Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

КАЗАЧЕСТВО НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

КАЗАЧЕСТВО НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

 (Краткие зарисовки. Конец прошлого века, начало нынешнего)

 

    Родившись в середине прошлого века на Кубани в станице Пашковской, которая была одной из первых, заложенных черноморцами станиц, при  их переселении на Кубань в 1794 году, я с детских лет рос в атмосфере казачьего быта. Подтверждением тому стало то, что уже в зрелые годы удалось восстановить свою родословную казачью линию с 1780 года.    

    До сегодняшнего дня в памяти, глиняные замесы для изготовления самана, когда работа превращалась в праздник, поиски остатков старинного оружия под кубанскими кручами, ночная ловля сомов. Весёлые застолья старших после работы всей улицей на строительстве дома для очередной молодой семьи со старинными казачьими песнями и беседами, ночёвки под виноградной лозой, когда во всё небо  виден «чумацкий шлях». А крестик, который ты получил во время крещения, но который тогда нельзя было публично носить. А воспоминания старших и пожелтевшие фотографии  дореволюционных лет, которых было единицы. На них изображены твой прадед и его сотоварищи – кубанцы в годы первой  мировой войны. А безусловное обращение к старшим на «Вы» и почтение к ним.   

     А единственная остававшаяся в семье дореволюционная медаль, посвящённая 300-летию дома Романовых, настоящий казачий кинжал с которым бегал в огороде и деревянная, сделанная дедом из дуба, почти как настоящая  шашка, которой можно было рубить бурьян, а штыки от трехлинейки, немецкой винтовки и поднятый мной со дна ржавый револьвер. Не говоря уже о различных солдатских фляжках и котелках с надписями былых владельцев, разных пулемётных лентах, патронах и осколках снарядов, касках. Да разве всё в одночасье вспомнишь.  

     Но это и были те основы быта и культуры, которые  формировали основы мировоззрения и  всегда были в глубине души и которые, несомненно, подтолкнули к активным действиям в конце 80-х годов прошлого века, когда начали  создаваться первые очаги публичной   казачьей культуры, стали появляться публикации и статьи. Живя  в Салехарде, пытался найти связь с казачьими организациями  своей станицы,  писал письма первым атаманам,   в поселковый Совет, но, к сожалению ответов не получал.

     В Салехарде первая   встреча с человеком, который высказывал аналогичные моим мысли о возрождающемся казачестве, произошла в начале 90-х годов. Был это Н. И. Нагибин – учитель школы, который пришёл ко мне на приём (я тогда работал заместителем председателя городского Совета народных депутатов). С ним  мы  сразу нашли общий язык, хотя до этого знакомы не были.  Но убеждённость обоих в нужности и важности работы по возрождению казачества, несомненно, позволила активно включиться в эту деятельность.

  Затем были встречи с Г.С. Зайцевым, В.В. Корневым, Г.М. Терешенковым и другими небезразличными людьми с которыми мы приступили к реализации идеи  объединения  тех,  в чьих жилах течёт казачья кровь, независимо от того, где они родились и жили ранее. Были мы тогда конечно идеалистами. Начали с воспоминаний и поисков, уточнения традиций  которые были раньше в казачьей среде, искали образцы казачьей одежды и мастеров, которые смогли бы её сшить. Начали собираться, обсуждать, спорить и искать «себе подобных». Конечно, нас тогда многие не понимали. К сожалению, есть это и сейчас. Но после проведения  в Москве 29-30 июня 1990 года первого большого круга, на котором был официально создан Союз казаков России, стали формироваться первые казачьи организации и в Тюменской области. 14 января 1992 года, первым атаманом Тюменского казачьего округа  И.Л. Лохмановым был издан приказ о создании «Обдорской казачьей общины» с наказным атаманом  Г.С. Зайцевым. Он тогда был депутатом областного Совета народных депутатов и регулярно бывал в Тюмени. Работа стала вестись активнее. В то время я возглавлял городской оргкомитет программы «Салехард 400», который занимался подготовкой города к его 400 летнему юбилею и был советником  наказного атамана. Этим оргкомитетом  был учреждён специальный счёт на подготовку к юбилею. Первой «ласточкой» были казаки, они собрали и перечислили 1100 рублей. По тем временам – это  приличные деньги. И, конечно же, к  участию в городских субботниках мы  старались привлекать первых казаков, а именно В.В. Корнева, Н.И. Нагибина, В.Ф. и А.В. Таякиных, Г.М. Терешенкова, В.М. Шашкова и других, которые сочувствовали казачеству. 

  Горд, что мне удалось убедить депутатов и принимать решение о передаче помещения храма Петра и Павла  православной общине, подписав 6 октября 1990 года соответствующее решение городского Совета. А 14 сентября 1992 года коллегия совета народных депутатов  Ямало-Ненецкого автономного округа  приняла решение,  в котором было дано поручение администрации автономного округа определить в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации порядок регистрации Обдорской казачьей общины, а также предусмотреть финансирование организаторской работы по проведению Большого круга.

    В этой связи мне было поручено разработать проекты уставных документов как для  будущей окружной организации, так и для салехардской городской. Учась тогда на юридическом факультете Тюменского государственного университета,  увлекся краеведением, и у меня зародилась идея включить в название создаваемой окружной казачьей организации слова «Полярная казачья линия», которые бы отражали суть линейного расселения казаков в старину. В последствии на круге казаки поддержали это, дополнив только слово «Обская». Готовя устав городской организации, я также задумался над её наименованием. Ведь исторически салехардских казаков не было, обдорских тоже. Так как в летописях XVII-го века на месте современного Салехарда   упоминалось поселение  под русским названием Назова, Назов, Носовой. И тогда ассоциация с  городом Азов сыграла основную роль.  Вот это наименование  «Назовский казачий округ», созвучное  Азов – Назов, я и заложил в  Устав Назовского казачьего округа. Оно прижилось и существует  доныне.

  Первый Большой (окружной) круг состоялся 17 октября 1992 года в городе Салехарде.  Начался он с общего молебна в храме Петра и Павла. Из Тюмени по этому случаю приехал отец Валерий, который освятил казачье знамя. Кроме того, на круге присутствовали  войсковой  старшина Ю.К. Жданов и полковник И.Е. Сизиков – член Совета стариков. Итогом круга стало учреждение Обской полярной казачьей линии с атаманом – кубанским казаком Г.С. Зайцевым. На другой день прошёл круг казаков города Салехарда, который учредил Назовский казачий округ и избрал атамана – донского казака В.В. Корнева. Я  оставался советником атамана Обской полярной казачьей линии и членом правления. 

  Вновь созданные организации в субъектах федерации продолжали своё объединение и формирование уже на территории Сибири. В октябре того года делегация ямальских казаков участвовала в работе большого круга Сибирского казачьего войска в городе Барнауле. Кстати, в то время, там снимали художественный фильм о Ермаке, и мы жили с артистами в одной гостинице. А  6 декабря в Тюмени было отмечено 410-летие Сибирского казачьего войска с большим казачьим парадом, где участвовали казаки с Ямала. В начале 1993 года  совместно с атаманом Назовского казачьего округа мы  занялись созданием казачьего хора, который возглавила кубанская казачка Н.В. Пермякова. С тех пор прошло 17 лет. Хор  заслужил звание народного коллектива, стал неоднократным лауреатом и дипломантом различных фестивалей, в том числе и международного в Москве.  В дальнейшем казачьи хоровые коллективы появились в Надымском казачьем округе (Атаман С.Н. Кришталь), Ямальском казачьем округе (Атаман Г.С. Зайцев). Создан и активно выступает детский казачий ансамбль в Красноселькупском районе под руководством наказного атамана Г.В. Галушко, который стал лауреатом международного фестиваля в Польше.

  С поддержкой сотоварищей в качестве редактора-составителя в городской газете Полярный Круг стал издавать казачью страницу Назовского казачьего округа «Становление». Первый её номер вышел  6 марта 1993 года. С тех времён опубликовано 16 номеров. В дальнейшем активное участие принимал в создании  газеты Сибирского казачьего войска «Сибирские казачьи ведомости» (2003г.) и журнала «Российский казак» (2009г.).  Деятельность ямальских казаков освещалась  в газетах:  «Красный Север», «Казачьи ведомости»,  «Казачья застава», «Тюменские известия», «Донские войсковые ведомости», журналах: «Ямальский меридиан», «Ямал-сокровищница России»,  «Обская радуга» и других печатных и электронных средствах массовой информации, научных сборниках.

   Готовясь к 400-летнему юбилею города Салехарда, казаки под руководством  доктора архитектуры А.В. Ополовникова активно участвовали в строительстве Владимирской часовни и Никольской башни. В этот же период было разработано положение «О казачьем патрульном дивизионе» и направлено начальнику городского отдела внутренних дел, но тогда поддержки не получило. Активную позицию мы занимали в вопросах проработки федерального законодательства о казачестве. Лично довелось разрабатывать проект закона Тюменской области «О казачестве в Тюменской области», который был принят 19 октября 1999 года Тюменской областной Думой и подписан губернатором 5 ноября 1999 года. 

  За прошедший период казаки Обско-Полярной казачьей линии (наименование было откорректировано в дальнейшем) участвовали во встрече Святейшего Патриарха  Московского и всея Руси Алексия II в Тюмени и Надыме. А с 1994 года начали работу по созданию кадетского казачьего корпуса (классов), обратившись к главе города Салехарда, но реализовать это удалось значительно позже в 2001 году, благодаря директору СОШ  № 4 города Салехарда. С того времени кадетскую казачью выучку прошло около 200 юношей. Часть из них успешно отслужила в рядах Российской Армии, проходят обучение в военных и военизированных учебных заведениях. Практически все продолжили учёбу в высших и средних учебных заведениях.

  Занимаясь патриотическим воспитанием, казаки активно восстанавливают историческую справедливость в отношении репрессированных, работавших на «501-й сталинской стройке». Они провели перезахоронения, установили поминальные кресты  в тундре у железнодорожной станции  Обская (1995г.), в районе города Салехарда (1999г.), в Новом Порту (1996г.) В 2010 году планируется установить очередной поминальный крест на окраине Салехарда. Совместно с краеведами добились установки поминального камня жертвам репрессий у здания Ямальского полярного агропромышленного техникума (2001г.), мемориала в Салехарде, посвящённого строителям «501-й стройки» (2003г.). Приложили усилия  к восстановлению храма Святых Апостолов Петра и Павла (1990-1998г.г.), строительству новых храмов в Надыме (1994г.) и посёлке Яр-Сале (2005г.), часовен в Салехарде (1994г.) и в Новом Порту (2006г.). В настоящее время по их инициативе казаков завершается строительство  часовни в посёлке Салемал.  За прошедшее  время ежегодно издавались казачьи тематические календари.   Подготовлены и изданы очерки «Казачьему роду нет переводу!» (2001г.) и Словник «Говорим, гутарим, балакаем и применяем!..», Часть I (2009г.) (Автор В.И. Степанченко). Готовится к изданию вторая часть словника. 

      В 2009 году в соответствии с соглашением, подписанным с институтом гуманитарных исследований Тюменского государственного университета, впервые в Тюмени организована и проведена  международная научно-практическая конференция «Казачество Сибири: от Ермака до наших дней (история, язык, культура) и издан сборник статей. Казаки заполярья  участвовали практически на всех мероприятиях, которые проводились под эгидой  Сибирского казачьего войска и атамана Союза казаков России. 

  Атаманом Губкинского казачьего округа А.С. Серёгиным собраны исторические  реликвии по казачьему быту, атаман Муравленковского казачьего округа В.И. Баландин постоянно выставляет собранные реликвии в музее города Муравленко.   В 2010 году организована выставка, посвящённая пограничной службе на Ямале и 20-летию Союза казаков России в окружном музее И.С. Шемановского. И это только часть того, что делали и делают казаки Обско-Полярной казачьей линии. 

  За прошедший период  нами   были подписаны соглашения о совместной работе с УВД Ямало-Ненецкого автономного округа (1999г.), с Управлением Федеральной службы  РФ по контролю за оборотом наркотиков по ЯНАО (2006г.), с пограничным управлением ФСБ России по Курганской и Тюменской областям (2006г.), с главным  управлением МЧС России по автономному округу (2009г.), а также ряд других более ранних соглашений казачьих округов ОПКЛ: Надымским казачьим округом (1995г.), Назовским казачьим округом (1997г.), Ямальским казачьим округом (1997г.). В 2009 году мною разработан и предложен к подписанию проект трёхстороннего соглашения между администрацией и казачьими организациями ОПКЛ  Союза казаков России и реестровыми обществами на Ямале.

  Активная жизненная позиция наших казаков способствовала тому, что  жители Ямала избирали и избирают их  депутатами различного уровня. Депутатами муниципальных органов власти избирались: Г.С. Зайцев, А.Н. Старостин, В.П. Рыжков, А.М. Филимонов. В настоящее время депутатом города Салехарда избран В.С. Савинов. Депутатом законодательного органа власти Ямало-Ненецкого автономного округа в третий раз избран автор статьи. При этом хочу отметить, что  всё это, как правило, делалось не благодаря, а вопреки. Но мы выстояли!  Претерпели, и ухмылки, и нападки, и издевательства. А сегодня по прошествии двух десятков лет можем, открыто, глядя  в глаза, сказать: «Мы – были, мы –  есть и мы –  будем!»

А  в завершении приведу  слова, навеянные  мне стихами другого автора, в которых, на мой взгляд, отражена суть нашей жизни:

                Я  твёрдо убеждён: Мне ничего не надо,

                Ни громких должностей, ни злата, ни хвалы.

                Лишь рядом чувствовать семью, братов  подмогу,

                Да род казачий свой, потомкам передать!

                                          Возможно, я грешил, но никого не предал,

                                          Ни дела, чем живу, ни рода, ни друзей.

                                          Я много испытал, но под седлом я не был.

                                          Способен сам я понукать коней!

                Мы скачем – нас нагайкой гонит время,

                Мы ошибаемся, но нас не тем судить,

                Кто даже ногу не поставил в стремя,

                А только поучает нас, как надо жить!»

 

Атаман Обско-Полярной казачьей линии, первый заместитель атамана Союза сибирских, уральских, оренбургских и семиреченских казаков, полковник Союза казаков России, депутат Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, кубанский казак в восьмом поколении, кандидат юридических наук. В.И.Степанченко. 27 марта 2010года, город Салехард.

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика