Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

КАК БАНДЕРОВЕЦ, КОММУНИСТ И ПОЛЯК В ЦЕРКВИ КАЯЛИСЬ…

 

       Во времена расцвета постсоветского «украинства», меня, юного семинариста из Ровно, весьма волновал вопрос национальной идентификации. Кто я – казак – украинец, или богатырь русский? Я метался, поскольку никак не мог разделить эти понятия и предать половину себя. Жить с этим было очень тяжело, ведь еретическая пропаганда в Украине программировала людей на разрыв исторических и культурных связей с Россией. Со временем я осознал, что я и казак, я и богатырь, ведь у России и Украины общие корни, общая история Святой Руси! По Воле Божьей я родился и вырос в Ровно – но ничуть не жалею об этом. И Родину свою малую люблю так же, как и всю единую и неделимую Русь, которая простирается от Закарпатья до Сахалина. И это чувство не просто сильно, оно священно, оно выстрадано…

      Когда началась Великая Отечественная война, мой дедушка – Бондарь Василь Тарасович 1915 года рождения, не успел попасть под мобилизацию. Гитлеровцы стремительно наступали и вскоре, он оказался в глубоком немецком тылу.  По округе поползли слухи о партизанах. Дед пошел к ним в лес и – прямиком угодил в бандеровский отряд. Уйти от них просто так было невозможно – бандиты вырезали бы в окрестных селах всю его родню. Поэтому поступил по-умному, во время боя с окруженцами РККА, прикинулся убитым, так и попал к ним в плен. Советские партизаны не расстреляли его лишь потому, что им был нужен медик. Потом, когда фронт докатился до этих мест, был призван, попал в штрафбат и, получив ранение, кровью искупил свою вину перед Родиной. За отвагу на поле боя награжден орденом Красной звезды, с боями дошел до Австрии. Так что, прежде чем вернуться в родные края, успел насмотреться на ужасы войны… 

      Через много лет, когда я был еще совсем ребенком, он устроил мне историческую экскурсию по Хотыне:

- Видишь, внучек, это наша хата…   А туту рядом жила семья суветив: жидивочка (еврейка) – врач, и муж её – русский учитель. У них было пятеро малолетних деточек, их сюда партия прислала… А, вот рядом их колодец. Из нього вовик водыци нэ пыть … Я смотрю, куда указывает дед, а там заваленная яма и остатки сруба. Спрашиваю: «Дидусю, а шо сталось?»

 – Бандеровцы вырезали ту семью, – мрачно отвечал дед Василь. – Порезали на куски, вместе с детьми и бросили в этот колодец… Это было время, когда поляки, евреи и русские, населявшие окрестные села, записывались в украинцы, чтобы сохранить себе жизнь. Семья, о которой мне рассказал Василь Тарасович, не смогла этого сделать…

      Уже после войны мой дед и бабушка – София Григоровна Домбровська, работали в этой местности фельдшерами. Местное население их очень уважало, ведь они и роды принимали, и от тяжких недугов спасали, так что многие, уже взрослые дяди и тети обязаны им своим существованием.  А жизнь в Ровенской области в те времена была такая: днем власть советская, а ночью – бандеровская. И живы мои предки остались лишь потому, что сдружились с местным священником –  отцом Степаном Логвысьом, стали кумовьями.  Священник принял их под свою опеку и, когда было нужно, предупреждал: «Не ночуйте сегодня в своем доме, приходите ко мне». За право жить приходилось общаться с гостями из леса. Однажды бабушке довелось вынимать пули и перевязывать раненного бандеровца. Если бы отказалась – убили бы её вместе с мужем и тремя детьми. Дед вспоминал:

- Кто враг, кто друг – мог отличить только сведущий человек. Однажды на сельской свадьбе за одним столом сидели бандеровец и агент МГБ. Оба, ничего друг о друге не подозревали и преспокойно пили горилку. Ночью бандеровцы переправлялись через речку Горынь на тайных лодках, поскольку все плавсредства жителей были на учете в МГБ, а мост сторожили военные. В селе одни стучали на других. Люди без вести пропадали, особенно поляки. В тех лесах бандеровцы хозяйничали вплоть до 1955 года. Дедушка знал многие их пароли, явки, и помогал органам госбезопасности в борьбе с ними. Пример деда сыграл важную роль в процессе моей самоидентификации. Василь Тарасович, спасаясь от нищеты, работал до последних дней жизни. В лихие 90-е его не стало, а я, в поисках Истины, ушёл в Почаевский монастырь. Закончил ряд высших учебных заведений – Государственный Университет «Острожскую Академию» и Духовную Академию в Киеве. И вот теперь, на основе опыта служения в селах, где орудовали бандеровцы (с. Нэтрэба (Рокитненский р-н), с. Бутейки (Сарненский р-н), могу дать адекватную оценку событиям той эпохи…

       Это была ужасная трагедия – поляки вырезали часть сёл Нэтрэба и Боровэ. Их жертвами стали украинцы, не пожелавшие принять католицизм и характерную прибавку к фамилии – «ський». Тех, кто смирился с политикой ополячивания – не тронули и, впоследствии, называли мазурами. Свершив расправу, убийцы говорили: «Еже поставим первого снопа, не буде жодного холопа» и, вооружившись кровавыми топорами и вилами, танцевали «польку» у костела в селе Окоп. Бандеровцы «в долгу» не остались, и вырезали население Окопа, и еще одного села – его название я уже не помню, дома сожгли. Потом поляков убивали и в других селах, при этом не щадили ни стариков, ни детей… Органы госбезопасности и тех, и других сажали и расстреливали. Поляки, как больше всех пострадавшие в этой резне, сотрудничали с Советами и сдавали им бандеровцев, а бандеровцы – польских националистов.   В советское время ни в СССР, ни в Польше об этой трагедии нельзя было говорить.

       Прошли десятилетия… Вчерашние враги стали добрыми соседями, было заключено множество межэтнических браков. В начале 90-х, после развала Союза, один селянин поехал к родственникам – мазурам в Польшу. На встречу с ним пришло множество ополяченных украинцев – людей интересовали вести с Родины. Во время застолья, один подвыпивший поляк ударился в воспоминания и, с гонором рассказал о кровавом походе в Нэтрэбу. Злодей хвастал, как заколол вилами молодую украинку, спавшую в стоге с грудным ребенком. Малыша не тронул, но не из жалости, а будучи уверенным, что тот и так умрет. Услышав это, гость воскликнул: «Так это ты убил мою маму!» И тут же воткнул ему в горло нож… В том ребенке он узнал себя. Чужие люди не дали ему умереть и взяли к себе на воспитание… В 1999 году я был на кладбище села Нэтрэба с местным ксендзом, который приехал с мазурами проведать родню. Слушая воспоминания о тех событиях, мы плакали… В том же селе в один день мне пришлось исповедовать трех дедушек – бывшего бандеровца, коммуниста – особиста и поляка. Все они были жителями Нэтрэбы, и долгие годы ненавидели друг друга. Но их примирил Бог. Я помню их искренние слёзы и покаяние. Они просили прощения друг у друга, и это было единственно возможной моделью мирного сосуществования после всех совершенных на этой земле преступлений...  Современная колониальная власть Украины, раскольники, униаты, сделали ставку на фашизм. Лишая людей шансов на примирение и покаяние, они разжигают угли былой вражды. К этому случаю как нельзя лучше подходят слова распятого Христа: «Отче, прости им, ибо не ведают что творят…»

 

Протоиерей Олег Трофимов,

доктор богословия и магистр религиоведения

23 октября 2016 года

 

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Автор статьи протоиерей Олег Трофимов, патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в нашей помощи, просим помочь.  Карта Сбербанка России: 676196000086178580

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика