(Краткие зарисовки. Конец прошлого века, начало нынешнего)
Родившись в середине прошлого века на Кубани в станице Пашковской, которая была одной из первых, заложенных черноморцами станиц, при их переселении на Кубань в 1794 году, я с детских лет рос в атмосфере казачьего быта. Подтверждением тому стало то, что уже в зрелые годы удалось восстановить свою родословную казачью линию с 1780 года.
До сегодняшнего дня в памяти, глиняные замесы для изготовления самана, когда работа превращалась в праздник, поиски остатков старинного оружия под кубанскими кручами, ночная ловля сомов. Весёлые застолья старших после работы всей улицей на строительстве дома для очередной молодой семьи со старинными казачьими песнями и беседами, ночёвки под виноградной лозой, когда во всё небо виден «чумацкий шлях». А крестик, который ты получил во время крещения, но который тогда нельзя было публично носить. А воспоминания старших и пожелтевшие фотографии дореволюционных лет, которых было единицы. На них изображены твой прадед и его сотоварищи – кубанцы в годы первой мировой войны. А безусловное обращение к старшим на «Вы» и почтение к ним.
А единственная остававшаяся в семье дореволюционная медаль, посвящённая 300-летию дома Романовых, настоящий казачий кинжал с которым бегал в огороде и деревянная, сделанная дедом из дуба, почти как настоящая шашка, которой можно было рубить бурьян, а штыки от трехлинейки, немецкой винтовки и поднятый мной со дна ржавый револьвер. Не говоря уже о различных солдатских фляжках и котелках с надписями былых владельцев, разных пулемётных лентах, патронах и осколках снарядов, касках. Да разве всё в одночасье вспомнишь.
Но это и были те основы быта и культуры, которые формировали основы мировоззрения и всегда были в глубине души и которые, несомненно, подтолкнули к активным действиям в конце 80-х годов прошлого века, когда начали создаваться первые очаги публичной казачьей культуры, стали появляться публикации и статьи. Живя в Салехарде, пытался найти связь с казачьими организациями своей станицы, писал письма первым атаманам, в поселковый Совет, но, к сожалению ответов не получал.
В Салехарде первая встреча с человеком, который высказывал аналогичные моим мысли о возрождающемся казачестве, произошла в начале 90-х годов. Был это Н. И. Нагибин – учитель школы, который пришёл ко мне на приём (я тогда работал заместителем председателя городского Совета народных депутатов). С ним мы сразу нашли общий язык, хотя до этого знакомы не были. Но убеждённость обоих в нужности и важности работы по возрождению казачества, несомненно, позволила активно включиться в эту деятельность.
Затем были встречи с Г.С. Зайцевым, В.В. Корневым, Г.М. Терешенковым и другими небезразличными людьми с которыми мы приступили к реализации идеи объединения тех, в чьих жилах течёт казачья кровь, независимо от того, где они родились и жили ранее. Были мы тогда конечно идеалистами. Начали с воспоминаний и поисков, уточнения традиций которые были раньше в казачьей среде, искали образцы казачьей одежды и мастеров, которые смогли бы её сшить. Начали собираться, обсуждать, спорить и искать «себе подобных». Конечно, нас тогда многие не понимали. К сожалению, есть это и сейчас. Но после проведения в Москве 29-30 июня 1990 года первого большого круга, на котором был официально создан Союз казаков России, стали формироваться первые казачьи организации и в Тюменской области. 14 января 1992 года, первым атаманом Тюменского казачьего округа И.Л. Лохмановым был издан приказ о создании «Обдорской казачьей общины» с наказным атаманом Г.С. Зайцевым. Он тогда был депутатом областного Совета народных депутатов и регулярно бывал в Тюмени. Работа стала вестись активнее. В то время я возглавлял городской оргкомитет программы «Салехард 400», который занимался подготовкой города к его 400 летнему юбилею и был советником наказного атамана. Этим оргкомитетом был учреждён специальный счёт на подготовку к юбилею. Первой «ласточкой» были казаки, они собрали и перечислили 1100 рублей. По тем временам – это приличные деньги. И, конечно же, к участию в городских субботниках мы старались привлекать первых казаков, а именно В.В. Корнева, Н.И. Нагибина, В.Ф. и А.В. Таякиных, Г.М. Терешенкова, В.М. Шашкова и других, которые сочувствовали казачеству.
Горд, что мне удалось убедить депутатов и принимать решение о передаче помещения храма Петра и Павла православной общине, подписав 6 октября 1990 года соответствующее решение городского Совета. А 14 сентября 1992 года коллегия совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение, в котором было дано поручение администрации автономного округа определить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации порядок регистрации Обдорской казачьей общины, а также предусмотреть финансирование организаторской работы по проведению Большого круга.
В этой связи мне было поручено разработать проекты уставных документов как для будущей окружной организации, так и для салехардской городской. Учась тогда на юридическом факультете Тюменского государственного университета, увлекся краеведением, и у меня зародилась идея включить в название создаваемой окружной казачьей организации слова «Полярная казачья линия», которые бы отражали суть линейного расселения казаков в старину. В последствии на круге казаки поддержали это, дополнив только слово «Обская». Готовя устав городской организации, я также задумался над её наименованием. Ведь исторически салехардских казаков не было, обдорских тоже. Так как в летописях XVII-го века на месте современного Салехарда упоминалось поселение под русским названием Назова, Назов, Носовой. И тогда ассоциация с городом Азов сыграла основную роль. Вот это наименование «Назовский казачий округ», созвучное Азов – Назов, я и заложил в Устав Назовского казачьего округа. Оно прижилось и существует доныне.
Первый Большой (окружной) круг состоялся 17 октября 1992 года в городе Салехарде. Начался он с общего молебна в храме Петра и Павла. Из Тюмени по этому случаю приехал отец Валерий, который освятил казачье знамя. Кроме того, на круге присутствовали войсковой старшина Ю.К. Жданов и полковник И.Е. Сизиков – член Совета стариков. Итогом круга стало учреждение Обской полярной казачьей линии с атаманом – кубанским казаком Г.С. Зайцевым. На другой день прошёл круг казаков города Салехарда, который учредил Назовский казачий округ и избрал атамана – донского казака В.В. Корнева. Я оставался советником атамана Обской полярной казачьей линии и членом правления.
Вновь созданные организации в субъектах федерации продолжали своё объединение и формирование уже на территории Сибири. В октябре того года делегация ямальских казаков участвовала в работе большого круга Сибирского казачьего войска в городе Барнауле. Кстати, в то время, там снимали художественный фильм о Ермаке, и мы жили с артистами в одной гостинице. А 6 декабря в Тюмени было отмечено 410-летие Сибирского казачьего войска с большим казачьим парадом, где участвовали казаки с Ямала. В начале 1993 года совместно с атаманом Назовского казачьего округа мы занялись созданием казачьего хора, который возглавила кубанская казачка Н.В. Пермякова. С тех пор прошло 17 лет. Хор заслужил звание народного коллектива, стал неоднократным лауреатом и дипломантом различных фестивалей, в том числе и международного в Москве. В дальнейшем казачьи хоровые коллективы появились в Надымском казачьем округе (Атаман С.Н. Кришталь), Ямальском казачьем округе (Атаман Г.С. Зайцев). Создан и активно выступает детский казачий ансамбль в Красноселькупском районе под руководством наказного атамана Г.В. Галушко, который стал лауреатом международного фестиваля в Польше.
С поддержкой сотоварищей в качестве редактора-составителя в городской газете Полярный Круг стал издавать казачью страницу Назовского казачьего округа «Становление». Первый её номер вышел 6 марта 1993 года. С тех времён опубликовано 16 номеров. В дальнейшем активное участие принимал в создании газеты Сибирского казачьего войска «Сибирские казачьи ведомости» (2003г.) и журнала «Российский казак» (2009г.). Деятельность ямальских казаков освещалась в газетах: «Красный Север», «Казачьи ведомости», «Казачья застава», «Тюменские известия», «Донские войсковые ведомости», журналах: «Ямальский меридиан», «Ямал-сокровищница России», «Обская радуга» и других печатных и электронных средствах массовой информации, научных сборниках.
Готовясь к 400-летнему юбилею города Салехарда, казаки под руководством доктора архитектуры А.В. Ополовникова активно участвовали в строительстве Владимирской часовни и Никольской башни. В этот же период было разработано положение «О казачьем патрульном дивизионе» и направлено начальнику городского отдела внутренних дел, но тогда поддержки не получило. Активную позицию мы занимали в вопросах проработки федерального законодательства о казачестве. Лично довелось разрабатывать проект закона Тюменской области «О казачестве в Тюменской области», который был принят 19 октября 1999 года Тюменской областной Думой и подписан губернатором 5 ноября 1999 года.
За прошедший период казаки Обско-Полярной казачьей линии (наименование было откорректировано в дальнейшем) участвовали во встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Тюмени и Надыме. А с 1994 года начали работу по созданию кадетского казачьего корпуса (классов), обратившись к главе города Салехарда, но реализовать это удалось значительно позже в 2001 году, благодаря директору СОШ № 4 города Салехарда. С того времени кадетскую казачью выучку прошло около 200 юношей. Часть из них успешно отслужила в рядах Российской Армии, проходят обучение в военных и военизированных учебных заведениях. Практически все продолжили учёбу в высших и средних учебных заведениях.
Занимаясь патриотическим воспитанием, казаки активно восстанавливают историческую справедливость в отношении репрессированных, работавших на «501-й сталинской стройке». Они провели перезахоронения, установили поминальные кресты в тундре у железнодорожной станции Обская (1995г.), в районе города Салехарда (1999г.), в Новом Порту (1996г.) В 2010 году планируется установить очередной поминальный крест на окраине Салехарда. Совместно с краеведами добились установки поминального камня жертвам репрессий у здания Ямальского полярного агропромышленного техникума (2001г.), мемориала в Салехарде, посвящённого строителям «501-й стройки» (2003г.). Приложили усилия к восстановлению храма Святых Апостолов Петра и Павла (1990-1998г.г.), строительству новых храмов в Надыме (1994г.) и посёлке Яр-Сале (2005г.), часовен в Салехарде (1994г.) и в Новом Порту (2006г.). В настоящее время по их инициативе казаков завершается строительство часовни в посёлке Салемал. За прошедшее время ежегодно издавались казачьи тематические календари. Подготовлены и изданы очерки «Казачьему роду нет переводу!» (2001г.) и Словник «Говорим, гутарим, балакаем и применяем!..», Часть I (2009г.) (Автор В.И. Степанченко). Готовится к изданию вторая часть словника.
В 2009 году в соответствии с соглашением, подписанным с институтом гуманитарных исследований Тюменского государственного университета, впервые в Тюмени организована и проведена международная научно-практическая конференция «Казачество Сибири: от Ермака до наших дней (история, язык, культура) и издан сборник статей. Казаки заполярья участвовали практически на всех мероприятиях, которые проводились под эгидой Сибирского казачьего войска и атамана Союза казаков России.
Атаманом Губкинского казачьего округа А.С. Серёгиным собраны исторические реликвии по казачьему быту, атаман Муравленковского казачьего округа В.И. Баландин постоянно выставляет собранные реликвии в музее города Муравленко. В 2010 году организована выставка, посвящённая пограничной службе на Ямале и 20-летию Союза казаков России в окружном музее И.С. Шемановского. И это только часть того, что делали и делают казаки Обско-Полярной казачьей линии.
За прошедший период нами были подписаны соглашения о совместной работе с УВД Ямало-Ненецкого автономного округа (1999г.), с Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по ЯНАО (2006г.), с пограничным управлением ФСБ России по Курганской и Тюменской областям (2006г.), с главным управлением МЧС России по автономному округу (2009г.), а также ряд других более ранних соглашений казачьих округов ОПКЛ: Надымским казачьим округом (1995г.), Назовским казачьим округом (1997г.), Ямальским казачьим округом (1997г.). В 2009 году мною разработан и предложен к подписанию проект трёхстороннего соглашения между администрацией и казачьими организациями ОПКЛ Союза казаков России и реестровыми обществами на Ямале.
Активная жизненная позиция наших казаков способствовала тому, что жители Ямала избирали и избирают их депутатами различного уровня. Депутатами муниципальных органов власти избирались: Г.С. Зайцев, А.Н. Старостин, В.П. Рыжков, А.М. Филимонов. В настоящее время депутатом города Салехарда избран В.С. Савинов. Депутатом законодательного органа власти Ямало-Ненецкого автономного округа в третий раз избран автор статьи. При этом хочу отметить, что всё это, как правило, делалось не благодаря, а вопреки. Но мы выстояли! Претерпели, и ухмылки, и нападки, и издевательства. А сегодня по прошествии двух десятков лет можем, открыто, глядя в глаза, сказать: «Мы – были, мы – есть и мы – будем!»
А в завершении приведу слова, навеянные мне стихами другого автора, в которых, на мой взгляд, отражена суть нашей жизни:
Я твёрдо убеждён: Мне ничего не надо,
Ни громких должностей, ни злата, ни хвалы.
Лишь рядом чувствовать семью, братов подмогу,
Да род казачий свой, потомкам передать!
Возможно, я грешил, но никого не предал,
Ни дела, чем живу, ни рода, ни друзей.
Я много испытал, но под седлом я не был.
Способен сам я понукать коней!
Мы скачем – нас нагайкой гонит время,
Мы ошибаемся, но нас не тем судить,
Кто даже ногу не поставил в стремя,
А только поучает нас, как надо жить!»
Атаман Обско-Полярной казачьей линии, первый заместитель атамана Союза сибирских, уральских, оренбургских и семиреченских казаков, полковник Союза казаков России, депутат Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, кубанский казак в восьмом поколении, кандидат юридических наук. В.И.Степанченко. 27 марта 2010года, город Салехард.