Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

КАМЕРТОН ВЕЛИКОЙ И СВЯТОЙ РУСИ – СВЯТОЙ ЦАРЬ ИОАН ГРОЗНЫЙ!

 

«Вострубите песню трубную, в день праздника нашего благонарочитого. Славьте тьмы разрушение и света пришествие, паче солнца воссиявшего на всех; се бо Царица и Владычица, Богородица, Мати Творца всех — Христа Бога нашего, услышавши моление недостойных раб Своих на милосердие преклоняется. Милостивно и видимо руце простирающе к Сыну Своему и Богу нашему О СВОЕЙ РУСИ МОЛИТЬСЯ, от согрешений освобождение даровать просит и праведное Его прощение возвратить. О великая милосердием Владычице! О великая щедротами Царице! О великая заступлением Богородице! Как молит Сына Своего и Бога нашего, пришествием честнаго образа Своего грады и веси избавляя! Да воспоим Царице, Царя рождшей: радуйся, промышляя христианам щедроты и милости. Радуйся, к Тебе прибегающим заступление и пристанище и избавление, спасение наше».

Вот одна из стихир – многочисленных богослужебных сочинений, написанных Иоанном Грозным. По её прочтении, мне на память приходят труды выдающихся святых, благочестивых и знаменитых людей, наших соотечественников, которые так же при своей жизни писали духовные произведения. До сих пор в употреблении творения флотоводца Уашакова, полководца Суворова и, конечно же, бессмертного Гоголя, автора истолкования Божественной литургии.  По воспоминаниям современников Царя, он обладал незаурядной памятью, наизусть знал Библию, литургику, умел играть на органе, знал несколько языков. В повседневной жизни, в быту, перед тем как брать вещи, осенял их крестным знамением, а палаты, в которых жил, ежедневно окроплял святой водой. Когда был в монастырях, за трапезой читал жития святых и наставления для братии. Сам почти ежедневно участвовал в богослужении, пел на клиросе. Вы только вдумайтесь, Царь делал всё это во времена старообрядческой Церкви, с её службами по 5-9 часов и многочисленными поклонами. Например, на каноне «Стояние Мариино» (Великопостная служба) творится 900 метаний (земных поклонов)! Благочестивая жизнь Ивана Грозного, послужила наглядным примером для многих его потомков, явив кристальный образец обыденной жизни самодержца.

Так любил ли его народ? Был ли он для него ужасным тираном и ненавистным убийцей? Зимой 1556 года, в дни боярской смуты и череды предательств народ наблюдал у царского дворца необычное зрелище. Утром 3 декабря к крыльцу царских палат подъехал санный конвой. Имущество царя, включая иконы и богословские книги, было погружено в повозки.  «Не могу больше править вами и терпеть постоянные измены и бунты» – заявил Царь по – поводу своего отъезда… Его поступок звучал как насущный вопрос: «Желаете ли над собой меня, Русского Православного Царя, Помазанника Бoжия?» По Москве прокатилось: «Царь нас покинул. Кто же нами будет править? Кто же нас защитит?»  Это был один из наиболее драматических моментов русской истории. «Всё замерло, – писал историк Ключевский, — столица мгновенно прервала свои обычные занятия: лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли». Едва выйдя из оцепенения, москвичи зароптали, столицу захлестнули народные сходы. Люди говорили: «Пусть царь казнит своих лиходеев: в животе и смерти воля его; но царство да не останется без главы! Он наш владыка, Богом данный: иного не ведаем. Мы все с своими головами едем за тобой бить челом и плакаться». А купцы и мещане, добавляли: «Пусть царь укажет нам своих изменников: мы сами истребим их!» Избрали главными послами к Царю святителя Новгородского Пимена и Чудовского архимандрита Левкия; но за ними отправились и все другие епископы: «Никандр Ростовский, Елевферий Суздальский, Филофей Рязанский, Матфей Крутицкий, архимандриты: Троицкий, Симоновский, Спасский, Андрониковский; за духовенством – вельможи, князья Иван Дмитриевич Бельский, Иван Федорович Мстиславский, все бояре, окольничие, дворяне и приказные люди прямо из палат митрополитовых, не заехав к себе в домы; также и многие гости, купцы, мещане, чтобы ударить челом государю и плакаться».А вы, плакали бы о жестокой убийце? Так почему же Царь - Грозный?

Родился он в четверг 25 августа (7 сентября) 1530 года (в лето 7038) в 7 часов вечера. В «Тысячелетней летописи необычных явлений природы» это событие описывается так: «Гром страшен зело и блистание молний по всем областям земли Русской. Подобного грома и трясения воздуха не было от сотворения Земли»! Евангельская проповедь подобна грому, ибо сокрушает упорство сердец и жестоковыйность людей (Откр. 14, 2). Гром-гроза служит прообразом Страшного Суда (Исх. 29, 6; Иер. 25, 30; Иоанн 12, 29). Иоанн Грозный лично сам впоследствии написал «Канон Ангелу Грозному», который дошёл до наших дней.  Грозный Ангел – это Архистратиг Михаил. Именно этот образ олицетворял собой Царь Иоанн в битве за Святую Русь с воплотившимися духами злобы поднебесной, поэтому и несёт он имя Грозного воина.

Святое окружение Царя. Крестил Царя митрополит Иоасаф, который, будучи еще игуменом Свято-Троицкой Сергиевой лавры, положил его у раки преподобного Сергия, как бы пророчески знаменуя преемственность дела Иоанна IV по отношению к трудам великого святого. Воспреемниками будущего царя были призваны старец Иосифова монастыря столетний Касьян Босой, как сказано о нём в Никоновской летописи «сопостник был преподобному Иосифу Волоцкому», старец Данила из Переяславля, старец Троицкий Иов Курцов. Другой святой митрополит – Макарий – окормлял молодого царя в дни его юности и первой ратной славы. Влияние первосвятителя было велико и благотворно. Митрополит был учёнейшим книжником. Своим блестящим образованием Грозный во многом обязан святому Макарию, десятки лет работавшему над огромным трудом, Минеями-Четьями. Впоследствии, Царь сам часто любил читать народу и притчу «жития святых». Особенно любил Царя Иоанна и его добродетельную супругу преподобный Антоний Сийский, просиявший святостью жизни в тундре далекого Севера. Он приходил в Москву, беседовал с царем и пользовал его своими поучениями вплоть до собственной кончины в 1556 году.

Особые тёплые отношения были между царём и юродивым Василием Блаженным. Блаженный умер на руках у царя, предсказав ему, что наследует государство Российское не старший сын Иван, а младший –  Феодор. При погребении святого царь сам с ближними боярами нёс его гроб. Отдельного упоминания стоит история взаимоотношений царя со святым митрополитом Филиппом, якобы убитым по его приказу (об этом мы отдельно поговорим). Царь сам выбрал Филиппа, бывшего тогда Соловецким игуменом. Иоанн знал подвижника с детства, когда он, малолетний царевич, полюбил играть с Федором - сыном боярина Степана Ивановича Колычева, будущим митрополитом.  В Новгороде Царь не раз посещал преподобного Арсения, затворника иноческой обители, чтобы получить от него наставления.

Правление Царя Иоанна Грозного – это эпоха невиданного расцвета русской святости. Двое его родных сыновей канонизированы Православной Церковью. Святым ещё при жизни был признан народом сын Грозного – святой благоверный Феодор Иоаннович Царь Московский. Его называли «блаженный на троне». Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса о нём отзывался так: «Очень добр, набожен и весьма кроток… Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно». Другой сын – Святой благоверный царевич Дмитрий. Был убит по приказу Годунова. Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 года святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.

Австрийский дипломат Даниил Принц так характеризовал Иоанна Грозного: «Он до того усердно предан был благочестию и богослужению, что до того, чтобы удобнее предаваться молитвам и постам, которые он очень строго содержал, часто проживал в монастырях и тело изнурял великим воздержанием. Большую часть своих доходов он тратил на построение святых храмов и отыскивал мастеров с большим старанием». Последнее исследование мощей Иоанна IV специалистами из НИИ судебной медицины Минздрава СССР было проведено при Хрущеве в 1968 году, химико-токсикологические анализы показали в костях, волосах, ногтях и тканях одежды наличие ртути, мышьяка и меди. В костях Иоанна Васильевича и его сына Иоанна Иоановича обнаружено пятикратное превышение ртути. «Отравление было длительным и хроническим», –  делают своё заключение судмедэксперты. Так вот, представьте себе, на глазах своих убийц он долгое время пьёт яд и остается живым! Перед смертью царь принял Великую схиму (постриг в монашество).

Итак, окружение царя – святые мужи, дети его – святые при жизни, и при жизни самому царю Бог постоянно являл чудеса, но для врагов он почему-то нравственный урод и убийца.  Так для кого он стал Грозным (ужасным) и почему?

1) Особенно «Грозным» и жестоким и несправедливым «тираном» он стал после того, как запретил жидам (именно так их тогда называли) торговать и проживать в России. В 1550 году приезжал в Москву посол Станислав Едровский, через которого польский король (Сигизмунд-Август) велел сказать Иоанну: «Докучают нам подданные наши, жиды, купцы государства нашего, что прежде изначала при предках твоих вольно было всем купцам нашим, христианам и жидам, в Москву и по всей земле твоей с товарами ходить и торговать; а теперь ты жидам не позволяешь с товарами в государство твоё въезжать». Иоанн отвечал: «Мы к тебе не раз писали о лихих делах от жидов, как они наших людей от христианства отводили, отравные зелья (яды) к нам привозили и пакости многие нашим людям делали; так тебе бы, брату нашему, не годилось и писать об них много, слыша их такие злые дела». Ещё при жизни Сигизмунда Старого жиды брестские были выгнаны из Москвы, и товары их были сожжены за то, что они привозили продавать «мумею». Речь идет о магических куклах «терафимах».

В Полоцке были казнены 300 человек, как о них пишут либеральные историки «высшая знать, коренные белорусы». На самом же деле, казненные оказались жидами. Причем, о суде над ними, Ивана Грозного просили сами жители, так как «много пакости и зла народу творяху». Кстати, Царь, даже изучив эту жалобу, прежде всего, предложил жидам покаяться, но те отказались. Последовавшую за этим казнь, как необходимую меру, поддержал игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Леонид.

2) Добавило Царю грозности и искоренение ереси жидовствующих и стрегольников. Жидовствующие ещё при его отце, Иоанне Третьем, имели среди московской и новгородской знати довольно сильные позиции, и кроме богословских исканий, преследовали конкретную политическую цель – отторжение Новгорода от Руси. Из-за этого в их среде рождались частые бунты и измены. Бунты жестоко подавлялись, а изменники были казнены.

3) Царь отказался предать православие и принять унию от Рима. Папский легат обещал немало: «Ты, Великий Государь, не токмо будешь на прародительской вотчине на Киеве, но и в царствующем граде Константинополе Государем будешь; а Папа и Цесарь, и все государи великие о том будут стараться».

4) Ряд победоносных войн и рост территории Царства.

Западные историки после всех этих событий стали переводить «Грозный» как terrible — «ужасный». Даже в средневековых книгах на гравюрах рисовали его страшным зверем. До наших дней дошел подлинник уникального документа – Синодик (книга поминовения умерших), куда были внесены имена казненных людей по его приказу. Синодики рассылались затем по монастырям для вечного поминовения «за упокой души». Списки эти, являющиеся, кстати, единственным достоверным документом, позволяющим судить о «размахе репрессий» поражают своей подробностью и добросовестностью! Имени святителя Филиппа в них нет. Нет по той простой причине, что никогда никакого приказа казнить митрополита царь не отдавал. Эта широко распространённая версия при ближайшем рассмотрении оказывается заурядной выдумкой, как, впрочем, и многие другие «свидетельства» о «зверствах» Грозного царя. В течение всей жизни Иоанна Васильевича происходили боярские бунты, шла ожесточенная борьба за престол, на Царя регулярно покушались, его травили, убили его детей и жён. А еще душу Руси терзали ереси, набеги и, современным языком выражаясь, вражеские агенты влияния – предатели, изменники. По синодикам, за все 53 года правления Грозного Царя совершено 2800 казней, а по свидетельствам других источников не более 5 тысяч. Иных достоверных цифр не существует. Когда я просматривал списки осужденным им на казнь или ссылку, то оказалось, что среди них есть и представители высшего духовенства. В их числе архиепископ Новгородский Пимен, уличенный в измене за письмо польскому королю. Также подверглись наказанию некоторые монахи и священники, распространявшие ересь стригольников и жидовствующих.  

Но можно ли нравственно оправдать хоть одну из этих казней? Упраздняет ли это святость человека? Не стоит оценивать события старины глубокой мерками современной жизни. Тем более, когда речь идет о судьбе всего государства, всей православной цивилизации. На одной чаше весов Святая Русь, на другой – враги, изменники или заблудшие единоверцы. В такой ситуации только суровые решительные меры могли спасти государство. Если мы посмотрим на житие святых воинов, царей, князей они так же убивали врагов, предателей, изменников, жестоко подавляли бунты. Но почему тогда самые оголтелые нападки происходят в адрес Грозного Царя? В переписке с опальным князем Андреем Курбским, который предал его и сбежал к польскому королю, Иоанн Васильевич отвечает на его упрёк за казни изменников: «Но ведь ты же жив, из-за чересчур большой милости к тебе. Но скажи мне, как с изменниками поступают в других странах? Разве иначе?»

Так же в XVI веке поступали с врагами в «цивилизованной» Европе. Банальный пример: 1572 год, Франция, «Варфоломеевская ночь». Убиты 30 тыс. гугенотов, а в соседних двух городах по 20 тыс. на протяжении недели. Карл V, император Священной Римской империи (1520-1558) казнил десятки тысяч подданных. Филипп II Испанский «Кровавый», сын предыдущего монарха, при подавлении восстаний в Нидерландах за два года казнил более ста тысяч человек; только 4 ноября 1576 в Антверпене казнено 8 тысяч – больше, чем за все годы правления Ивана Грозного! Кстати 16 февраля 1568 года испанская инквизиция приговорила к смертной казни вообще всех жителей Нидерландов. Генрих VIII Английский, провозгласивший себя главой англиканской церкви (1509-1547) тоже не был милостив. В его правление казнены десятки тысяч политических оппонентов, в том числе, многочисленные деятели культуры, среди них – великий гуманист Томас Мор, автор «Утопии». Правление Елизаветы I (1558-1603) – десятки тысяч казнённых. Кровавое законодательство Тюдоров, направленное против низов общества, унесло жизни более 150 тысяч человек (бродяг просто вешали). В то же время было уничтожено и выморено голодом более половины населения Ирландии. Ну, а жертвы инквизиции во всей Европе – это отдельный разговор, только в Германии в XVII веке было сожжено более 160 тыс. женщин по обвинению в ведьмовстве. Так что наш Царь весьма и весьма милостив по сравнению со своими коллегами. А в суждении историков, тем более западных, налицо двойные стандарты.

История шельмования Царя Иоанна Грозного. Уже в XVI веке в Европе выходило множество «просветительных» пособий, где рассказывалось, что русский царь – пьяница и развратник, а все его подданные –такие же дикие уроды. В то же самое время в наставлениях послам указывалось, что царь трезвенник, неприятно умён, пьяных не выносит категорически, и даже запретил распитие алкоголя в Москве, в результате чего выпить можно только за городом, в так называемых «наливках» (месте, где наливают). Источник – исследование «Иван Грозный» Казимира Валишевского (польский историк, XIX век). Теперь угадайте – какая из двух версий излагается в учебниках?

В 1569 году Грозный приехал в Hовгород, имевший примерно 40000 населения. Там был центр ереси жидовствующих и происходили бунты. Несколько сот человек были казнены. А вот Джером Горсей (1550—1626), дипломат и торговец в Москве, в «Записках о России» указывает, что опричники вырезали в Hовгороде 700000 (семьсот тысяч) человек. Всплеск ненависти и лжи пришёлся на середину XIX века. Долгое время сокрытие правды о первом Помазаннике Божием и подмена её злобной фальсификацией нанесли громадный ущерб многим поколениям русских людей, напитав их умы откровенной ложью, которая очень трудно покидает сознание. Велика здесь вина и исторической науки, которая от В.Н. Татищева, М.М. Щербатова и Н.М. Карамзина, их последователей типа Д.И. Иловайского, Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, С.Г. Пушкарёва или М.Н. Покровского, не говоря уж о многочисленных фальшивках, из поколения в поколение извращала образ и дела Грозного. Вот и сегодня на прилавках лежат новенькие издания объёмных монографий недобросовестных историков Р.Г. Скрынникова и Н.Ф. Шмурло, в который раз повторяющих застарелую клевету на Иоанна IV.

Что касается обвинений в убийстве Грозным своего сына, то это домыслы папского нунция Антония Поссевино, приезжавшего в Москву для склонения царя к унии. Поссевино приезжал уже после смерти царевича, который умер во время богомолья, как свидетельствуют очевидцы. Поссевино оклеветал Грозного. Через Карамзина  – потомка татарского мурзы, эта ложь перешла к нам, в Россию. Интересно, что в частных письмах к друзям, Карамзин положительно отзывается о Грозном, а в 9-м томе своей «Истории» делает всё наоборот. Известно, что Карамзин был масоном, хвалил Французскую революцию, положительно относился к Робеспьеру. Теперь современные исследования говорят, что смерть Царя Феодора Иоановича была скоропостижной. Об этом свидетельствует и наспех исполненный могильный камень, строчки которого выбиты неаккуратно, наискось и с ошибками, а также химико-токсикологическая экспертиза, обнаружившая в костях Феодора Иоановича шестикратное превышение мышьяка (до 800 мкг на 100 г объекта исследования). Причём, эксперты делают вывод: «наиболее вероятно единовременное поступление большой дозы яда».

Не было никаких восьми жён, эта тема проникает в историю только в  XIX веке. Как самого царя, детей, так и его жён травили ядами, чтобы не было наследников. Этот вопрос наследника был первостепенным для царя. Собор разрешил царю четвертый брак в качестве исключения, в виду того, что одна из супруг царя, Марфа, умерла, так и не вступив, фактически, в брак. Но при этом на царя была наложена строгая епитимия – год не заходить в Церковь и не причащаться.

Убийство святого митрополита Филиппа. Ставка врагов Руси была такова: настраивать Царя против митрополита, а митрополита против Царя. Епископ Пафнутий Суздальский, Андрониковский архимандрит Феодосий и князь Василий Темкин угрозами, ласками и деньгами принудили к лжесвидетельству против святителя Филиппа некоторых монахов из Соловков и, взяв их с собой, поспешили в Москву. В числе лжесвидетелей, к стыду обители, оказался игумен Паисий, ученик святого митрополита, прельстившийся обещанием ему епископской кафедры. Под давлением «соборного» мнения Царь и суд отправил митрополита в монастырь. Враги всеми силами стремились, чтобы очная встреча царя и митрополита не состоялась. Митрополит Филипп был убит до этой встречи, возможно так же ядами, как царь и его дети. Царь послал Малюту Скуратова к митрополиту, чтобы прояснить ситуацию о «Новгородском деле», когда направился разбираться с жидовствующими. Но Малюта уже не застал святителя в живых. Царь понял, как его жестоко обманули.

Царь положил свою грозную опалу на всех виновников и пособников его (митрополита) казни. Несчастный архиепископ Новгородский Пимен, по низложении с престола, был отправлен в заключение в Веневский Никольский монастырь и жил там под вечным страхом смерти, а Филофей Рязанский был лишён архиерейства. Не остался забытым и суровый пристав святого – Стефан Кобылин: его постригли против воли в монахи и заключили в Спасо-Каменный монастырь на острове Кубенском. Но главным образом гнев царский постиг Соловецкий монастырь. Честолюбивый игумен Паисий, вместо обещанного ему епископства, был сослан на Валаам, монах Зосима и еще девять иноков, клеветавших на митрополита, были также разосланы по разным монастырям, и многие из них на пути к местам ссылки умерли от тяжких болезней. Как бы в наказание всей братии разгневанный царь прислал в Соловки чужого постриженника – Варлаама, монаха Кирилло-Белозерского монастыря, для управления монастырём в звании строителя. И только под конец дней своих он вернул своё благоволение обители, жалуя её большими денежными вкладами и вещами для поминовения опальных и пострадавших от его гнева соловецких монахов и новгородцев.

Царь Алексей Михайлович привёз из Соловков мощи Святителя с грамотой - мольбой о прощении за грех своего предка, а в частном письме писал, что его дед не убивал митрополита Филиппа!  Фальсификацией также являеться то, что якобы Грозный в гневе отрубил голову преподобному Корнилию Псково-Печерскому, но это ничем не подтверждается, кроме подлогов в «Житиях», отредактированных за последние столетия.

Феномен опричнины. Идея Москвы – Третьего Рима, Второго Иерусалима и оплота мирового православия, - предполагала особую систему управления государством. В условиях перманентной боярской смуты, поставленная задача требовала жёстких мер. Такими доверенными люди при царе стали опричники. Царь лично выбирал их, и зачастую они были из простого народа. Царь надеялся таким образом поставить боярское сословное своеволие под контроль. За это народ любил своего Царя. Опричник олицетворял в себе небесного воина-монаха и земного воина-князя. Над каждым опричником совершалось церковное пострижение в монахи и обряд пострижения во князи. Будучи опричным игуменом, царь исполнял ряд монашеских обязанностей. Так, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра — к заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. Царь и Опричнина боролись против магии и волхвования, против сата­низма и чёрной магии во всех её проявлениях. Причём не только против ереси жидовствующих, но и против всякого волхвования и колдовства, языческих в том чис­ле, которых много было тогда по Руси.

Не стоит ассоциировать эту систему только с сыском и плахой. В первую очередь, опричники были людьмии двора: прислугой, исполнителями. При необходимости они служили в роли доверенных царских порученцев, осуществлявших охранные, разведывательные, следственные и карательные функции. Царь пытался также воспитать, говоря современным языком – элиту Руси, отправляя опричников для получения образования, как за рубеж, так и по России. Кроме того, опричники были военными, благодаря их войску одержан ряд значительных побед. Увы, совремнные методы профилактики коррупции не были знакомы средневековому обществу. На широких просторах Руси опричники постепенно обрастали связями, вступали в тяжбы. Вставая на сторону той, или иной боярской группировки, они злоупотребляли своим положением, творили несправедливость. 

Земщина и опричнина в конце концов смешались, и последняя тихо отмирала. Тем более, на общественное мировоззрение мощнейшим образом повлияли земские соборы, первый из которых был созван Иоанном IV ещё в начале его царствования, в 1550 году. Это был «собор примирения», в ходе которого перед собранными «из городов всякого чину» людьми царь обещал исправить все перегибы боярского правления.

Историческая среда и достижения Иоанна Грозного. Когда Иоанн Грозный унаследовал престол, ему было только 4 года. Для бояр не составляло никакого труда убить его. Уже было сказано о бунтах, изменах, отравлении царской династии, выжить в такой среде было чудом – провидением Божиим! Иоанн III передал своему сыну, Иоанну IV, не только титул царя, наследника Палеологов, русские земли, но и историческое наследие – «Москва - Третий Рим», а значит, и всевозможные посягательства со стороны соседей. В 1558 году Константинопольский патриарх Иоасаф II сообщал Ивану Грозному, что «царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей». А патриарх Александрийский Иоаким писал ему: «Яви намв нынешние времена нового кормителя и промыслителя о нас, доброго поборника, избранного и Богом наставляемого Ктитора святой обители сей, каков был некогда боговенчанный и равноапостольный Константин… Память твоя пребудет у нас непрестанно не только на церковном правиле, но и на трапезах с древними, бывшими прежде Царями».

Иоанн IV отнёсся совершенно равнодушно к «цесарству греческому», но потребовал немедленного признания себя от соседних государств царём «всея Руси». Грозный был убеждён, что Московское Царство должно стать образцом добродетели и справедливости перед лицом всех народов. С этим положеним вещей был не согласен Сигизмунд II Август, он полагал, что признание папством за Иоанном IV титула «Царя всея Руси» приведёт к отторжению от Польши и Литвы земель, населённых родственными московитам «русов», и привлечёт на его сторону православных молдаван и валахов. Военная угроза и интриги исходили не только со стороны Польши, Литвы, но и от немецкого ордена Ливонцев. Можно сказать, что первые европейские санкции на Русь были наложены под давлением германских крестоносцев, обеспокоенных усилением Руси. Их суть заключалась в том, что в русские пределы не допускали европейских торговцев, мастеров, ремесленников, учёных мужей, преграждали торговлю с Англией, арестовывали наших купцов… Стоит вспомнить успешные для Руси Астраханские (1547—1552) и Казанские  (1554—1556) походы, а также мирное присоединение Чувашского ханства  (1551). После взятия Казани, в январе 1555 года, послы сибирского хана Едигера просили царя, чтобы он «всю землю Сибирскую взял под свое имя и от сторон ото всех заступил»

В 1559 князья Пятигорские и Черкесские просили Ивана IV прислать им отряд для защиты против набегов крымских татар и священников для поддержания веры; царь послал им двух воевод и священников, которые обновили обветшавшие древние церкви, а в Кабарде развернули широкую миссионерскую деятельность, обратив многих в православие. В 1558 году войско князя Дмитрия Вишневецкого одержало победу над крымским войском у Азова, а в 1559 войско под командованием Даниила Адашева совершило поход на Крым, разорив крупный крымский порт Гёзлев (ныне — Евпатория).

Завоевание Западной Сибири Ермаком Тимофеевичем и его казаками в 1583 году и взятие им столицы Сибирского ханства  Искера положили начало обращения местного населения в православие. Также при жизни царя, в состав Руси вошла область войска Донского и часть земель Ногайской Орды. Вообще, Московское царство при Иване IV вдвое увеличило свою площадь – с 2,8 млн км² до 5,4 млн км². К момменту кончины Царя, русское государство, впервые в своей истории стало размером больше всей остальной Европы. При Иване Грозном на Руси было построено 300 новых городов и 155 крепостей, основано около 300 почтовых станций. Возведено более 40 каменных церквей, основано свыше 60 монастырей. При Грозном было прославлено 39 русских святых (до него чтили 22), были изданы Степенная книга, Лицевой летописный свод, Судебник, Стоглав, Четьи-Минеи, Домострой, Апостол, были созваны Церковные Соборы в 1547, 1549, 1551, 1553, 1562, 1580 годах. На них были положены основы Церковного и Державного строительства Святой Руси как Третьего Рима и Второго Иерусалима. Проведены судебная, административная и военные реформы, равным которым тогда не было во всем мире. Организована сеть образовательных учреждений.

Благодаря Церковным Соборам в 1551 году, по приказу царя, Московский собор обязал духовных лиц организовывать во всех городах школы для детей на «учение грамоте, и на учение книжного письма и церковного петия псалтырного». Этот же собор утвердил повсеместное употребление многоголосного пения. По инициативе Иоанна Грозного, в Александровой слободе было создано подобие консерватории. В его правление утвердилась практика приёма на службу инородцев (кроме жидов). Среди наемных специалистов было особенно много татарских мурз, но при этом государство оставалось русским как по основному составу населения и религии, так и по сути национальной идеи. Если описывать все труды и достижения Грозного Царя, придется писать отдельную книгу.

О канонизации. В 2002 году были опубликованы «Святцы Коряжемского монастыря» (1624 год), в которых на обороте 205-го листа под датой 10 июня находится запись: «В той же день обретение святаго телеси великомученика Царя Иоана». Церковный авторитетнейший историк Е. Голубинский в своём труде «История канонизации святых в Русской Церкви» признавал, что речь идёт о мощах именно Царя Иоанна Грозного, но отмечал, что он входит в «список усопших, почитаемых», понимая под каталогом частный список из святцев Коряжемского монастыря. В Москве он вполне официально почитался как общепризнанный угодник Божий. В трёхтомнике «Православный месяцеслов Востока» Архиепископа Сергия (Спасского) (Владимир, 1901), включено в русские святцы имя Царя Иоанна Васильевича Грозного в качестве местночтимого Московского святого. И это есть свидетельство самой Церкви: в московских сборниках Государь издревле почитался святым. Дата его памяти – 10 июня, связана она с «обретением телеси царя Иоана». Видимо, уже в XVII-м веке, в алтаре Архангельского собора производилось какое-то переустройство, и в ходе ремонтных работ были обретены нетленные мощи Грозного Царя. Скорее всего, тогда же его имя и попало в святцы местночтимых святых.

Писатель Александр Николаевич Стрижев сообщил, что, когда он работал в отделе рукописей ГБЛ32 с документами фондов Святейшего Сниода десятых годов ХХ века – до Собора 1917-1918 годов, он обнаружил там список подвижников благочестия, к канонизации которых готовился Синод. Там были и Блаженная Ксения Петербургская, и Святитель Игнатий Брянчанинов, и Святитель Феофан Затворник, … и Царь Иоанн Васильевич Грозный. Всего же в списке было более 25 имён. Но всеобщего церковного прославления в то грозное и неспокойное время не произошло. Полагаю, что это событие отсрочено по промыслу Божьему. Наверное, для того, чтобы всеобщее прославление Святого Царя произошло лишь тогда, когда русский народ вновь обретет державное самосознание.

Камертон Святой и Великой Руси. С детства царь пребывает в святом окружении. Митрополит Макарий прививает ему святой образ жизни, государствообразующая идея «Москва – Третий Рим и Второй Иерусалим» вводится с понятием СВЯТАЯ РУСЬ! Мы говорим о Святой Руси времён Святого Равноапостольного Князя Владимира, Благоверного Князя Александра Невского, но сама Святая Русь собралась и образовалась именно в эпоху Иоанна Грозного. Он стал камертоном Святой и Великой Руси. Именно при Царе Иоанне Грозном широко складывается осознанное и полнокровное, как духовное, так и географическое понятие Святая Русь! Без этой идеи не могло бы состояться государство и сама слава нашей Руси. Идеал святой Руси проходит сквозь жития всех последующих русских святых. Понятие русская святость у иноверцев и за рубежом существует благодаря этому метафизическому духовному православному самосознанию русского человека.

Русь воистину выстрадала это своё единое централизованное государство после феодальных межусобиц и монголо-татарского ига. Идеалом этого государства – Святой Руси – может быть лишь такое устройство, при котором во главе нации будет стоять справедливый русский святой Царь! Это вошло в генетический код русского человека. Последущие великие пророчества богоносных старцев (преп. Серафима Саровского, праведного Иоанна Кронштадского и др.) сводятся к пришествию русского Царя Помазанника Божьго. Эти чаяния существуют и сейчас, и его явление возможно в Новороссси – на стыке борьбы добра и зла, для восстановления правды Божьей!  При Иоанне Грозном Русское Царство созидалось в самом ортодоксальном исполнении, фронтально противостоящее не только ересям и иным религиям, но и Западному христианству, унии в частности. Здесь царь был непоколебим и принципиален! Мотивацией многих войн, которых, кстати, он не начинал, но заканчивал, сводилось к просвещению веры Евангельской.

Царь Иоанн Грозный, как своим личным примером, так и общегосударственными делами – просвещением народов Сибири и Кавказа, обращал мусульманские ханства в православие. Ему вполне заслужено можно присвоить титул – равноапостольный. В его правление происходит расцвет русской святости, особенно весьма редкого и непонятного в других Поместных Церквях юродства. Его сыновья канонизированные святые. Личный строгий и аскетический образ жизни становится примером для многих других особ царского рода на Руси. Если мы посмотрим на канонизированных русских святых, то среди них 160 человек княжьего и царского рода. Примечательно, что только на святой горе Афон, в русском Свято-Пантелеймоновском монастыре, существует храм и праздник - Собор всех святых русских Князей и Царей. На иконе святых русских государей изображён также и святой Иоанн Грозный. Память всех святых русских государей впервые собрана воедино под сводами одного храма в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, и это пока единственный такой храм в мире. Среди святых русских князей и Царей было 2 равноапостольных государя, 52 мученика (37 из Дома Рюриковичей и 15 из Дома Романовых), 26 преподобных и 70 благоверных.

Но среди этого Царского святого воиснства Царю Иоанну IV, можно отвести особое историческое и мессийное место на Руси! Это как аналогия Трёх древних Царей, принесших дары Богомладенцу Христу, так и в истории Святой Руси были святые Цари, принесшие Ему дары от своего народа. Святой князь Владимир принёс Христу ладан – это православная вера на Руси, святой и благоверный Царь Иоанн принёс золото – это православная государственность и земли Святой Руси, а святой мученик и страстотерпец Николай Второй принёс в дар смирну – это его мученическая жертва вместе с народом. Все они принесли дары, дабы Христос Бог пребывал в народе Божьем!  Слава Богу, уже пришло время исторической реабилитации. Установка памятника Грозному Царю в городе Орле – это только начало победоносного шествования и возрастания духовной мощи нашей Родины в уделе Богматери – Святой Руси! В заключении хочется вновь обратиться к молитве-стихире сочинённой Святым Иоанном Грозным: «Мати Творца всех Христа Бога нашего, услышавши моление недостойных раб Своих на милосердие преклоняется. Милостивно и видимо руце простирающе к Сыну Своему и Богу нашему О СВОЕЙ РУСИ МОЛИТЬСЯ, от согрешений освобождение даровать просит и праведное Его прощение возвратить. О великая милосердием Владычице!»

Октябрь 2016 года

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Автор статьи протоиерей Олег Трофимов, патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в нашей помощи, просим помочь.  Карта Сбербанка России: 676196000086178580

 

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика