Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

ДОНСКИЕ КАЗАКИ НА СЛУЖБЕ РОССИИ

ДОНСКИЕ КАЗАКИ НА СЛУЖБЕ РОССИИ

Из всех одиннадцати казачьих войск России войско Донское  считается самым прославленным. Его история тесно переплетена с историей нашей страны. Казачья вольница - на службе государству.

Официально  старшинство Донского казачьего войска было установлено от 3 января 1570 года, когда  царь Иван Грозный послал казакам грамоту, в которой он призывал донских казаков служить ему, а за это пообещал  их «жаловать».

В жалование входило: порох, одежда, хлеб, свинец и деньги.  Царь хотел не только управлять донскими казаками в боях, но и знать все о них. Однако среди казаков было много беглых и преступников, которые пришли сюда ради жизни вольной и свободной. Всех казаки принимали, лишь бы только в Бога веровал, да в бою храбрым был.  Отсюда и пошли на Дону фамилии: Мешеряковых - от мещерских татар, Татариновых – от татар, Грековых –от греков  и т.д.   У донских казаков был закон, который звучал: «С Дона выдачи нет», оттого стало войско Донское центром свободы и храбрости воинской. Это подтверждают казачьи пословицы и поговорки:

  • «Кто пули боится, тот в казаки не годится»
  • «Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт»
  • «Казак в бою, как орёл в небе» и т. д.

Донские казаки  с этих пор участвовали с царскими войсками во всех войнах: за Казань и Астрахань, против татар и турков, но и сами  не забывали ходить в военные походы («ходить за зипунами») против Азова, или захватить караван на Волге.

В это время донское казачество расселяется   по всему   течению Дона, Северскому Донцу, Медведице и Хопру. В ту эпоху донские казаки делились на два воинских сообщества. Живущие по нижнему течению Дона назывались «низовыми», а селившиеся в его верховьях – «верховыми». Жили изначально казаки в городках, которые после превратились в станицы и хутора.  В городках первое время совсем не было женщин, и казаки были безбрачными.

С военных походов казаки привозили себе жен.  Об этом рассказал  в  романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов: «В предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов Прокофий. Из Туретчины привел он жену – маленькую, закутанную в шаль женщину». У Донских казаков вся жизнь контролировались избранным   атаманом, будь то жизнь станицы или военный поход. Избирали атамана на Кругу все взрослые казаки - это  была  казачья демократия. «Без атамана казак сирота» - так говориться в известной казачьей пословице.

В начале  XVII века в России произошли события названные Смутой, к этому времени на  службе в Войске числилось 1888 казаков. Не было единого атамана.

Отсутствие информации о том, что происходит в Москве, польские агитаторы и вера в царя – все это  привело к тому, что казаки первоначально поддержали Лжедмитрия I, потом Василия Шуйского и Лжедмитрия II. Атаман Заруцкий был приближенным этого «Тушинского Вора». Когда же казаки увидели, что  «Кременную Москву» захватывают поляки, то было решено  выступить против интервентов и пополнить ряды ополченцев. Значимая роль казаков в освобождении Москвы дало возможность казакам принять участие в Земском соборе 1613 года, на котором избрали нового царя и уже новую династию Романовых.  Вот так вольные казаки установили  царскую власть Михаила Федоровича Романова.

От нового царя Донские казаки получили знамя, тем самым став частью России. Со временем в среде казачества появились свои слои – зажиточные, «домовые» и голытьба, которые  зачастую не повиновались царской власти. Поэтому в столице Донского казачества Черкасске (ныне станица Старочеркасская)  зачастую эти две «партии» казаков спорили о будущем казачества.  В таких спорах и проявили свой авторитет Степан Разин и Емельян Пугачев, которые возглавили одни из самых массовых восстаний в истории России.  Для борьбы с казачьей вольницей Петр I подчинил войско Военной коллеги, тем самым  управляя войском через войскового атамана. С этого времени вместо  выборных атаманов на Дону появились наказные атаманы, первым им стал Андрей Иванович Лопатин.  При Екатерине Великой Войско Донское превратилось в административную единицу Российской Империи. В 1763 году была введена обязательная пожизненная военная служба казаков, а  основными занятиями населения в 18 веке стали земледелие и коневодство. Положение о военной службе Донского казачьего войска, установило 30-летний срок службы казака (с 1875  срок сокращен до 20 лет) со своим оружием и двумя конями. За это казаки получали земельный пай в 30 десятин, однако, в среднем  казак имел 14 десятин. С 1805 года столицей стал Новочеркасск.

Тем самым к началу ХХ века казаки стали главной военной силой Российской империи, ее авангардом. Отвага казаков стала примером служения Отечеству. С именем Донского казачества были связаны все военные победы.  К началу Гражданской войны в области Войска Донского проживало более 1500000 казаков. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года на территории Ростовской области казаками себя назвали 87,5 тыс. человек.

 

Александр Гаврилов

Источник: http://russian7.ru/2014/07/donskie-kazaki-na-sluzhbe-rossii/
 
Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика