Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ

      Краткое историческое сравнение Реестрового казачества, созданного Речью Посполитой, с реестровым казачеством современным, и общественного (низового) казачества двух эпох. Начнём с исторической справки, ЧТО ТАКОЕ КАЗАЧИЙ РЕЕСТР И ОТКУДА ОН ВЗЯЛСЯ?

Реестровое казачество –часть казаков, принятых Польшей на государственную военную службу для организации обороны южных границ польско-литовского государства и выполнения полицейских функций (в Речи Посполитой, прежде всего, против остальных казаков). Служба казаков была организована в Войске Запорожском, состав которого регламентировался правительственным списком (реестром). Обязанности, плата за службу и привилегии реестровых казаков определялись сеймом и королём Речи Посполитой. Реестровые казаки были выделены в отдельное сословие.

       В Федеральном законе Российской Федерации от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» под реестром подразумевается «информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах», а «российским казачеством» признаются «граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ». Право быть привлеченными к несению государственной службы имеют только казачьи общества, зарегистрированные в качестве таковых и внесенные в Государственный реестр казачьих обществ. Общественные объединения казаков, иные некоммерческие и коммерческие организации не получают права несения государственной службы.

Здесь начинается раскол в казачестве. В чём он состоит:

1. Разделение единого казачества на две категории – реестровые и общественные.

– Предоставление льгот одним и лишение каких-либо прав других.

– Слияние реестрового казачества с власть имущими, о чем говорил бывший уполномоченный по делам казачества при президенте РФ господин А.Беглов.

Цели создания реестра казаков Польшей.

    План создания «реестрового казачества» возник в 1524 году, во времена правления великого князя литовского и короля польского Сигизмунда I. В это время правительство было озабочено ростом своевольного, никому не подчиняющегося казацкого населения Низа Поднепровья. Сеймом обсуждались два варианта отношений с казачеством: первый − организация реестрового войска для защиты южных границ и выполнения полицейских функций, и второй − уничтожение всех казаков

Вот пример размышлений по этому вопросу в 1618 году известного польского публициста Пальчовского в его книге: «О казаках уничтожить их или нет?». Автор дает ответ отрицательный; по его мнению, истребить казаков бесчестно, бесполезно и невозможно. Бесчестно: это значит истребить христиан, тогда как Окрайна при дворах европейских считается единственною оградою христианства от турка. Бесполезно: вместо соседей казаков будем иметь турок и татар, что лучше? Невозможно: ещё при короле Стефане хотели истребить казаков, да отложили намерение за невозможностью, а тогда казаков было гораздо меньше, чем теперь. Из-за отсутствия финансов в казне проект не состоялся, но идея использовать низовых казаков для защиты южных окраин государства осталась. Во второй половине 1560-х годов правительство снова вернулось к старым планам.

Цели создания реестра казаков сегодня

«Российское казачество в установленном порядке:

1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;

3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;

4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации…

8)Российское казачество может привлекаться к несению муниципальной службы в соответствии с федеральным законодательством при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению муниципальной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации». Интересно, а казаки по роду и крови, не состоящие в реестре, относятся к категории прокажённых? Почему обобщённое слово реестр не делит казачество на те категории, которые были при Российской Империи? Между прочим, закон о реабилитации предусматривает возвращение к традиционному укладу казачьего войскового устройства. Всё законодательство гражданского характера касаемо казачества, принимаемое субъектами РФ (за исключением военных уставов), должно согласовываться с обычаями, традициями и укладом жизни казачества. И утверждаться постановления и законы должны большим казачьим кругом войска, расположенного на территории определённого субъекта РФ.

      Российское казачество проходит муниципальную службу в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований. Начиная с 2011 года и вплоть до 2014 года, члены казачьих обществ направлялись на военную службу в воинские части, имеющие почетное наименование «казачьи» (каждое войсковое казачье общество направляло в определенную ВЧ). В ходе изменений в правила призыва с 2014 года информации о призыве казаков в казачьи ВЧ нет, в связи с отсутствием таковых. Зато в ряде регионов действует муниципальная казачья милиция (казачьи дружины, в том числе, спецподразделения — казачьи отряды быстрого реагирования /КОБР/), успешно функционируют многочисленные казачьи охранные организации. В настоящее время в ряде субъектов федерации образованы государственные органы и учреждения, осуществляющие поддержку казачеству, реализующие право реестровых казаков на несение государственной службы. Причём в очень ограниченных правах, точнее, вообще бесправных. Единственное, на что имеют право члены дружин, так это быть понятыми. Отсюда вывод: реестровым казакам нужна не государственная служба, а только деньги, которые платят из бюджета. Вопрос – за что?

       Современное реестровое казачество России, дублируя функции МВД и МЧС, компенсирует существенный недостаток штатного состава данных структур, что выливается в реальную экономию средств государственного бюджета.

Интересно в этом определении следующее:

1. Казаки компенсируют недостаток штатного состава, вопрос – зачем тогда было проведено сокращение профессионального штата МВД? Очистить ряды МВД, но не в ущерб интересов бывших сотрудников, направить их работать в казачество. И рыбку съесть, и на ежа не сесть. А если что, то все можно списать на казачество.

2. Если казаки компенсируют нехватку профессионального состава МЧС, которое должно проходить специальное обучение и специальную подготовку в специализированном ВУЗе, почему до сих пор не создано ни одного казачьего спасательного отряда в составе государственного МЧС, штат которого прошёл бы специализированное обучение? Почему до сих пор нет полной материально обеспеченной казачьей команды со своим местом базирования?

3. Может быть, и есть реальная экономия Государственного бюджета, а вот экономии регионального (и так нищего, со слов губернатора и депутатов Законодательного собрания) наносится ощутимая трата средств. Причём, деньги, отпускаемые на казачество, мало контролируемы. Может это кому- то и выгодно? Но точно не рядовым казакам и налогоплательщикам. Американским аналогом реестровых казаков, в определённой степени, является Национальная гвардия США. Не отсюда ли ветер дует?

   Следуем далее по истории: Грамота Сигизмунда II Августа от 5 июня 1572 года, переданная на Запорожье, предлагала запорожцам поступать на королевскую службу, для несения охранной службы и полицейских обязанностей. Король подтвердил распоряжение коронного гетмана Ежи Язловецкого о наборе 300 казаков на государственную службу. Одним из самых важных пунктов этого решения было назначение шляхтича Яна Бадовского старшим и судьей над низовыми казаками. Установление особого административного и судебного производства для реестровых казаков имело целью организацию контроля над всем казачеством. Ян Бадовский с помощью принятых на службу казаков должен был удерживать остальных (нереестровых) казаков от действий, которые противоречили бы государственным интересам Польши.

       Посмотрите, братья казаки, кто вами правит сейчас? Атаманами являются не профессиональные военные, а не прошедшие аттестацию работники УФСИН, проштрафившиеся работники МВД или пенсионеры данных структур, а то и вообще мужики, не имеющие казачьей родословной. Набирали в реестр, главным образом, зажиточных крестьян королевских имений и мелких украинских шляхтичей. После организации реестрового войска правительство стало признавать казаком только того, кто был вписан в реестр. За всеми другими власти не признавали не только казацких прав, но и самого названия «казак». Реестровцы обязаны были отбывать службу в Южном Поднепровье, по преимуществу за порогами. Там, на пограничье, они обязывались выставлять залогу (гарнизон). Реестровое войско стало именоваться в официальных актах «Войском Запорожским». Называя казаков реестровцами, польское правительство подчёркивало, что все остальные казаки, прежде всего, принадлежащие к Запорожской Сечи, были поставлены вне закона.. Например, с 1638 года, после принятия «Ординации Войска Запорожского реестрового, которое пребывает на службе в Речи Посполитой» строго запрещалось выбирать старшего из казацкой среды, вместо него назначался королевский комиссар из шляхетства по рекомендации великого коронного гетмана, утвержденный сеймом.

     Первое, что нам показывает история в сравнении с сегодняшней ситуацией, – это то, что поляки назначали старших для казаков, не имеющих вообще никакого отношения к казачеству. В сегодняшнем реестровом казачестве назначают Атаманов с обязательным прохождением АТТЕСТАЦИИ. Замечаете сходство ситуаций? Что раньше, что сейчас – ставленники, угодные власть имущим, которые чихать хотели на казаков, их обычаи и традиции, сложившиеся веками. Дальше больше: После организации реестрового войска правительство Польши стало признавать казаком только того, кто был вписан в реестр. За всеми другими власти не признавали не только казацких прав, но и самого названия «казак». Как схоже с сегодняшней ситуацией разделения на реестровых и общественных казаков. Реестровое войско стало именоваться в официальных актах «Войском Запорожским».

