Сход казаков Терского казачьего войска на стадионе г. Лермонтова в минувшую субботу 8 июня оставил очень неоднозначное впечатление.
Первая попытка недавно избранного атамана войска Сергея Клименко консолидировать казаков вокруг самого себя дала скорее обратный эффект.
Организаторы схода, к которым можно смело причислить комитет по делам национальностей и казачеству правительства СК, заявили, что в сходе приняло участие около 3,5 тысяч казаков. Но независимые наблюдатели на начало мероприятия насчитали около 2 тысяч, причем после первого часа этого довольно таки дежурного мероприятия на трибунах появились заметные бреши, а итоговый документ услышали из уст атамана уже и вовсе не больше половины.
Для почти трех миллионного Ставрополья число собравшихся не впечатлило, а присутствовали еще и делегации от Дагестана, Северной Осетии-Алании и КБР. Выступления казаков от казачьих отделов КЧР, Чеченской и Ингушской республик сход не услышал. Или казаки там уже перевелись, или побоялись выступать, или просто уже не верят в эффективность реестровых сборов.
Кроме так называемых реестровых казаков, послушать их «батьку-атамана» прибыли около 50 ставропольских казаков Союза казаков России, но без своего атамана – советника губернатора края Д. Стригунова. Около 200 вольных казаков-общественников прибыла на сход, откликнувшись на призыв атамана Кавказской казачьей линии Ю. Чурекова. Присутствие в президиуме схода начальника департамента по внутренней политике аппарата полпреда в СКФО А.Потапова и спикера Ставропольской краевой Думы Ю.Белого прибавило мероприятию аппаратный вес, но вывести его на качественный уровень «поздравительными» выступлениями не способствовало.
Митрополит, но не миротворец.
По утверждению Ю.Чурекова, приглашение на участие в сходе казаков ККЛ он получил лично от заместителя атамана реестрового Терского войска, руководителя Ставропольской региональной организации партии «Родина» М.Середенко. И поверил, что сход будет способствовать консолидации терских казаков. Но первое же выступление Митрополита Ставропольского и Невинномысского, председателя синодального отдела РПЦ по делам казачества Кирилла развеяло эту иллюзию. Высокопреосвященнейший куратор российского казачества обвинил Чурекова в казачьем сепаратизме и попытке создания какой-то казачьей республики на Северном Кавказе. Хотя к ДКР (Донской казачьей республике), о которой владыка эмоционально упомянул в эмоциональной речи Чуреков и его казаки имеют опосредованное отношение. Может быть, Владыка Кирилл имел ввиду создание Ставропольской Русской Республики? Но эта идея исходила не от казаков, хотя в 2010 году ее поддержали 37 казачьих и славянских организаций края, включая нынешних функционеров «Родины». Видимо, владыке еще потребуется какое-то время, чтобы до конца разобраться в хитросплетениях казачьих отношении на Юге России. После такого начала «объединительного схода» далее тему консолидации реестровых и нереестровых терских казаков уже никто не решился. Со своими реестровыми бы разобраться. И вот почему.
В своем выступлении новый атаман терцев, бывший милицейский генерал С.Клименко дал характеристику состояния войска как близкую к критической отметке. Идеологически он подвел итог многолетнему атаманскому правлению своего предшественника, бывшего секретаря ставропольского горкома КПСС В.Бондарева, который стал в войске председателем совета стариков. А практически члены совета стариков со своим председателем не были приглашены в президиум, вот так и простояли у края футбольного поля. В то же время войсковой священник, отец П.Самойленко, сидел рядом с президиумом с войсковой иконой - намек на казачьи традиции. Кто-то из выступающих к нему по этим традициям подходил, кто-то нет. Создалось впечатление, что это не сход и не казачий круг, а новая причудливая форма смеси партийных, чиновничьих и псевдоказачьих традиций, хотя молебном начали и закончили. Разумеется, никому из вольножелающих выступить не дали. Неожиданно в казачьей форме вышел председатель оппозиционной Общественной палаты г. Буденновска, бывший мэр этого города Н.Ляшенко, и заявил, что Ставрополье не Косово, как утверждают некоторые товарищи и СМИ. Каких казаков он представлял, реестровых или общественных - никто не понял.
Единственный из выступающих на сходе – атаман Кизлярского отдела Терского войска Н.Спирин обрисовал полную и тяжелую картину жизни казаков в Дагестане и других республиках СКФО. С ним не согласился атаман из Осетии, представитель аланского казачества, сам осетин по национальности. Неужели аланским казакам в Осетии живется комфортнее, чем казакам-славянам? Выступление молодого атамана из КБР прозвучало обтекаемо и дипломатично. Создавалось впечатление, что он не в курсе убийства атамана в Тырныаузе и издевательств над казаками и русским населением на территории КБР и особенно в Прохладненском «русском» районе республики.
В итоговом документе схода, зачитанном атаманом Клименко, не нашлось ни одного параграфа, посвященного положению русского, казачьего населения на Северном Кавказе. Все требования носили экономический или организационный характер. Вроде передачи Кизлярского коньячного завода казакам или государственного предприятия Кавминводресурсы, которое готовят к приватизации. Или выделения помещения для штаба Ставропольского округа Терского войска. О том, что реестровые казаки на Ставрополье обрабатывают только 14 тыс. га из выделенных им 43 тыс. га. и показали себя неэффективными хозяйственниками, на сходе старались не вспоминать. Куда делась остальная земля и доходы с нее, выяснять придется прокуратуре по жалобам рядовых казаков.
Проблем с дерусификацией республик нет?
Не было сказано ни слова об убийстве залетными бандитами казака Николая Науменко в Невинномысске, ни о тяжелом ранении казака Максима Спасибова в Ставрополе, совершенными выходцами с гор, ни о многочисленных межнациональных драках уже на территории самого Ставрополья. Да и понятно. В акциях протеста, которые организовала русская молодежь из «Новой силы» и других национально-патриотических организаций казаки участия не приняли и не допустили на них молодых казачат. Признать тот очевидный факт, что при защите прав казаков большее гражданское мужество проявила восемнадцатилетняя Оксана Вельва, чем их увешанная наградными побрякушками и кинжалами атаманская верхушка, хоть новая, хоть старая – казакам оказалось не под силу.
Кто прав – покажет время
Как стало известно, после схода часть казаков отправилась к старому атаману В.Бондареву в его родной Новопавловск, для формирования оппозиции новому атаману. А часть вольных казаков в самом Лермонтове обсудила этапы создания становления новой казачьей политической партии с названием «Народная РЕКА». Эта партия должна объединить тех казаков, которые понимают, что без самостоятельного участия казаков в политических процессах казачеству уготовлен удел охранников или политических статистов в КаПРФ (Казачьей партии Российской Федерации), против которой коммунисты уже затеяли судебный процесс за кражу аббревиатуры. На радость кукловодам.
Может быть, губернатор Ставропольского края В.Зеренков, заявивший о том, что он казак в пятом поколении, и сможет переломить ситуацию в крае, который он сам объявил казачьим, но сам губернатор по традиции казачьего круга на прямые губернаторские выборы идти не хочет. В отличие от не казака Собянина. А народного доверия кремлевскому назначенцу явно не хватает. Тем более, когда пошедший казачий сход Терского войска показал, что слово «войско» осталось от славных предков, но их потомкам еще предстоит войском стать.