих  СМИ появились статьи атаманов В.П.Громова[1]  и  В.И.Глуховского[2], которые начинали свою деятельность, совместно с казаками Всероссийской общественной организации  «Союз казаков», недавно отметивших 25-летие своей деятельности по возрождению казачества России. Но в дальнейшем указанные авторы перешли на продвижение принципов реестрового формирования казачества. Теперь же они критикуют выбранное  ими самими направление и не без основания.  Их мысли отражают действительность. Вместе с тем, полагаю, что в ситуации, которая складывается в современном казачестве, есть и немалая ложка дёгтя, внесенная ими самими, будучи «главными казаками» на Кубани и в Оренбуржье. Тогда они  входили в различные советы по делам казачества при федеральных структурах в Москве, что на тот период было видимо привлекательнее и весомее. Да и генеральские погоны всё-ж.      

    Следует отметить и то, что именно их реестровой структурой было приложено немало усилий против  разрабатываемого в 1997 году Союзом казаков под руководством атамана А.Г. Мартынова федерального закона «О казачестве». Хотя как раз  в нём были отражены принципы возрождения казачества на основах общинности, культуры и традиций этой общности россиян.   Поэтому то, что в казачество хлынул народ, не имеющий родовых казачьих корней, не знающий ни культуры, ни традиций, ни образа жизни казаков, но желающий заработка, чинов и дармовой амуниции,  вклад В.П.Громова и В.И.Глуховского несомненно есть. Да и не только их. Присутствуя на юбилейном Большом круге Союза казаков 28 июня 2015 года, критически отозвался о своей работе начальника управления по вопросам казачества при Президенте РФ   генерал армии П.С. Дейнекин.  Свою тогдашнюю деятельность в начале 2000 годов, он,  охарактеризовал управлением  по развалу казачества, тем самым, покаявшись за неё. Ну, да Бог  судья! Важно, что они это теперь поняли и надеюсь, искренне переживают.

      В начале 90-х годов прошлого века на Ямале также была начата активная работа по возрождению казачества. Наши принципы и тогда и сейчас были и остаются незыблемыми. Казаком нельзя стать «выучив урок», как теперь отмечает В.П.Громов. Вторя ему,  В.И.Глуховский  назвал политику в отношении казачества, несмотря на принятие Закона «О государственной службе казачества»,  «политикой вяло текущего безразличия к казачьим вопросам». С этими выводами трудно не согласиться. Во-первых, нужны родовые корни, исконная культура, традиции, как основные скрепы в казачьем сообществе. Во-вторых, повседневная работа  с теми, кто не имеет таковых основ, но всей душой стремиться к этому образу жизни. А не наоборот, как сейчас, происходит у большинства, вступивших в охранники, дружинники и т.д. под флагом казачества, с записью в трудовой книжке «Принят на работу казаком». Устои казачества такими обмундированными за счет бюджетных денег наёмниками не укрепятся, а только подорвутся. При этом государственные структуры, делая ставку на этих горе-казаков, совершают подлог, который в настоящее время видят и осознают даже  тогдашние реестровые лидеры.

   Я не собираюсь давать этому феномену оценку, мало того, считаю, что каждый имеет право на ошибки в своей деятельности и на то, чтобы  их признать, тем более в таком сложном вопросе возрождения казачества, как культурно-этнической общности[3, ст.2]. Ведь только вместе можно выйти из складывающейся тупиковой ситуации. И все же, подтверждая вышеизложенное и отмечая 25-летие Союза казаков и начала возрождения казачества России и ближнего зарубежья, предлагаю в хронологическом порядке ознакомиться с принципами, на которых стоит казачество Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска с 1992 года. Итак:

–«…Наши цели сформули­рованы в Уставе, который принят казаками и утвер­жден в городской адми­нистрации. Это возрождение традиционного бы­та и культурного насле­дия казаков с учетом со­временного развития об­щества, воспитание любви к труду, родной зем­ле, близким, укрепление устоев семьи, воспитание чувства любви к Отечес­тву и готовности его за­щищать. Казаку чужды межнациональные розни…

  …Членами Назовского казачьего округа могут быть потомки казачьих родов, уроженцы тради­ционных казачьих облас­тей, а также лица, свя­занные с казачеством и желающие возродить са­мобытность казачьих тра­диции, его культуру и ис­торию»[4] 1992 год;

–«…Жизнь и время, а главное дела сами покажут – кто чего стоит, и кто оказался прав. Мы не хотели бы искусственного деления в казачьем движении у нас в округе, которое уже есть на юге и является на наш взгляд всего лишь нечистоплотной борьбой за власть. Оно никак не отражает сути проблем в казачьем возрождении. К сожалению, эта волна докатилась и до Крайнего Севера…»[5, с. 226-227] 1994 год;

–«…Наша позиция такова: необходимо регистрировать все общины, незави­симо от их численности, потому как, в силу исторических и местных усло­вий, большое количество казаков в общины повсеместно набрать невоз­можно, да и нецелесообразно…

…Мы считаем, что одним из самых важных моментов деятельности каза­чества, является возрождение духовности, православия…

 ...Мы должны выбрать виды государствен­ной службы – применительно к реаль­ным условиям и возможностям Се­вера. Наиболее приемлемыми вари­антами, на наш взгляд, являются: по­граничная служба и служба в армии. Хочется, чтобы наши дети, а вместе с ними все юноши округа, служили по традиционному казачьему принци­пу, то есть на своей территории.

  Округ наш – пограничный, и, при введении застав в казачьи структу­ры, можно было бы формировать на месте их личный состав. При этом казачья община несла бы ответствен­ность за тех, кого туда направила, оказывала бы помощь заставе мате­риально и духовно. Периодически могла бы посылать туда своих пред­ставителей. Это бы полностью исклю­чило дедовщину, а вновь прибывшие на заставу ребята, могли бы встретить там своих земляков, в воинских спи­сках найти фамилии родственников и друзей. Именно это и было традиционно в казачьих частях, веками укрепляло их боевое воинское брат­ство…

  …Теперь, как никогда, казачеству нужны свои высокообразованные люди, знающие не только наши ка­зачьи традиции, но и право, то есть юристы-профессионалы. В основу своего возрождения мы – казаки, ставим заповеди правосла­вия. А поэтому нам нужны только че­стные, с чистой совестью люди…»[6]1996 год;

–«…По поводу недостойного поведения реестрового атамана мы солидарны с автором письма. Наше отношение однозначно, а мера воздействия на таких казаков хоть и в «генеральских» погонах должна быть традиционной – казачьей…

  …Что касается погон советского генерала, то мы не знаем, по какому праву и насколько заслуженно данный господин их носит… Но нас удивляет то, что это погоны советского генерала, а не традиционные казачьи. Видимо и здесь с казачьей историей и традициями вышла промашка. Хотя этот казак и не входит в наши ряды, но мы выступаем за казачье единство и соблюдение исторических традиций в казачьем возрождении…

    …Мы не хотим делить казаков на своих и чужих, а посему приносим салехардцам и гостям праздника искренние извинения за недостойное поведение этого «господина» …»[7] 1996 год;

–«…Назовские казаки Всероссийского объединения «Союз казаков» приверженцы, прежде всего духовного, культурного и исторического возрождения в России, при этом казаки законопослушны и высказываются за становление казачьей государственной службы на основе федерального закона «О казачестве». Они не играют в «политические игры», а свято чтят традиции своих предков и активно заявляют о себе, прежде всего, общественно значимыми делами. Помня заповедь: «Пусть народ тебя познает в делах твоих!»[8] 1998 год;

–«…Издавна в казачестве фокусировались демократичес­кие идеи, принцип выборности, открытости и ответст­венности друг перед другом, которые позволяли воспи­тывать людей, высоко-преданных государству, дорожа­щих семейной честью, бережно относящихся к своим корням…

…власти не должны делить казаков на реестровых и не реестровых. Казаки всегда жили общиной, и этот традиционный жизненный уклад будет ими сохраняться и дальше…

…Важным аспектом в деле возрождения казачества яв­ляется воспитание казачьей молодежи и духовное окормление членов казачьих обществ. Без работы на этих направлениях проблематично говорить о будущем казачьего войска. Непреходящее значение здесь имеет опыт обществен­ных казачьих структур, поистине много сделавших и де­лающих по возрождению казачьих традиций и обычаев, по сохранению самобытной казачьей культуры, разви­тию духовности»[9, с.244] 1998 год;

–…Нас глубоко беспокоит складывающаяся ситуация с возрождением Российского казачества. Мы считаем, что в настоящее время государственные чиновники от казачества всех уровней, введя реестровые казачьи структуры, привели его к распаду. Многие казачьи лидеры, позарившись на генеральские чины и неподкреплённые посылы об оплачиваемой государственной службе для казаков, ввели в заблуждение рядовых казаков, которые сегодня, разобравшись, уходят из такого реестра и возвращаются к ранее существовавшим общинам…

…Во главе наших принципов стоит духовность, культура, исторические традиции, патриотизм и законность...[10, с.250] 2000 год;

–«…Казак в седле и с шашкой – это стереотип. Нельзя воспринимать ка­зака только лишь как военного чело­века. Одной войной семью не прокормишь. Поэтому испокон веков казаки, преж­де всего, работали. Они были свобод­ны, вольны, и это стимулировало их труд. А то, что им чаще кого-либо приходилось браться за оружие, про­диктовано особенностями погранич­ного бытия. Что касается молодеж­ных организаций военного толка, нельзя, вступив в казачье сообщество, тут же стать казаком. Точно так как, вступив в китайскую общественную организацию, не станешь китайцем. Можно стать лишь членами общества русско-китайской дружбы. Пока же в структуре реестровых, образован­ных государством казачьих организа­ций, бытует изречение: «Поступил на службу в казаки». Ну, нельзя посту­пить на службу в казаки. Я этого не понимаю…»[11] 2002 год;

–«…Нас, потомственных казаков ямальских казачьих общин, зарегистрированных в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации в Ямало-Ненецком автономном округе в установленном федеральным законодательством порядке, глубоко беспокоят вопросы возрождения казачества на основе законности, духовных и исторических традиций, существовавших в нашей среде…

  …Волнует нас и то, что в отношении казачества продолжается политика по принципу «разделяй и властвуй», что в его ряды проникают нечистоплотные, не пользующиеся в основной массе уважением люди. И, к сожалению, приходится констатировать то, что в этом есть участие Вас и Вашего управления…

….Полагаем, что высокий штиль Ваших оценок об их работе (речь идет о реестре) и то, что они «не имеют ничего общего с десятками ряженых» рушится как карточный домик, если помнить, что в казачьей среде брехунов не терпят. Чистота нравов, к которой мы стремимся во все времена, была для наших дедов очень высокой. Казаки пуще смерти боялись греха, ибо знали, что в любую минуту могут предстать перед судом божьим. И тогда за каждый нечестный поступок придется платить сторицей. А отсюда следует, что честь и доброе имя для казака дороже земных благ, ведь по каждому из нас судят обо всем казачестве…

…Советуем Вам и Вашим чиновникам прочесть Тараса Бульбу и особенно его слова «что такое значит в Русской земле товарищество». Возможно, после этого мы лучше узнаем, друг друга и начнем вместе думать не об эполетах и разделении на общества и общины, а о будущем всего казачьего сообщества, заботясь не только о наемной его части. От этого сила нашей Руси-матушки только выиграет. К сему прилагаем книгу «Казачьему роду нет переводу!» Честь имеем!»[12, с.263-268] 2002 год;

–«…к сожалению, за последние годы так и не удалось чётко определить на уровне государства правовой статус казачества и в полной мере реализовать его потенциал. Да и могло ли быть возрождение казачества скорым и реальным на фоне стагнации экономики, потери интереса к культурным ценностям, упадка станиц и сёл, снижения социальной защищённости основной массы населения в сравнении с богатствами олигархов, которые в большей степени определяют жизнь в обществе. Понятно, что сделать это сложно. Заигрываниями с казачеством различных политиков, поиском личной выгоды и властью прикормленных незаслуженными перед казаками чинами новых «атаман-генералов», компрометируется сама идея казачества, превращая его в организацию наёмников, не давая идти по пути возрождения…

…тем, кто стремится поступать по совести и по закону, предрекают отказ в сотрудничестве и поддержке органов власти на местах…

…Чего стоит указание бывшего начальника главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации А.П. Семёнова к главе Омской области о переориентации средств региональных и местных бюджетов, ранее выделяемых общественным региональным казачьим организациям на поддержку реестровых казачьих обществ. Он считает подобное предложение разумным и полезным со всех точек зрения…

…Огосударствление казачества, как часто заявляют чиновники, да собственно и реестровые атаманы, вкусившие незаслуженной ими власти, якобы полученной от казаков, а на самом деле зачастую бессовестно украденной ими, далеко не самоцель для казачества. По сути, в этой догме, на мой взгляд, скрывается один из главных для казачества вопрос: сословие это или этнос? Если это сословие, то его формированием может заниматься сугубо государство. Ну, а если это культурно-этническая общность людей, то казаки должны сами формировать свои общины и структуры своего управления, на что они имеют полное право, подтвержденное основополагающими государственными нормативно-правовыми актами (о чем уже упоминалось в начале статьи). Только при таких условиях связь «верхов» и «низов» будет крепкой, а «возрождение» – жизнеспособным…

…В своём понимании этого процесса я исхожу из того, что казачество – это, прежде всего, естественная потребность здорового духа народа, стремящегося к разумной вольной жизни, регулируемой обычаями, традициями и построенным именно на них законодательством. Запрет, всякое необоснованное ограничение или бездумное «огосударствление» такой жизни вызывают протест этих людей, что в конечном итоге может привести к публичному неисполнению надуманных чиновниками норм права и потере взаимопонимания между государством и казачьими общинами, что не раз подтверждалось в истории государства Российского.

  Поэтому наиболее приемлемые взаимоотношения казачества и государства, на мой взгляд, должны, прежде всего, строиться на праве казаков иметь полнокровный, основанный на обычаях, традициях предков и федеральном законодательстве, разработанный вместе с ними казачий уклад. Исходя из этого, и должна формироваться современная казачья жизнь и разумная по отношению к этой категории граждан государственная политика…Отсюда можно сделать вывод, что становление казачества, прежде всего, должно основываться на самобытном возрождении казачьих общин, а не аморфных обществах, подобных обществу любителей пива, создаваемых под эгидой государственных реестровых структур, в которых бытует понятие: «вступить в казаки» как поступить на работу и «уволиться» из рядов казаков, если трудовые или иные взаимоотношения с «атаманом-работодателем» не устраивают.

…Испокон веков в казачьих общинах сочетались самобытные традиции личной свободы и коллективизма, личных прав и обязанностей перед остальной сообщностью, самоуправления, самоорганизации и беспрекословного соблюдения интересов общины и государства…

…Складывающиеся столетиями обычаи сформировали в казачьей демократии основополагающие для этой культурно-этнической сообщности определенные понятия. Одно из основных, в частности, гласит, что воля – есть право на свободный выбор…»[13, с.242-247] 2002 год;

–«…Мы против разделения казаков на реестровых и общественных, но видит Бог, не нами это насаждается. В казачьем укладе община испокон веков была основой исторически сложившейся культурно-этнической общности этих людей, как бы её не умаляли и не уничтожали, начиная с Петра I и до сего дня. Реестр же, по нашему разумению, должен быть, всего-навсего, её составляющим, а не наоборот. Тогда всё станет на свои места…

…Идеи, с которыми выступают вожди реестрового казачества, исходят порой от людей, не имевших и не имеющих ничего общего с казачьими чаяниями. Они создают только барьеры на пути его истинного возрождения. Но за это получают соответствующие чиновничьи должности и незаслуженные, не почитаемые в общей массе казачье казачьей среды чины. Цена таким деятелям копейка в базарный день. К сожалению, и Ваши высказывания на различных встречах, которые передаются среди казаков, далеки от искреннего стремления переломить ситуацию и объединить всех казаков. Они скорей всего говорят о желании формально увеличить, сокращающуюся, как шагреневая кожа, численность реестровых структур на местах. Вот где собака зарыта…»[14 с.281-282] 2003 год;

–«…Потомки казачьих родов, приехавшие на Ямал из разных мест и живущие здесь не один десяток лет – «назовцы» в первую очередь поставили своей целью возрождение своей культуры, традиции, воспитание молодёжи и, конечно же, воздание должного памяти предыдущим поколениям»[15,с.33] 2007 год;

–«…Я уже не говорю о сегодняшней тенденции, когда, вопреки традиции, в казачество в массовом порядке стали приходить люди далёкие от его истоков, видящие в нём, к сожалению, только какие-то личные выгоды и не осознающие ту меру ответственности, перед прошлым и будущим, за возрождение и становление исконной казачьей культуры и традиций…»[16,с.8] 2009 год;