     Сейчас в России появилась такая структура как Всероссийское реестровое казачество. Называя так реестровцев, польское правительство подчёркивало, что все остальные казаки, прежде всего, принадлежащие к Запорожской Сечи, были поставлены вне закона. А вот следующим шагом в наше время будет объявление общественного (читать низового) казачества вне закона. Присяга. Казаки давали присягу на верность королю, согласно которой они должны были отражать набеги татар на территорию Речи Посполитой, участвовать в войнах и в полицейских акциях − подавлять выступления крестьян и вольных казаков. Ни к этому ли клонится современное реестровое казачество. Заметь-те, в той присяге нет ни слова о защите веры и народа. Фрагмент из текста присяги 1621 года: …повиноваться, выполнять все приказы и постановления его королевской милости, пресекать всякое неподчинение и своеволие, а также, ни лично, ни через кого-либо выступать против турецкого султана, ни на суше, ни на море, кроме как по приказу его королевской милости Речи Посполитой, если же кто-нибудь захочет такое сделать, а я про это прознаю, то обязан буду предупредить короля и гетманов, и сам того буду карать, выполняя свою повинность.

      Присяга, данная старшим Войска Запорожского Михаилом Дорошенко, 1625 год: Я, Михайла Дорошенко, клянусь господу богу, в троице святой единому, что пресветлейшему королю польскому Сигизмунду III и его наследникам и Республике Польской в сей должности моей, согласно воле его королевского величества, во всем верность и повиновение сохранять буду, соблюдая во всем повеления его королевского величества и республики, укрощая всякое своеволие и непослушание, а именно: ни я сам, ни посредством других против турецкого императора, ни сухим путём, ни морем, не буду ходить и воевать, разве только по повелению его королевского величества и республики. Напротив того, если б кто из войска его королевского величества, мне вверенного, или же кто со стороны вознамерился то сделать и я про то знал бы, то обязываюсь доносить об этом его королевскому величеству и коронному гетману и таковым нарушителям королевского повеления сопротивляться. Никаких полчищ собирать и созывать без соизволения его королевского величества не буду, и даже таковые, по обязанности моей, стану преследовать; а также все условия, в самомалейших пунктах в бумагах панов комиссаров на Медвежьих Лозах прописанные, я со всею моей дружиною исполнять буду. Ни к этому ли клонится современное реестровое казачество. Заметь те, в этой присяге также нет ни слова о защите православной веры и народа. Те же дружины, те же функции, что и сегодня у реестровых дружин. У тех реестровиков хоть не отобрали исконного права воевать, чего лишено казачество сегодня. В недалёком современном прошлом хоть был казачий полк, который воевал в Чечне с террористами (между прочим, его формировал нынешний Атаман СКР (Союза Казаков России) Задорожный Павел Филиппович, профессиональный военный, полковник ВС РФ).

Привилегии реестровых казаков, дарованные королём

     Реестровые казаки, в отличие от остальных, считавшихся в Речи Посполитой холопами, получили некоторые привилегии, их приравнивали к безгербовой шляхте (без политических прав). То же самое и сейчас с реестровым казачеством: имеют некоторые привилегии, не имеющие отношения к казачьим привилегиям, дарованным нам, казакам, императорами Российскими, которые, между прочим, мы должны получить в соответствии с законом о реабилитации казачества. Реестровым казакам польским королём были предоставлены войсковые знаки, регалии и атрибуты власти казачьего войска, называемые клейнодами. Сегодня тем же реестровикам пожалованы те же льготы (клейноды) правительством, и почему - то им присвоено право носить историческую форму казачества. В дореволюционное время казачество не знало, что такое общевойсковой реестр. Теперь они (реестровики), как вновь созданная структура, должны, если имеют честь, снять эту форму и не позорить её. А они ещё предъявляют претензии к нам (общественным казакам) по вопросу права ношения формы. Оплата за службу производилась деньгами, одеждой и военными припасами. Сегодня реестровики-дружинники также получают денежное довольствие, да вот только почему-то раньше казаки только первой категории (несущие реальную службу в казачьих войсках) получали денежное довольствие из государственной казны. А порядок в станицах и хуторах раньше обеспечивало атаманское правление, причём бесплатно. Вот если бы и сейчас было так, тогда можно было бы говорить о снижении нагрузки на государственный бюджет.

Привилегии, дарованные Царем

     В 1654 году, при подписании Переяславского договора, русским царем были также подтверждены все привилегии, дарованные реестровому казачеству польским королём и даны новые. Царь обязался выплачивать жалованье казацкой старшине и не вмешиваться во внутренние дела казачества, сохранял местную казацкую администрацию и обязался защищать Войско Запорожское от притязаний Польши. Численность реестра была утверждена в количестве 60 000 человек служилых казаков. В то же время реестровое казачество обязано было направлять налоги в царскую казну и воевать вместе с царем против его врагов. Царь ограничил самостоятельные дипломатические контакты реестрового гетмана с Крымским ханством, Турцией и Польшей, оставив их свободными с другими государствами.

       В 1782 год – после ликвидации на Украине полково-сотенного строя реестровое казачество было отменено окончательно. С этого времени казачество стало единым Российским, разделяющимся только на разные войска, названия которых были определены согласно названиям региона страны (Донское, Кубанское, Забайкальское и т.д., всего 11 войск). Так что, братья казаки (реестровые и общественные), не пора ли подумать, к чему ведёт разделение казаков на какие-то группы? Не пора ли очистить ряды казачества от случайных людей без казачьего рода и племени? Вернуться к нашим казачьим традициям и обычаям, к нашему особому казачьему укладу жизни? Пока кто-то не столкнул казачество в более серьёзные противоречия, которые могут привести к непредсказуемым последствиям. Одумайтесь, казаки, и давайте будем едины в стремлении служить Вере Православной, которая сейчас нуждается в нашей защите как никогда, и служить России также преданно и верно, как служили наши деды и прадеды. Давайте будем служить, а не прислуживать чиновникам и разного рода политическим проходимцам. Давайте забудем все противоречия между нами, сядем за один стол на Большом Всекубанском кругу и примем те решения, которые будут служить истинным интересам: Вере, России, её народу и СЛАВНОМУ КАЗАЧЕСТВУ РОССИЙСКОМУ.

Зайцев Игорь. 4 марта 2020 года  zen.yandex.ru.url

Поиск по сайту:


Текущие новости:
В ДЕНЬ СИБИРИ В ТОБОЛЬСКЕ ОСВЯЩЁН ОЧЕРЕДНОЙ ПОМИНАЛЬНЫЙ КРЕСТ ЛЕГЕНДАРНОМУ АТАМАНУ ЕРМАКУ
Обновление от 09.11.2020г. Казачество на изломе веков Фильм второй
ДЕНЬ СИБИРИ ПРАЗДНУЮТ ЯМАЛЬСКИЕ КАЗАКИ
ПОЗДРАВЛЕИЕ АТАМАНА ОПКЛ С ДНЁМ СИБИРИ!
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА ОПКЛ С ДНЁМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
МИФЫ И РЕАЛИИ ТЕРРОРА
Обновление от 29.10.2020г. Казаки. Фильм Аркадия Мамонтова
Обновление от 26.10.2020г. Ермак. Покоритель Сибири.
Обновление от.24.10.2020г ВАЖНЕЙШАЯ МИССИЯ КАЗАЧЕСТВА
ПАМЯТЬ ПРОШЛОГО – В НАШИХ СЕРДЦАХ!
В КАЗАЧЬЕМ ХРАМЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО СОСТОЯЛСЯ СЕМИНАР
ХРОНОЛОГИЯ НАЧАЛА ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ В 1992 ГОДУ. (ИЗ КНИГИ «ДЕЛА ВАЖНЕЕ СЛОВ»)
НА ПОЛЯРНОМ УРАЛЕ ПРОШЛО ЗАСЕДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА
АТАМАНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Обновление от 11.10.2020г. Русский выбор. Казаки: неразделенная любовь.

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика