Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

ПРИЗРАК ДНД БРОДИТ ПО РОССИИ

ПРИЗРАК ДНД БРОДИТ ПО РОССИИ

 

В России обсуждаются революционные преобразования. На повестке дня тезис о неспособности полиции обеспечить безопасность россиян привычными методами. Всё чаще простые граждане просят вооружить их, чтобы они самостоятельно могли защитить себя от преступников. Власть традиционно против этого. Однако отдельные её представители активно поддерживают новые веяния. Одновременно с этим возрождается и крепнет движение добровольных помощников полиции…

Идея легализации огнестрельного короткоствола, озвученная сенатором Александром Торшиным, не нова и возникла не на пустом месте. Можно привести массу примеров, когда отсутствие действенных инструментов самообороны приводило к трагическим последствиям: убийство семьи фермера в станице Кущевская, учиненный майором милиции Евсюковым расстрел посетителей супермаркета, многочисленные акции террористов против мирного населения на Северном Кавказе… Не редки случаи, когда жертвами одного маньяка становились сразу две женщины. Пока душегуб расправлялся с одной жертвой, её подруга, немея от ужаса, была не в силах помочь ни ей, ни себе. Прочих ситуаций, когда грабители врываются в дом, или когда разбойники нападают на автомобилистов-путешественников – не счесть. Число безоружных жертв маньяков и бандитов слишком велико, чтобы игнорировать насущную потребность в легальных и действенных инструментах личной самообороны. Однако же велико и число тех, кто пострадал от лиц, вооружившихся на легальной основе. Правда, здесь за примерами приходится ходить уже преимущественно за рубеж…

Ситуация усугубляется еще и тем, что злоумышленники покушаются не только на наши жизни и кошельки, они с легкостью нарушают общественный порядок в самых многолюдных местах. Они вкусили безнаказанность и пользуются тем, что подавляющее большинство людей не рискует пресекать их действия, ибо этим в нашей стране разрешено заниматься только сотрудникам полиции.Однако всему есть предел. Менталитет верующей части российского народа (вне зависимости от конфессии) таков, что ему легче стерпеть рост числа убийств и грабежей, нежели оскорбление религиозных чувств. Скандальная выходка дамочек из «Pussy Riot» подстегнула новую гражданскую инициативу – создание православных дружин призванных защищать храмы и священников. Известный церковный деятель Всеволод Чаплин уже поддержал эту инициативу. Одновременно с этим новую силу получила давнишняя идея создания народных и казачьих дружин, готовых приступить к охране общественного правопорядка.

Впрочем, как уже не раз бывало в российской истории, благие начинания тормозились, а потом и вовсе сходили на нет из-за нехватки юридических инструментов их реализации. Взять, к примеру, те же дружины. О них говорят и их «создают» в России уже не первый год. А что в итоге? Давайте попробуем разобраться в ситуации на примере Ямало-Ненецкого автономного округа. Тем более что он не остался в стороне и здесь, буквально на днях, был подписан ряд важных документов.

 

Кому на Руси охранять хорошо?

Чтобы не жить в эпоху перемен, хуже которой, по мнению восточных философов разве что сама война, нужно вовремя принимать правильные и взвешенные решения. Не бояться высказывать своё мнение и уметь отстаивать его цивилизованными способами. Сейчас разные слои российского общества находятся в поиске новых методов, которыми можно было бы повысить личную безопасность граждан и поддержать общественный порядок. Ямал активно участвует в этом процессе.

Так главой администрации Надымского района Алексеем Ситниковым подписано постановление, утверждающее положение о создании добровольных формирований по охране в Надыме общественного порядка. Кроме того, подписано Соглашение о сотрудничестве полиции Пуровского района со станичным казачьим обществом. Как следует из официальной информации, по этому поводу:

«Основными направлениями сотрудничества отдела МВД России по Пуровскому району и казаков будет заключаться в совместном патрулировании и поддержании правопорядка на улицах населенных пунктов района, организации и проведении специальных рейдов и операций по профилактике наиболее распространенных видов преступлений, обеспечении правопорядка во время проведения массовых религиозных, общественных, общественно-политических, культурно-зрелищных и спортивных мероприятий».

Неужто теперь казаки и дружинники наведут на улицах порядок и самой активной части населения уже не потребуются легальные «стволы» для самообороны? Что скажут об этой инициативе эксперты?

Валерий Степанченко, депутат Законодательного Собрания ЯНАО, атаман Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России, сибирский казак с кубанскими корнями в восьмом поколении, кандидат юридических наук:

- Когда я слышу бравурные отчеты о том, что где-то казаки уже дежурят на улицах и задержали столько-то злодеев, мне хочется воскликнуть как Станиславскому: «не верю»! Потому что если они действительно кого-то там задержали, значит, они тем самым преступили закон. В действующем законодательстве нет правового положения, позволяющего казакам производить задержания. С этой проблемой я столкнулся еще в прошлом веке, когда мы сами выступили инициаторами создания казачьего дивизиона в Салехарде. Мы тоже тогда пытались помочь милиции, но наше предложение было отвергнуто без каких-либо объяснений. А ведь это было самое начало «лихих девяностых», когда на улицах окружной столицы было далеко не так спокойно как сейчас. Чуть позже, когда грянула война в Чечне, мы всё же убедили руководство УВД по ЯНАО принять нашу помощь хотя бы для участия в рейдах ГАИ. Нам пожали руки, да так нашу идею и не реализовали! Аналогичным образом развивалось наше сотрудничество и с МЧС… Почему так происходит? Думаю, потому, что власти либо страшатся любой серьезной инициативы идущей от народа. Либо же они понимают эту инициативу как некое управляемое и самой властью инициированное движение. Всё остальное, идущее от самих людей, традиционно тормозится множеством препонов и отсутствием действующего законодательства, определяющего права и обязанности участников этой инициативы. К счастью, здесь, на Ямале еще не было случая, чтобы казак пострадал в патруле. Потому что ни ему, ни его семье в этой ситуации не будет положена страховка, на которую может рассчитывать сотрудник полиции или МЧС. Больше того, самостийность в вопросах патрулирования может напороться на карательные санкции ФЗ «О митингах». В этой ситуации отвечать перед законом будет уже не тот, кого «задержали» казаки, а тот, кто их подвиг на борьбу с преступностью. Поэтому, когда я слышу о каких-то правах, которыми вдруг наделили казачьи патрули, я прекрасно понимаю, что это пустое действо, совершенное для «галочки». При современном уличном патруле они могут быть только виде простых наблюдателей, свидетелей либо понятых. Вот и всё участие. Более реально это может работать лишь в казачьих станицах, где сохранён традиционный уклад. Там, если и перетянут смутьяна за безобразия нагайкой, тот ни за что не побежит подавать заявление о побоях. Он это воспримет как заслуженное наказание… Осторожно отношусь и к идее создания казачьих ЧОпов. Кто-то очень хочет сделать из казаков сторожей. И наоборот, тех, кто идёт работать сторожем - казаками. Недавно на Комиссии по вопросам помилования мы с коллегами рассматривали прошение одного такого «казака». После службы в армии он вернулся в родной Пуровский район, нанялся охранником в казачью структуру. Казаком он от этого, конечно же, не стал, зато, почувствовал вседозволенность и совершил преступление… Напрашивается вывод – не нужно превращать участников добровольных дружин в ряженых казаков. Примите для тех, кто готов помогать полиции соответствующий закон, пропишите их права, защитите их социальными гарантиями, и пусть в этом благом деле участвуют все способные неравнодушные граждане, а не только казаки. Тогда можно было бы привлечь к этой работе и другие структуры гражданского общества, к примеру у нас на Ямале, активистов Ассоциации «Ямал-потомкам». На мой взгляд, они вполне справились бы с этой почетной функцией на территории национальных поселков. Тем более там в этом есть насущная потребность. А вообще, главное, наверное, не в охране, а в воспитании духовных начал, прописанных в десяти заповедях Божьих. Вот их то нужно знать и всем соблюдать. Тогда каждый сам себя оградит от дурного поступка. Но это уже глобальная задача. А одна из казачьих - это обеспечивать порядок в своих семьях и в православных святынях.

Николай Рыжков, Атаман Пуровского станичного казачьего реестрового общества:

- Зря вы, прочитав наш пресс-релиз, подумали, будто казаки, при несении службы по охране общественного порядка готовы применять силу. Этого не будет, потому что у нас для этого нет никаких полномочий. Тем не менее, уже с 1 сентября мы заступаем на охрану улиц. Выглядеть это будет так: полицейский будет ходить по закрепленному за ним маршруту, следить за общественным порядком. Если заметит какое-либо нарушение – будет действовать согласно своим служебным инструкциям, а сопровождающие его казаки будут присутствовать только в качестве понятых, свидетелей, еще они могут записать происходящее на видеокамеру. То есть, НИКАКИХ ИНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОНИ СОВЕРШАТЬ НЕ БУДУТ! Тем не менее, я считаю, что подписанное соглашение – большой шаг вперед, можно сказать, прорыв. Потому что теперь мы сможем получить финансирование. Казаки и раньше участвовали в охране общественного порядка на мероприятиях городского и районного масштаба, безвозмездно следили за порядком в ходе религиозных праздников. Теперь же мы за это еще и деньги будем получать…

В совместных патрулях мы будем не каждый день, а только по пятницам и субботам, когда народ отдыхает, когда проводятся различные массовые мероприятия. При этом наше участие будет согласовываться с полицией за месяц до выхода в патруль. Сотрудники ОМВД будут писать нам письма с указанием, куда и сколько казаков мы можем предоставить, и мы будем выходить на улицы, но только вместе с полицейскими, как статисты…

- Николай Кириллович, как вы думаете, имеет ли смысл вносить в федеральное законодательство поправки, наделяющие добровольные дружины различными правами?

- Возможно, есть смысл изменить Уголовный Кодекс, внести поправки в окружной закон о казачестве, доработать его, чтобы казачья дружина нормально финансировалась.

Надеюсь, что в следующем году наша деятельность перейдет на постоянную основу

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить главу Пуровского района, ведь без него наше дело не сдвинулось бы с мертвой точки. Хочется поблагодарить и глав поселений за то, что откликнулись и готовы к взаимодействию. С ними у нас тоже заключены соглашения, правда, в этом году они рамочные и ни к чему не обязывают.

Отец Алексей, настоятель Салехардского собора святых апостолов Петра и Павла об инициативе создания православных дружин:

- В традиции православных христиан благоговейное отношение к семейным и религиозным ценностям, храмам, иконам. Если кто-либо на эти ценности посягает, в народе возникает гнев, возмущение и естественное стремление защитить свои святыни. Конечно, не хотелось бы, чтобы эта реакция переросла в создание вооруженных отрядов, но само стремление защититься – вполне нормально…

- То есть, важно, чтобы благое начинание не было сопряжено с возникновением новым конфликтов?

- Я долго размышлял об этом и считаю, что в деле охраны наших святынь, уместно полагаться не на народные дружины, а на казачество. Это их стезя, и если они этим займутся, это будет воспринято достаточно спокойно, с пониманием. Также спокойно будет воспринято и их участие в разрешении конфликтных ситуаций в доме Божьем. Думаю, даже если казак, в крайнем случае, хлестанет кого-то по попе нагайкой, это будет воспринято не так обостренно, нежели силу применил бы сторож, охранник, или, не дай Бог, церковный человек.

- В самой идее создания православных дружин могут быть признаки экстремизма?

- Нет. Здесь экстремизм и терроризм как раз с другой стороны идет. Это не мы, это на нас нападают. Не зря архимандрит Тихон (Шевкунов) сказал, что сейчас время бархатного терроризма, когда звучат не взрывы бомб или гранат, но происходят различные акции, ведущие к уничтожению святости и духовности.

Иерей Артемий, настоятель храма в честь Святителя Николая Чудотворца в Надыме:

Еще недавно считалось, что церковь отделена от государства и политики, но сейчас мы видим, что в полной мере это невозможно. Идет нагнетание негатива в отношении РПЦ, фабрикуются различные инсинуации. Но создание православных дружин – это не выход.

Начнем с того, что такие формирования будут просто неправомочны, поскольку отсутствует какой-то правовой инструментарий, регламентирующий их деятельность. А раз нет необходимого законодательства, значит выполнять функции защиты правопорядка, в том числе и на территориях храмов, монастырей, приходов, - должны люди, которые наделены соответствующими правами – представители органов внутренних дел.

Если же православные дружины будут созданы, это может вызвать еще какую-нибудь неадекватную реакцию отдельных людей и излишнюю эскалацию напряжения в обществе.

Изредка у нас в храме случаются инциденты. Обычно мы стараемся уладить конфликт силами своего небольшого штата. В том же случае, когда человек неадекватен, находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, мы просто вызываем наряд полиции. Приезжают они быстро, помощь оказывают корректно. Проблем с этим никогда не было.

Андрей БАЛАНДИН.

Журналист газеты Красный Север

г. Салехард

Сентябрь 2012 года

Поиск по сайту:


Текущие новости:
Обновление от 14.12.2017г. ПОСВЯЩЕНИЕ АТАМАНАМ
СЕРДЦЕ МАТЕРИ
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика