Книга «Татарские контуры России» Игоря Шумейко – не только о титульной нации Татарстана – все народы тюркской группы, поволжские, сибирские, кавказские татары… русских летописей и официальных документов Российской империи – носители этой печати исторического почета: русские от Ивана Грозного, Годунова до Тургенева, Куприна и Рахманинова гордились своими татарскими, ордынскими корнями. Контуры» участия татар в общероссийской истории, влияния на жизнь, культуру России прослежены от казаков до… «самой русской профессии», считая упоминания в народных песнях: ямщиков, татарских «ямылчи».
Поездки по тюркским регионам России, встречи с читателями и беседы с поэтами, учеными, политиками, с «автором лучшего Чингис Хана» – писателем Николаем Лугиновым, генералами М.А.Гареевым и Р.С. Акчуриным… привносят в эти «контуры» личный, заинтересованный взгляд автора. «Язмыштан узмыш юк» (От Судьбы не уйдёшь) – не уходит автор и от самых сложных вопросов богатой русского-татарской истории, например: поход Ермака и нынешний памятник ему.
Впервые о том памятнике я услыхал в 2014году. Известный сибирский издатель, общественный деятель Аркадий Елфимов пригласил к себе в Тобольск поговорить с читателями, выступить: писателя Александра Проханова, ученого, космонавта Юрия Батурина и автора этих строк. Поделился планом поставить памятник Ермаку на Чувашском мысе, месте решающей битвы Ермака с Кучумом – где и Василий Суриков рисовал знаменитую картину «Покорение Сибири». Но сообщил: некоторые представители татарской интеллигенции против памятника «обидчикам Кучума» ...
Поспешной инициативу Елфимова никак не назовешь: только к 2020году проект памятника воплотился в граните, а те «возражения» – в виде писем:
Председателю Тюменской областной думы Сергею Корепанову,
губернатору Тюменской области Александру Моору,
главе Тобольска Максиму Афанасьеву
Обращение
8июня2020 в «Новостях Тобольска» сообщили, что в день 435-летия со дня гибели атамана Ермака в парке «Ермаково поле» планируется установить поклонный крест.
Инициатором установки очередного памятника Ермаку является председатель фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов. В последние годы проходит активная и упорная пропаганда господином Елфимовым имени неоднозначного исторического персонажа Ермака, очень настораживает, с каким постоянством он делает выпады в сторону болезненной для коренного населения темы…
Татарская общественность г. Тобольска и Тюмени обращается к руководству города и области с просьбой остановить провокационные действия господина Елфимова.
Председатель Совета РТОО «Наследие» по Тюменской области Л.А.Шамсутдинова
Председатель Совета НКА Сибирских татар Тобольска З.А.Тычинских
Кандидат филологических наук Г.Х.Ташкеева
Схожее письмо властям Тюмени, Тобольска подписали:
Председатель Совета НКА Сибирских татар Тюменской области Ф.Ф. Марганова
Глава Тюменского филиала РОО «Татарское дворянское собрание: мурза Д.Ахметов
Правда в Тобольске есть и другая НКА «Сибирские татары» и её глава тюменский экс-депутат Динар Абукин обратился к губернатору с просьбой проверить – наоборот: деятельность «коллег» Ф.Маргановой, угрожающих национальной безопасности России. Но важность темы не позволяет ограничиться ссылкой на «Обращение» уважаемого Динара Абукина, «побив» им как козырем – «Обращение» не менее уважаемой Файзии Маргановой!
Более того, и сам проект Памятника, и даже возражения Аркадию Елфимову – могут в случае честного разговора послужить на общее благо русских, татар, Сибири, России. Это как известный вопрос на церемонии регистрации брака: «Если у кого-то из присутствующих есть возражения, сомнения – пусть он выскажет их здесь и сейчас, или уж молчит о них вечно».
Возражали – уважаемые Л.А. Шамсутдинова, Ф.Ф. Марганова мурза Д.Ахметов, и я начну с того, что соглашусь с их определением: «неоднозначный исторический персонаж Ермак» … В чем неоднозначность? Да, Ермак пленил знаменитого царевича Маметкула, наследника и фактического главу войска старика Кучума – и… Через полгода после пленения Маметкул с честью принят Иваном Грозным в Москве, чуть позже он: «воевода полка левой руки» (третий по чину!) в русской армии, сражающейся со шведами. Действительно – неоднозначно!
Давно размышляя над нашей Историей, я как-то представил: а если Ермака вдруг отозвав из Сибири, послали б на тот же «шведский фронт»? Маметкул, разумеется, начальствовал бы над Ермаком! Для иностранцев, не понимающих суть нашей Истории – это может и дикость, но мы-то, уважаемый мурза Д.Ахметов, слава Богу, не иностранцы и прекрасно знаем, как в Москве относились к татарским царевичам! Всю русскую армию Иван Грозный вверял бывшему Казанскому хану Шиг-Алею, на которого некоторые татары тоже ворчат. Но и на это есть возражение. Известный историк Марат Сафаров: «И когда теперь некоторые казанские историки пишут о татарофобии Ивана Грозного на основании покорения Казани, христианизации и прочего, они упускают из вида то, что Иван Грозный вырос фактически внутри татарского мира»! Точно подмечено. Взятие Казани – пример тогдашней борьбы за первенство в Улусе. В историографии XIXв была популярна формула суммирующая преемственность: «Хан переехал в Москву». Либеральные историки повторяли это с упором: цари – столь же «непрогрессивны, недемократичны», как и ханы, и вообще: «поскреби русского – увидишь татарина» …
Не только хан Шиг-Алей, «главком» армий Грозного, но и его официальный «сменщик», русский царь Симеон Бекбулатович, Касимовский хан… А в войске бравшем Казань начальствовали: крымский царевич Тактамыш, царевич Кайдула, шейбанидский царевич Кудаит, царевич Дербыш-Алей, и доля там татар была не меньшей, чем у защищавшего Казань Едигера. А писатель, ученый, депутат Госдумы Ф.С.Сибагатуллин в книге «Великие татары – строители и защитники Государства Российского», пишет: «Даже большая доля татар была в войске Грозного, чем у Едигера, в составе которого были: черемиса, мордва, марийцы». Да, участников казанской битвы делят на «горную и луговые» стороны. Горные, правобережные татары, черемиса поддерживали Грозного, луговые Едигера. Но… противопоставлять те армии по национальностям – чистый абсурд. А в отряде Ермака начальствовал Матвей Мещеряк, да и сам отряд, казаки – несмываемый оттиск тюркского мира: от имени косак-кочак до атамана, есаула, коша, сабли… Хорошо б «раскопать этнический состав» отряда Ермака. Но и так понятно: никак не мог он отличаться «по пятому пункту» от армий Ивана Грозного.
Да, Ермак «покорял Сибирь», как и гласит знаменитая картина Сурикова. Но с другой стороны: он, как и покоритель Казани: воссоединяли наш Улус Джучи, уже 300лет раздираемый войнами, «замятнями» от Москвы до Казани и Сибири. Язмыш в том и состоял, что «Великая Замятня» могла быть преодолена только так. Это подчеркнул и Председатель Союза Писатеей России Николай Иванов: «Благодаря Ермаку началось присоединение Сибири, где (до сих пор!) проживают более 200 национальностей и малых этносов. Распространение Российской государственности прекратило межплеменные распри». Последний Казанский хан (царь в русских летописях) Едигер-Махмет, стал почетным пленником, а затем крестным сыном Ивана Грозного с именем Симеон. Его крестный предоставил Едигеру-Симеону особого боярина. «Полное собрание русских летописей» указывает: «Едигер участвовал в военных походах Ивана Грозного».
А настоящими сибирскими ханами были Едигер (тезка Казанского) и Бекбулат. Сын бухарского правителя Муртазы Кучум с отрядом узбеков напал на них – и это строго говоря было: прямое нарушение воли Чингис Хана, проведшего в Сибири границу меж Улусами сыновей Джучи и Джагатая! (Кучум из Джагатаева вторгся в Джучиев). Хан Едигер в 1555 году отправил послов Панчады и Тягрула с просьбой царю Ивану: «всю землю Сибирскую что бы взял во свое имя и от сторон ото всех заступил и дань свою на них положил и дорогу прислал, кому дань собрать». Царь «принял Сибирь под свою руку», прибавив к титулам «всеа Сибирской земли повелитель». Первый ясак в Москву (соболями) из Сибирского ханства пришел в 1555–1557 гг.
Но в 1563 г Кучум получив новую, значительную помощь из Бухары нанес поражение и убил попавших в плен Едигера и Бекбулата… Семь лет окруженный бухарской охраной Кучум закреплял свою власть кровавыми репрессиями. Но нельзя выводить Кучума каким-то особым злодеем. Так, почти обычный «деятель эпохи Великой Замятни». Но дело-то в том, что эта «Замятня» заканчивалась и заканчивалась тем единственным способом, которым в итоге и закончилась! Да, не мирным было покорение Казани и Сибири, но… придумывая и живописуя «унижения» – унижают не только память хана Едигера, царевича Маметкула – «предателей», позже возглавивших русские войска (так ведь можно дойти до закованного раба, зверушки в клетке бродячего цирка, попугая привязанного на плече пирата). Унижают все сословие, к которому принадлежит возражавший против тобольского Памятника, нынешний мурза Данияр Ахметов!
Как известно, российское дворянство примерно на 70% – выходцы из Орды (остальные: Гедиминовичи, потомки Рюриковичей, и «с миру по нитке»). Огромная честь, удача писателя, историка: мне не раз довелось беседовать с ярким представителем древнего рода, генерал-полковником Расимом Сулеймановичем Акчуриным, командовавшим войсками ПВО страны, позже возглавлявшим все патриотическое воспитание департамента образования Москвы и Татарскую общину столицы. Пример генерала Акчурина помог раскрыть важную тему: «Ак-сюек и естественный отбор». Древнетюркское аксюек, «белая кость» стало и русским обозначением благородного сословия.
Тогда, в 2014г в Тобольске я завершил доклад (подработанный, позже был опубликован в газете «Завтра») поздравлением всех россиян с окончанием:«Ига термина «Иго». Как раз в 2013году термин «Татаро-монгольское иго» (если проследить летописи: подарок «наших польских друзей») в учебниках был заменен на вполне объективное «татаро-монгольское владычество». Повторил и давнюю свою формулировку: «Русь «освободилась» от Орды – вместе с Ордой, в придачу». Придача: Поволжье, Урал, Сибирь… Предложил вместе вдуматься, поразиться рисунку Судьбы явленному в объективных, документально зафиксированных фактах и датах: Всего лишь 60 (шестьдесят!) лет прошло от взятия Казани Иваном Грозным – до освобождения Москвы в 1612году Ополчением Пожарского и Кузьмы Минича Анкундинова (если уж точно давать ФИО нашего героя)! Среди татар и 20 татарских мурз в Ополчении 1612года отбивавшем свою новую столицу был и мурза Искера-Тобольска! «Российский стаж» которого был и вовсе – 25(двадцать пять!) лет [1].
Вот гениальная тема для исторических писателей: какой-нибудь воин, проживи он до 75 лет (в ту эпоху редко, но случалось: мой предок Прокоп Шумейко – нежинский полковник у Богдана Хмельницкого, погиб в Берестейской битве 80-ти лет от роду), этот гипотетический воин, которого следовало бы почитать, как сегодня чтут похороненного близ Кремля Неизвестного солдата… он, действительно, мог поучаствовать: и в обороне Казани от Ивана Грозного, и в походе Минина, освобождении Москвы!
Да, для Европы подобный «фокус» просто невероятен, но как раз Иван Грозный, Ермак в пределах их матрицы мироустроения действовали вполне обыденно. Взяв Казанское, Сибирское ханства – включали, «инкорпорировали» население в соответствующие российские сословия (в армейских терминах: «перевод без понижения в званиях»). И татарские мурзы став российской знатью – они даже не должны были благодарить царя Ивана Васильевича за какую-то там… «гуманность»! Привычное дело. Примерно так присоединял татар и Чингис-Хан! Правда, взять как Чингис-Хан в жены двух татарочек Иван Грозный не мог. Но овдовев, взял, одну. «Кавказская татарка», она же кабардинка, черкешенка Мария Темрюковна. От брата которой пошел знаменитый русский род князей Черкасских.
Перемещения центра тяжести внутри одного общего государства, были часто связаны с войнами – не колониально-завоевательными, а внутрисемейными «войнами за старшинство». Взаимо-попреки «за сожженные Москву, Рязань, Казань, Искер-Тобольск…» опровергаются как Большой Историей (краткий пунктир в предыдущих абзацах), так и «историей малой»: тобольской, последних десятилетий. Судьба-язмыш так подстроила (это вообще – Её почерк), что жаловавшиеся на обидчика Кучума и татар –Аркадия Елфимова, попали, что называется: «с точностью до наоборот»! Именно он, отчаянно рискуя служебным положением помог татарской общине Тобольска в самый трудный период её становления. Сначала два документа:
25 апреля 1988 №102
В исполком городского Совета народных депутатов обратилась группа верующих мусульман г. Тобольска с просьбой предоставления им каменного здания, бывшей мечети в пользование для отправления религиозных потребностей, мотивируя тем, что нынешнее, не приспособленное здание по своей архитектуре не соответствует проведению обрядов.
Исполком городского Совета народных депутатов РЕШИЛ:
Передать общине верующих мусульман г. Тобольска здания бывшей мечети по ул. Пушкина,27. Принять предложение верующих мусульман о передаче бывшего молельного дома (ул.Басова,23) для использования под клуб по месту жительства. Председатель исполкома А.Г. Елфимов
25мая 1989 № 210.12
Исполком городского Совета народных депутатов РЕШИЛ: произвести прирезку 366,25кв.м. к территории Тобольской мусульманской общины по ул. Пушкина, 27. Прирезку произвести за счет отчуждения от территории объединения «Тобольсклес», учитывая согласие администрации. Председатель исполкома А.Г. Елфимов
И необходимые пояснения. Сегодня кто-то может усмехнется: «группа верующих мусульман» – а что, могут быть и «неверующие мусульмане»?! Но жившие не на Луне, а в нашей стране поймут и оценят. Неуклюжи обороты – потому, что это были самые первые шаги навстречу! Бывшеатеистическая власть еще только (мучительно) подбирала словесные обороты для разговора, в частности с татарскими мусульманами Тобольска!
Я знал, что Аркадий Елфимов был известный, успешный строитель Тобольска, в предисполкомы попал без политического капитала, опыта, и расспросил его подробнее. Действительно, за те три решения: мечеть, клуб, прирезка земли, он «вылетал с должности», и на прежнюю стезю возвращался не начальником стройтреста, хорошо, если просто бригадиром. Помогло приближавшееся знаменитое «1000-летие Крещения Руси» – «потачки религиозным мракобесам» были прощены. И здесь «лунатики» будут удивлены, но соотечественники понимают: не по «разнарядке» в президиумах Всемирного Русского Народного Собора рядом сидят Патриарх и Верховный муфтий России Талгат Таджуддин. И тот шаг навстречу православным – обернулся благом для всех верующих россиян.
Тут и у меня есть пример совсем может неожиданный. Знаменитый режиссер Владимир Хотиненко мне рассказывал, что фильм «Мусульманин» (это тоже была – Веха!) он снимал больше даже – для православных. Помните? – из Афгана односельчанин Коля вернулся мусульманином – и его спившийся брат (великолепный Балуев: «Я пахал в гальваническом цеху! Я гвозди ел! Мне плевать на Ад и Рай:») и оцепеневшее в равнодушном атеизме село – встрепенулись. Искреннюю веру (пусть и чужую) ощутили, как ежедневный укор себе, стыдно стало «оставаться никем», вспомнили, достали – свои иконы.
В общем, связь наших «базовых исторических религий», русских и татар – не случайна, что, возможно, интуитивно, и почувствовал тобольский предисполкома весной 1988года. И сегодня тобольская история может и должна обернуться к общему благу. Например, татарские активисты во главе с Л.А.Шамсутдиновой, однофамилицей(?) прекрасной поэтессы Марины Шамсутдиновой обратятся к Аркадию Елфимову с предложением (ничего зазорного – ходили же к нему в 1988году!): рядом с поклонным крестом Ермаку, что так их взволновал – поставить памятник и царевичу Маметкулу, ставшему большим русским военачальником. Эта была бы и дань исторической правде и настоящий Мемориал – просветляющий смысл прихода Ермака в Сибирь, евразийства, российской миссии вообще. Дөреслек утта да янмый, суда да батмый – Правда в огне не горит, в воде не тонет.
[1] Датой присоединения края к России можно считать 1587г: основание Тобольска близ Искера и городка Бицик-тура.