Вольное казачество отстояло для России весь юг, оно жило на берегах Дона и Волги, Днепра, Терека и Урала, в кубанских степях и кавказских предгорьях, на границах, к югу от которых ещё недавно простирались владения Золотой Орды. Они освоили Сибирь, пришли на Амур за 200 лет до его присоединения, открыли Берингов пролив за 100 лет до Витуса Беринга и даже попали на острова Северного Ледовитого океана. На вновь освоенных землях они стали твердой ногой по Оби, Иртышу, Катуни, Енисею, Ангаре, Лене, Амуру и Байкалу, сохраняя повсюду свои особенные нравы и обычаи, своеобразное воинское устройство и управление, старинный говор (гутарку и балакание). Вместе с тем в различные периоды российской истории, вольное казачество вызывало у властей и разные ассоциации, а тем более эмоции.
Кто они? «Гулящие и бездомные люди», беглые преступники из разных областей Московского и Польско-Литовского государств, «явившиеся миру» не ранее XV века? Нет, это древний гордый и мужественный народ, испокон веков обитавший по берегам Азовского и Черного морей. Эти слова из книги Е.П. Савельева «Древняя история казачества» изданной еще в 1915 году. Как никогда актуальны в современное время возрождения и становления казачьего духа, культуры и его заповедных традиций основанных на его общинности и народной демократии. Ведь все важнейшие дела у казаков решаются только сообща – на круге. На нем в присутствии священника избираются атаман, старшины, судьи. Поэтому и современные казаки традиционно признают над собой тех руководителей, которых они избирали и которым они доверяют, независимо от отношения к ним властных государственных и муниципальных структур. Жаль, что отдельные нынешние руководители различного уровня, в том числе и в казачьей среде этого не понимают и пытаются применять принцип административного давления, что не раз уже было в истории казачества, но, как правило, результата не приносило. В этой связи хочется верить, что здравый смысл (без классовых теорий и субъективной партийной оценки) всё же восторжествует и поможет нам, современным потомкам этой славянской общности, разобраться в богатой российской истории, используя и людскую память, в глубинах которой ещё хранятся истоки казачьих корней.
Ведь на фоне невнимания государства к ряду обоснованных запросов казачества в начале 90-х годов прошлого века, для отстаивания своих интересов, культуры и традиций, казаки снова стали объединяться в казачьи общины. Это движение не прошло мимо нас, живущих на этой снежной, но благодатной земле. В этом году исполнилось уже 15 лет с момента начала активного возрождения казачества в Салехарде и на Ямале в целом. А проходило это после того как в ноябре 1990 года в Москве Союзом казаков России была принята «Декларация казачества России». Далее последовали соответствующие Постановления Верховного Совета РФ и Указы Президента РФ. С того времени многие потомки казачьих родов задумались о своем предназначении и у нас на Крайнем Севере. Потомственный кубанский казак-историк Г.С. Зайцев, через окружную газету «Красный Север» первым предложил потомкам казачьих родов, живущим на Ямале собраться вместе. Понимая, что в единстве сила, они объединились в Обдорскую казачью общину, из которой в последствии в октябре 1992 года и была сформирована Окружная Обско-Полярная казачья линия, охватившая казачьи организации в городах Салехарде, Надыме, Новом Уренгое, Ноябырьске, Муравленко, Губкинском, Ямальском и Тазовском районах. Среди первых организаторов казачьих общин были на Ямале Г.С.Зайцев, Н.И. Нагибин, В.И. Степанченко, В.В. Корнев, Г.М. Терешенков, В.Л. Кириченко, В.Т. Подшибякин, ВП Рыжков, Н.В. Ртищев, А.Д. Конышев, С.А. Смарыгин, А.Н. Старостин, В.В. Салтыков, С.Н. Кришталь, В.Ф. Таякин, В.М. Шашков.
23 мая 1992 года на первом общем сходе Обдорской казачьей общины и был создан организационный комитет по подготовке первого Большого круга казаков Ямало-Ненецкого автономного округа, который состоялся 17 октября 1992 года в городе Салехарде и учредил Обско-Полярную линию, а 18 октября был учрежден Назовский казачий округ. Атаманами Обско-Полярной казачьей линии и Назовского казачьего округа стали соответственно Г.С. Зайцев и В.В. Корнев – донской казак. Уставы и наименования этих казачьих формирований разработал и предложил В.И.Степанченко – потомственный кубанский казак, в то время, работавший заместителем председателя Салехардского Совета народных депутатов. Эти казачьи структуры вошли в общероссийскую общественную организацию» Союз казаков России», в которой и состоят в настоящее время, имея статус юридического лица. С той поры казачьи общины Ямала окрепли, освободились от временных попутчиков, которые пришли в них с корыстными целями, не понимая духовной и этнокультурной сути возрождавшегося казачества.
Потомки казачьих родов, приехавшие на Ямал из разных мест и живущие здесь не один десяток лет – «Назовцы» в первую очередь поставили своей целью возрождение своей культуры, традиции, воспитание молодёжи и, конечно же, воздание должного памяти предыдущим поколениям. И всё это при тесном взаимодействии с другими народами и общественными организациями, уважая их культурные особенности. Стараниями казаков В.И. Степанченко и В.В. Корнева в феврале 1993года в Салехарде был создан казачий хор, который до настоящего времени возглавляет кубанская казачка Н.В. Пермякова. Концертмейстером тогда был казак-композитор Ю.П. Юнкеров. В дальнейшем хору было присвоено звание «Народный коллектив казачьей песни». Мы помним слова И.Л. Ильина «Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он – славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания, крушения и выходившего из них не раз к подъему и рассвету».
Поэтому буквально с первых дней создания общины казаки приступили к организации кадетских классов в городе Салехарде. С этим предложением они обратились к главе администрации города Н.И.Кочерге еще в 1994 году, но не так-то просто было это сделать. И только в 2000 году, благодаря бывшему тогда директору Г.А. Шапоренковой, был сформирован первый казачий кадетский класс в средней общеобразовательной школе № 4 города Салехарда. С той поры пролетело 7 лет. Через это формирование прошло более 130 мальчишек, которым казаки постарались передать слова современного русского писателя Василия Шукшина: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту…Уверен, что всё это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это».
В настоящее время обучение проходит 75 казачьих кадета уже в четырёх классах этой школы, показывая пример другим школьникам, своей дисциплинированностью, успехами в учебе, спорте и труде. Отрадно сообщить, что 45 из них 12 декабря 2007 года, в том числе первые шестиклассники, были посвящены в кадеты и дали Клятвенное Обещание на верность России, Ямалу и казачеству.
По инициативе В.И. Степанченко – назовцы участвовали в возведении Владимирской часовни, Никольской башни, в восстановлении храма Петра и Павла в Салехарде. Совместно с краеведами им удалось установить памятники политическим репрессированным и строителям 501-й стройки в Салехарде. Они провели перезахоронение на станции Обская на месте детского кладбища в районе города Лабытнанги. Установили поминальный крест в окрестностях города Салехарда. Ежегодно совместно с кадетами участвуют в торжествах, посвященных дню Победы, а также памятных мероприятиях, посвящённых памяти жертв политических репрессий. Казаки частые гости в солдатской среде. Они участвуют в подготовке допризывной молодежи и проводах призывников в армию. Председатель Совета стариков П.П. Бобрик – сибирский казак, ведёт переписку с казаками, проходящими воинскую службу. После службы казаки встречают их и оказывают помощь в трудоустройстве. Чтят ветеранов. Несут еженедельную службу на территории Владимирской часовни, расположенной на старом кладбище, ежегодно выпускают казачьи календари, встречаются с молодежью, а также информируют население о своей деятельности через казачий листок «Становление» в городской газете «Полярный круг» и других средствах массовой информации Ямала. Кроме того, казаками Обско-Полярной казачьей линии по инициативе В.П. Рыжкова возведена часовня в посёлке Новый Порт. В настоящее время по просьбе коренных жителей посёлка Ныда начата проработка вопроса по проектированию часовни и в этом заполярном посёлке. Атаман Надымского казачьего округа С.Н. Кришталь с Надымской казачьей Иконой Николая 2 совершает паломничество не только по территории России, но и Абхазии. А в настоящее время совместно с Министерством обороны и черноморским флотом, готовится посещение и городов дальнего зарубежья. Стараниями казаков созданы ансамбли казачьей песни в городе Надыме, посёлке Яр-Сале. Кубанским казаком- краеведом Сибирского казачьего войска, В.И. Степанченко в 2001 году, изданы очерки истории казачества «Казачьему роду нет переводу!», готовятся новые издания. В общем казачья община Союза казаков России на Ямале за эти годы доказала свою жизнеспособность и заслужила доброе отношение к себе со стороны жителей округа.
Вместе с тем и сегодня в деле становления казачества есть немало проблем. Поэтому требуется большое терпение как со стороны органов государственной и муниципальных властей, так и со стороны казаков в их взаимодействии и выработки единых подходов к решению существующих проблем. При этом, уверен, что органы власти различных уровней не должны делить казаков по их специфическому отношению к своей организационной форме и формированию ими органов казачьего самоуправления.
Казаки жили общиной, где с давних времён существовали элементы местного самоуправления (выборность своих предводителей, отчетность избранных лиц перед сообществом, решение миром многих житейских вопросов общежития) и гражданского общества которые формируются в настоящее время. Уверен, что этот традиционный уклад жизни будет и дальше сохраняться и развиваться с учетом современного общественного развития.
Подводя итог пятнадцатилетнему периоду становления Назовского казачьего округа, и Обско - Полярной казачьей линии, можно с уверенностью сказать, что сибирские казаки – это, прежде всего общинники, объединенные особым состоянием духа, нравственности и морали, соблюдающие культуру и традиции своих славных предков и уважительно относящиеся к Сибирским народам с которыми они живут бок о бок не одну сотню лет.
Уверен, что славное прошлое Ермака Тимофеевича и его сподвижников, добрые дела сегодняшних дней дают нам право сказать: «Слава тебе, Господи, что мы казаки! Мы были, мы, есть, и мы будем вместе со всеми обустраивать Ямал во благо всех, живущих на его просторах народов!»
Первый заместитель атамана Союза сибирских, уральских и семиреченских казаков,
полковник Союза казаков России, депутат, председатель комитета Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Степанченко В.И.