Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

К ВОПРОСУ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ИДЕОЛОГИИ В СОЮЗЕ КАЗАКОВ, СТОЯВШЕЙ У ИСТОКОВ ВОЗРОЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЗАЧЕСТВА РОССИИ». В.И. Степанченко. Международный научный форум «Наука и инновации – современные концепции». г. Москва. 1.08.2024 года

К вопросу правовой основы разработки идеологии в Союзе казаков,

стоявшей у истоков возрождения современного казачества в России

Степанченко Валерий Иванович

                     Кандидат юридических наук, заслуженный юрист ЯНАО

г. Салехард. Россия. Атаман, Региональная общественная организация

«Обско-Полярная казачья линия» Сибирского казачьего войска

Союза казаков России,

   Участвуя в возрождении современного казачества с начала 90-х годов прошлого века и  Всероссийской общественной организации «Союза казаков», непосредственном создании Региональной общественной организации «Обско-Полярной казачьей линии» Сибирского казачьего войска на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, постараюсь кратко изложить свой подход в поиске путей и целей, которые бы более чётче определяли деятельность Всероссийской общественной организации «Союза казаков»  на перспективу, которую можно было бы использовать на местах, тем самым консолидируя казачьи подразделения Союза в его дальнейшем  развитии.  Знакомясь с ранними статьями и высказываниями  на больших кругах Союза, различных встречах с В.В. Наумовым, – публициста и идеолога возрождения казачества и его статьями изложенными в книге «Белый Крест»,[1] изданной уже после его вероломного убийства, находил подтверждение своим мыслям, которые изначально старался реализовать при инициации и отработке казачьих правовых актов, как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ, занимая ответственные должности в органах местного самоуправления и законодательных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа более четырёх десятков лет.

     Одними из первых в этом направлении правовой деятельности, стали замечания и предложения к проекту Закона Российской Федерации «О российском казачестве» от 3 октября 1994 года[2], в которых пытался юридически сформулировать свою позицию в указанном законопроекте. Далее были обращения  к Председателю комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Л.А. Иванченко, депутату Государственной Думы и Атаману «Союза казаков» А.Г. Мартынову от 11 марта 1997 года[3] и к Председателю комитета Совета Федерации по делам Федерации, Федеральному договору и региональной политике А.П. Сычёву от 2 декабря 1997 года[4]. В них отмечалось, что Федеральный закон «О казачестве», принятый Государственной Думой РФ 20 июня 1997 года, отражает политику государства и надежды казаков по возрождению и становлению казачества на основе исторических традиций и с учётом современных политических и экономических условий государственного устройства Российской Федерации. Обсуждавшийся тогда проект Федерального закона, мог послужить объединению различных казачьих структур. Отсутствие же Федерального закона, регулирующего вопросы становления казачества России, приводит к размежеванию в казачьем движении, различным толкованиям его целей и задач. Поэтому, полагал и полагаю, что разработанные тогда изменения и дополнения в этот законопроект, позволяли бы с учётом согласительных процедур принимать и вводить в действие в установленном законом порядке отмеченный Федеральный закон.

      Кратко изложу замечания и предложения, на которые обращал внимание в законопроекте и, которые без уточняющих поправок и дополнений, осложнили бы его реализацию и толкование. Поэтому и предлагал обсудить их. По моему мнению, такие разночтения имели место в Главе 3 законопроекта. В связи с чем полагал и полагаю, что государство должно регистрировать казачьи общины в целом, а не отдельные казачьи общества. Казаки, которые изъявили желание и несут государственную службу согласно нормам Главы 4, указанного законопроекта, могут быть выделены в отдельное структурное подразделение казачьей общины, которому не нужно иметь своё отдельное Уложение (Устав). Ведь при несении государственной службы, казаки будут руководствоваться непосредственно уставами и нормативными актами по месту своей службы в структурах государственных органов. Это позволит исключить параллельные казачьи объединения, отмеченные в Статьях 10, ч. 2 и Статьях 6, 7, обсуждавшегося законопроекта. Поэтому считаю, что казаки, несущие государственную службу, должны быть объединены в структурном подразделении казачьей общины, под руководством единого атамана.

     Кроме того, если казачье общество (структурное подразделение общины) входит в состав общины (Статья 1), то оно должно руководствоваться только Уложением (Уставом) общины и соответствующим положением об обществе (структурном подразделении общины). Вот в положении и должны быть прописаны порядок перехода казака (члена общины) на государственную службу и возвращение его в общину. А основанием для этого должно служить личное заявление казака и его способность к государственной службе (возраст, физическое состояние, образование, навыки и тому подобное).

     Приём же граждан в казачье общество (структурное подразделение общины) на основе отдельного Уложения (Устава) этого общества (структурного подразделения общины) приведёт к «двойному казачеству».[5] Согласно Статьи 5, граждане могут приниматься в члены казачьей общины в порядке, установленном Уложением (Уставом) общины и, вместе с тем, согласно Статьи 10, ч. 3 законопроекта установлено, что граждане могут приниматься и в казачьи общества (структурные подразделения) согласно Уложения (Устава) этих обществ. Следовательно, это могут быть граждане, по существу не входящие в казачьи общины и не соблюдающие исконные казачьи принципы (попросту наёмники). Поэтому, в дальнейшем при применении отмеченных статей законопроекта возникнут разночтения в казачьих сообществах в применении норм Федерального закона и в результате, не будет их единства. В чём заложена историческая и традиционная сущность казачьего образа жизни и его служения Отечеству.

     Исходя из норм Статьи 1, где установлено, что казачье общество является составной частью соответствующей казачьей общины, можно сделать вывод, что граждане должны приниматься только в казачью общину. А в дальнейшем уже община способствует казакам при оформлении на государственную службу. Этот принцип и должен быть чётко отражён и закреплён в Главе 3. Вот поэтому, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа того периода выражала надежду, что данные предложения и замечания послужат формированию единого федерального законодательства по вопросам казачества, и доработанный федеральный закон «О казачестве» будет принят в ближайшее время.

    Но этого не произошло. По большинству субъективных причин и главное позиции, которую заняли реестровые войсковые атаманы, отражённой в письме в Совет Федерации, которое было подготовлено тогда, спешно созданным Общественным Советом атаманов реестровых войсковых казачьих обществ[6]. Текст письма был принят на его первом заседании 23-24 июня 1997 года.  В числе подписавших письмо были: В. П. Водолацкий – Всевеликое Донское войско; В. Я. Плетнев – Сибирское казачье войско; В. Ф. Лемох – Иркутское казачье войско; А. Л. Высотин – Енисейское казачье войско; А. В. Богданов – Забайкальское казачье войско; В. А. Полуянов – Уссурийское казачье войско.  Следует отметь, что это письмо подписали не все реестровые войсковые атаманы.  Не подписали его Б. Н. Гусев – Волжское казачье войско; В. П. Громов – Кубанское казачье войско; В. К. Шевцов – Терское казачье войско и В. И. Глуховский – Оренбургское казачье войско.  Но оно сыграло свою отрицательную роль и, в результате, окончательное утверждение законопроекта не произошло, хотя и была создана согласительная комиссия. От ГД РФ в неё вошли депутаты В. П. Зволинский, Л. А. Иванченко, В. А. Лисичкин, А. М. Макашов, А. Г. Мартынов, В. Н. Плотников, С. В. Сычев. Сопредседателем, указанной согласительной комиссии был определён Л. А. Иванченко[7]. Об этом, в частности, изложено в статье «Страсти вокруг Закона о казачестве» от 05.03.2012 года Эдуарда Бурды[8].   

    В Тюменской области того периода, существовала казачья организация Тюменское линейное казачье войско, добровольно объединившее казаков трёх равноправных субъектов Российской Федерации (ХМАО[9], ЯНАО и казаков юга Тюменской области). А поскольку федеральное законодательство отставало в вопросе регулирования казачьих проблем, при этом,  в его отсутствии субъекты РФ имели право в рамках Конституции РФ, регулировать эти вопросы на своей территории самостоятельно, то от Государственной Думы  Ямало-Ненецкого автономного округа в органы государственной власти Тюменской области были направлены ряд обращений, по принятию разработанного мною ещё в 1998 году законопроекта «О казачестве в Тюменской области», в котором  постарался отразить ранее изложенную позицию о возрождении казачества. Он обсуждался в казачьей среде и получил поддержку. А в последствии направлен атаману Тюменского линейного казачьего войска для внесения в Тюменскую областную Думу. Кроме того,  предложения  направлялись Председателю постоянной комиссии Областной Думы по региональной социально-экономической политике С.В. Классину 10 сентября 1999 года[10]. И закон «О казачестве в Тюменской области» 19 октября 1999 года был принят депутатами Тюменской области[11]  и подписан 5 ноября 1999 года губернатором области Л.Ю. Рокецким. Этот закон просуществовал в предложенной редакции до 19 сентября 2002 года, но под давлением из центра Тюменской областной Думой, были приостановлены как раз те статьи, в которых отражались традиционные взаимодействия казачьих общин и обществ. Приоритет получило реестровое направление. Новая урезанная редакция была принята, несмотря на обращение В.И. Степанченко к Председателю Тюменской областной Думы С.Е. Корепанову 16 сентября 2002 года[12] и  обращение к губернатору С.С. Собянину, 24 сентября 2002 года[13]  разработчика и первого заместителя Председателя ГД ЯНАО  В.И. Степанченко о том, чтобы губернатор не подписывал принятые областной Думой изменения в закон, а направил  на доработку, создав рабочую группу с привлечением, имевшихся в области казачьих структур.   

     Далее направлялись обращения к  Председателю комитета Государственной Думы   Федерального Собрания Российской Федерации по делам федерации и   региональной   политике В.И. Гришину ( 1 октября 2003 года[14] и  6 мая 2005 года[15]), а также предложения и замечания Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа по проекту Федерального закона № 160191-4 «О государственной службе    российского казачества» от 15 июня 2005 года[16]. Были и другие обращения и предложения, которые в конечном счёте привели к выводу, что необходима разработка концепций развития структур Союза казаков России на Ямале. За прошедший период их было разработано три.

      Первой была «Концепция развития казачьих структур Обско-Полярной казачьей линии, Сибирского казачьего войска Союза казаков России в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009-2013 годы»[17], основанная на  указе Президента РФ от 2 июля 2008 года Д.А. Медведева, который  утвердил важный документ: «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества». Затем была разработана и принята «Концепция развития казачьих структур Обско-Полярной казачьей линии, Сибирского казачьего войска, Союза казаков России в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014-2020 годы»[18], которая основывалась на действующем федеральном законодательстве и Указах Президента РФ В.В. Путина «О Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года» от 15 сентября 2012 года  и «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 года). И, наконец, в настоящее время в Обско-Полярной казачьей линии действует «Концепция развития казачьих структур Обско-Полярной казачьей линии, Сибирского казачьего войска, Союза казаков России в Ямало-Ненецком автономном округе на 2021-2025 годы»[19], принятая 10 января 2021 года. Она также основана на Указе Президента РФ от 9 августа 2020 года № 505 «Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении казачества на 2021-2030 годы», в которой указывается, что государственная стратегия является документом стратегического планирования в отношении российского казачества, а также Распоряжения Правительства РФ от 9 ноября 2020 года № 2919-р, устанавливающая целевые показатели реализации Стратегии государственной политики РФ  в отношении российского казачества на 2021-2030 годы.

    Исходя их накопленного  в региональной общественной организации «Обско-Полярная казачья линия» Сибирского казачьего войска на территории Ямала Союза казаков России 15-летнего опыта, в разработке концептуальных направлений в деятельности подразделений ОПКЛ на Ямале, считаю, что и в Союзе казаков России вопросы идеологической проработки следует начинать с концептуальных направлений, взяв за основу действующее федеральное законодательство и Указы Президента РФ, определив в будущей концепции соответствующие разделы. В этой работе следует опираться и на вышедшие недавно Указы  Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» от 7.05.2024 года № 309, а также «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» от 8.05.2024 года № 314. Об этом шла речь и на заседании атаманского правления РОО ОПКЛ 12 мая 2024 года[20], после опубликовании указов на казачьем сайте «Летка. РФ» 10 мая 2024 года[21].

     Учитывая важность отмеченных указов, отражающих государственное направление, корректируя и определяя основные направления деятельности гражданского общества, отмечая в этом важную роль казачества в современной истории России, следует изучить их во   всех подразделениях Союза казаков России и определить роль казачьих объединений в реализации этих нормативных актов. А отработав концептуальное направление в работе Союза, можно будет приступать к работе над стратегией в его деятельности и, в конечном этапе, его идеологии.  При этом итоговые документы должны быть конкретными, негромоздкими по объёму с понятными целями и этапами на перспективу и ролью в реализации, как Союза в целом, так и его подразделений, атаманов и каждого казака на местах. 

1 августа 2024 года



[1] Наумов В.В. Белый Крест. М.: 2012.  864 с.

[2] Архив Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] К сожалению, подобное тому просматривается в настоящее время, когда две, по сути, равнозначные для общественного понимания, общественные организации в станице имеют два отдельных устава и руководствуются отдельными Федеральными законами «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ и «О государственной службе российского казачества» от 5.12.2005 № 154-ФЗ. Так закладывалось и тогда.

[6] Текст письма Общественного Совета атаманов войсковых казачьих обществ, который был принят на его первом заседании 23-24 июня и направлен на имя Председателя Совета Федерации Е. С. Строева с просьбой не включать в повестку дня Совета Федерации Закон «О казачестве». «Мы, атаманы казачьих войск, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, с возмущением восприняли известие и принятие 17 ноября сего года Государственной Думой Российской Федерации Федерального Закона «О казачестве». Крайне вредны для казачества положения этого закона о верховенстве общественных организаций казаков и казачьих общин над казачьими обществами, внесенными в государственный реестр, сохранения статуса верховного атамана, а также общероссийского казачьего объединения. В связи с изложенным, просим Вас, глубокоуважаемый Борис Николаевич, воспользоваться правом, данным Вам статьей 107 Конституции Российской Федерации, и отклонить Федеральный Закон «О казачестве». Архив автора.

[7] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 октября 1997 года N 1777-II ГД «О согласительной комиссии по Федеральному закону "О казачестве"». Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».

[8] Сайт «Агентство Политических Новостей» от 05.03.2012 года. …Более проработанный вариант был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ лишь 11 июня 1996 года в порядке законодательной инициативы Л. А. Иванченко (КПРФ), А. Г. Мартыновым (НДР), С. В. Сычевым (ЛДПР), В. П. Зволинским (независимый депутат). В один день с депутатами внес в Государственную Думу свой вариант законопроекта «О российском казачестве» Президент Б. Н. Ельцин. Но вскоре по совершенно необоснованным причинам представитель Президента РФ в Государственной Думе А. А. Котенков отказался представлять президентский законопроект. Первоначально депутаты приняли решение создать согласительную комиссию по объединению двух вариантов Закона, но в дальнейшем было принято Постановление Государственной Думы № 593-II ГД, в котором указывалось, что за основу принят законопроект «О казачестве». Ответ со стороны Президента не заставил долго ждать. В письме Председателю Государственной Думы Г. Н. Селезневу Б. Н. Ельцин выразил негативную оценку проекту Закона «О казачестве».

     Согласование состава комиссии было долгим и непростым, поэтому Закон «О казачестве» в первом чтении депутаты приняли только 20 февраля 1997 года. Наибольшую активность в принятии Закона проявили депутаты от КПРФ (82% от личного состава фракции), ЛДПР (82,4%) и НДР (77,8%). Дальнейшие события развивались более интенсивно – 11 июня 1997 года во втором чтении Закон «О казачестве» был принят большинством голосов (60,4%), в третьем чтении – 20 июня при 64,7%. Однако, внутри-казачье размежевание на «реестровых» и «общественных» послужило главным препятствием на пути принятия крайне необходимого для всех казачьих организаций закона. Так 3 июня 1997 года при Главном управлении казачьих войск был создан Общественный Совет атаманов войсковых казачьих обществ, который на своем первом заседании 23-24 июня направил письмо на имя Председателя Совета Федерации Е. С. Строева с просьбой не включать в повестку дня Совета Федерации Закон «О казачестве». В отличие от Союза казаков России, восторженно встретившего принятый Государственной Думой Закон, атаманы реестровых казачьих войск считали, что принятый Думой Закон – «неконституционный по сути и губительный для казачества», а также «ставит крест на развитие казачьей государственной службы, служит интересам узкой группы деятелей от казачества».

     Совет Федерации учел ходатайство Общественного Совета атаманов войсковых казачьих обществ, и на заседании 4 июля 1997 года большинство голосов проголосовало за отклонение закона «О казачестве». Вслед за этим была сформирована согласительная комиссия по доработке Закона из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и администрации Президента РФ. Таким образом, окончательное принятие Закона отодвигалось на неопределенный срок. 12 февраля 1998 года на основании Указа Президента РФ № 162 последовала реорганизация Главного управления казачьих войск, которое было выведено из состава администрации Президента РФ и преобразовано в государственный орган при Президенте РФ. Планировалось, что Главное управление казачьих войск будет осуществлять «функции федерального органа по выработке единой государственной политики, направленной на возрождение и развитие российского казачества, и по созданию условий для ее реализации». В Главном управлении казачьих войск атаманы разных уровней должны были состоять на ведущих государственных должностях: войсковые атаманы – на должности советников, окружные атаманы – консультантов. Но уже 7 августа 1998 года Главное управление казачьих войск было упразднено и образовано Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества во главе с П. С. Дейнекиным. Таким образом, фактически, из руководящего казачьим движением органа, Главное управление казачьих войск превратилось в структуру, дающую казачьим войскам скорее только методическую и консультативную помощь. К 1999 году на Управление по вопросам казачества начали поступать нарекания по неэффективной работе со стороны некоторых казачьих лидеров. Вместо того чтобы требовать расширения функций Управления, как органа, призванного осуществлять общее руководство казачьими войсками, атаманы начали высказывать мнения о необходимости полного упразднения такой казачьей федеральной структуры.

     Чтобы хоть как-то успокоить казачество федеральные власти опять прибегли к излюбленной своей тактике – демагогии. Так Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1999 года за № 839 «О Федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ на 1999-2001 годы» окончательно определялся статус казачества: «возрождение казачества и его становление должно осуществляться и уже осуществляется через восстановление государственного статуса казачества, и от формы, способов и видов его государственной поддержки зависит воссоздание традиционной для России государственной службы казачества». Во Введении Программы говорилось, что ее мероприятия направлены на обеспечение привлечения в интересах государства казачьих обществ и их членов к несению государственной и иной службы. При этом отмечалось, что именно исторический опыт российского казачества, оцениваемый с учетом сложившихся в настоящее время политической и экономической обстановки, позволит решить многие проблемы в сфере безопасности государства и охраны государственных границ, улучшит криминогенную обстановку в районах расположения казачьих обществ, а также окажет положительное влияние на социально-экономическую стабильность в регионе.

      В этой связи, видимо, с опорой на этническую составляющую казачьего менталитета, основными целями Программы заявлялись: привлечение к выполнению в интересах государства обязательств по несению государственной и иной службы наибольшего числа членов казачьих обществ и придание движению за возрождение российского казачества целенаправленного и организованного характера. В ходе реализации Программы к 2001 году планировалось выйти на такой этап становления российского казачества, который бы характеризовался сочетанием постоянного несения государственной службы с экономической и хозяйственной деятельностью. Ожидалось, что конечным результатом реализации Программы станет привлечение к концу 2001 года к выполнению в интересах государства обязательств по несению государственной и иной службы не менее 180 тысяч граждан Российской Федерации, являющихся членами казачьих обществ. Нужно ли говорить, что и эта программа так и не была реализована и осталась на бумаге.

     К середине 1999 года Государственная Дума РФ в очередной раз сделала попытку завершить работу над Законом «О казачестве». Так, 25 июня Государственная Дума большинством голосом приняла Закон «О казачестве». Однако Правовым управлением аппарата Совета Федерации было определено, что данный закон противоречит земельному законодательству, Закону «Об общественных объединениях», а также части 2 статьи 132, статье 59, части 2 статьи 6 Конституции РФ. Таким образом, на заседании Совета Федерации 2 июля 1999 года Закон вновь был отклонен. Государственная Дума рассмотрела повторно Закон «О казачестве» 17 ноября 1999 года, приняв его в прежней редакции, и направила на подпись Президенту РФ. Но Глава государства отказался подписывать Закон. Более того 5 декабря Б. Н. Ельцин направил Председателю Государственной Думы РФ Г. Н. Селезневу письмо, в котором он обосновал причины отклонения закона «так как он содержит положения, противоречащие Конституции Российской Федерации и нарушающие системы российского законодательства, а также нуждается в концептуальной доработке». 11 октября 2000 года Председателем Государственной Думы РФ Г. Н. Селезневым было подписано постановление № 674-III ГД, на основании которого Федеральный Закон «О казачестве» вообще снимался с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой.

[9] Ханты-Мансийский автономный округ.

[10] Архив автора.

[11] Степанченко В.И. Дела важнее слов. Люди события, факты из истории современного казачьего возрождения и становления на Ямале. 1990-2017 годы. – СПб.: «МЕДИА ГРУПП». 2019. С.81.

[12] Архив автора.

[13] Там же.

[14] Архив автора.

[15] Там же.

[16] Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. –  Салехард.: Издание Государственной Думы Ямало- Ненецкого автономного округа. июнь 2005, №7/1. С. 162-165.

[17] Степанченко В.И. Говорим, гутарим, балакаем и применяем!» Часть II. Нормативные правовые акты.   – СПб.: «Медиа групп» ООО ИПК «Коста», 2010. – С.412-41.

[18] Сайт «Летка. РФ» Раздел «Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России».

[19] Там же.

[20] Сайт «Летка. РФ».  Главная страница сайта. Информация пресс-службы ОПКЛ от 12 мая 2024 года «Майские указы Президента, важный фактор в работе казачьих подразделений Обско-Полярной казачьей линии и не только».

[21] Сайт «Летка. РФ». 10 мая 2024 года. Раздел «Современное федеральное законодательство».

 

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
Учитель – это высокое призвание и великая ответственность!
КАК ПЕРЕДАТЬ СВОЁ ОРУЖИЕ НА НУЖДЫ СВО: ПОДРОБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
«ВЕСТИ-ЯМАЛ». НА СТАРОМ САЛЕХАРДСКОМ КЛАДБИЩЕ ОБНОВЛЯЮТ НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЯМАЛЬСКОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ
КАЗАЧЬЯ НЕДЕЛЯ В ОБСКО-ПОЛЯРНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ЛИНИИ
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА
САМОМУ СТАРОМУ ХРАМУ НА ЯМАЛЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 130 ЛЕТ
НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ЕРМАК» – ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ СОСТОЯЛОСЬ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ФОРУМ «КАЗАЧЕСТВО – СКВОЗЬ ВЕКА». К 110-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
КАМЧАТКА ДАЛЁКАЯ И БЛИЗКАЯ
Русь святая, храни веру ПРАВОСЛАВНУЮ
Обновление от 09.10.2024г. Вахрин С.И. Биографии кубанских названий.
Обновление от 06.09.2024г. Любовь к заполярью всегда будет с нами...
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК И АТАМАН ЕРМАК В ИНСТИТУТЕ МВД

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика