Забытый почти на сто лет 483-й пехотный Обдорский полк восстал в блеске воинской славы! Укомплектованный по большей части нашими предками – сибиряками – он доблестно сражался на фронтах Отечественной войны 1914-1918 годов. Еще недавно поговаривали, будто его бойцы беззаботно пересидели военное лихолетье в окопах, но это не так. Как следует из материалов Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), «обдорцы» не только строили укрепления и вели разведку, но и отчаянно штурмовали германскую линию обороны. Лишь за первую неделю июля 1916 года потери полка убитыми, раненными и контуженными достигли 2099 человек! Солдаты и офицеры 483-го пехотного с честью выполнили свой воинский долг, многие были награждены медалями и Георгиевскими крестами. Так почему же мы узнаем об их подвигах только сейчас?
ЗАБЫТАЯ СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА
Парадоксально, но факт: современный россиянин гораздо лучше осведомлен о перипетиях Отечественной войны 1812 года, чем о том, что война, которую принято унизительно называть германской или империалистической, до трагических событий 1917-го именовалась в России Отечественной и Великой! Лишь после свержения царя, оправдывая предательский развал армии и флота, революционеры-террористы понизят эту войну в «звании», низведя ее священный смысл до уровня захватнической бойни. Вот почему мы знаем намного больше о подвигах наших далеких пра-прапрапрадедов, нежели о великих жертвах и доблести тех, кого зачастую не помнят даже наши отцы. Воистину, такая «амнезия» недостойна великого народа и не имеет аналогов в мировой истории.
НАСТУПАЛИ ДО ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛИ КРОВИ
– Вот список потерь Обдорского полка с 3 по 10 июля 1916 года, – атаман Обско-Полярной казачьей линии (ОПКЛ), председатель Общественного совета при службе по делам архивов ЯНАО, краевед Валерий Степанченко разворачивает передо мной выписку из музейных фондов, – 225 убитых, 1372 раненных, 354 контуженных, 162 пропавших без вести. Всего за неделю боев в полку практически не осталось человека, которого бы ни зацепила пуля или осколок снаряда. Столь высокую цену 483-й пехотный заплатил за участие в наступлении войск Северного фронта на Нейгофских позициях в Латвии. Отметим, что на всём русско-германском фронте в тот промежуток времени было жарко: разгоралось грандиозное летнее наступление русской армии, увенчавшееся на Юго-Западном фронте знаменитым Брусиловским прорывом.
ОТКРЫТИЕ, КОТОРОЕ НЕ МОГЛО НЕ СЛУЧИТЬСЯ
C изучением истории Обдорского полка связано немало едва ли не мистических совпадений. Почти сто лет историки умалчивали или не догадывались о его существовании. Расписывая работу ОПКЛ на 2014 год, казачий атаман традиционно отвел особое место военно-патриотическому воспитанию ямальской молодежи, увязав эти планы со 100-летним юбилеем начала Первой мировой войны. Тогда же был объявлен сбор средств для возведения памятника ее участникам, конкурс детского рисунка, начались поиск фотографий того периода и прочие большие и малые мероприятия. Изготовлен тематический календарь, посвященный столетию той войны. И надо же было такому случиться! Именно в этот самый предъюбилейный момент в «Красный Север» пришло письмо от местного жителя Евгения Денисова. Он обратил внимание редакции на существование воинского подразделения, связанного с историей нашего края: «Может, краеведы, ученые заинтересуются и смогут пролить свет на эту важную страницу Первой мировой войны».
ОБДОРСК ГРЕМЕЛ НА ПОЛЕ БОЯ
Даже в Великую Отечественную войну не было именного ямальского полка или дивизии, так что переоценить значимость этого открытия было практически невозможно! Газета предложила Валерию Степанченко скоординировать работу по изучению архивных документов. Чуть позже к общим усилиям присоединились Общественный совет при службе по делам архивов ЯНАО, руководитель службы Наталья Головина и Лилиана Соломина, главный специалист Государственного архива ЯНАО. Она побывала в Российском государственном военно-историческом архиве в Москве, но, к сожалению, порядок работы с материалами РГВИА не позволил ей единовременно изучить все документы, о действиях Обдорского полка. Очевидно, что для завершения этой работы придется еще не раз съездить в Москву. Однако и тех сведений, что Лилиана Васильевна привезла в Салехард достаточно, чтобы воздать должное подвигам бойцов и командиров несправедливо забытого 483-го пехотного полка.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗНАМЕНИ
– Наши поиски будут продолжены по разным направлениям, – говорит Валерий Степанченко. – Не исключено, что, сражаясь под Ригой, «обдорцы» могли взаимодействовать с национальными латышскими стрелковыми полками. Значит, есть смысл искать упоминания о героях-сибиряках в краеведческом музее Риги, где хранится множество документов той поры. Также известно, что «обдорцам» вручалось полковое знамя. Было бы просто замечательно разыскать его описание, изготовить копию и использовать потом в работе с воспитанниками в кадетских классах. Многие военнослужащие императорской армии носили полковые нагрудные знаки. Имел ли их Обдорский полк, мы не знаем, но было бы любопытно найти об этом хотя бы упоминание. В совокупности всё это и есть те самые скрепы истории и современности, без которых патриотическое воспитание молодежи становится практически невозможным.
ЦИТАТА
Война, которой невозможно было избежать. Пётр Мультатули, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (из публикации на сайте pravoslavie.ru.): Отступи Россия тогда, в августе 1914 года и война неминуемо началась бы в том же 1914-м только в гораздо худших для нее условиях. По существу, разница между началом Первой мировой войны и 22-м июня 1941 года заключается чисто в технической и тактической составляющей. У кайзера Вильгельма в 1914-м еще не было танковых клиньев, бомбардировочной авиации и моторизированных колонн, а у Гитлера в 1941 году они были. Вильгельм в 1914-м собирался сначала раздавить Францию, а потом разделаться с Россией, а Гитлер в том же году уже раздавил Францию и бросил все силы против СССР. Но и в 1914-м, и в 1941-м война против России была предрешена Германией. Кстати, и в 1914, и в 1941 годах войне с Россией предшествовало нападение на Сербию (Югославию). В первом случае наша страна выступила на стороне Сербии и начала наступление в Восточной Пруссии, во втором – Сталин решил пожертвовать Югославией, надеясь, что она задержит продвижение вермахта и оттянет срок его нападения на СССР. И первый, и второй вариант не изменил ровным счетом ничего: и в 1914-м, и в 1941-м Германия предприняла агрессию против России. Проводя аналогию между событиями 1914 и 1941 годов, В.А. Андреев справедливо пишет: «И в августе 14-го, и в июне 41-го Германия хотела войны и добилась бы ее любыми средствами. Ничего здесь от воли Николая II и Сталина не зависело».
Баландин Андрей. Общественно-политическая газета
Ямало-Ненецкого автономного округа «Красный Север» от 10 мая 2014, №36