–«…Казачество – это не только внешние отличительные символы и знаки, казачество – это образ жизни, в частности формируемый под духовным воздействием православной веры. Сейчас такое время, когда страна нуждается, в том числе, и в поддержке со стороны казаков…»[17,с.3-4] 2010 год;

–«…К сожалению, потворствуют этому и чиновники от казачества, которые пытаются   руководить казачьими объединениями по своему усмотрению, посадив вольный, полевой лазоревый цветок, как вы отметили «у себя дома в клумбу». И на виду и зависим. Так ведь проще, когда надо польют, а будет куститься подкормки и влаги не дождаться. Сегодня становится модным при каждом губернаторе, главе города, района, села и так далее по указанию свыше создавать казачьи организации.  Это, к сожалению, практикуется во многих местах и особенно там, где казачества отродясь не было…

…Убеждён, что «расказачивание» было большой бедой для наших отцов и дедов, но и современное «оказачивание» душу не греет, так как в «новые казаки» хлынут те, кто к нему не имеет ни малейшего родового отношения. Вот тогда вопросы об укладе жизни, традициях и истории казачества отпадут сами собой, так как этим «новым казакам» они не ведомы, да и ненужны…

…Ваши мысли о разделении казачества я, безусловно, разделяю. Меня они беспокоят на всём протяжении возрождения казачества…Как мне кажется, наша озабоченность в вопросах возрождениях исконной культуры и традиций казачества перекликаются. На нас лежит огромная ответственность, чтобы возрождение не заболтали пустыми обещаниями и не превратили в бутафорию, наполненную сторонними людьми…»[18,с.400-401]  2010 год;

–«…Уж, каким злом было расказачивание, но история еще оценит и рьяное оказачивание. В психологическом и культурологическом плане обратный процесс в нынешнем виде нанесет большой вред. Сегодня, по воле властей, едва ли не в каждой деревне пытаются создать казачьи организации. Почему-то возобладало мнение, что если человек служил в органах внутренних дел или в вооруженных силах, то он априори может быть казаком. Но разве можно возродить казачество, просто записав, в казаки тех, кто не имел к этой общности людей никакого отношения?! Уж если мы говорим о возрождении казачества, то должны понимать, что и в былые времена настоящим казаком считался житель станицы во втором поколении, то есть человек, в полной мере впитавший не только традиции, обычаи, но и образ мыслей этой общности людей ...»[19,с.404-405] 2010 год;

  –«…«Любовь к Родине, к матери, к женщине. Уважение к старшим. Долг перед Отечеством, обязанность его защищать. Храбрость и беззаветная преданность своему народу. Верность высоким моральным устоям и принципам справедливости. Непримиримость к подлости, лицемерию, преступности, к предательству. Честность в делах и поступках. Честь – превыше всего! Богу – душу! Жизнь – Отечеству, а честь – никому!» Вот эти основы казаки и должны возрождать и проповедовать. Уверен, что они не устарели. Они затёрты, подзабыты, но от этого не утратили свой основополагающий смысл.  Убеждён, что эти истины и следует реализовывать в повседневной казачьей жизни…»[20,с.413] 2010 год;

–«…Когда я слышу бравурные отчеты о том, что где-то казаки уже дежурят на улицах и задержали столько-то злодеев, мне хочется воскликнуть как Станиславский: «Не верю»! Потому что, если они действительно кого-то там задержали, значит, они тем самым преступили закон. В действующем законодательстве нет правового положения, позволяющего казакам производить задержания. Поэтому, когда я слышу о каких-то правах, которыми вдруг наделили казачьи патрули, я прекрасно понимаю, что это пустое действо, совершенное для «галочки». При современном уличном патруле они могут быть только в виде простых наблюдателей, свидетелей либо понятых. Вот и всё участие…

…Осторожно отношусь и к идее создания казачьих ЧОПов. Кто-то очень хочет сделать из казаков сторожей. И тем, кто идёт работать сторожем- казаком. Недавно на Комиссии по вопросам помилования мы с коллегами рассматривали прошение одного такого «казака». После службы в армии он вернулся в родной Пуровский район, нанялся охранником в казачью структуру. Казаком он от этого, конечно же, не стал, зато, почувствовал вседозволенность и совершил преступление… Напрашивается вывод – не нужно превращать участников добровольных дружин в ряженых казаков…

…можно было бы привлечь к этой работе и другие структуры гражданского общества, к примеру, у нас на Ямале, активистов Ассоциации «Ямал-потомкам». На мой взгляд, они вполне справились бы с этой почетной функцией на территории национальных поселков. Тем более там в этом есть насущная потребность. А вообще, главное, наверное, не в охране, а в воспитании духовных начал, прописанных в десяти заповедях Божьих. Вот их то нужно знать и всем соблюдать. Тогда каждый сам себя оградит от дурного поступка. Но это уже глобальная задача. А одна из казачьих – это обеспечивать порядок в своих семьях и в православных святынях»[21,с.595-597] 2012 год;  

–«…Как родовой казак и как гражданин России не за страх, а за совесть болеющий за восстановление былого военно-социального потенциала народа, никак не могу взять в толк – отчего уже долгие годы, более 20 лет, актуальная политическая власть в российском государстве никак не удосужится заметить огромного потенциала возможной политики «нового оказачивания» Сибири и Дальнего Востока. Ведь очевиден факт, что известное нам по дореволюционным, советским, а ныне российским учебникам истории «русское освоение Сибири и Дальнего Востока» без участия казаков было бы принципиально невозможным. Только казаки – уникальное этническое сообщество, для которого идеалы человеческого достоинства, духовной свободы, национальной и социальной взаимоподдержки были не чем-то отвлеченным и далеким, а фактом их повседневной реальности, могли совершить этот подвиг: всего за столетие не только завоевать, но и, как писали в летописях – «замирить» почти половину географической территории евразийского материка.

…Лозунг «Возрождение России – на Востоке!», подкрепленный соответствующими государственными гарантиями и льготами, беспроцентным кредитованием, долгосрочным лизингом сельскохозяйственной техники, безвозмездной передачей в собственность крупных наделов земель сельскохозяйственного назначения – мог бы вызвать действительно высокую волну русского возвратного движения на Азиатский Восток. Обретенная казачеством реальная государственная функция придала бы всему движению казаков и эффективный экономический стимул, и подлинное социально-политическое значение»[22,с.6,7] 2013год;

–«…Сегодня под видом казачества повсеместно идёт создание реестровых формирований, в которые валом потекли все те, кто ждёт от этого экономической выгоды, личного дохода и приближённости к власти, независимо от выдвигаемых ею условий. При отсутствии исконных убеждений и духовных православных начал, да к тому же недостатка рабочих мест – эти люди готовы делать все и вся. В их среде не принято говорить о родовых корнях. Они вступают, а вернее записываются в казаки как на работу, не видя в этом духовных и моральных основ, не зная и не собираясь соблюдать традиции, православную и народную культуру. Их руководители лицемерят перед собой и теми, кого они «записали в казаки для численности», а по сути, себе для выгоды.

         Были страшные годы геноцида казачьего народа и его расказачивание. Но и современное оказачивание не менее опасно. Оно несёт в казачью среду противостояние, развал, безверие и отторжение от основной массы православных россиян. Нельзя получить добрый плод – не имея почву, основу которой составляют потомки славных казачьих родов Дона, Кубани, Терека, Урала, Сибири, Запорожья и других казачьих территорий. На такой почве хорошо растет только чертополох и разные сорняки. Не стоит забывать о том, что казаком нельзя стать, им нужно родиться и пройти многие искушения и испытания. Ведь основа казаков – это не род войск, это культурно-этническая общность, народ, с особым состоянием души и образом жизни. Казак никогда не протянет руку к сильным мира сего, с возгласом: «Дай!». Не обидит страждущего, живет честным трудом, накормит голодного, защитит обиженного и не даст упасть слабому духом и телом. И, в этом суть и предназначение казачества быть крепким духом товариществом, воинством Христовым – защитником православия и земли Русской. Нет уз святее нашего товарищества, и пусть все знают, что оно значит в Русской земле! Помните об этом братья казаки и не дайте себя заморочить!»[23] 2014год.

       Вот с этими основополагающими казачьими принципами мы жили, живем и будем жить, возрождая и продолжая наш род и заложенные нашими предками основы духовности, общинности во имя, во благо и во славу России-матушки. Полностью эти публикации и другие материалы о казачестве опубликованы на сайте «ЛЕТКА.РФ» в разделах «КНИГИ», «СТАТЬИ», «ТЕКУЩИЕ НОВОСТИ» и других печатных СМИ Ямало-Ненецкого автономного округа

 

         Атаман Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска, председатель научного Координационного Совета по изучению истории и культуры казачества Урало-Сибирского региона при ТюмГУ, к.ю.н.                                                                                    

                                                                                                      В.И. Степанченко

г. Салехард

7 июля 2015 года                                                                                                     

Список литературы:

1.Громов В.П. Нельзя традиции и культуру казаков воспринимать как урок, который выучил. Этим нужно жить. Сайты:  «КИАЦ»,  «ЛЕТКА. РФ» 27 января  2015 года.

2.Глуховский В.И. О государственной политике в отношении российского казачества. Сайты: «КИАЦ»,  «ЛЕТКА.РФ» 30 марта 2015 года.

3.Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года № 1107-1. (В редакции Закона РФ от 1 июля 1993 года №5303-1). Ведомости СНД и ВС РСФСР, 02.05.1991, N 18, ст. 572. (Ведомости СНД и ВС РФ, 12.08.1993).

4.Степанченко В.И. Назовские казаки, кто они?// Газета г. Салехарда «Полярный круг» 6 ноября 1992 года.

5.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть 1. //Письмо главному редактору окружной газеты «Красный Север» В.Н. Волошину.// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2012, с. 226-227.

6.Степанченко В.И. Нет уз святее товарищества!//Общественно-политическая газета Ямало-Ненецкого автономного округа «Красный Север» 27 января 1996 года.

7.Степанченко В.И. Дедовские традиции надо чтить. // Газета г. Салехарда  «Полярный круг»  7 декабря1996 года №49.

8.Степанченко В.И. Казачья культура и традиции на Полярном круге.//Газета г. Салехарда «Полярный круг» 23 мая 1998 года.

9.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. //О ситуации в казачестве.// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА»,2012,с.244.

10.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. //Обращение к кандидату в президенты РФ В.В. Путину// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2012, с.250.

11.Степанченко В.И. Не разорвать казачий круг.//Общественно-политическая газета Ямало-Ненецкого автономного округа «Красный Север» 3 января 2002 года.

12.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. //Обращение казаков Ямала к начальнику управления аппарата Президента РФ по вопросам казачества А.С. Дейнекину// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2012, с.263-268.

13.Степанченко В.И. Мысли вслух о возрождении казачества. //Литературный альманах ЯНАО «Обская радуга», №9, 2003, с.242-247.

14.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. //Обращение казаков Ямала к советнику Президента Р Ф, председателю Совета атаманов войсковых казачьих обществ Р Ф Г.Н. Трошеву// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2012, с.281-282.

15.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. //К 15-летию ямальских казаков Союза казаков России.// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2012, с.331.

16.Степанченко В.И.  Говорим, гутарим, балакаем и применяем!.. Часть I. //Слово – живое выражение характера казаков!..// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2009, с.8.

17.Степанченко В.И. Говорим, гутарим, балакаем и применяем!.. Часть II. //Знать – значит умело применять!// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2010, с.3-4.

18.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. //Письмо историку-краеведу, потомственному казаку станицы Преображенская Г.И. Маноцкову// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2012, с.400-401.

19.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. //Казачий брат великого могучего…// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2012, с.404-405.

20.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. //Мысли, которые будоражат душу!// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2012, с.413.

21.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть II. //Призрак ДНД бродит по России. Кому на Руси охранять хорошо// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2013, с.596-597.

22.Храмчихин А.А.  Дракон проснулся?:внутренние проблемы Китая как источник китайской угрозы для России/Александр Храмчихин.//Степанченко В.И «Александр Храмчихин против «парадокса Гегеля» (предисловие редактора)// – М.: Ключ-С, 2013,с.6,7.

23.Степанченко В.И. Размышление в Рождественские дни. «Текущие новости»: «Казак есть православный христианин или он может быть мусульманином?» Сайт «ЛЕТКА.РФ» 9 января 2014 года.

 

 

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика