Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

РАСКАЗАЧИВАНИЕ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

РАСКАЗАЧИВАНИЕ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

«Кавказская политика» попыталась понять, почему большевики создавали казачьи административные образования на Кавказе, и что из этого получилось.

С первых лет своего существования советское государство стало вести поиск новых административных границ на Северном Кавказе, оптимальных для сложившихся реалий. С ликвидацией Терской и Кубанской областей границы менялись буквально каждый год, власть экспериментировала, вновь и вновь перекраивая созданные территориальные образования. Период восхода Советского государства в истории принято называть «расказачиванием», а его символом для казаков стала директива Свердлова от 24 января 1919 года, гласившая: «Необходимо, учитывая опыт Гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества, путем поголовного их истребления…» Несмотря на то, что существует множество подобных документов, свидетельствующих о массовых убийствах и депортациях казачьих станиц, именно дата директивы Свердлова стала символичной и памятной в наши дни.

Параллельно с «поголовным истреблением» началась кампания по переименованию станиц, казакам запрещалось носить свою традиционную одежду, табу накладывалось даже на само слово «казак». Установлению советской власти в районах с казачьим населением данная политика отнюдь не способствовала. Действующие в горах и лесистой местности казачьи отряды, не признающие советскую власть, пополнялись и встречали полную поддержку местного населения, а в самих станицах одно за другим вспыхивали восстания. Не довольны проводимой политикой были и «красные» казаки, воевавшие за советскую власть в годы гражданской войны. Известный командарм Миронов писал: «Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество». 30 октября 1920 года Сталин рапортовал в телеграмме Ленину об успешном выселении в военном порядке пяти станиц и о необходимости выделить казаков «в отдельную губернию, ибо сожительство казаков и горцев в одной административной единице оказалось вредным, опасным». Ситуация в первые годы советской власти была очень неустойчива и подходы к одним и тем же вопросам могли меняться в диаметрально противоположную сторону. Отношение государства к казакам, вследствие обозначенных проблем, плавно дрейфовало от резко негативного до умеренного.

На проведенном пленуме ЦК РКП, состоявшемся 30 апреля 1925 года поднимался и казачий вопрос. В опубликованной газетой «Правда» резолюции говорилось: «Совершенно недопустимо игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер по борьбе с остатками казачьих традиций», а также: «признать необходимым, чтобы в местных газетах соответствующих районов гораздо больше внимания, чем до сих пор, уделялось освещению положения казачества и нуждам казачества, и было уделено должное внимание делу привлечения селькоров из казачьей среды». Но ключевыми для определения будущих административных границ на Северном Кавказе стали два последних пункта резолюции:

«9. Способы проведения национальной политики в казачьих районах требуют особенного такта. В районах со смешанным национальным составом усилить участие казачества в руководящих органах тех национальных республик и областей, в которых казачество до сих пор мало привлечено к этой работе.

10. Признать допустимым районы с компактным казачьим населением в нацобластях выделять в отдельные административные единицы».

В просуществовавшей с 20 января 1921 года по 7 ноября 1924 года Горской АССР наряду с такими округами, как Чеченский, Ингушский, Северо-Осетинский, Кабардинский, Балкарский, Карачаевский, Черкесский существовал и Сунженский округ. В 1924 году власти решили пойти на очередной эксперимент, «в согласии с волеизъявлением народностей» и «в целях скорейшего развития классового самосознания национальностей» упразднялась и расчленялась по национальному признаку Горская АССР.

Таким образом, у казаков на Северном Кавказе появилась своя административная единица под названием Сунженский казачий округ. В Декрете ВЦИК об упразднении Горской АССР отмечалось: «Сунженский округ, как автономная административная единица, состоит в непосредственном подчинении всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и управляется съездом советов и избираемым им исполнительным комитетом, действующим на правах губернского исполнительного комитета».

В состав округа, общая территория которого ограничивалась 1185,5 кв. км, вошли два района: Слепцовский и Терский. Согласно результатам переписи 1926 года по Северо-Кавказскому краю,  более 70% населения Сунженского округа составляли казаки. Примечательна и сама перепись, в ходе подготовки которой между Центральным статистическим управлением (ЦСУ) и местными статистиками развернулась дискуссия, учитывать ли казаков как особую народность, либо в составе других народностей. В итоге победила позиция местных статистиков, предлагавших относить казаков согласно языку общения к разным национальностям, при этом признавая казачью преемственность от отца к сыну. Такая позиция привела к тому, что казачье население было распределено на русских, украинцев, калмыков, черкесов и другие народности. Практически одновременно с созданием Сунженского казачьего округа с правами современной «национальной республики» создаются казачьи районы на территории северокавказских национальных автономных областей. Так, в 1924 году в Карачаево-Черкесской АО формируется «Баталпашинский район».

При разделе объединенной АО в 1926 году на Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ, район был передан в Армавирский округ Юго-Восточной области. В состав района были включены город Баталпашинск, а также Баталпашинский, Зеленчукский, Исправненский, Кардоникский, Красногорский, Николаевский, Овечкинский, Сторожевой и Усть-Джегутинский советы. При этом органы управления Карачаевской автономной области и Черкесского национального округа оставались в станице Баталпашинской, находившейся вне их границ. Около 65% населения района были казаками. В 1925 году в Северной Осетии был создан «Притеречный район». Постановление президиума ВЦИК № 333 гласило: «Организовать в составе Северо-Осетинской автономной области Северокавказского края самостоятельный казачий округ (на правах района) с центром в станице Ардонской. В состав нового округа включить: Змейскую, Ардонскую, Архонскую, Николаевскую и хутор Ардонский».

Всего в округе на территории 329 квадратных км. было около 20 тыс. жителей, 70% которых были казаками. Главным отличием казачьего административного образования от других районов было то, что он «ввиду особых условий имеет право сношения с краевым центром, минуя североосетинские власти».

В Кабардино-Балкарской АО в том же 1925 году был образован «Казачий район» в составе станиц Пришибской, Котляревской и Александровской с подчиненными им населенными пунктами. Территория округа насчитывала 285 квадратных км., с населением 9355 человек (70% казаков). На заседании 3 пленума ЦК Кабардино-Балкарской автономной области председатель облисполкома Бетал Калмыков заявил следующее: «Казачество не является чужим народом, вклинившимся в наши земли, а есть частица нашей области. Надо будет организовать немедленно Казачий ревком и торжественно открыть Казачий округ на Котляревской. Надо дать им возможность самоуправляться и наряду с этим помочь им средствами. Пусть об этом нашем самостоятельном Казачьем округе по всему Северному Кавказу говорят». Формирование вертикали советской власти в казачьих автономиях имело свои характерные черты. Так, в администрации и милиции и прочих органах самоуправления были преимущественно казаки. Несмотря на то, что права избирать, а также быть избранными лишались определенные категории граждан, такие как бывшие офицеры, духовенство, торговцы, казаки, все равно голосовали за уважаемых станичников, как правило, крепких хозяев, которые не могли быть угодны советской власти. Ужесточение требований и расширение круга лиц, лишенных избирательных прав ожидаемых результатов не дали.

Кроме того, низкая явка на выборах в местные советы, приводила к тому, что, например, в Притеречном округе их результаты были отменены. Казаки по старинке голосовали согласно своим обычаям, где предусмотрены «выборщики». Грубо говоря, от одного двора голосовал один человек, к тому же на выборы не ходили женщины. Была еще одна причина недоверия новой власти к казакам. Повстанческие отряды, ведущие вооруженную борьбу с представителями советов, продолжали свою деятельность, имея тесные связи среди казаков в окружных администрациях. Так, в станице Вознесенской Сунженского казачьего округа милиционеры-казаки, братья Пузенко оказывали негласную поддержку подполью в 1922-1923 гг., что стало причиной разгрома пяти сотен краснофлотцев под командованием Блинова, прибывших для усмирения Сунжи. Такие случаи во всех казачьих округах были не редкостью. Казачьи автономии просуществовали не долго. Почти одновременно все они были ликвидированы с официальной формулировкой экономической отсталости, раздутости штатов управления и необходимости укрупнения и интернационализации административно-территориальных образований.

В 1927 году прекратил свое существование Казачий округ в Кабардино-Балкарии, а его территория была передана в Прималкинский район, где сейчас и находится. Остался в истории и Сунженский казачий округ. 4 февраля 1929 года административная комиссия ВЦИК постановила: «Сунженский округ Северо-Кавказского края упразднить». В настоящее время территорию бывшего округа занимают Сунженский район Чечни, Сунженский и Малгобекский районы Ингушетии, а также Моздокский район Северной Осетии. В 1931 году Притеречный округ был переименован в район и вошел в полное подчинение властей Северной Осетии, а в 1933 году его полностью ликвидировали, распределив населенные пункты по разным осетинским районам. В том же 1931 году был упразднен Баталпашинский район. При этом, часть станиц была передана в Черкесскую АО, другая часть в Карачаевскую АО, а станица Исправная и хутор Фроловский в Отрадненский район Северо-Кавказского края. На данный момент вся территория района находится в составе Карачаево-Черкесии.

Сворачивание казачьих автономий было таким же быстрым, как и их создание. Вслед за ним следовал искусственный голод 30-х, а также продолжение репрессий, пик которых пришелся на 1937 год. Многие руководители казачьих автономий были расстреляны под разными предлогами, слово «казак» вновь вышло из документального оборота, но не слишком надолго, до начала Великой отечественной войны.

Кучеров Николай. Кавказская политика. 11 ноября 2013 года. info@kavpolit.com

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика