Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

КАЗАЧЕСТВО НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

КАЗАЧЕСТВО НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

 (Краткие зарисовки. Конец прошлого века, начало нынешнего)

 

    Родившись в середине прошлого века на Кубани в станице Пашковской, которая была одной из первых, заложенных черноморцами станиц, при  их переселении на Кубань в 1794 году, я с детских лет рос в атмосфере казачьего быта. Подтверждением тому стало то, что уже в зрелые годы удалось восстановить свою родословную казачью линию с 1780 года.    

    До сегодняшнего дня в памяти, глиняные замесы для изготовления самана, когда работа превращалась в праздник, поиски остатков старинного оружия под кубанскими кручами, ночная ловля сомов. Весёлые застолья старших после работы всей улицей на строительстве дома для очередной молодой семьи со старинными казачьими песнями и беседами, ночёвки под виноградной лозой, когда во всё небо  виден «чумацкий шлях». А крестик, который ты получил во время крещения, но который тогда нельзя было публично носить. А воспоминания старших и пожелтевшие фотографии  дореволюционных лет, которых было единицы. На них изображены твой прадед и его сотоварищи – кубанцы в годы первой  мировой войны. А безусловное обращение к старшим на «Вы» и почтение к ним.   

     А единственная остававшаяся в семье дореволюционная медаль, посвящённая 300-летию дома Романовых, настоящий казачий кинжал с которым бегал в огороде и деревянная, сделанная дедом из дуба, почти как настоящая  шашка, которой можно было рубить бурьян, а штыки от трехлинейки, немецкой винтовки и поднятый мной со дна ржавый револьвер. Не говоря уже о различных солдатских фляжках и котелках с надписями былых владельцев, разных пулемётных лентах, патронах и осколках снарядов, касках. Да разве всё в одночасье вспомнишь.  

     Но это и были те основы быта и культуры, которые  формировали основы мировоззрения и  всегда были в глубине души и которые, несомненно, подтолкнули к активным действиям в конце 80-х годов прошлого века, когда начали  создаваться первые очаги публичной   казачьей культуры, стали появляться публикации и статьи. Живя  в Салехарде, пытался найти связь с казачьими организациями  своей станицы,  писал письма первым атаманам,   в поселковый Совет, но, к сожалению ответов не получал.

     В Салехарде первая   встреча с человеком, который высказывал аналогичные моим мысли о возрождающемся казачестве, произошла в начале 90-х годов. Был это Н. И. Нагибин – учитель школы, который пришёл ко мне на приём (я тогда работал заместителем председателя городского Совета народных депутатов). С ним  мы  сразу нашли общий язык, хотя до этого знакомы не были.  Но убеждённость обоих в нужности и важности работы по возрождению казачества, несомненно, позволила активно включиться в эту деятельность.

  Затем были встречи с Г.С. Зайцевым, В.В. Корневым, Г.М. Терешенковым и другими небезразличными людьми с которыми мы приступили к реализации идеи  объединения  тех,  в чьих жилах течёт казачья кровь, независимо от того, где они родились и жили ранее. Были мы тогда конечно идеалистами. Начали с воспоминаний и поисков, уточнения традиций  которые были раньше в казачьей среде, искали образцы казачьей одежды и мастеров, которые смогли бы её сшить. Начали собираться, обсуждать, спорить и искать «себе подобных». Конечно, нас тогда многие не понимали. К сожалению, есть это и сейчас. Но после проведения  в Москве 29-30 июня 1990 года первого большого круга, на котором был официально создан Союз казаков России, стали формироваться первые казачьи организации и в Тюменской области. 14 января 1992 года, первым атаманом Тюменского казачьего округа  И.Л. Лохмановым был издан приказ о создании «Обдорской казачьей общины» с наказным атаманом  Г.С. Зайцевым. Он тогда был депутатом областного Совета народных депутатов и регулярно бывал в Тюмени. Работа стала вестись активнее. В то время я возглавлял городской оргкомитет программы «Салехард 400», который занимался подготовкой города к его 400 летнему юбилею и был советником  наказного атамана. Этим оргкомитетом  был учреждён специальный счёт на подготовку к юбилею. Первой «ласточкой» были казаки, они собрали и перечислили 1100 рублей. По тем временам – это  приличные деньги. И, конечно же, к  участию в городских субботниках мы  старались привлекать первых казаков, а именно В.В. Корнева, Н.И. Нагибина, В.Ф. и А.В. Таякиных, Г.М. Терешенкова, В.М. Шашкова и других, которые сочувствовали казачеству. 

  Горд, что мне удалось убедить депутатов и принимать решение о передаче помещения храма Петра и Павла  православной общине, подписав 6 октября 1990 года соответствующее решение городского Совета. А 14 сентября 1992 года коллегия совета народных депутатов  Ямало-Ненецкого автономного округа  приняла решение,  в котором было дано поручение администрации автономного округа определить в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации порядок регистрации Обдорской казачьей общины, а также предусмотреть финансирование организаторской работы по проведению Большого круга.

    В этой связи мне было поручено разработать проекты уставных документов как для  будущей окружной организации, так и для салехардской городской. Учась тогда на юридическом факультете Тюменского государственного университета,  увлекся краеведением, и у меня зародилась идея включить в название создаваемой окружной казачьей организации слова «Полярная казачья линия», которые бы отражали суть линейного расселения казаков в старину. В последствии на круге казаки поддержали это, дополнив только слово «Обская». Готовя устав городской организации, я также задумался над её наименованием. Ведь исторически салехардских казаков не было, обдорских тоже. Так как в летописях XVII-го века на месте современного Салехарда   упоминалось поселение  под русским названием Назова, Назов, Носовой. И тогда ассоциация с  городом Азов сыграла основную роль.  Вот это наименование  «Назовский казачий округ», созвучное  Азов – Назов, я и заложил в  Устав Назовского казачьего округа. Оно прижилось и существует  доныне.

  Первый Большой (окружной) круг состоялся 17 октября 1992 года в городе Салехарде.  Начался он с общего молебна в храме Петра и Павла. Из Тюмени по этому случаю приехал отец Валерий, который освятил казачье знамя. Кроме того, на круге присутствовали  войсковой  старшина Ю.К. Жданов и полковник И.Е. Сизиков – член Совета стариков. Итогом круга стало учреждение Обской полярной казачьей линии с атаманом – кубанским казаком Г.С. Зайцевым. На другой день прошёл круг казаков города Салехарда, который учредил Назовский казачий округ и избрал атамана – донского казака В.В. Корнева. Я  оставался советником атамана Обской полярной казачьей линии и членом правления. 

  Вновь созданные организации в субъектах федерации продолжали своё объединение и формирование уже на территории Сибири. В октябре того года делегация ямальских казаков участвовала в работе большого круга Сибирского казачьего войска в городе Барнауле. Кстати, в то время, там снимали художественный фильм о Ермаке, и мы жили с артистами в одной гостинице. А  6 декабря в Тюмени было отмечено 410-летие Сибирского казачьего войска с большим казачьим парадом, где участвовали казаки с Ямала. В начале 1993 года  совместно с атаманом Назовского казачьего округа мы  занялись созданием казачьего хора, который возглавила кубанская казачка Н.В. Пермякова. С тех пор прошло 17 лет. Хор  заслужил звание народного коллектива, стал неоднократным лауреатом и дипломантом различных фестивалей, в том числе и международного в Москве.  В дальнейшем казачьи хоровые коллективы появились в Надымском казачьем округе (Атаман С.Н. Кришталь), Ямальском казачьем округе (Атаман Г.С. Зайцев). Создан и активно выступает детский казачий ансамбль в Красноселькупском районе под руководством наказного атамана Г.В. Галушко, который стал лауреатом международного фестиваля в Польше.

  С поддержкой сотоварищей в качестве редактора-составителя в городской газете Полярный Круг стал издавать казачью страницу Назовского казачьего округа «Становление». Первый её номер вышел  6 марта 1993 года. С тех времён опубликовано 16 номеров. В дальнейшем активное участие принимал в создании  газеты Сибирского казачьего войска «Сибирские казачьи ведомости» (2003г.) и журнала «Российский казак» (2009г.).  Деятельность ямальских казаков освещалась  в газетах:  «Красный Север», «Казачьи ведомости»,  «Казачья застава», «Тюменские известия», «Донские войсковые ведомости», журналах: «Ямальский меридиан», «Ямал-сокровищница России»,  «Обская радуга» и других печатных и электронных средствах массовой информации, научных сборниках.

   Готовясь к 400-летнему юбилею города Салехарда, казаки под руководством  доктора архитектуры А.В. Ополовникова активно участвовали в строительстве Владимирской часовни и Никольской башни. В этот же период было разработано положение «О казачьем патрульном дивизионе» и направлено начальнику городского отдела внутренних дел, но тогда поддержки не получило. Активную позицию мы занимали в вопросах проработки федерального законодательства о казачестве. Лично довелось разрабатывать проект закона Тюменской области «О казачестве в Тюменской области», который был принят 19 октября 1999 года Тюменской областной Думой и подписан губернатором 5 ноября 1999 года. 

  За прошедший период казаки Обско-Полярной казачьей линии (наименование было откорректировано в дальнейшем) участвовали во встрече Святейшего Патриарха  Московского и всея Руси Алексия II в Тюмени и Надыме. А с 1994 года начали работу по созданию кадетского казачьего корпуса (классов), обратившись к главе города Салехарда, но реализовать это удалось значительно позже в 2001 году, благодаря директору СОШ  № 4 города Салехарда. С того времени кадетскую казачью выучку прошло около 200 юношей. Часть из них успешно отслужила в рядах Российской Армии, проходят обучение в военных и военизированных учебных заведениях. Практически все продолжили учёбу в высших и средних учебных заведениях.

  Занимаясь патриотическим воспитанием, казаки активно восстанавливают историческую справедливость в отношении репрессированных, работавших на «501-й сталинской стройке». Они провели перезахоронения, установили поминальные кресты  в тундре у железнодорожной станции  Обская (1995г.), в районе города Салехарда (1999г.), в Новом Порту (1996г.) В 2010 году планируется установить очередной поминальный крест на окраине Салехарда. Совместно с краеведами добились установки поминального камня жертвам репрессий у здания Ямальского полярного агропромышленного техникума (2001г.), мемориала в Салехарде, посвящённого строителям «501-й стройки» (2003г.). Приложили усилия  к восстановлению храма Святых Апостолов Петра и Павла (1990-1998г.г.), строительству новых храмов в Надыме (1994г.) и посёлке Яр-Сале (2005г.), часовен в Салехарде (1994г.) и в Новом Порту (2006г.). В настоящее время по их инициативе казаков завершается строительство  часовни в посёлке Салемал.  За прошедшее  время ежегодно издавались казачьи тематические календари.   Подготовлены и изданы очерки «Казачьему роду нет переводу!» (2001г.) и Словник «Говорим, гутарим, балакаем и применяем!..», Часть I (2009г.) (Автор В.И. Степанченко). Готовится к изданию вторая часть словника. 

      В 2009 году в соответствии с соглашением, подписанным с институтом гуманитарных исследований Тюменского государственного университета, впервые в Тюмени организована и проведена  международная научно-практическая конференция «Казачество Сибири: от Ермака до наших дней (история, язык, культура) и издан сборник статей. Казаки заполярья  участвовали практически на всех мероприятиях, которые проводились под эгидой  Сибирского казачьего войска и атамана Союза казаков России. 

  Атаманом Губкинского казачьего округа А.С. Серёгиным собраны исторические  реликвии по казачьему быту, атаман Муравленковского казачьего округа В.И. Баландин постоянно выставляет собранные реликвии в музее города Муравленко.   В 2010 году организована выставка, посвящённая пограничной службе на Ямале и 20-летию Союза казаков России в окружном музее И.С. Шемановского. И это только часть того, что делали и делают казаки Обско-Полярной казачьей линии. 

  За прошедший период  нами   были подписаны соглашения о совместной работе с УВД Ямало-Ненецкого автономного округа (1999г.), с Управлением Федеральной службы  РФ по контролю за оборотом наркотиков по ЯНАО (2006г.), с пограничным управлением ФСБ России по Курганской и Тюменской областям (2006г.), с главным  управлением МЧС России по автономному округу (2009г.), а также ряд других более ранних соглашений казачьих округов ОПКЛ: Надымским казачьим округом (1995г.), Назовским казачьим округом (1997г.), Ямальским казачьим округом (1997г.). В 2009 году мною разработан и предложен к подписанию проект трёхстороннего соглашения между администрацией и казачьими организациями ОПКЛ  Союза казаков России и реестровыми обществами на Ямале.

  Активная жизненная позиция наших казаков способствовала тому, что  жители Ямала избирали и избирают их  депутатами различного уровня. Депутатами муниципальных органов власти избирались: Г.С. Зайцев, А.Н. Старостин, В.П. Рыжков, А.М. Филимонов. В настоящее время депутатом города Салехарда избран В.С. Савинов. Депутатом законодательного органа власти Ямало-Ненецкого автономного округа в третий раз избран автор статьи. При этом хочу отметить, что  всё это, как правило, делалось не благодаря, а вопреки. Но мы выстояли!  Претерпели, и ухмылки, и нападки, и издевательства. А сегодня по прошествии двух десятков лет можем, открыто, глядя  в глаза, сказать: «Мы – были, мы –  есть и мы –  будем!»

А  в завершении приведу  слова, навеянные  мне стихами другого автора, в которых, на мой взгляд, отражена суть нашей жизни:

                Я  твёрдо убеждён: Мне ничего не надо,

                Ни громких должностей, ни злата, ни хвалы.

                Лишь рядом чувствовать семью, братов  подмогу,

                Да род казачий свой, потомкам передать!

                                          Возможно, я грешил, но никого не предал,

                                          Ни дела, чем живу, ни рода, ни друзей.

                                          Я много испытал, но под седлом я не был.

                                          Способен сам я понукать коней!

                Мы скачем – нас нагайкой гонит время,

                Мы ошибаемся, но нас не тем судить,

                Кто даже ногу не поставил в стремя,

                А только поучает нас, как надо жить!»

 

Атаман Обско-Полярной казачьей линии, первый заместитель атамана Союза сибирских, уральских, оренбургских и семиреченских казаков, полковник Союза казаков России, депутат Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, кубанский казак в восьмом поколении, кандидат юридических наук. В.И.Степанченко. 27 марта 2010года, город Салехард.

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
МЫ ПОМНИМ ВСЁ!
КРУГЛЫЙ СТОЛ О КАЗАЧЕСТВЕ С УЧАСТИЕМ КИТАЙСКОГО УЧЁНОГО
НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ПОМНЯТ ОБ ОБДОРСКОМ ПОЛКУ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
СОЗДАДИМ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ О ЕРМАКЕ НА НАРОДНЫЕ ДЕНЬГИ!
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ 95 ЛЕТ!
Обновление от 07.02.2018г.
ВСТРЕЧА КАЗАКОВ-КРАЕВЕДОВ С КАДЕТАМИ В ПРЕДВЕРИИ ДНЯ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА
СЛОВНИК О ЕРМАКЕ РАСПЕЧАТАЮТ НА ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СРЕДСТВА
ПОЗИЦИЯ СОЮЗА КАЗАКОВ ОДОБРЕНА НА ЯМАЛЕ
ОБЩАЯ ПАМЯТЬ, РАСШИРЯЮЩАЯ ГРАНИЦЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДРУЖБЫ
ЕРМАК – РУССКИЙ КОЛУМБ СИБИРИ
УРОКИ ПАТРИОТИМА В СЕЛЕ САЛЕМАЛ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА
«КАЗАЧЕСТВО ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА БЫЛО ПОДВЕРГУТО ЖЕСТОЧАЙШИМ РЕПРЕССИЯМ, ПО СУТИ – ГЕНОЦИДУ» И ПОТОМКИ ДОЛЖНЫ ОБ ЭТОМ ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ!
Обновление от 18.01.2018г. УЗНИКИ СОВЕСТИ, ЕЩЁ ОДИН НОВЫЙ ГОД В ТЮРЬМЕ
Обновление от 12.01.2018г. ВЗГЛЯД НА СОБЫТИЯ 2017 ГОДА С ПОЗИЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОГНОЗЫ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика