С карт России может исчезнуть архипелаг Северная Земля. Если это случится, на старом месте возникнет новый звучный топоним – Земля Императора Николая II. Как стало известно «Красному Северу», за отмену привычного названия выступили казаки Салемальской казачьей общины. Они обратились с соответствующим обращением к Валерию Степанченко, атаману Обско-Полярной казачьей линии (ОПКЛ).
Атаман поддержал братьев-казаков, и, заручившись согласием правления ОПКЛ, подготовил соответствующее обращение президенту страны. Валерий Иванович и многие ямальские казаки считают переименование Северной Земли исторически справедливым вопросом, не терпящим отлагательства. Тем более, это было бы уместно сделать в память 400-летия дома Романовых, которое отмечается в этом году.
КАК МОСКВА ЧУТЬ НЕ СМЕНИЛА ПОЛ И ИМЯ
На заре советской власти весь общественный уклад был пронизан партийной тематикой. Даже топонимы были поставлены на службу ВКП(б). Так благодаря большевикам-переворотчикам Россия лишились тысяч привычных названий. На смену им пришли десятки, если не сотни Заветов и Путей Ильича, множество Красноармейсков, Советсков и Коммунарсков. Были преданы забвению топонимы с многовековой историей: Самара, Екатеринбург, Екатеринодар, Нижний Новгород, Петербург… Даже Москва едва не стала жертвой этой кампании. После смерти Ленина, её, по ходатайству 216 совпартработников предлагалось переименовать в Ильич.
Те революционеры ушли, но след их остался не только в сердцах потомков репрессированных и убитых, остался он и на картах страны, по сю пору, пестрящей именами профессиональных террористов.
Северной Земле в этом вопросе еще повезло, поскольку не пришлось ей быть замаранной именем Троцкого или, к примеру, Свердлова. Ей досталось вполне нейтральное название, чего не скажешь о входящих в этот архипелаг островах: Пионер, Комсомолец, Большевик и Октябрьская революция. Что ж, и с такими названиями можно было бы смириться, если бы эти территории были открыты людьми советской закалки.
Пока на планете Земля еще оставались белые пятна, действовало международное правило: кто новый клочок земли открыл, тот и водружает на нем стяг своей державы. Эти же первооткрыватели пользовались привилегией предложить название для новой территории. Помня об этом, большевики 30-х годов попытались представить научное изучение архипелага Императора Николая II как его открытие, при этом они ни словом не обмолвились об экспедиции, первой ступившей на эту землю в далеком 1913 году…
ИМЕНА ДАВНО ЗАБЫТЫХ ГЕРОЕВ
Есть на карте Ямала остров Вилькицкого. Своё название он получил в честь начальника Главного гидрографического управления Российской Империи Андрея Ипполитовича Вилькицкого, приложившего немало усилий к освоению Северного морского пути, и участвовавшего в подготовке экспедиции, открывшей новый северный архипелаг. А руководил этой экспедицией его сын – Борис Андреевич Вилькицкий. Так что, несмотря на то, что ныне Северная Земля не в ходит в состав ЯНАО, между ней и нашим регионом существует тесная историческая связь.
Чтобы более-менее подробно описать историю открытия Земли Императора Николая II, придется выйти за рамки газетной статьи. Отметим лишь, что экспедиция Вилькицкого была очень долгим и крайне трудным предприятием. В ней участвовали два самых совершенных на тот момент транспорта ледокольного типа – «Вайгач» и «Таймыр». Примечательно, что в своем плавании, русские моряки руководствовались лоциями другого полярного исследователя –
будущего адмирала Александра Васильевича Колчака. Позже этими же лоциями пользовались и целые поколения советских исследователей, вот только об имени их составителя старались не вспоминать…
Земля открытая Вилькицким получила своё монаршее название в самом начале 1914 года. Страна только что отпраздновала 300-летние дома Романовых, так что нет ничего удивительного в том, что и сам командор и члены его экспедиции горячо поддержали такое решение. Тогда же один из ближайших островов получил имя Цесаревича Алексея, другой островок был назван в честь генерала Вилькицкого – начальника экспедиции. Чуть позже к новым территориям состоялась вторая экспедиция, не избежавшая долгой зимовки во льдах…
КОММУНИСТЫ «СТАБИЛИЗИРУЮТ» ИСТОРИЮ ПОД СЕБЯ
Императорский архипелаг был «разжалован» постановлением Президиума ЦИК ССР в 1926 году, тогда же с карты исчезли упоминания о цесаревиче и первооткрывателе архипелага.
Прошло более восьмидесяти лет, прежняя власть давно кончилась, но революционные топонимы и подпольные псевдонимы красных террористов по-прежнему «украшают» карту нашей страны. Попытки исправить ситуацию всё ещё встречают противодействие пожестче педофильского лобби.
Почти семь лет назад Дума Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа приняла постановление, открывавшее путь к возвращению архипелагу Северная Земля исконного названия. Тем же постановлением предлагалось переименовать остров Малый Таймыр в остров Цесаревича Алексея, а остальным островам архипелага дать имена расстрелянных дочерей и супруги Николая II. Однако, после укрупнения Красноярского края за счет таймырских земель, на благой инициативе был поставлен жирный крест. Заксобрание Красноярского края, состоявшее тогда по большей части из членов КПРФ, отменило постановление таймырских коллег. Красноярские коммунисты мотивировали свое решение радением о «стабильности общественных отношений» и тем, что с момента первого переименования архипелага прошло уже более 80 лет.
По поводу такого решения хорошо высказался руководитель движения «Возвращение» Юрий Бондаренко: «По таким преступлениям, как лишение России её имени и лишение имен её городов и улиц, не должно быть срока давности. Получается, что раз имя украли давно, то сделка состоялась. И каков же тогда этот временной предел? Сколько лет надо, чтобы имя, украденное у русской истории, находилось под спудом: 10, 50, 100 лет? Пусть товарищи коммунисты сообщат нам о сроке давности»…
Эта ситуация нашла свое отражение и в публикациях Российской газеты. Журналист Евгений Латышев привел слова Бориса Вилькицкого, умершего в 30-х годах прошлого века в эмиграции: «Пройдут годы, забудутся ужасы революции и Гражданской войны… исчезнут одиозные народу имена, рассеянные по необъятному простору России, как уже исчезли улицы и заводы с именем Троцкого; вернется Ленинграду имя великого Петра, как и другим городам их исторические названия, обретут вновь и эти земли имена покойных Государя и Цесаревича, имена принадлежащие им по праву истории».
Пророчество Бориса Вилькицкого сбылось пока лишь наполовину. Так салехардские казаки уже не первый год бьются за переименования улицы, носящей имя одного из самых кровавых большевистских вождей – Якова Свердлова. Ситуацию усугубляет то, что у основания этой улицы стоит храм св. апостолов Петра и Павла.
Валерий Степанченко неоднократно обращался к муниципальным властям с предложением дать этой улице имя Павла Кривощекова – салехардского школьника, ценой своей жизни спасшего восьмилетнего мальчика. С инициативой о переименовании выступала и редакция газеты «Красный Север». Даже подавалась официальная заявка, чтобы улицу Свердлова нарекли именем легендарной журналистки Людмилы Баженовой, первой на Ямале принявшей радиосигнал о капитуляции фашистской Германии. Однако предложение казаков было проигнорировано, а документы собранные «Красным Севером» благополучно «потерялись» в коридорах городской администрации. Местные власти всё же попытались решить проблему, но с изрядной долей формализма, «прописав» храм на улице Ного. Однако сути дела это не меняет: от православных стен до улицы имени палача тысяч селян, казачьих семей, царской семьи, по-прежнему, один шаг.
Баландин Андрей. Общественно-политическая газета Ямало-Ненецкого автономного округа «Красный Север» от 20 марта 2013 года, № 23 (15748)