Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

НЕ РАЗОРВАТЬ КАЗАЧИЙ КРУГ

НЕ РАЗОРВАТЬ КАЗАЧИЙ КРУГ

 

Если проследить историю России с древнейших времен, сложится впечатление, что государство наше было весьма «толстокожим». Бесконечные набеги печенегов, половцев и хазар. Набеги крымских ханов и иных супостатов были столь болезненны, что ряд историков восклицает: как Россия смогла все это пережить и выстоять?! Ведь, по всем расчетам, Россия могла быть расчленена и завоевана к веку эдак к семнадцатому...

Заглянем в прошлое и увидим бескрайние просторы Руси, низкую плотность населения, труднодоступные районы, народную нищету и привозное монетное серебро. Все это вкупе скорее опровергает, чем подтверждает возможность существования такого государства. А мы вот выстояли и живем пока. Одно печалит: перестали мы быть толстокожими. Все болезненней воспринимаются неудачи нашего Отечества. И боль эта не только в сердце, она давно уже воспринимается на физическом уровне. Теперь мы понимаем, что «кожа» России истончилась. Сожалеем о трагической судьбе тех, кто был той самой «кожей», но утратил былую силу. О тех, кто по сию пору гордится своим казачьим родом-званием...

Валерия Степанченко на Ямале знают многие. Он и первый заместитель председателя окружной Госдумы. Он и товарищ атамана Обско-Полярной казачьей линии. Словом, лучшего собеседника на тему казачьего житья-бытья не найти. Итак...

Валерий Иванович, вы как-то обмолвились, что казачество – это не только дань традиции. И уж тем более не хобби. Дескать, это стиль жизни. А мне интересно, в чем этот стиль заключается?

Ну, прежде всего, это уклад жизни, отношения в семье, отношение к государству и месту, где ты вырос. Помимо патриотизма, казаки особенны тем, что они государственники. Они приняли самое непосредственное участие в становлении России. На их плечах русский народ пришел и обосновался на самых обширных территориях государства (Сибирь, Дальний Восток – южные регионы). Почти везде казаки были первопроходцами и пограничниками новых рубежей.

Видать, неспроста современные казаки говорят: "Дайте нам государственную службу, и мы поднимем Россию с колен»

А вот я полагаю, что это ошибочное мнение. Никому и ничего государство не обязано. Точно так, как оно не обязано другим людям и народам раздавать привилегии. В то же время я полагаю, что государственные власти обратят внимание на казаков, если они проявят готовность исполнять определенные функции. Казакам же стоит начать с того, чтобы самостоятельно, начиная с низов, с семьи, готовить своих детей к жизни в этом обществе. А возможно, и служению на каком-то государственном уровне. По сути, предстоит заново вырастить и сформировать то, что прежде именовалось казачеством. И не нужно везде шуметь, что дайте нам сигнал и мы перекроем границы. К сожалению, среди современных казаков не так много людей, готовых к исполнению воинских обязанностей.

Почему же они до сих пор лишены возможности восстановить такую способность? На Западе, в США, существует масса полувоенных организаций. Их, как правило, не запрещают и даже считают, что это хорошо. Там и молодые, и старые всерьез увлекаются воинской наукой. Это не «Орлёнки» и «Зарницы», когда школьники жгут костры и шагают строем, это нечто более серьезное. Готово ли казачество поощрять и развивать подобные движения в России? Оттянуть молодежь из экстремистских организаций, чтобы она играла не в подпольщиков и нонконформистов, а направила свою энергию в позитивное русло.

Казак в седле и с шашкой – это стереотип. Нельзя воспринимать казака только лишь как военного человека. Одной войной семью не прокормишь. Поэтому испокон веков казаки, прежде всего, работали. Они были свободны, вольны, и это стимулировало их труд. А то, что им чаще кого-либо приходилось браться за оружие, продиктовано особенностями пограничного бытия. Что касается молодежных организаций военного толка, нельзя, вступив в казачье сообщество, тут же стать казаком. Точно так как, вступив в китайскую общественную организацию, не станешь китайцем. Мы станем лишь членами общества русско-китайской дружбы. Пока же в структуре реестровых, образованных государством казачьих организаций, бытует изречение: «Поступил на службу в казаки». Ну, нельзя поступить на службу в казаки. Я этого не понимаю. Казаки – не наемники!

Получается, что казак – это национальность.

По крайней мере, оно близко к этому. В указах президента, в законодательстве России казачеству дано четкое определение. Казаки признаны этнокультурной общностью людей.

До революции существовали казачьи административно-территориальные образования. Сейчас наше законодательство хотя бы намекает на возможность иметь казакам свои автономии?

Пока в законе об этом ничего не сказано. А до революции да, существовало одиннадцать казачьих войск. Еще было два территориальных казачьих образования: Енисейский и Якутский казачьи полки. Впрочем, сегодня по указу президента утверждаются атаманы реестровых казачьих войск: Донского, Сибирского, Кубанского и так далее... Думаю, что это неправильно. Потому что закона о казачестве как не было, так и нет. Мало того, среди казаков большие сомнения в чистоплотности людей, рвущихся на высшие административные должности. Как правило, таких людей не волнует ни дух казачий, ни его традиции. Им нужен лишь высокий статус и «корочки», открывающие путь в госструктуры. Под видом казаков действуют махровейшие организации. Есть в них уже и маршалы, и даже генералиссимусы. Сроду у казаков не было таких званий! Складывается впечатление, что эти «генералиссимусы» – люди с больной психикой. Теперь представьте, что выйдет, если им доверят формирование молодежных военизированных организаций;

А вообще существует необходимость в казачьих административно-территориальных образованиях?

На всей территории России вряд ли. Два раза в одну реку не войти, и историю вспять не повернуть. Но события на Кавказе, на Горькой линии (Казахстан) показывают, что прилегающие к ним территории можно было бы отдать под юрисдикцию казачьих структур. Ведь на Кавказе (я там родился) испокон веков жили рядом и горцы, и казаки. Да, была столетняя война, но после нее и общие интересы сумели найти, и судьбами переплелись, и родами. Так что если бы не было геноцида казаков в первые годы советской власти, когда миллионы казаков первыми были вывезены с Кавказа, репрессированы, расстреляны, если бы этого не было, не было бы и нынешней Чеченской войны!

Вообще, казаки – первый из репрессированных народов России. Воля и казачье самоуправление никакому режиму не нравились. Казаков преследовали и при Петре I, и при Екатерине II. Петр выжигал на Дону станицы, а Екатерина переселила запорожцев сначала на Черноморское побережье, потом на Кубань. При этом русская императрица двух зайцев убила – казаков репрессировала и создала казачий буфер между Турцией и Россией. Но казаки такой народ, долго зла не держали.

На Ямале есть необходимость наделить казаков большими правами?

Сейчас в России такая ситуация: там, где преобладает казачье население, там казаки, избрав атамана, как правило, избирают его главой города пли района. А на Ямале положение иное, здесь в нашей организации всего около 600 казаков плюс члены их семей да те, кто нас поддерживает. 'Гак что для того, чтобы на Ямале массово проповедовать принципы казачества, нужно прежде детей своих вырастить и воспитать.

Кроме того, даже здесь, на Ямале, казак казаку рознь. К примеру, некоторые казаки любят покричать: «Дайте нам базар, будем торговать, будем жить припеваючи». А ведь казаки не были поголовно торгашами. Это не основной вид их деятельности. Поэтому я думаю, что там, где существуют рынки под казачьими знаменами, там же может существовать почва для узаконенного рэкета. К сожалению, подобные случаи уже бывали.

Салехардские казаки пошли иным путем. Путем развития духовности и культуры. Мы восстанавливаем памятники старины, участвуем в народном хоре, взаимодействуем с православной общиной, ветеранами. Помогаем инвалидам, участвуем в возведении новых храмов. Были попытки создать народную дружину. Но федеральный закон эти вопросы не регулирует, а старые нормативы давно утратили силу. Еще мы пытались сформировать казачий патрульный дивизион. Предполагалось, что он поможет милиции охранять автодороги. Одно время эта проблема стояла очень остро. Пока до юга доедешь, десять раз могли ограбить. Но оказалось, что закон не позволяет создать такой дивизион. Кому только мы свою помощь не предлагали! МЧС округа предлагали содействие в экстремальных ситуациях: разморозка систем отопления, порыв электролиний, аварии на котельных. Есть среди нас, казаков, соответствующие специалисты. Но МЧС округа отказалось, сочло нас дилетантами. Пожалуй, единственный, кто принял нашу помощь и подписал с нами договор, это ГИБДД. Так что наши казаки уже дежурили на дорогах в Губкинском и Ноябрьске. В Ямальском районе был такой случай: несколько интернатовских детишек ушли из интерната домой, в стойбище. В этом районе «эмчеэсовцев» – единицы, поэтому искать детишек в тундре пришлось казакам. И таких случаев много было! Особая гордость казаков – это помощь пограничникам, вневойсковая охрана границы. Тем паче застав становится все меньше и меньше... Еще вот классы кадетские открыли. Ну, вы об этом уже писали.

А кроме кадетских классов, развивать военно-патриотическое воспитание собираетесь? Нет ли желания организовать парашютный клуб, стрелковый?

В положении о кадетских классах записана и парашютная, и стрелковая подготовка. Так что у кадетов это все впереди.

Валерий Иванович, положа руку на сердце, бывают ситуации, когда хочется взять нагайку и как следует пропатрулировать?

А что, бывало уже, когда нагайка применялась в казацкой среде. Особо хочется наказать вандалов, бесчинствующих на погостах. Мусорят, бросают бутылки, ломают кресты и оградки. Мы там нередко проводим уборку, ремонт, так такие горы мусора вывозим! Пока, увы, никто из хулиганов нам не попадался. Но если попадется, пусть пеняет на себя. По-отцовски нагайкой проучим…

Завершая нашу беседу, Валерий Иванович заметил: «Некоторым кажется, что за минувшие десять лет казаками сделано очень мало. Я могу согласиться с тем, что недостаточно, но мы делаем все, что от нас зависит. При этом стоит учесть и то, что до этого казаков притесняли семьдесят лет. И даже сейчас, в эпоху возрождения традиций и культуры, мы не всесильны. А тем, кто мог бы нас поддержать, не хватает элементарного – политической воли».

 

Баландин Андрей. //Красный Север. 3 января 2002 года, город Салехард

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика