Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

«О морской службе камчатских казаков Дурыниных» 5 сентября 2024 года

О морской службе камчатских казаков Дурыниных

         Первым из тобольского казачьего рода Дурыниных на Камчатке оказался Яков Корнилов сын Дурынин В якутской имянной окладной книге 1706 года указано, что рядовой пеший казак девятой пятидесятни «Яков Корнилов с. Дурыниных, на Камчатке от иноземцов убит» [14, С.93.]. Яков Корнилов сын Дурынин погиб в 1703 году в бою с нижнекамчатскими камчадалами при попытке отряда анадырского казака Андрея Кутьина поставить будущий Нижнекамчатский острог [3, С.274.].

Основателем же камчатской казачьей династии Дурыниных явился троюродный брат Якова Корнилова сына Дурынина уроженец Тобольска якутский рядовой пеший казак тринадцатой пятидесятни Никита Прокопьев сын Дурынин [14, С.96.], упомянутый в знаменитой книге Степана Петровича Крашенинникова «Описание Земли Камчатки» во главе карательного похода 1713 года русских служилых людей и их союзников камчадалов против «авачинских иноземцов», открыто противостоящих власти русских камчатских прикащиков и подло убивших казаков во главе с атаманом Данилой Анцыферовым [7, С.756.]. Никита Прокопьев сын Дурынин оставил после себя 6 сыновей – Никиту, Луку, Семена, Григория, Алексея и Лаврентия [8, Л.107-107об.,108об.]. Его сыновья - Лука, Семен и Григорий в 1739 - 1742 годах поочередно участвовали в качестве сопровождающих и толмачей в экспедиции по Камчатке Крашенинникова С. П. [7, С.588,611,629,630,633.].

Старший сын Никиты Прокопьева сына Дурынина, казак Никита Никитин сын Дурынин, в должности квартирмейстера участвовал в 1766 – 1770 годах в секретной экспедиции П.К.Креницына и М.Д.Левашова к берегам Русской Америки. Он был одним из 13 (по сведениям Алексеева А.И.) чудом уцелевших членов команды во время крушения галиота «Святой Павел» 9 января 1767 года на скалах у седьмого Курильского острова [1, С.68.]. За матросов на галиоте были исключительно камчатские казаки. Судно с оторванными якорями, изорванными парусами и поломанными реями в зимних условиях полтора месяца носило по океану и, наконец, шквальным ветром и быстрым течением выбросило на каменные утесы неизвестного берега. К этому времени из 46 членов экипажа четверо уже умерли от болезней и один утонул, сбитый волной с палубы. Галиот менее чем за четверть часа полностью разбило, и все, что на нем было, потонуло, 14 человек ( по сведениям Глушанкова И.В.), в том числе Никита Никитин сын Дурынин, спаслись вплавь, остальные 27 человек (по сведениям Глушанкова И.В.) погибли. На острове не было ни жилья, ни леса, кроме малого сланцу или кедровнику и все покрыто было глубоким снегом. Оставшиеся в живых члены команды встретили на острове случайно оказавшихся и зазимовавших курильцев, жителей соседнего острова, которые приняли моряков в свои земляные юрты и немного помогли продовольствием. Полмесяца члены команды питались найденными при крушении судна двумя сумами провианта, а после — выброшенным на берег китом, место нахождения которого показали курильцы, затем морской капустой и дягильным кореньем “коего у них было немного запасено”. В апреле кита уже не стало, начали собирать на побережье ракушки, изредка удавалось убить тюленя или бобра. В конце мая вместе с курильцами переехали на второй остров, где было много рыбы, и это основательно помогло в питании. Семь месяцев находилась команда галиота на Курильских островах, и только в конце августа 1767 года на байдарах местных жителей она возвратилась на Камчатку [5, С.73-76.].

         То, что за квартирмейстера и за матросов на галиоте «Святой Павел» были казаки не вызывает удивления потому, что казаки, в частности камчатские, были всегда привычны к речным и морским переходам, которые они совершали на кочах или шитиках, зачастую построенных ими самими.

         Коч – деревянное килевое однопалубное одномачтовое судно, хорошо зарекомендовавшее себя при плавании в арктических широтах. Оно было способно пройти и «заберегой» - полосой чистой воды вдоль берега, и «голоменью» - открытым морем. Незначительная осадка кочей (менее сажени) позволяла использовать их на реках Сибири. При попутном ветре это полярное морское судно шло со скоростью до 200-250 километров в сутки. При хождении на коче казаки пользовались компасом, который называли «маткой» и лотом. Делались кочи из «мелкослойного» сухого соснового леса, упругого и гибкого, стойкого при сжатии льдами. В длину судно достигало 18-19 метров, а в ширину – 4-4,5 метра, поднимало до 2 тысяч пудов груза. Для управления судном достаточно было 10-15 человек. Кроме экипажа коч мог перевозить от 30 до 50 человек пассажиров. Для рыбной ловли, поездок на берег, стаскивания с мели на палубе коча имелось два карбаса или лодки-набойницы. Ходили кочи под большим холщевым парусом. 13 метров в высоту и 8-8,5 метра в ширину. Парусом управляли при помощи веревок – дрогов (фалов), вожжей (шкотов), буглин и др. В носовой части при помощи вант укреплялась высокая мачта – щегла, а на корме имелось рулевое управление, состоящее из сопца (руля) и двух веревок, идущих от концов дуги руля к большому «колесу с железными веретенами» - штурвалу. В оснащение коча входило несколько железных якорей и якорные канаты (шеймы). На палубе в кормовой части помещалась «казенка» - каюта. Экипаж размещался под палубой , в отсеках – «заборницах». Крупным недостатком коча являлось отсутствие оснащения, позволявшего плавать при встречном ветре. При «противном» ветре приходилось отстаиваться в бухте, ожидая хорошей погоды. При этом терялось драгоценное в условиях Арктики время. В крайне ограниченных размерах могла быть использована сила бокового ветра [2, С.45-48.].

         На таких кочах ходили в своих походах по рекам и по морям известные казаки-первопроходцы – Иван Юрьев сын Москвитин, Михаил Васильев сын Стадухин, Семен Иванов сын Дежнев и многие другие. Кстати, Семен Иванов сын Дежнев на таком коче в 1648 году открыл Берингов пролив, пройдя впервые в истории через него из Чукотского моря в Берингово. Однако уже в XVIII веке на Северо-Востоке строились и чисто морские суда: для первой экспедиции В.И.Беринга в 1728 году в Нижнекамчатске был построен бот «Святой Гавриил», а для экспедиции казачьего головы Афанасия Федотова сына Шестакова в 1729 году в Охотске были построены  большой бот «Восточный Гавриил» и малый бот «Лев». В 1766 году в Охотске для экспедиции П.К.Креницына и М.Д.Левашова были построены бригантина «Святая Екатерина» и гукор «Святой Павел». Но на построенные суда нужно было где-то набирать матросов. Военное руководство на местах решало эту проблему просто – за матросов ставили казаков. Эта практика на Камчатке продолжалась до 9 ноября 1803 года, когда в Камчатском гарнизонном батальоне кроме пяти сухопутных рот учредили одну морскую роту — Петропавловскую экипажную роту [4, С.505-506.]. 9 апреля 1812 года Александр I утвердил "Новое положение о Камчатке", разработанное особым комитетом под председательством Сибирского генерал-губернатора Пестеля И.Б.. Упразднялся Камчатский гарнизонный батальон, а, вместо него создавалась флотская экипажная рота из ста двадцати двух человек, располагавшаяся в Петропавловской гавани, и казачья команда из пятидесяти пяти казаков. 
         В Камчатскую экипажную роту в дальнейшем переводили и казаков Камчатской казачьей команды, и детей бывших матросов из казаков. Так внук вышеуказанного Никиты Никитина сына Дурынина казак Камчатской казачьей команды Сидор Васильев сын Дурынин (1781 г. – 1835 г.) в 1818 году стал кузнецом Камчатской экипажной роты [13], и в дальнейшем служил кузнецом в унтер-офицерском чине в Охотске. Его родственник Гавриил Тимофеев сын Дурынин (1801 г.р.) в 1817 году поступил на службу казаком в Камчатскую казачью команду, а в 1819 году был определен матросом 2-й статьи в Камчатскую экипажную роту, в 1828 году был повышен в чине до матроса 1-й статьи, а в 1842 году переименован плотником 2-го класса [10, Л.765об.-766.]. Подобные послужные метаморфозы произошли со многими представителями старых камчатских казачьих родов. Таким образом в 1845 году в Камчатской экипажной роте оказались младший госпитальный писарь в унтер-офицерском чине Пантелей Наумов сын Дурынин (1801 г.р.) [10, Л.708об.-709.], его сын канонир 2-й статьи Клим Пантелеев сын Дурынин (1823 г.р.) [10, Л.757об.-758.] и канонир 2-й статьи Андрей Васильев сын Дурынин (1808 г.р.) [10, Л.779об.-780.].

         В 1850 году Камчатская экипажная рота была преобразована в 46-й флотский экипаж. В том же году в Петропавловском порту моряками 46-го флотского экипажа числились: матрос Стефан Гаврилов сын Дурынин (1830 г.р.), адмиралтейский (скорее всего канонир) Андрей Васильев сын Дурынин (1808 г.р.) и отставные Василий Андреев сын Дурынин (1779 г.р.), Гавриил Григорьев сын Дурынин (1796 г.р.) и Пантелей Наумов сын Дурынин (1801 г.р.) [4, С.694-696.].

         Также в 1850 году в Петропавловске была учреждена школа кантонистов. По завершении обучения кантонисты строевого отделения, достигшие восемнадцатилетнего возраста, определялись рядовыми в 46-й флотский экипаж, или другие воинские команды. Кантонисты нестроевого отделения отправлялись на службу писарями, подшкиперами, баталерами и ремесленными мастерами с «награждением унтер-офицерским чином». Те же из них, кто не выдерживал испытаний, выпускались из школы рядовыми в нестроевые команды [4, С.714.]. В том же 1850 году кантонистами морского ведомства в Петропавловске числились Гавриил Пантелеев сын Дурынин (1835 г.р.), Павел Пантелеев сын Дурынин (1841 г.р.), Федор Иванов сын Дурынин (1837 г.р.), Иван Иванов сын Дурынин (1830 г.р.), Иннокентий Гавриилов сын Дурынин (1838 г.р.) [4, С.919.].

         Из послужных списков 47-го (бывшего 46-го) флотского экипажа 1855 года известно, что сын указанного выше плотника 2-го класса Гавриила Тимофеева сына Дурынина Степан Гавриилов сын Дурынин в 1845 году поступил в Камчатскую экипажную роту матросом 2-й статьи, в 1849 году был переведен в матросы 1-й статьи, а в 1850 году – в рулевые. В 1846 и 1847 годах он ходил в плавание на транспортном боте «Камчадал», а с 1848 года – на тендере «Камчадал» [11, Л.99об.-100.]. В 1858 году Степан Гавриилов сын Дурынин служил на тендере «Камчадал» уже в чине квартирмейстера. 9 августа 1858 года в 10 часов вечера на реке Уде при свежем ветре и волнении опрокинулась лодка, на которой он с двумя матросами был послан с тендера «Камчадал» к берегу к футштоку для определения прибыли воды. С тендера была спущена шлюпка со спасательной командой, состоящей из квартирмейстера и трех матросов. Спасательная команда спасла двух матросов, державшихся за опрокинувшуюся лодку, но квартирмейстера Степана Гавриилова сына Дурынина в темноте при всем старании не нашла. Утром следующего дня в 5 часов в результате организованных поисков он был найден утонувшим и выброшенным волной на берег [12, Л.1-6об.]. А вскоре произошла трагедия, повлекшая смерть всей команды тендера «Камчадал». 11 октября того же 1858 года тендер «Камчадал» снялся с якоря на Николаевском рейде на Амуре и пошел нагруженный продовольствием в Удское. Поздней осенью в сложных метеорологических условиях плавания в северной части Амурского лимана он потерпел крушение и был частично затоплен. Вся команда тендера «Камчадал» и пассажиры погибли от переохлаждения [6, С.107-118.].

         В послужном списке 47-го флотского экипажа 1855 года Федора Иванова сына Дурынина указано, что уроженец Камчатской области из солдатских детей Федор Иванов сын Дурынин (1836 г.р.) 1 ноября 1853 года зачислен на службу в 46-й флотский экипаж матросом 2-й статьи, а 1января 1855 года переведен «в 1-ю статью». Там же записано, что Федор Иванов сын Дурынин в 1853 и 1854 годах служил на корвете «Оливуца». Следовательно он учавствовал в походе корвета «Оливуца» в 1853 году в Гонолулу. 26 мая 1854 года корвет «Оливуца» вернулся в Петропавловск из заграничного плавания и его команда приняла активное участие в сооружении укреплений Петропавловского порта на случай возможного нападения англо-французского флота. 27 июня 1854 года корвет «Оливуца» вышел из Петропавловска в залив Де-Кастри для соединения с эскадрой адмирала Е.В.Путятина. В том же послужном списке Федора Иванова сына Дурынина записано: «в 1855 г. на том же корвете [«Оливуца» - С.Д.] 8 и 9-го мая сего года был в действительном сражении с судами англо-французской эскадры, состоявшей из 1 фрегата, 1 пароходо-корвета и 1 брига в заливе Де-Кастри» [11, Л.237об.-238.].

         В послужном списке 47-го флотского экипажа 1855 года Гавриила Пантелеева сына Дурынина указано, что уроженец Камчатской области из солдатских детей Гавриил Пантелеев сын Дурынин (1834 г.р.) 17 ноября 1853 года «поступил на службу из кантонистов неранжированной роты в штаб командира Петропавловскаго и камчатских портов писарем 3 класса». 27 ноября 1854 года Гавриил Пантелеев сын Дурынин за серьезный служебный проступок был наказан 50 ударами розог с понижением в матросы 2-й статьи 47 флотского экипажа. В том же послужном списке отмечено, что Гавриил Пантелеев сын Дурынин «в 1854 г. был в действительном сражении противу англо-французской эскадры, бомбандировавшей Петропавловский порт с 18 по 28 августа». Также там указано, что в 1855 году он служил на транспорте «Иртыш» [11, Л.353об.-354.]. То есть случилось так, что в 1855 году на транспорте «Иртыш» встретились два родственника – ведь на транспорте «Иртыш» нес службу сын указанного выше бывшего казака Камчатской казачьей команды, отставного кузнеца Камчатской экипажной роты Сидора Васильева сына Дурынина подпоручик Корпуса флотских штурманов Аникита Сидоров сын Дурынин.

         В полном послужном списке «8-го флотскаго экипажа, Корпуса флотских штурманов, штабс-капитана Аникиты Дурынина», составленном 13 января 1869 года указано, что Аникита Сидоров сын Дурынин, родившийся 6 августа 1822 года, происходящий из унтер-офицерских детей Петропавловского порта Камчатской области, воспитывался в Охотском штурманском училище. В службу он вступил в Охотскую флотилию учеником 2-го класса 1 апреля 1839 года, а 26 августа 1841 года он был произведен в 1-й класс. 30 октября 1842 года Аникита Сидоров сын Дурынин был произведен в кондукторы Корпуса флотских штурманов Охотской флотилии.

         В этом же послужном списке указано, что в 1845 году по 28 сентября Аникита Сидоров сын Дурынин служил на транспортном бриге «Гижига» под командою мичмана Григорьева в плавании в Охотском море и Восточном океане [9, Л.363об.]. Но 28 сентября 1845 года – это день гибели транспортного брига «Гижига». Вот что рассказал в своей книге «Летопись крушений и пожаров судов русского флота от начала его по 1854 год» ее автор Соколов Александр Петрович (1816 г.-1858 г.) о последних часах похода транспорта «Гижига»:

         «1845 г. Транспорт Гижига. Командир Мичман А.И.Григорьев. (Беринг.м.) входя в Авачинскую губу, после полудни, 27 сентября, заштилел, и стал на якорь почти на средине входа, в одной миле на SW 67о от камней Три-брата. На глубине 9 ½ саж., грунт песок, канату вытравлено 35 саж. Место где зоштилел совершенно открытое морю, а до Изменной бухты, где есть изрядная якорная стоянка, оставалось до 6 верст; но сильное противное течение, не позволяло идти буксиром или верповаться, тем более, что на транспорте были только две небольшия и тяжелыя на ходу шлюпки (4 и 8 весельныя), а команда, проведшая последние дни почти без отдыха, совершенно обезсилена.

         Окончив работы и отдав приказание уведомлять о всякой перемене погоды, командир спустился в каюту отдохнуть от безпрерывнаго двух-суточнаго бдения. На вахте оставался, до 7-го часа кондуктор Дурынин, а с 7-го следовало вступить Прапорщику Семчину.

         В одиннадцатом часу вечера ветер стал задувать от ONO, и вскоре засвежел; транспорт подрейфовало. Командир, немедленно вышедший на верх, приказал ставить паруса, чтобы удалиться в море; но едва успели отдать фор-марсель, как за кормою брига, справа и слева, открылись камни. Отойти уже не было никакой возможности, и потому бросили другой якорь, вытравив канатов 65 и 30 сажень (более, по близости камней, нельзя было травить); закрепили паруса; спустили брам-реи и брам-стеньги, стали готовить к спуску нижния реи. Все это делалось с быстротою необыкновенною. Транспорт остановился не надолго, и вскоре опять подрейфовал, а во втором часу ударился о камень, на рифе Ягодной бухты. С первых ударов руль выскочил и трюм наполнился водою. Гибель была решена! Поручив сохранение журнала Прапорщику Семчину, а денежный сундук кондуктору Дурынину, и приказав квартирмейстеру Яблокову иметь попечение о пассажирах, командир сделал последнее усилие, чтобы облегчить неизбежное крушение: поставил паруса, в надежде заворотить ближе к берегу; но это не помогло: транспорт не трогался с места, и только бился о камни с ужасною силою. Хотели спустить гребныя суда – их вырвало и унесло; хотели делать плоты – буруны разрушали все усилия. Вскоре корпус транспорта повалился на левый бок, так что мачты его ушли в воду; при этом, 14 человек были снесены волнами и погибли; в числе их были: Прапорщик Александр Семчин с женою, Лекарь Сигизмунд Станкевич с женою, штурманский ученик Александр Самойлов, 5 женщин, 2 детей, якут и служитель. Сам Григорьев был тоже сброшен буруном за борт; но успел за что-то ухватиться, и с отчаянным усилием выбрался на русленя праваго борта. Там собрались и все другие, избежавшие гибели. Ветер ревел, ночь была темная и ненастная, волны ходили через палубу, били о камни и разрушали корпус. Надежды на спасение не было; гибель казалась близкою и неизбежною – страшная гибель!..

         Но Провидению было угодно спасти несчастных, испытав их всеми ужасами безнадежнаго крушения! В 8-м часу утра, бурунами перебросило корпус транспорта через камни и принесло к берегу. Кондуктор Дурынин первым бросился на берег с концем веревки, и при этой помощи, с убывшею при отливе водою, все благополучно перебрались на берег. Несчастный командир последним оставил развалины своего транспорта – первое судно порученное в его команду – и сойдя на берег упал от изнеможения [15, С.199-202.]».

         Господь сохранил Аникиту Сидорова сына Дурынина от неминуемой гибели еще один раз в 1850 году. В том году с 7 августа по 10 сентября он был в плавании на транспортном бриге «Курил» под командою того же Апполона Иванова сына Григорьева, только уже  капитан-лейтенанта. 10 сентября прапорщик Аникита Сидоров сын Дурынин по какой-то причине был переведен на транспорт «Байкал» под командою Корпуса флотских штурманов поручика Кузьмина. А отправленный из Охотска в Петропавловский порт 14 сентября транспортный бриг «Курил» с казенным и частным грузом, а также с пассажирами пропал без вести. Без вести пропали все 42 человека, находившиеся на его борту [15, С.242-243.].

         20 декабря того же 1850 года за отличие по службе Аникита Сидоров сын Дурынин был произведен в подпоручики Корпуса флотских штурманов. С 18 июня 1853 года по 18 августа 1854 года Аникита Сидоров сын Дурынин исправлял должность помошника начальника Аянского порта и поэтому не участвовал в обороне Петропавловского порта от нападения англо-французской эскадры в августе 1854 года. С 18 февраля по 16 марта 1855 года он был занят при исправлении нагрузки и вооружении транспорта «Иртыш». В том же послужном списке отмечено, что он «в 1855 г.состоя на транспорте «Иртыш» 8 и 9 мая был в действительном сражении в заливе Де-Кастри с судами англо-французской эскадры, состоявшей из 1-го фрегата, 1-го пароходо-корвета и 1-го брига» [9, Л.363об.].

         С 29 августа по 26 ноября 1855 года подпоручик Аникита Сидоров сын Дурынин находился при постройке порохового погреба в Николаевске. 30 ноября 1855 года он был награжден орденом Св.Станислава 3-й степени за отличие, усердие и ревность, оказанную при возведении укреплений в Петропавловском порте, снятию оных по случаю оставления и перенесения этого порта к устью реки Амура и за исправление и вооружение судов. 26 августа 1856 года подпоручик Аникита Сидоров сын Дурынин был награжден бронзовою медалью на Андреевской ленте в память войны 1853-1856 годов. 1-го января 1858 года он произведен в поручики Корпуса флотских штурманов, а 6-го августа того же года по распоряжению начальства назначен в упраздненный Охотский порт заведующим по лоции. 4 года поручик Аникита Сидоров сын Дурынин провел на службе в Охотске, а затем возвратился в Николаевск. С 23 августа 1863 года он исполнял обязанности смотрителя Дуэского маяка на острове Сахалин. 1 января 1864 года Аникита Сидоров сын Дурынин произведен в штабс-капитаны Корпуса флотских штурманов. 30 декабря 1864 года по распоряжению начальства он перемещен в наличие 27 флотского экипажа в Николаевск.В дальнейшем по ходу своей службы в Николаевске он был членом Портовой комиссии, исправлял должность делопроизводителя при заведующем лоцманской и маячной частями в портах Восточного океана, заведывал хозяйством по этим частям и Константиновским маяком, был асессором в комиссии Военного суда, учрежденной в портах Восточного океана, следователем при Амурском экипаже. 21 октября 1868 года штабс-капитан Аникита Сидоров сын Дурынин переведен в 8-й флотский экипаж (г.Санкт-Петербург), а 13 января 1869 года Высочайшим приказом №779 он зачислен по Резервному флоту (т.е. вышел в отставку) [9, Л.357-357об.,359об.,360об.,361об.,362об.].

         В 1860 году гидрографической экспедицией подполковника Корпуса флотских штурманов В.М.Бабкина на винтовой шхуне «Восток» мыс, расположенный на северном берегу бухты Юзгоу (нынешнее название – бухта Краковка) Японского моря, был назван в честь штабс-капитана Корпуса флотских штурманов Аникиты Сидорова сына Дурынина мысом Дурынина [16, С.28.].

         Лично для меня этот мыс Дурынина - символ окончания 300-летнего Великого казачьего похода «Встречь Солнцу»! Похода, результатом которого стало то, что наша Родина простирается до Тихого океана, и сегодня здесь, на Камчатке, начинается Россия, именно здесь, на Камчатке, поднимается над Россией Солнце! А еще этот мыс – память о подвигах сибирских казаков, пришедших в этот ранее не веданный край, наперекор природе строивших здесь города и корабли, волею судьбы ставших моряками, погибавших от голода и стихии, но с упорством защищавших интересы Родины на суше и на море!

С.Е. Дурынин

Литература и источники:

1.Алексеев А.И. Судьба Русской Америки. – Магадан: Кн.изд-во,1975.

2.Белов М.И. Семен Дежнев.- Москва: издательство «Морской транспорт», 1955.

3.Вахрин С.И. Дело об убийстве Володимера Атласова. Камчатская Сибириада. Книга 1. – Петропавловск-Камчатский: издательство «Камчатпресс», 2021.

4.Вахрин С.И. Дело об убийстве Володимера Атласова. Камчатская Сибириада. Книга 3. – Петропавловск-Камчатский: издательство «Камчатпресс», 2021.

5.Глушанков И.В. Секретная экспедиция. – Магадан, 1972.

6.Конкевич Л.Г. Летопись крушений и других бедственных случаев военных судов русскаго флота. – СПб.,1874.

7.Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. С приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов. – Москва: Издательство Главсевморпути,1949.

8.РГАДА.Ф.350.Оп.2.Д.4194.

9.РГАВМФ,Ф.406.Оп.3.Д.667.

10.РГАВМФ.Ф.406.Оп.5.Д.515.

11.РГАВМФ.Ф.406.Оп.5.Д.803.

12.РГАВМФ.Ф.909.Оп.2.Д.204.

13.РГИА ДВ.Ф.1009.Оп.2, Д. 3.

14.Сибирские города. Материалы для их истории XVII-XVIII столетий. Нерчинск. Селенгинск. Якутск. – Москва: Типография М.Г. Волчанинова, 1886

15. Соколов А.П. Летопись крушений и пожаров судов русского флота от начала его по 1854 год. – СПб.,1855.

16.Степанов А.И. Русский берег.История географических названий. – Владивосток: Дальневосточное книжное издательство,1976.

            Выражаю огромную благодарность известному камчатскому краеведу члену Союза писателей России Сергею Ивановичу Вахрину за бесценную помощь в поисках информации по представителям камчатской ветви тобольского служилого рода Дурыниных.

Поиск по сайту:


Текущие новости:
«ВЕСТИ-ЯМАЛ». НА СТАРОМ САЛЕХАРДСКОМ КЛАДБИЩЕ ОБНОВЛЯЮТ НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЯМАЛЬСКОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ
КАЗАЧЬЯ НЕДЕЛЯ В ОБСКО-ПОЛЯРНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ЛИНИИ
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА
САМОМУ СТАРОМУ ХРАМУ НА ЯМАЛЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 130 ЛЕТ
НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ЕРМАК» – ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ СОСТОЯЛОСЬ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ФОРУМ «КАЗАЧЕСТВО – СКВОЗЬ ВЕКА». К 110-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
КАМЧАТКА ДАЛЁКАЯ И БЛИЗКАЯ
Русь святая, храни веру ПРАВОСЛАВНУЮ
Обновление от 09.10.2024г. Вахрин С.И. Биографии кубанских названий.
Обновление от 06.09.2024г. Любовь к заполярью всегда будет с нами...
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК И АТАМАН ЕРМАК В ИНСТИТУТЕ МВД
Обновление от 03.09.2024г. Павел Соколов Скоро осень, господа.
АТАМАНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ С УСПЕНИЕМ БОГОМАТЕРИ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика