Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА – СИБИРЯКИ ПОЗИЦИИ НЕ МЕНЯЮТ

     В текущем году в казачьих  СМИ появились статьи атаманов В.П.Громова[1]  и  В.И.Глуховского[2], которые начинали свою деятельность, совместно с казаками Всероссийской общественной организации  «Союз казаков», недавно отметивших 25-летие своей деятельности по возрождению казачества России. Но в дальнейшем указанные авторы перешли на продвижение принципов реестрового формирования казачества. Теперь же они критикуют выбранное  ими самими направление и не без основания.  Их мысли отражают действительность. Вместе с тем, полагаю, что в ситуации, которая складывается в современном казачестве, есть и немалая ложка дёгтя, внесенная ими самими, будучи «главными казаками» на Кубани и в Оренбуржье. Тогда они  входили в различные советы по делам казачества при федеральных структурах в Москве, что на тот период было видимо привлекательнее и весомее. Да и генеральские погоны всё-ж.      

    Следует отметить и то, что именно их реестровой структурой было приложено немало усилий против  разрабатываемого в 1997 году Союзом казаков под руководством атамана А.Г. Мартынова федерального закона «О казачестве». Хотя как раз  в нём были отражены принципы возрождения казачества на основах общинности, культуры и традиций этой общности россиян.   Поэтому то, что в казачество хлынул народ, не имеющий родовых казачьих корней, не знающий ни культуры, ни традиций, ни образа жизни казаков, но желающий заработка, чинов и дармовой амуниции,  вклад В.П.Громова и В.И.Глуховского несомненно есть. Да и не только их. Присутствуя на юбилейном Большом круге Союза казаков 28 июня 2015 года, критически отозвался о своей работе начальника управления по вопросам казачества при Президенте РФ   генерал армии П.С. Дейнекин.  Свою тогдашнюю деятельность в начале 2000 годов, он,  охарактеризовал управлением  по развалу казачества, тем самым, покаявшись за неё. Ну, да Бог  судья! Важно, что они это теперь поняли и надеюсь, искренне переживают.

      В начале 90-х годов прошлого века на Ямале также была начата активная работа по возрождению казачества. Наши принципы и тогда и сейчас были и остаются незыблемыми. Казаком нельзя стать «выучив урок», как теперь отмечает В.П.Громов. Вторя ему,  В.И.Глуховский  назвал политику в отношении казачества, несмотря на принятие Закона «О государственной службе казачества»,  «политикой вяло текущего безразличия к казачьим вопросам». С этими выводами трудно не согласиться. Во-первых, нужны родовые корни, исконная культура, традиции, как основные скрепы в казачьем сообществе. Во-вторых, повседневная работа  с теми, кто не имеет таковых основ, но всей душой стремиться к этому образу жизни. А не наоборот, как сейчас, происходит у большинства, вступивших в охранники, дружинники и т.д. под флагом казачества, с записью в трудовой книжке «Принят на работу казаком». Устои казачества такими обмундированными за счет бюджетных денег наёмниками не укрепятся, а только подорвутся. При этом государственные структуры, делая ставку на этих горе-казаков, совершают подлог, который в настоящее время видят и осознают даже  тогдашние реестровые лидеры.

   Я не собираюсь давать этому феномену оценку, мало того, считаю, что каждый имеет право на ошибки в своей деятельности и на то, чтобы  их признать, тем более в таком сложном вопросе возрождения казачества, как культурно-этнической общности[3, ст.2]. Ведь только вместе можно выйти из складывающейся тупиковой ситуации. И все же, подтверждая вышеизложенное и отмечая 25-летие Союза казаков и начала возрождения казачества России и ближнего зарубежья, предлагаю в хронологическом порядке ознакомиться с принципами, на которых стоит казачество Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска с 1992 года. Итак:

–«…Наши цели сформули­рованы в Уставе, который принят казаками и утвер­жден в городской адми­нистрации. Это возрождение традиционного бы­та и культурного насле­дия казаков с учетом со­временного развития об­щества, воспитание любви к труду, родной зем­ле, близким, укрепление устоев семьи, воспитание чувства любви к Отечес­тву и готовности его за­щищать. Казаку чужды межнациональные розни…

  …Членами Назовского казачьего округа могут быть потомки казачьих родов, уроженцы тради­ционных казачьих облас­тей, а также лица, свя­занные с казачеством и желающие возродить са­мобытность казачьих тра­диции, его культуру и ис­торию»[4] 1992 год;

–«…Жизнь и время, а главное дела сами покажут – кто чего стоит, и кто оказался прав. Мы не хотели бы искусственного деления в казачьем движении у нас в округе, которое уже есть на юге и является на наш взгляд всего лишь нечистоплотной борьбой за власть. Оно никак не отражает сути проблем в казачьем возрождении. К сожалению, эта волна докатилась и до Крайнего Севера…»[5, с. 226-227] 1994 год;

–«…Наша позиция такова: необходимо регистрировать все общины, незави­симо от их численности, потому как, в силу исторических и местных усло­вий, большое количество казаков в общины повсеместно набрать невоз­можно, да и нецелесообразно…

…Мы считаем, что одним из самых важных моментов деятельности каза­чества, является возрождение духовности, православия…

 ...Мы должны выбрать виды государствен­ной службы – применительно к реаль­ным условиям и возможностям Се­вера. Наиболее приемлемыми вари­антами, на наш взгляд, являются: по­граничная служба и служба в армии. Хочется, чтобы наши дети, а вместе с ними все юноши округа, служили по традиционному казачьему принци­пу, то есть на своей территории.

  Округ наш – пограничный, и, при введении застав в казачьи структу­ры, можно было бы формировать на месте их личный состав. При этом казачья община несла бы ответствен­ность за тех, кого туда направила, оказывала бы помощь заставе мате­риально и духовно. Периодически могла бы посылать туда своих пред­ставителей. Это бы полностью исклю­чило дедовщину, а вновь прибывшие на заставу ребята, могли бы встретить там своих земляков, в воинских спи­сках найти фамилии родственников и друзей. Именно это и было традиционно в казачьих частях, веками укрепляло их боевое воинское брат­ство…

  …Теперь, как никогда, казачеству нужны свои высокообразованные люди, знающие не только наши ка­зачьи традиции, но и право, то есть юристы-профессионалы. В основу своего возрождения мы – казаки, ставим заповеди правосла­вия. А поэтому нам нужны только че­стные, с чистой совестью люди…»[6]1996 год;

–«…По поводу недостойного поведения реестрового атамана мы солидарны с автором письма. Наше отношение однозначно, а мера воздействия на таких казаков хоть и в «генеральских» погонах должна быть традиционной – казачьей…

  …Что касается погон советского генерала, то мы не знаем, по какому праву и насколько заслуженно данный господин их носит… Но нас удивляет то, что это погоны советского генерала, а не традиционные казачьи. Видимо и здесь с казачьей историей и традициями вышла промашка. Хотя этот казак и не входит в наши ряды, но мы выступаем за казачье единство и соблюдение исторических традиций в казачьем возрождении…

    …Мы не хотим делить казаков на своих и чужих, а посему приносим салехардцам и гостям праздника искренние извинения за недостойное поведение этого «господина» …»[7] 1996 год;

–«…Назовские казаки Всероссийского объединения «Союз казаков» приверженцы, прежде всего духовного, культурного и исторического возрождения в России, при этом казаки законопослушны и высказываются за становление казачьей государственной службы на основе федерального закона «О казачестве». Они не играют в «политические игры», а свято чтят традиции своих предков и активно заявляют о себе, прежде всего, общественно значимыми делами. Помня заповедь: «Пусть народ тебя познает в делах твоих!»[8] 1998 год;

–«…Издавна в казачестве фокусировались демократичес­кие идеи, принцип выборности, открытости и ответст­венности друг перед другом, которые позволяли воспи­тывать людей, высоко-преданных государству, дорожа­щих семейной честью, бережно относящихся к своим корням…

…власти не должны делить казаков на реестровых и не реестровых. Казаки всегда жили общиной, и этот традиционный жизненный уклад будет ими сохраняться и дальше…

…Важным аспектом в деле возрождения казачества яв­ляется воспитание казачьей молодежи и духовное окормление членов казачьих обществ. Без работы на этих направлениях проблематично говорить о будущем казачьего войска. Непреходящее значение здесь имеет опыт обществен­ных казачьих структур, поистине много сделавших и де­лающих по возрождению казачьих традиций и обычаев, по сохранению самобытной казачьей культуры, разви­тию духовности»[9, с.244] 1998 год;

–…Нас глубоко беспокоит складывающаяся ситуация с возрождением Российского казачества. Мы считаем, что в настоящее время государственные чиновники от казачества всех уровней, введя реестровые казачьи структуры, привели его к распаду. Многие казачьи лидеры, позарившись на генеральские чины и неподкреплённые посылы об оплачиваемой государственной службе для казаков, ввели в заблуждение рядовых казаков, которые сегодня, разобравшись, уходят из такого реестра и возвращаются к ранее существовавшим общинам…

…Во главе наших принципов стоит духовность, культура, исторические традиции, патриотизм и законность...[10, с.250] 2000 год;

–«…Казак в седле и с шашкой – это стереотип. Нельзя воспринимать ка­зака только лишь как военного чело­века. Одной войной семью не прокормишь. Поэтому испокон веков казаки, преж­де всего, работали. Они были свобод­ны, вольны, и это стимулировало их труд. А то, что им чаще кого-либо приходилось браться за оружие, про­диктовано особенностями погранич­ного бытия. Что касается молодеж­ных организаций военного толка, нельзя, вступив в казачье сообщество, тут же стать казаком. Точно так как, вступив в китайскую общественную организацию, не станешь китайцем. Можно стать лишь членами общества русско-китайской дружбы. Пока же в структуре реестровых, образован­ных государством казачьих организа­ций, бытует изречение: «Поступил на службу в казаки». Ну, нельзя посту­пить на службу в казаки. Я этого не понимаю…»[11] 2002 год;

–«…Нас, потомственных казаков ямальских казачьих общин, зарегистрированных в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации в Ямало-Ненецком автономном округе в установленном федеральным законодательством порядке, глубоко беспокоят вопросы возрождения казачества на основе законности, духовных и исторических традиций, существовавших в нашей среде…

  …Волнует нас и то, что в отношении казачества продолжается политика по принципу «разделяй и властвуй», что в его ряды проникают нечистоплотные, не пользующиеся в основной массе уважением люди. И, к сожалению, приходится констатировать то, что в этом есть участие Вас и Вашего управления…

….Полагаем, что высокий штиль Ваших оценок об их работе (речь идет о реестре) и то, что они «не имеют ничего общего с десятками ряженых» рушится как карточный домик, если помнить, что в казачьей среде брехунов не терпят. Чистота нравов, к которой мы стремимся во все времена, была для наших дедов очень высокой. Казаки пуще смерти боялись греха, ибо знали, что в любую минуту могут предстать перед судом божьим. И тогда за каждый нечестный поступок придется платить сторицей. А отсюда следует, что честь и доброе имя для казака дороже земных благ, ведь по каждому из нас судят обо всем казачестве…

…Советуем Вам и Вашим чиновникам прочесть Тараса Бульбу и особенно его слова «что такое значит в Русской земле товарищество». Возможно, после этого мы лучше узнаем, друг друга и начнем вместе думать не об эполетах и разделении на общества и общины, а о будущем всего казачьего сообщества, заботясь не только о наемной его части. От этого сила нашей Руси-матушки только выиграет. К сему прилагаем книгу «Казачьему роду нет переводу!» Честь имеем!»[12, с.263-268] 2002 год;

–«…к сожалению, за последние годы так и не удалось чётко определить на уровне государства правовой статус казачества и в полной мере реализовать его потенциал. Да и могло ли быть возрождение казачества скорым и реальным на фоне стагнации экономики, потери интереса к культурным ценностям, упадка станиц и сёл, снижения социальной защищённости основной массы населения в сравнении с богатствами олигархов, которые в большей степени определяют жизнь в обществе. Понятно, что сделать это сложно. Заигрываниями с казачеством различных политиков, поиском личной выгоды и властью прикормленных незаслуженными перед казаками чинами новых «атаман-генералов», компрометируется сама идея казачества, превращая его в организацию наёмников, не давая идти по пути возрождения…

…тем, кто стремится поступать по совести и по закону, предрекают отказ в сотрудничестве и поддержке органов власти на местах…

…Чего стоит указание бывшего начальника главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации А.П. Семёнова к главе Омской области о переориентации средств региональных и местных бюджетов, ранее выделяемых общественным региональным казачьим организациям на поддержку реестровых казачьих обществ. Он считает подобное предложение разумным и полезным со всех точек зрения…

…Огосударствление казачества, как часто заявляют чиновники, да собственно и реестровые атаманы, вкусившие незаслуженной ими власти, якобы полученной от казаков, а на самом деле зачастую бессовестно украденной ими, далеко не самоцель для казачества. По сути, в этой догме, на мой взгляд, скрывается один из главных для казачества вопрос: сословие это или этнос? Если это сословие, то его формированием может заниматься сугубо государство. Ну, а если это культурно-этническая общность людей, то казаки должны сами формировать свои общины и структуры своего управления, на что они имеют полное право, подтвержденное основополагающими государственными нормативно-правовыми актами (о чем уже упоминалось в начале статьи). Только при таких условиях связь «верхов» и «низов» будет крепкой, а «возрождение» – жизнеспособным…

…В своём понимании этого процесса я исхожу из того, что казачество – это, прежде всего, естественная потребность здорового духа народа, стремящегося к разумной вольной жизни, регулируемой обычаями, традициями и построенным именно на них законодательством. Запрет, всякое необоснованное ограничение или бездумное «огосударствление» такой жизни вызывают протест этих людей, что в конечном итоге может привести к публичному неисполнению надуманных чиновниками норм права и потере взаимопонимания между государством и казачьими общинами, что не раз подтверждалось в истории государства Российского.

  Поэтому наиболее приемлемые взаимоотношения казачества и государства, на мой взгляд, должны, прежде всего, строиться на праве казаков иметь полнокровный, основанный на обычаях, традициях предков и федеральном законодательстве, разработанный вместе с ними казачий уклад. Исходя из этого, и должна формироваться современная казачья жизнь и разумная по отношению к этой категории граждан государственная политика…Отсюда можно сделать вывод, что становление казачества, прежде всего, должно основываться на самобытном возрождении казачьих общин, а не аморфных обществах, подобных обществу любителей пива, создаваемых под эгидой государственных реестровых структур, в которых бытует понятие: «вступить в казаки» как поступить на работу и «уволиться» из рядов казаков, если трудовые или иные взаимоотношения с «атаманом-работодателем» не устраивают.

…Испокон веков в казачьих общинах сочетались самобытные традиции личной свободы и коллективизма, личных прав и обязанностей перед остальной сообщностью, самоуправления, самоорганизации и беспрекословного соблюдения интересов общины и государства…

…Складывающиеся столетиями обычаи сформировали в казачьей демократии основополагающие для этой культурно-этнической сообщности определенные понятия. Одно из основных, в частности, гласит, что воля – есть право на свободный выбор…»[13, с.242-247] 2002 год;

–«…Мы против разделения казаков на реестровых и общественных, но видит Бог, не нами это насаждается. В казачьем укладе община испокон веков была основой исторически сложившейся культурно-этнической общности этих людей, как бы её не умаляли и не уничтожали, начиная с Петра I и до сего дня. Реестр же, по нашему разумению, должен быть, всего-навсего, её составляющим, а не наоборот. Тогда всё станет на свои места…

…Идеи, с которыми выступают вожди реестрового казачества, исходят порой от людей, не имевших и не имеющих ничего общего с казачьими чаяниями. Они создают только барьеры на пути его истинного возрождения. Но за это получают соответствующие чиновничьи должности и незаслуженные, не почитаемые в общей массе казачье казачьей среды чины. Цена таким деятелям копейка в базарный день. К сожалению, и Ваши высказывания на различных встречах, которые передаются среди казаков, далеки от искреннего стремления переломить ситуацию и объединить всех казаков. Они скорей всего говорят о желании формально увеличить, сокращающуюся, как шагреневая кожа, численность реестровых структур на местах. Вот где собака зарыта…»[14 с.281-282] 2003 год;

–«…Потомки казачьих родов, приехавшие на Ямал из разных мест и живущие здесь не один десяток лет – «назовцы» в первую очередь поставили своей целью возрождение своей культуры, традиции, воспитание молодёжи и, конечно же, воздание должного памяти предыдущим поколениям»[15,с.33] 2007 год;

–«…Я уже не говорю о сегодняшней тенденции, когда, вопреки традиции, в казачество в массовом порядке стали приходить люди далёкие от его истоков, видящие в нём, к сожалению, только какие-то личные выгоды и не осознающие ту меру ответственности, перед прошлым и будущим, за возрождение и становление исконной казачьей культуры и традиций…»[16,с.8] 2009 год;

–«…Казачество – это не только внешние отличительные символы и знаки, казачество – это образ жизни, в частности формируемый под духовным воздействием православной веры. Сейчас такое время, когда страна нуждается, в том числе, и в поддержке со стороны казаков…»[17,с.3-4] 2010 год;

–«…К сожалению, потворствуют этому и чиновники от казачества, которые пытаются   руководить казачьими объединениями по своему усмотрению, посадив вольный, полевой лазоревый цветок, как вы отметили «у себя дома в клумбу». И на виду и зависим. Так ведь проще, когда надо польют, а будет куститься подкормки и влаги не дождаться. Сегодня становится модным при каждом губернаторе, главе города, района, села и так далее по указанию свыше создавать казачьи организации.  Это, к сожалению, практикуется во многих местах и особенно там, где казачества отродясь не было…

…Убеждён, что «расказачивание» было большой бедой для наших отцов и дедов, но и современное «оказачивание» душу не греет, так как в «новые казаки» хлынут те, кто к нему не имеет ни малейшего родового отношения. Вот тогда вопросы об укладе жизни, традициях и истории казачества отпадут сами собой, так как этим «новым казакам» они не ведомы, да и ненужны…

…Ваши мысли о разделении казачества я, безусловно, разделяю. Меня они беспокоят на всём протяжении возрождения казачества…Как мне кажется, наша озабоченность в вопросах возрождениях исконной культуры и традиций казачества перекликаются. На нас лежит огромная ответственность, чтобы возрождение не заболтали пустыми обещаниями и не превратили в бутафорию, наполненную сторонними людьми…»[18,с.400-401]  2010 год;

–«…Уж, каким злом было расказачивание, но история еще оценит и рьяное оказачивание. В психологическом и культурологическом плане обратный процесс в нынешнем виде нанесет большой вред. Сегодня, по воле властей, едва ли не в каждой деревне пытаются создать казачьи организации. Почему-то возобладало мнение, что если человек служил в органах внутренних дел или в вооруженных силах, то он априори может быть казаком. Но разве можно возродить казачество, просто записав, в казаки тех, кто не имел к этой общности людей никакого отношения?! Уж если мы говорим о возрождении казачества, то должны понимать, что и в былые времена настоящим казаком считался житель станицы во втором поколении, то есть человек, в полной мере впитавший не только традиции, обычаи, но и образ мыслей этой общности людей ...»[19,с.404-405] 2010 год;

  –«…«Любовь к Родине, к матери, к женщине. Уважение к старшим. Долг перед Отечеством, обязанность его защищать. Храбрость и беззаветная преданность своему народу. Верность высоким моральным устоям и принципам справедливости. Непримиримость к подлости, лицемерию, преступности, к предательству. Честность в делах и поступках. Честь – превыше всего! Богу – душу! Жизнь – Отечеству, а честь – никому!» Вот эти основы казаки и должны возрождать и проповедовать. Уверен, что они не устарели. Они затёрты, подзабыты, но от этого не утратили свой основополагающий смысл.  Убеждён, что эти истины и следует реализовывать в повседневной казачьей жизни…»[20,с.413] 2010 год;

–«…Когда я слышу бравурные отчеты о том, что где-то казаки уже дежурят на улицах и задержали столько-то злодеев, мне хочется воскликнуть как Станиславский: «Не верю»! Потому что, если они действительно кого-то там задержали, значит, они тем самым преступили закон. В действующем законодательстве нет правового положения, позволяющего казакам производить задержания. Поэтому, когда я слышу о каких-то правах, которыми вдруг наделили казачьи патрули, я прекрасно понимаю, что это пустое действо, совершенное для «галочки». При современном уличном патруле они могут быть только в виде простых наблюдателей, свидетелей либо понятых. Вот и всё участие…

…Осторожно отношусь и к идее создания казачьих ЧОПов. Кто-то очень хочет сделать из казаков сторожей. И тем, кто идёт работать сторожем- казаком. Недавно на Комиссии по вопросам помилования мы с коллегами рассматривали прошение одного такого «казака». После службы в армии он вернулся в родной Пуровский район, нанялся охранником в казачью структуру. Казаком он от этого, конечно же, не стал, зато, почувствовал вседозволенность и совершил преступление… Напрашивается вывод – не нужно превращать участников добровольных дружин в ряженых казаков…

…можно было бы привлечь к этой работе и другие структуры гражданского общества, к примеру, у нас на Ямале, активистов Ассоциации «Ямал-потомкам». На мой взгляд, они вполне справились бы с этой почетной функцией на территории национальных поселков. Тем более там в этом есть насущная потребность. А вообще, главное, наверное, не в охране, а в воспитании духовных начал, прописанных в десяти заповедях Божьих. Вот их то нужно знать и всем соблюдать. Тогда каждый сам себя оградит от дурного поступка. Но это уже глобальная задача. А одна из казачьих – это обеспечивать порядок в своих семьях и в православных святынях»[21,с.595-597] 2012 год;  

–«…Как родовой казак и как гражданин России не за страх, а за совесть болеющий за восстановление былого военно-социального потенциала народа, никак не могу взять в толк – отчего уже долгие годы, более 20 лет, актуальная политическая власть в российском государстве никак не удосужится заметить огромного потенциала возможной политики «нового оказачивания» Сибири и Дальнего Востока. Ведь очевиден факт, что известное нам по дореволюционным, советским, а ныне российским учебникам истории «русское освоение Сибири и Дальнего Востока» без участия казаков было бы принципиально невозможным. Только казаки – уникальное этническое сообщество, для которого идеалы человеческого достоинства, духовной свободы, национальной и социальной взаимоподдержки были не чем-то отвлеченным и далеким, а фактом их повседневной реальности, могли совершить этот подвиг: всего за столетие не только завоевать, но и, как писали в летописях – «замирить» почти половину географической территории евразийского материка.

…Лозунг «Возрождение России – на Востоке!», подкрепленный соответствующими государственными гарантиями и льготами, беспроцентным кредитованием, долгосрочным лизингом сельскохозяйственной техники, безвозмездной передачей в собственность крупных наделов земель сельскохозяйственного назначения – мог бы вызвать действительно высокую волну русского возвратного движения на Азиатский Восток. Обретенная казачеством реальная государственная функция придала бы всему движению казаков и эффективный экономический стимул, и подлинное социально-политическое значение»[22,с.6,7] 2013год;

–«…Сегодня под видом казачества повсеместно идёт создание реестровых формирований, в которые валом потекли все те, кто ждёт от этого экономической выгоды, личного дохода и приближённости к власти, независимо от выдвигаемых ею условий. При отсутствии исконных убеждений и духовных православных начал, да к тому же недостатка рабочих мест – эти люди готовы делать все и вся. В их среде не принято говорить о родовых корнях. Они вступают, а вернее записываются в казаки как на работу, не видя в этом духовных и моральных основ, не зная и не собираясь соблюдать традиции, православную и народную культуру. Их руководители лицемерят перед собой и теми, кого они «записали в казаки для численности», а по сути, себе для выгоды.

         Были страшные годы геноцида казачьего народа и его расказачивание. Но и современное оказачивание не менее опасно. Оно несёт в казачью среду противостояние, развал, безверие и отторжение от основной массы православных россиян. Нельзя получить добрый плод – не имея почву, основу которой составляют потомки славных казачьих родов Дона, Кубани, Терека, Урала, Сибири, Запорожья и других казачьих территорий. На такой почве хорошо растет только чертополох и разные сорняки. Не стоит забывать о том, что казаком нельзя стать, им нужно родиться и пройти многие искушения и испытания. Ведь основа казаков – это не род войск, это культурно-этническая общность, народ, с особым состоянием души и образом жизни. Казак никогда не протянет руку к сильным мира сего, с возгласом: «Дай!». Не обидит страждущего, живет честным трудом, накормит голодного, защитит обиженного и не даст упасть слабому духом и телом. И, в этом суть и предназначение казачества быть крепким духом товариществом, воинством Христовым – защитником православия и земли Русской. Нет уз святее нашего товарищества, и пусть все знают, что оно значит в Русской земле! Помните об этом братья казаки и не дайте себя заморочить!»[23] 2014год.

       Вот с этими основополагающими казачьими принципами мы жили, живем и будем жить, возрождая и продолжая наш род и заложенные нашими предками основы духовности, общинности во имя, во благо и во славу России-матушки. Полностью эти публикации и другие материалы о казачестве опубликованы на сайте «ЛЕТКА.РФ» в разделах «КНИГИ», «СТАТЬИ», «ТЕКУЩИЕ НОВОСТИ» и других печатных СМИ Ямало-Ненецкого автономного округа

 

         Атаман Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска, председатель научного Координационного Совета по изучению истории и культуры казачества Урало-Сибирского региона при ТюмГУ, к.ю.н.                                                                                    

                                                                                                      В.И. Степанченко

г. Салехард

7 июля 2015 года                                                                                                     

Список литературы:

1.Громов В.П. Нельзя традиции и культуру казаков воспринимать как урок, который выучил. Этим нужно жить. Сайты:  «КИАЦ»,  «ЛЕТКА. РФ» 27 января  2015 года.

2.Глуховский В.И. О государственной политике в отношении российского казачества. Сайты: «КИАЦ»,  «ЛЕТКА.РФ» 30 марта 2015 года.

3.Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года № 1107-1. (В редакции Закона РФ от 1 июля 1993 года №5303-1). Ведомости СНД и ВС РСФСР, 02.05.1991, N 18, ст. 572. (Ведомости СНД и ВС РФ, 12.08.1993).

4.Степанченко В.И. Назовские казаки, кто они?// Газета г. Салехарда «Полярный круг» 6 ноября 1992 года.

5.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть 1. //Письмо главному редактору окружной газеты «Красный Север» В.Н. Волошину.// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2012, с. 226-227.

6.Степанченко В.И. Нет уз святее товарищества!//Общественно-политическая газета Ямало-Ненецкого автономного округа «Красный Север» 27 января 1996 года.

7.Степанченко В.И. Дедовские традиции надо чтить. // Газета г. Салехарда  «Полярный круг»  7 декабря1996 года №49.

8.Степанченко В.И. Казачья культура и традиции на Полярном круге.//Газета г. Салехарда «Полярный круг» 23 мая 1998 года.

9.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. //О ситуации в казачестве.// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА»,2012,с.244.

10.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. //Обращение к кандидату в президенты РФ В.В. Путину// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2012, с.250.

11.Степанченко В.И. Не разорвать казачий круг.//Общественно-политическая газета Ямало-Ненецкого автономного округа «Красный Север» 3 января 2002 года.

12.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. //Обращение казаков Ямала к начальнику управления аппарата Президента РФ по вопросам казачества А.С. Дейнекину// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2012, с.263-268.

13.Степанченко В.И. Мысли вслух о возрождении казачества. //Литературный альманах ЯНАО «Обская радуга», №9, 2003, с.242-247.

14.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. //Обращение казаков Ямала к советнику Президента Р Ф, председателю Совета атаманов войсковых казачьих обществ Р Ф Г.Н. Трошеву// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2012, с.281-282.

15.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. //К 15-летию ямальских казаков Союза казаков России.// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2012, с.331.

16.Степанченко В.И.  Говорим, гутарим, балакаем и применяем!.. Часть I. //Слово – живое выражение характера казаков!..// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2009, с.8.

17.Степанченко В.И. Говорим, гутарим, балакаем и применяем!.. Часть II. //Знать – значит умело применять!// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2010, с.3-4.

18.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. //Письмо историку-краеведу, потомственному казаку станицы Преображенская Г.И. Маноцкову// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2012, с.400-401.

19.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. //Казачий брат великого могучего…// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2012, с.404-405.

20.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. //Мысли, которые будоражат душу!// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2012, с.413.

21.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть II. //Призрак ДНД бродит по России. Кому на Руси охранять хорошо// – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2013, с.596-597.

22.Храмчихин А.А.  Дракон проснулся?:внутренние проблемы Китая как источник китайской угрозы для России/Александр Храмчихин.//Степанченко В.И «Александр Храмчихин против «парадокса Гегеля» (предисловие редактора)// – М.: Ключ-С, 2013,с.6,7.

23.Степанченко В.И. Размышление в Рождественские дни. «Текущие новости»: «Казак есть православный христианин или он может быть мусульманином?» Сайт «ЛЕТКА.РФ» 9 января 2014 года.

 

 

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
АТАМАН СЧИТАЕТ, ЧТО ЮРИЙ КУЧИЕВ ЗАСЛУЖИВАЕТ ДОСТОЙНОЙ ПАМЯТИ ПОТОМКОВ И НЕ ТОЛЬКО НА ЯМАЛЕ
КАЗАКИ ПРОВЕЛИ ВСТРЕЧУ С ЮНЫМИ ПОДШЕФНЫМИ КАДЕТАМИ САЛЕХАРДСКОЙ ШКОЛЫ №4
ВСТРЕЧА С КАЗАКАМИ ЯРКОВСКОГО ОКРУГА
АТАМАН ОПКЛ ПРОВЁЛ ЗАСЕДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА В УФСИН РФ ПО ЯНАО
Обновление от 11.10.2018
ЛИСТАЯ ПОДШИВКИ «КРАСНОГО СЕВЕРА», КАДЕТЫ ВСПОМНИЛИ О ВОЙНЕ И ЦЕНЕ МИРА
КАЗАЧЬИ АТАМАНЫ СИБИРИ И УРАЛА ОПРЕДЕЛИЛИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ПУТИ РАЗВИТЯ
Обновление от 27.09.2018г. ОТКУДА ЕСТЬ ПОЩЛА УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛИЯ?Обновление
КАЗАЧЬЯ ДУША ЯМАЛА ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛА СЕБЯ В ОБДОРСКОМ ОСТРОГЕ В ПОЛНОЙ КРАСЕ
ЕРМАК ЖИВЁТ В НАРОДНОЙ ПАМЯТИ
ГОРНЫЕ СТРЕЛКИ» – ЭТО БУДУЩИЕ РАЗВЕДЧИКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК ПАТРИАРХА РУСИ КИРИЛЛА ИЛИЙ ВСТРЕТИЛСЯ С КАЗАКАМИ
Я НЕ МОГУ БОЛЬШЕ РАБОТАТЬ НА ВОРОВАННЫХ СОВЕТСКИХ ПАТЕНТАХ
ПОЖЕЛАНИЕ АТАМАНА В ДЕНЬ ЗНАНИЙ
ГРАФФИТИ НА ДОМЕ ГРЕЕТ ДУШУ ВЕТЕРАНУ И ПОЛЮБИТСЯ ГОРОЖАНАМ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика