Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

КАЗАЧИЙ БРАТ ВЕЛИКОГО МОГУЧЕГО…

КАЗАЧИЙ БРАТ ВЕЛИКОГО МОГУЧЕГО…

 КАЗАЧИЙ СЛОВНИК

 Вздрючить – поднять высоко; Наточить – налить; Оклунок – остаток чего-нибудь ; Распонахать – рассечь; Самовидец – очевидец;Сипа – презрительное название на Дону иногородних, не казаков; Скаженный – сумасшедший; Смалечку – с детства; С махмары – с похмелья

    Еще остались люди на Руси, которые и коня могут вздрючить навздыбы, и воды наточить. Раньше много их было, смалечку не один миллион таких людей стерег и расширял российские границы. А выжил оклунок – счастливые потомки тех, кого сипы скаженные не успели с махмары обобрать и шашками распонахать ... Истребление этих людей происходило на протяжении многих лет и с методичной жестокостью. Вот как одну из таких большевистских «акций» со слов самовидца описал белогвардейский следователь: «Партию казаков отвели к кладбищенской ограде ... перекололи всех штыками, штыками же, как вилами, перебрасывали тела в могилу через ограду. Были между брошенными и живые казаки, зарыли их в землю заживо. Зарывали казненных казаки же, которых выгоняли на работу оружием. Когда зарывали изрубленного шашками казака Седенко, он застонал и стал просить напиться. Большевики предложили ему попить крови из свежих ран зарубленных с ним станичников... Всего казнено в Чамлыкской 185 казаков. Трупы их по нескольку дней оставались незарытыми; свиньи и собаки растаскивали по полям казачье тело... » 

Не одним колоколам рвали языки

   Как вы уже догадались, дорогие читатели «Красного Севера», необычные и многострадальные люди, о которых зашел разговор, – казаки. А статья эта посвящена их необычному говору, – словам, без которых не дано будет понять ни уклада этих людей, ни образа их мыслей, да и нашего общего с ними прошлого тоже. Вместе с колоритным казачьим говором ушла из нашей жизни не только государство-образующая, хозяйствующая, антибольшевистская по сути своей и укладу сила. Ушла и необычайная сила слов, которыми можно было и силу вражью заклясть, и ослуха надоумить. То есть случилось то, о чем так долго мечтали международные террористы-переворотчики, которые еще долго и вполне откровенно величали свое творение не октябрьской революцией, а октябрьским переворотом. Мир перевернулся, и возник на пепелище старого мира упрощенный язык, сначала это упрощение коснулось только грамматики, а потом и терминологии. 

И вот теперь, по прошествии десятилетий разъязычивания русского народа, подмены живого слога канцеляризмами и англицизмами, мы пожинаем горькие плоды, которые не по вкусу ни правым, ни левым, ни беспартийным. Что делать? «Убить себя в отчаянии ап стену» не  по-христиански, и «выпить йаду» – тоже. Очевидно, необходимо культурное контрвлияние или реставрация старого и доброго, если оно претендует на вечное. Одним из кирпичиков такой реставрации стала очередная книга известного на Ямале общественного деятеля, кубанского казака в восьмом поколении, кандидата юридических наук Валерия Степанченко. Её название само за себя скажет: «Говорим, гутарим, балакаем и применяем!..» 

2608 слов в лоб «падонкам»

 Вы даже не представляете, дорогие читатели, сколько раз мне пришлось ругать программу Мiсrosоft  Word в процессе работы над этой статьей! Для неё все самые смачные, сытные, вкусные слова просторечные выражения, а посему бездушная «прога» предлагает избегать нелитературных выражений. Тудыть её в качель! В книге Валерия Ивановича собраны 2608 слов, которые касаются казачьего уклада, бытовых понятий,  а также православия в казачестве и военного дела. А началась большая работа над этой книгой с желания собрать хотя бы три сотни терминов, о которых в большинстве случаев разве что люди старшего поколения помнят. Затем, по словам автора, он поставил цель по сложнее – пятьсот слов, сейчас же сверх того, что вошло в книгу, у него их еще триста. Если их присовокупить к тому, что уже вышло в печати, получится книга, сопоставимая по объему со стандартным англо-русским словарем. А ведь казачьих терминов, пожалуй, гораздо больше ... 

Как-то сам собой напрашивается вопрос об особом статусе казачьей терминологии: раз она так объемна, может быть, имеет смысл говорить о существовании целого языка? Вот что по этому поводу ответил «Красному Северу» Валерий Степанченко: 

 В полной мере казачий говор языком нельзя назвать, но он мог бы им стать со временем, как и казаки, не будь репрессий, могли бы со временем оформиться в этнос. По крайней мере, ряд ученых полагает, что для этого были предпосылки. Вообще, казачья терминология впитала в себя очень много диалектов и слов народов, с которыми казаки соприкасались в мирной и военной жизни. И вот что примечательно: изначально я планировал классифицировать собранные слова не по сферам жизни, а по всем одиннадцати казачьим войскам, будто одно и то же понятие на Дону или Кубани по-разному звучит. А потом увидел, что все казаки прекрасно понимают друг друга, и уральские, и астраханские. Слова, которые они употребляют, различаются разве что ударением или окончанием. 

  А по какому принципу вы определяли принадлежность слова к казачьему говору? А вдруг это просто старорусский термин, сохранившийся в казачьей среде в силу долговечности её уклада? По крайней мере, мне показалось, что многое из того, что вы представили в своей книге, употребляют в разговоре не только казаки. Да и этимология многих слов мне, как русскому человеку, понятна. 

   Правильно! Потому-то и не правы те, кто казаков от остальной России отделяет. Конечно, есть среди собранных мной терминов и старорусские слова, которые и поныне в ходу в средней полосе России. По сути, словарный запас казаков, их говор является не просто хранителем культурного пласта этой этнокультурной общности, но и неразрывен с историей русского, славянского мира! Ведь даже запорожцы никогда не говорили на украинском языке! Они и говорили, и письма свои писали по-русски. Сейчас это многие ученые подтверждают. 

Насильно казаком не будешь!

Беседа с Валерием Степанченко о языке как-то сама собой свернула на больную для потомственных казаков тему:  «Уж каким злом было расказачивание, но история еще оценит и рьяное оказачивание, – говорит Валерий Иванович. – В психологическом и культурологическом плане обратный процесс в нынешнем виде нанесет большой вред. Сегодня, по воле властей, едва ли не в каждой деревне пытаются создать казачьи организации. Почему-то возобладало мнение, что если человек служил в органах внутренних дел или в вооруженных силах, то он априори может быть казаком. Но разве можно возродить казачество, просто записав в казаки тех, кто не имел к этой общности людей никакого отношения?! Уж если мы говорим о возрождении казачества, то должны понимать, что и в былые времена настоящим казаком считался житель станицы во втором поколении, то есть человек, в полной мере впитавший не только традиции, обычаи, но и образ мыслей этой общности людей ...» 

  Есть в книге Валерия Степанченко такой термин: уклад. И значение ему дано крепкое – сталь. Так вот, когда современники говорят о возрождении казачества, они должны знать, что в общепринятом понимании уклад, порядок тобишь, у родовых казаков со стальным отливом. И если есть в стране политическая воля возродить казачество, придется определиться и с тем, для лубка или для реальной жизни это делается. Для парадного ношения формы или для истинного возрождения родового уклада, который не приемлет многое из того, что убивает и язык, и черты казачьего характера. А ведь в чертах этих и умение заглянуть в саму суть вещей! Потому-то многие ныне воды могут налить разве что из-под крана, а настоящий казак воды наточит, потому, как от самого источника возьмёт.

 

 Баландин Андрей. //Красный Север. 12 мая 2010 года, № 36 (15452), город Салехард

P.S. Когда статья была уже готова, я перезвонил в церковную лавку храма Святых Апостолов Петра и Павла в Салехарде. Как и обещал мой собеседник, небольшая часть тиража его книги была уже там.

Поиск по сайту:


Текущие новости:
Учитель – это высокое призвание и великая ответственность!
КАК ПЕРЕДАТЬ СВОЁ ОРУЖИЕ НА НУЖДЫ СВО: ПОДРОБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
«ВЕСТИ-ЯМАЛ». НА СТАРОМ САЛЕХАРДСКОМ КЛАДБИЩЕ ОБНОВЛЯЮТ НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЯМАЛЬСКОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ
КАЗАЧЬЯ НЕДЕЛЯ В ОБСКО-ПОЛЯРНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ЛИНИИ
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА
САМОМУ СТАРОМУ ХРАМУ НА ЯМАЛЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 130 ЛЕТ
НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ЕРМАК» – ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ СОСТОЯЛОСЬ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ФОРУМ «КАЗАЧЕСТВО – СКВОЗЬ ВЕКА». К 110-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
КАМЧАТКА ДАЛЁКАЯ И БЛИЗКАЯ
Русь святая, храни веру ПРАВОСЛАВНУЮ
Обновление от 09.10.2024г. Вахрин С.И. Биографии кубанских названий.
Обновление от 06.09.2024г. Любовь к заполярью всегда будет с нами...
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК И АТАМАН ЕРМАК В ИНСТИТУТЕ МВД

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика