Образ Иуды давно вышел за рамки библейской истории и активно применяется в повседневной жизни как людьми верующими, так и не имеющими никакого отношения к христианской культуре. Всевозможные манипуляции с клеймом иудства отнюдь не безобидны и, зачастую, вводят человека во грех, являя собой эдакую духовную мышеловку. Как это происходит, на какие «сребреники» покупается сознание «праведных» обличителей? Попытаемся разобраться…
Для начала, не утруждая себя лишними спорами, поищем среди окружающих Иуду! И ведь обязательно найдем! В обыденной жизни это вообще не сложно; иуд ведь всегда хватает, мы к ним привыкли так, что если они вдруг куда-то исчезают, мы их придумываем, был бы повод! По сути, бытовой Иуда – это эдакий козел отпущения. На его происки всегда можно списать всякие несчастья, личную несостоятельность, выпустить праведный гнев. Но что еще разрушительнее – на его позорном фоне можно самоутвердиться, возвыситься со всем набором собственных грехов. Понятно, что корень такой «возвышенности» лежит в первостепенном грехе – гордыне.Гордыне, которая не созидает личность, а переводит все усилия воли из мира духовного – в мир людских взаимоотношений, понуждает к поиску Иуды как первопричины всех бед. В конечном итоге это неизменно приводит к деградации личности обличителя, всё глубже погружает его в пучину самообмана, вводит в прелесть, утешает и льстит самолюбию человека, превращая примитивную мышеловку антииудства в настоящую тюрьму души.
Гордыня слепит и ограничивает человека. Для утверждения в его сердце и душе она ищет всевозможные способы проникновения и обустройства. Эту жизнедеятельность гордыни в чем-то можно сравнить с природой вирусов, для развития которых, как известно, нужна благоприятная среда – человек с ослабленным иммунитетом или вовсе без такового. Пагубный процесс заражения гордыней, по большей части, связан с внешними факторами, и происходит через страсти, «вживляемые» профессиональными манипуляторами – бесами. На ум «пациента» они воздействуют через комплексы неполноценности, которые могут быть как нашими, «доморощенными», так и навязанными извне. При отсутствии иммунитета духовности, они переведут все усилия «зараженного» человека в плоскость борьбы с последствиями болезни – «иудством», и ловко отвратят его от поисков первопричины духовного недуга. Дальше сердце человека будут добивать чувственные манипуляции, которые строятся на антагонизме: грех – это плохо, значит, мы его осуждаем. Но это осуждение будет происходить не посредством нравственного аскетического труда, и не отторжением греха чистотой, а пустопорожним оглашением «декларации о намерениях». Т.е. осуждение иудства – есть суть плацебо- фальшивая, имитационная таблетка, которая на вирус гордыни не подействует.
Обличительство иудства, сродни патологической потребности в «антихристе» и присуще как отдельно взятому человеку, так и всему обществу в целом. По сути, это аналог компьютерной программы-вируса, целенаправленно вживляемой в любой нравственно ослабленный социум – эдакая паразитическая форма контроля и управления обществом. Привожу классический пример подобной манипуляции. Мне приходилось бывать на собраниях в разных сектах, где довольно часто используется один и тот же прием для привязки адепта к лидеру или секте. Пастор: «Учение Христа безошибочно и свято! Никто не смеет это отрицать! (Кто бы сомневался – аксиома! Хотя эта истина вовсе не означает, что таковым является само сектантское учение. Именно этот момент остается за скобками разговора). Дальше речь пастора: «Но как при Христе был Иуда, так и среди нас есть те (пауза), кто готов пойти его путем». (Здесь с помощью простейшей манипуляции задевается самолюбие слушателей, ведь каждый внутренне убежден: «Я не Иуда и его путем не пойду». Впрочем, если совесть адепта дремлет и отключен критический анализ, такая манипуляция может и льстить: «Молодец, ты не Иуда, ты предателя позорного осудил, его путем не пойдешь», – таким образом, это пленяет человека). Если же кто-то решается выйти из секты, ему вдогонку от «пастора-пророка» несётся: «Вот видите, я же говорил, будут и среди нас Иуды-предатели»! (Остальные же, после таких сцен,пребывают под еще большим влиянием: «Хорошо, что я не Иуда, я молодец, я не ушел», – утешается самолюбие, – «А те Иуды – плохие, их кто-то обманул»! Вот так и происходит самовозвышение за счет осуждения ближнего).
Манипуляция с иудством не самобытна, она всегда антагонистична и паразитирует, помимо прочего, на благих намерениях: справедливости и честности, бдении о нравственной чистоте, бессребреничестве и аскетизме, преданности, дружбе, патриотизме и т.д. Эту особенность прекрасно характеризует известная пословица – «Благими намерениями дорога в ад устлана»! Неспроста эта манипуляция столь действенна как в личности, так и в социумах-религиозном, политическом, этническом, семейном, межгосударственном и т.д. Кстати, та же манипуляция с иудством используется в поисках внешнего врага. Именно так было на Украине, когда обманутых людей, прельщенных фашистскими сказками о сверхнации, выкопавшей Черное море, пытались удержать в плену майданного сектантства. Можно не сомневаться: те же манипуляторы будут и впредь культивировать образ москаля-Иуды, повинного во всех бедах украинского общества. Ну, а там, где москалей покажется мало – там назначат других иуд: «беркутовцев», бытовых сепаратистов, жителей Донбасса, крымчан, «не свідоміх», голландцев и т.д. А как иначе, ведь: – «Они же все Иуды!» Ну, а случись всем-всем иудам сгинуть, уехать, или переметнуться в сектантский стан, это ровным счетом ничего не изменит. Все будет под копирку безбожного советского режима, а может быть, даже превосходя его: геноцид, поиск врагов революции и народа, массовые репрессии, расстрелы. Всё в рамках ленинского тезиса о нарастании классовой борьбы. И чем чаще будут выявляться иуды, тем заразнее и немощнее будет борющееся с ними общество.
Манипуляция иудством в Церкви тоже востребована. Ею грешат и рядовые прихожане и иерархи, был бы подходящий повод! Искать соринку в чужом глазу всегда приятнее, чем вынимать бревна из собственных очей… Опыт применения майданновских манипуляций доказал, что даже вполне вменяемых и добрых людей можно превратить в зверей, в машины для убийства. Процесс расчеловечивания запущен. Человек с другими, даже нейтральными и мирными взглядами, в глазах «иудоборцев» превращается в средоточие зла. Убить такого – святое дело! Люди искренне верят в ложь и ею живут, и ради этой лжи готовы храбро и жертвенно умирать. Но ложь не становится от этой правды... Манипуляция иудством есть и в семьях, она процветает в отношениях матери и дитя, зятя и тещи, невестки и свекрови. Она всюду, где в основе грехопадения лежит гордыня. Итог библейского Иуды известен – петля самоубийцы, но разве кто-нибудь из гордецов замечает, что самоубийство исподволь происходит и с их душами? Тридцать сребреников самолюбия и гордости ведут их от незримого внутреннего самообмана к показательному бунту – предательству.
Вот и выходит, что в поисках Иуды далеко ходить не нужно, достаточно поисках предателя внутри самого себя. В Новом Завете сказано: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не какнеразумные, но какмудрые,дорожавременем, потому чтоднилукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, чтоесть воля Божия» (Еф.5:15-17); а также: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дияволходит, какрыкающий лев, ища, кого поглотить»(1Пет.5:8). Сегодня, с началом Великого Поста стоит нам приложить покаяние и духовные усилия воли ко внутренней душевной аскезе, чтобы изжить иудство – гордость из своей души. Таким образом мы не будем уловлены в сети дьявола и им поглощены. В пост очень важно чаще искренне исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таинств. Тогда реально Иуд станет намного меньше.
Протоиерей Олег Трофимов,
доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук
16 марта 2016 года
Автор статьи , патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в помощи.