Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

КАЗАЧИЙ БРАТ ВЕЛИКОГО МОГУЧЕГО…

КАЗАЧИЙ БРАТ ВЕЛИКОГО МОГУЧЕГО…

 КАЗАЧИЙ СЛОВНИК

 Вздрючить – поднять высоко; Наточить – налить; Оклунок – остаток чего-нибудь ; Распонахать – рассечь; Самовидец – очевидец;Сипа – презрительное название на Дону иногородних, не казаков; Скаженный – сумасшедший; Смалечку – с детства; С махмары – с похмелья

    Еще остались люди на Руси, которые и коня могут вздрючить навздыбы, и воды наточить. Раньше много их было, смалечку не один миллион таких людей стерег и расширял российские границы. А выжил оклунок – счастливые потомки тех, кого сипы скаженные не успели с махмары обобрать и шашками распонахать ... Истребление этих людей происходило на протяжении многих лет и с методичной жестокостью. Вот как одну из таких большевистских «акций» со слов самовидца описал белогвардейский следователь: «Партию казаков отвели к кладбищенской ограде ... перекололи всех штыками, штыками же, как вилами, перебрасывали тела в могилу через ограду. Были между брошенными и живые казаки, зарыли их в землю заживо. Зарывали казненных казаки же, которых выгоняли на работу оружием. Когда зарывали изрубленного шашками казака Седенко, он застонал и стал просить напиться. Большевики предложили ему попить крови из свежих ран зарубленных с ним станичников... Всего казнено в Чамлыкской 185 казаков. Трупы их по нескольку дней оставались незарытыми; свиньи и собаки растаскивали по полям казачье тело... » 

Не одним колоколам рвали языки

   Как вы уже догадались, дорогие читатели «Красного Севера», необычные и многострадальные люди, о которых зашел разговор, – казаки. А статья эта посвящена их необычному говору, – словам, без которых не дано будет понять ни уклада этих людей, ни образа их мыслей, да и нашего общего с ними прошлого тоже. Вместе с колоритным казачьим говором ушла из нашей жизни не только государство-образующая, хозяйствующая, антибольшевистская по сути своей и укладу сила. Ушла и необычайная сила слов, которыми можно было и силу вражью заклясть, и ослуха надоумить. То есть случилось то, о чем так долго мечтали международные террористы-переворотчики, которые еще долго и вполне откровенно величали свое творение не октябрьской революцией, а октябрьским переворотом. Мир перевернулся, и возник на пепелище старого мира упрощенный язык, сначала это упрощение коснулось только грамматики, а потом и терминологии. 

И вот теперь, по прошествии десятилетий разъязычивания русского народа, подмены живого слога канцеляризмами и англицизмами, мы пожинаем горькие плоды, которые не по вкусу ни правым, ни левым, ни беспартийным. Что делать? «Убить себя в отчаянии ап стену» не  по-христиански, и «выпить йаду» – тоже. Очевидно, необходимо культурное контрвлияние или реставрация старого и доброго, если оно претендует на вечное. Одним из кирпичиков такой реставрации стала очередная книга известного на Ямале общественного деятеля, кубанского казака в восьмом поколении, кандидата юридических наук Валерия Степанченко. Её название само за себя скажет: «Говорим, гутарим, балакаем и применяем!..» 

2608 слов в лоб «падонкам»

 Вы даже не представляете, дорогие читатели, сколько раз мне пришлось ругать программу Мiсrosоft  Word в процессе работы над этой статьей! Для неё все самые смачные, сытные, вкусные слова просторечные выражения, а посему бездушная «прога» предлагает избегать нелитературных выражений. Тудыть её в качель! В книге Валерия Ивановича собраны 2608 слов, которые касаются казачьего уклада, бытовых понятий,  а также православия в казачестве и военного дела. А началась большая работа над этой книгой с желания собрать хотя бы три сотни терминов, о которых в большинстве случаев разве что люди старшего поколения помнят. Затем, по словам автора, он поставил цель по сложнее – пятьсот слов, сейчас же сверх того, что вошло в книгу, у него их еще триста. Если их присовокупить к тому, что уже вышло в печати, получится книга, сопоставимая по объему со стандартным англо-русским словарем. А ведь казачьих терминов, пожалуй, гораздо больше ... 

Как-то сам собой напрашивается вопрос об особом статусе казачьей терминологии: раз она так объемна, может быть, имеет смысл говорить о существовании целого языка? Вот что по этому поводу ответил «Красному Северу» Валерий Степанченко: 

 В полной мере казачий говор языком нельзя назвать, но он мог бы им стать со временем, как и казаки, не будь репрессий, могли бы со временем оформиться в этнос. По крайней мере, ряд ученых полагает, что для этого были предпосылки. Вообще, казачья терминология впитала в себя очень много диалектов и слов народов, с которыми казаки соприкасались в мирной и военной жизни. И вот что примечательно: изначально я планировал классифицировать собранные слова не по сферам жизни, а по всем одиннадцати казачьим войскам, будто одно и то же понятие на Дону или Кубани по-разному звучит. А потом увидел, что все казаки прекрасно понимают друг друга, и уральские, и астраханские. Слова, которые они употребляют, различаются разве что ударением или окончанием. 

  А по какому принципу вы определяли принадлежность слова к казачьему говору? А вдруг это просто старорусский термин, сохранившийся в казачьей среде в силу долговечности её уклада? По крайней мере, мне показалось, что многое из того, что вы представили в своей книге, употребляют в разговоре не только казаки. Да и этимология многих слов мне, как русскому человеку, понятна. 

   Правильно! Потому-то и не правы те, кто казаков от остальной России отделяет. Конечно, есть среди собранных мной терминов и старорусские слова, которые и поныне в ходу в средней полосе России. По сути, словарный запас казаков, их говор является не просто хранителем культурного пласта этой этнокультурной общности, но и неразрывен с историей русского, славянского мира! Ведь даже запорожцы никогда не говорили на украинском языке! Они и говорили, и письма свои писали по-русски. Сейчас это многие ученые подтверждают. 

Насильно казаком не будешь!

Беседа с Валерием Степанченко о языке как-то сама собой свернула на больную для потомственных казаков тему:  «Уж каким злом было расказачивание, но история еще оценит и рьяное оказачивание, – говорит Валерий Иванович. – В психологическом и культурологическом плане обратный процесс в нынешнем виде нанесет большой вред. Сегодня, по воле властей, едва ли не в каждой деревне пытаются создать казачьи организации. Почему-то возобладало мнение, что если человек служил в органах внутренних дел или в вооруженных силах, то он априори может быть казаком. Но разве можно возродить казачество, просто записав в казаки тех, кто не имел к этой общности людей никакого отношения?! Уж если мы говорим о возрождении казачества, то должны понимать, что и в былые времена настоящим казаком считался житель станицы во втором поколении, то есть человек, в полной мере впитавший не только традиции, обычаи, но и образ мыслей этой общности людей ...» 

  Есть в книге Валерия Степанченко такой термин: уклад. И значение ему дано крепкое – сталь. Так вот, когда современники говорят о возрождении казачества, они должны знать, что в общепринятом понимании уклад, порядок тобишь, у родовых казаков со стальным отливом. И если есть в стране политическая воля возродить казачество, придется определиться и с тем, для лубка или для реальной жизни это делается. Для парадного ношения формы или для истинного возрождения родового уклада, который не приемлет многое из того, что убивает и язык, и черты казачьего характера. А ведь в чертах этих и умение заглянуть в саму суть вещей! Потому-то многие ныне воды могут налить разве что из-под крана, а настоящий казак воды наточит, потому, как от самого источника возьмёт.

 

 Баландин Андрей. //Красный Север. 12 мая 2010 года, № 36 (15452), город Салехард

P.S. Когда статья была уже готова, я перезвонил в церковную лавку храма Святых Апостолов Петра и Павла в Салехарде. Как и обещал мой собеседник, небольшая часть тиража его книги была уже там.

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика