Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

КАЗАЧЬЕГО РОДА-ПЛЕМЕНИ

КАЗАЧЬЕГО РОДА-ПЛЕМЕНИ

 

 23 мая Назовский казачий округ отметил своё восемнадцатилетие. На казачьих посиделках в зелёной гостиной Центральной библиотеки собрались люди, близкие по духу, мышлению, сердцем связанные с казачьим укладом, традициями, православием.

  Ко дню совершеннолетия сделано немало. Казаки Ямала и Назовского казачьего округа участвовали в возрождении и становлении храма святых апостолов Петра и Павла, строительстве Владимирской часовни на старом кладбище Салехарда, за которым с тех пор и ухаживают. С помощью краеведов удалось поставить, правда, на это ушло десять лет памятник жертвам 501-й стройки и памятный камень около Полярного агроэкономического техникума. Произвели перезахоронение останков взрослого и детского кладбища на станции Обской,  а в семи километрах от Салехарда в память о жертвах 501-й стройки был установлен крест. Нельзя не вспомнить гордость казаков – хор. На прошлой неделе он дал отчётный концерт, и, по отзывам салехардцев, его работа не напрасна. 

   В 1995 году впервые казаками был поднят вопрос о создании кадетских классов, - рассказывает Валерий Степанченко, казак в восьмом поколении, - и только спустя шесть лет задумка осуществилась. Больше 150 ребят прошли обучение в кадетских классах, кто-то успел отслужить в армии, кто-то поступил в высшие или средние учебные заведения, я лично слежу за их жизненным путём. 

   Ямальский  казак рассказал об издании им первой части книги «Говорим, гутарим, балакаем и применяем!..», которая в прошлом году увидела свет. Автор-составитель постарался кратко, но доступно для молодёжи описать воинский казачий уклад, вооружение и экипировку казаков, старинные исторические и географические названия, слова, понятия. Примерно семь лет Валерий Степанченко собирал слова, используемые ранее и употребляемые казаками сегодня, их описание, вспоминал, как и о чём говорили бабушка, дедушка, земляки, друзья. Много пришлось работать с различной литературой. В книгу также вошло более ста фотографий, из которых половина – исторические. Уже после издания словника собралось ещё около трёхсот слов.

 Сначала собирался описать только пятьсот слов, - рассказывает историю создания тома Валерий Степанченко, - во время работы это число выросло до тысячи, потом до полутора тысяч, а постепенно подошло и к двум с половиной. Поначалу планировал разделить слова по произношению в казачьих войсках, а позже понял, что большой разницы между ними нет, присутствует только некий говор и акцент. Вторая часть словника находится в издательстве. В ней собрана практически вся нормативная современная база, описаны законы, напрямую или косвенно касающиеся казачества. Главенствующее место занимает Устав сибирских городовых казаков 1882 года, подписанный Александром II. Целый раздел будет посвящён репрессивным актам, которые были в годы Гражданской  войны. Представлены телеграммы Сталина, Ленина и Орджоникидзе.

 В казачьих посиделках участвовали кадеты четвёртой школы. Они продемонстрировали гостям обряд братания и произнесли слова клятвы, которую почти сто сорок лет назад давал Прохор Степанченко, предок автора книги. Теперь ксерокопия текста, предоставленная Валерием Степанченко, хранится  в архиве Централизованной библиотечной системы Салехарда.

 

 Климова Елена. //Полярный круг. 27 мая 2010 года, № 21 (950)

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика