Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

КАЛЕНДАРЬ ЦЕЛОМУДРИЯ – РАСПОРЯДОК ЖИЗНИ ДЛЯ ДУХОВНОГО РОСТА ЛИЧНОСТИ

 

    Целомудрие — это состояние души и тела человека, характеризующееся целостностью, единством воли и действия. По сути, речь идёт об абсолютной мудрости личности, что выражается в её гармоничной духовной и материальной жизни. Но какое отношение имеют друг к другу сочетаемые понятия целомудрие и календарь?

    По своему этимологическому составу - от греч. σωφροσύνη σώφρων  - слово «целомудрие» (моральная добродетель) указывает на здравость, неповрежденность, близкое к понятию девственности. К понятию целомудрия относятся следующие нравственные понятия: добродетель, телесная чистота, благоразумие, которые проистекают от целостности личности человека.

Поэтому стоит говорить о целомудрии в категориях как добродетели, онтологическом состоянии человека, так и дара Божьего. По слову апостола Павла, всякий дар нуждается в «постоянном возгревании» (2Тим. 1:6), а сказанное в притче Христовой о талантах в «употреблении» и «приумножении с прибылью» (Мф. 25:14-30), относится не только к дару целомудрия, но и к онтологическому состоянию и добродетели. Такая структура, механизм, способ, форма, реализация дара возможны и необходимы в каноне и в уставе, как постоянный закон, предназначенный для человека.

      В Третьей книге Ездры есть такие слова: «Для них Я сотворил век; но когда Адам нарушил Мои постановления, определено быть тому, что сделано. И сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными, также узкими, лукавыми, исполненными бедствий и требующими великого труда. А входы будущего века пространны, безопасны, и приносят плод бессмертия. Погибают многие в этой жизни, потому что нерадят о предложенном им законе Божие… Увлеклись греховными обольщениями, сказали о Всевышнем, что Его нет, не познали путей Его, презрели закон Его, отвергли обетования Его, не имели веры к обрядовым установлениям Его, не совершали дел Его. И потому, Ездра, пустым пустое, а полным полное» (3 Ездр. 7:11-35). А в Книге Иова написано: «Господь отвечал Иову из бури и сказал (38.1) …  Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?» (Иов.38.33).

     «Уставом неба» и «постановлениями Божиими», необходимыми для достижения «плодов бессмертия», может служить годовой календарь. А если быть точным - 6 календарей целомудрия личности человека, составленных в соответствии с Заповедями Божиими. Впервые уникальную идею о 6-ти календарях высказал преосвященнейший епископ РПЦ Августин (Анисимов), а я всего лишь подаю и интерпретирую его тезисы через призму десяти Заповедей Божиих. Вот они:

1.Церковный календарь, куда входит годовой устав церковных праздников и богослужений, повторяющих цикл евангельских чтений и поучений для духовного роста личности человека. Это цикл недельного и суточного богослужения, когда каждый день или каждое время суток имеют свою освящающую молитву. Это почтение всякой Божьей святыни. Что полностью соответствует исполнению первых четырех Заповедей Божиих о почтении Бога и его святыни, наших обязанностей перед Ним (Исх. 20:1-11).

2. Родовой календарь. Это почтение к своему роду: день рождения, день смерти, праздник семьи, генетическая и национально-культурная память рода; воспитание патриотизма; ухаживание за могилами предков. Это полностью соответствует исполнению 5-й и 7-й Заповедям Божиим: «Чти отца и мать твою…» и (Исх. 20:12) и «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14). Здесь речь идет не только об измене в семье, но и об измене православной вере, Родине, призванию, предназначению.

3.Природный календарь. Природный календарь полностью ориентирует человека как на биологическую, так и на социальную среду обитания. Он наставляет нас учитывать все факторы влияния и следить за здоровьем каждого члена семьи, подразумевая здоровье не только физическое, но и нравственное. Это соответствует 6-й заповеди «Не убей» (Исх. 20:13), то есть не вреди себе и не посягай на чужую жизнь, избегай всякого насилия.

4.Государственный календарь. Он является ориентиром и позволяет планировать свою жизнь в соответствии с жизнью государства.  Например, участие в «Бессмертном полку» можно рассматривать как исполнение 5-й Заповеди. Но также и 8-й Заповеди – «Не воруй» (Исх.  20:15), и практически всех остальных Заповедей Божиих.

5.Краеведческий календарь. Это знание места, где живет человек, но не только в географическом и этимологическом смысле. Целостной личности надобно знать еще и историю края, происхождение топонимов, биографии великих земляков, природу края и места силы. Исходя из этого и следует обустраивать свою жизнь, занимать активную социальную и общественную жизненную позицию. Всё вкупе это способствует исполнению 9-й Заповеди Божьей: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16) т.е., не искажай действительность в которой живешь.

6.Профессиональный календарь. Он помогает обустройству и планированию жизни православного человека соответственно его профессионального призвания, что соответствует 10-й Заповеди Божьей «Не завидуй» (Исх. 20:17), ну и, конечно же, трудись!

    Как вы заметили, содержание и смысл всех этих календарей тесно переплетаются между собой во исполнение Заповедей Божиих, позволяют созидать целостную жизнь человека, целомудренную личность пред Богом, в обществе и в семье. Конечно же, хочется испросить силы на претворение в жизнь устава Шести календарей соответственно Заповедям Божиим. Господи помоги и укрепи нас грешных!

 

Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук

Автор статьи, патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, нуждается в  помощи. Карта Сбербанка России: 676196000086178580 яндекс кошелек 410014004754153  

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика