Мысль о попытке собрать и сохранить некий казачий понятийный аппарат наиболее часто встречавшихся и встречающихся понятий (старинные слова, определения, а так же нормативные акты, сопровождавшие возрождение казачества с конца XX-го, начала XXI-го века) родилась не сразу и не на пустом месте.
Увлекаясь историей, краеведением и имея, родовые кубанские казачьи корни в восьмом поколении я, конечно же, с первой услышанной в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века информацией о попытках возродить культуру и традиции казачьего рода – племени с головой окунулся в это дело. И вот уже второй десяток лет вместе с односумами по казачьему строю, потомками казачьих родов Кубани, Дона, Терека, Сибири, Урала и Семиречья стараюсь в свободное от работы время, по мере возможности, уделять внимание возрождению и становлению исконно казачьих традиций и обычаев в городе Салехарде, на Ямале, да и в целом в Сибирском казачестве. И это неспроста. Ведь и на Крайнем Севере история пропитана вольным казачьим духом, терпением и службой этих исконных удальцов во благо Отечества Российского.
В настоящее время уже стало общеизвестно, что российское казачество внесло неоценимый вклад в территориальное освоение Российских восточных и северных окраин, богатых природными ресурсами, животным миром и подземными кладовыми. Подтверждением тому знаменитые атаманы-молодцы, первопроходцы и исследователи: Ермак Тимофеевич, Бекетов, Буров, Дежнёв, Колчак, Миклуха Маклай, Москвитин, Перфильев, Поярков, Рудаковский, Хабаров и многие другие.
При этом стоит особо отметить, что их подвиг в большей степени совершался не силой оружия, а силой духа и убеждённостью в праведности служения Отечеству на основах взаимопонимания с местным населением и справедливому к нему отношению. Этим в корне отличалось освоение Сибири казаками от освоения европейцами Америки, которые действовали исключительно огнём и мечём. Вот как высказывался известный сибирский исследователь истории казачества доктор исторических наук Ю.Г. Недбай: «Казачество России, и Сибирское в том числе, следует рассматривать как феномен отечественной истории, порождённый всем ходом процесса образования и развития Российского государства, только ему присущий и только с ним связанный».
Много воды утекло за прошедшие столетия. За это время казаки, их культура, традиции были и в чести, и в забвении. Но они искренне верили в Святую Русь и своё предзнаменование – защитников Христовых. Хотя по сути это были земледельцы, путешественники-исследователи, искусные народные дипломаты, способные не только грамотно вести переговоры, договариваться, прогрессивно обрабатывать и обустраивать землю, но и шашкой махать, и песни слагать. Встречаясь на различных казачьих форумах, как в Сибири, так и на Юге, я всё чаще стал обращать внимание на общность в казачьем запасе слов, как у «южных», так и у «северных казаков». И в то же время в их говорах есть некоторые территориальные особенности, ведь, где казаки говорят, где гутарят, а где и балакают. Но и в этом, казалось бы, разном говоре, произношении можно выявить их единый корень. Ведь словарный запас, язык казаков является не просто хранителем культурного пласта этой этнокультурной общности, но и неразрывен с историей «русского, славянского мира». Он отражает основу духовности русского народа испокон веков проповедавшего идею общего для людей различных национальностей и верований мира.
Вместе с тем часть слов и понятий со временем заслуженно или нет, но уходит в прошлое, язык ведь живёт и развивается. При этом я убежден в том, что не след забывать прошлое. К сожалению, многие современники и даже потомки казачьих родов, разъехавшиеся далеко от своих родовых куреней, осознано либо нет, но теряют эту пуповинную связь и не знают, или уже не помнят свой говор и такие смачные казачьи слова и понятия, которыми были богаты их прародители. Не знают историю появления того или иного определения, историю событий, связанную с зарождением и становлением казачества, наши корни, слабо представляют существующую казачью нормативную базу. В этом как мне кажется одна из причин «топтания на месте» современного культурно - исторического возрождения этой общности людей.
Я уже не говорю о сегодняшней тенденции, когда, вопреки традиции, в казачество в массовом порядке стали приходить люди далёкие от его истоков, видящие в нём, к сожалению, только какие-то личные выгоды и не осознающие ту меру ответственности, перед прошлым и будущим, за возрождение и становление исконной казачьей культуры и традиций. Как, например, отметил один мой знакомый: «Скоро на пенсию, а я ведь подполковник внутренней службы, вот и решил записаться в «реестровые казаки». Хотя предыдущие годы до пенсионной выслуги лет он об этом даже и не помышлял, во всяком случае, стремления не проявлял. При этом прекрасно знал, что в Салехарде уже почти два десятка лет есть казачья община. Да и мы с ним знакомы не один год. Своим выводом сам не подозревая, он определил основное отличие «реестровых казаков» от «общинников». Когда я задал ему вопрос: «В чём же раньше было дело?» –
этот откровенный и, на мой взгляд, совестливый человек ответил: «Так у вас же спрашивают о семейных, родовых корнях и традициях, а у «реестровых» нет!» Вот когда вспомнишь казачью заповедь, когда даже рождённый в этой среде, не говоря уж о человеке, который не вскормлен в казачьей семье, должен был заслужить свою принадлежность к этому славному племени по принципу: «Казаком мало родиться, казаком надо быть и казаком надо стать!»
Здесь же, о наличии своих казачьих корней или на худой конец традиционном образе жизни в детстве, юности, в зрелом возрасте или хотя бы искреннего желания приобщиться и побольше узнать об этом, говорить не приходится. Что такие «казаки» в казачьем мундире с чужого плеча, видящие только «большие погоны», могут возродить, сохранить и передать будущему поколению? Да ровным счётом ничего, кроме личных амбиций и разговоров о мнимой казачьей государственной службе. Между тем разве не несут службу казаки в общинах, когда занимают различные должности в органах государственной и муниципальной власти, в других общественных организациях, воспитывая молодежь в кадетских классах, занимаясь духовным возрождением, внедряя культуру и традиции праотцов, исполняя, наконец, воинскую и иную службу?
К сожалению, эти случаи имеют место не только в Салехарде. «Реестр» практически везде выдаёт желаемое за действительное и в этом его главная ошибка, которую так и не увидели чиновники от казачества и многие из тех, кто занимается по службе казачеством в органах государственной и муниципальной власти, видя в «реестре» только механизм для управления и воздействия на казаков, вступивших в него. Хотя в «реестре» есть и обманутые братья-казаки, поверившие прежним громким заверениям, которые начинают понимать, что это тупик и давно исторически пройденный ещё запорожцами. Такие приносят покаяние и возвращаются к братьям, в существующие вот уже многие годы казачьи общины. В них не обещают дармовых денег и льгот, а предлагают самим вершить судьбу казачества трудясь, уверовав в истинность своих убеждений на принципах православия и других, традиционных в России вер, воспитывая в семьях крепкую духом и телом молодёжь и возрождая по крупицам казачьи традиции и культуру, помня о святом своём товариществе.
Суть казачьего товарищества образно выразил известный русский писатель XIX-го века Н.В. Гоголь, двести лет со дня рождения которого отметили в 2009 году. Он устами старого атамана Тараса Бульбы изложил характерные и поныне актуальные казачьи принципы:
«Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли басурманы, всё пропало. Только остались мы сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, также как и мы, земля наша!
Вот в такое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породнится родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как на Русской земле, не было товарищей!
Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! Также божий человек, и разговоришься с ним как со своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди да не те; такие же люди, да не те!
Нет, братцы, так любить как русская душа,- любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что не есть в тебе. Нет, так любить никто не может!
Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные мёды их. Перенимают чёрт знает, какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой со своим не хочет говорить; свой, своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который жёлтым чёботом своим бьёт их в морду, дороже для них всякого братства.
Но у последнего подлюки, каков он не есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! »
Вот поэтому, памятуя эти пророческие принципы, казачьи общины Союза казаков России строят свою деятельность на их основе, стараются взаимодействовать с властными структурами на местах и выстраивают свои отношения на взаимовыгодных договорных основах во благо, во славу России! Кроме того, мы чтим пророческие слова – благословения Патриарха Московского и вся Руси Алексия II, которые он высказал в одном из своих обращении к нам:
« Уважаемые казаки и казачки, дорогие братья и сестры!
Русская Православная Церковь, как и вся Россия, с надеждой смотрит ныне на возрождение Казачества, веря в то, что возрождается не только форма, но и духовная основа «Православного рыцарства». Добровольное служение Церкви и Отечеству, готовность защищать Православную Веру и родную землю до самопожертвования – эти чувства были характерными для казаков.
Казачество в России всегда руководствовалось Евангельскими словами Христа Спасителя: « Нет больше той любви, как если кто положит душу за други своя». И на протяжении веков казаки жизнью и подвигами своими подтверждали верность этой истине.
Сегодня перед Казачеством вновь открывается возможность служить Вере и Отечеству. Закончилось время испытаний и забвения преданного служения Казачества Государству Российскому. Мы надеемся на Ваше участие в возрождении не только своих исторических земель, но и России в целом. Пусть будет славен казак не только службой земной, но и неустанным служением Господу Богу и святой Православной Церкви, ибо без этого невозможно будет подлинное возрождение казака – воина, землепашца и первопроходца.
Выражаю надежду, что жизнь, служба и труды казаков на пользу Отечества и в лоне Церкви будут способствовать сохранению мира и согласия между народами всего Отечества. Храните Русь – Дом пресвятой Богородицы! Да благословит всех вас Господь на верное служение Государству Российскому и народу нашему!»
Наша работа в обществе и накопленный опыт взаимодействия с властями различного уровня нашли подтверждение и в концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, которая была утверждена Президентом страны 3 июля 2008 года. В ней, в частности, отражается одна из задач в организации научных исследований по вопросам истории становления и развития российского казачества. И самое важное, на мой взгляд, то, что государство подтверждает свои обязанности, обеспечить соблюдение прав и законных интересов общественных объединений российского казачества и оказывать им поддержку, в том числе и экономическую. Что полностью соответствует статье 17 Федерального закона « Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года, № 82-ФЗ. (ред. от 23.07.2008)
Это, я считаю и есть, говоря современным языком, элементы гражданского общества, которое зарождается в настоящее время в Российской Федерации и пропагандируется с верху, но ко всему прочему зачастую почему-то не замечается на местах, особенно там, где оно уже пустило свои всходы. А посему работы по взращиванию этих ростков ещё непочатый край. Только нужно бережно относиться к своим изначальным корням и стараться больше узнавать о нашей культуре. И дай Бог моему знакомому, да и другим, аналогичным ему, осознать это и быть искренними в желании внести добрый вклад в становление казачьего Духа! Поле деятельности для этого безбрежно, а работы непочатый край – для всех хватит.
Вот эти мысли и рассуждения побудили меня попытаться в меру возможности собрать и сохранить «казачьи зёрна», разбросанные в бесконечном русском языке, да и в языках других народов соприкасавшихся с казачеством, что бы представить их читателю, заинтересованному в сохранении исконных традиций, культуры и духовности. Конечно это не крупное «зернохранилище», а всего лишь небольшой «ток» собранного урожая с «поля жизни», но верю, что и он способен поддержать духовные силы тех, кто в этом нуждается.
В части первой – Словнике – представлены слова обнаруженные в тайниках моей памяти, услышанные от деда, бабушек, родичей, от станичников станицы Пашковской на Кубани, где мне посчастливилось родиться. В нём есть слова братьев-казаков, с которыми я не один десяток лет иду рядом по жизни. Это: бывший первый атаман Обско-Полярной казачьей линии, полковник Союза казаков Г. С. Зайцев (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета), есаул Союза казаков Назовского казачьего округа Н.И. Нагибин (кандидат педагогических наук, учитель Салехардской средней общеобразовательной школы № 6), председатель Совета стариков Обско-Полярной казачьей линии, есаул Союза казаков – П.П. Бобрик, бывший атаман Назовского казачьего округа, полковник Союза казаков – В.В.Корнев, атаман Надымского казачьего округа, полковник Союза казаков – С.Н. Кришталь и многие другие, а так же слова из литературных произведений, народных песен и исторических описаний казачьего быта. Помогли мне в этом и различные словари, энциклопедические издания, которые я много лет собираю в своей домашней библиотеке.
Не могу не высказать слова благодарности, доктору исторических наук, профессору, заведующему кафедрой Отечественной истории Башкирского педагогического университета, полковнику Оренбургского казачьего войска В. А. Иванову и доктору филологических наук, профессору заместителю директора Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета, заведующей сектором филологии, доктору филологических наук И.С. Карабулатовой, которые поделились со мной своими интересными словами, выражениями и старинными казачьими молитвами, заместителю начальника отдела природонедропользования представительства ОАО «Газпром» в Ямало-Ненецком автономном округе, есаулу Союза казаков Назовского казачьего округа В.М. Шашкову, за активное участие в формировании второй части. Начальнику строительной лаборатории ЗАО «Партнёр» Л.П. Бобрик, за помощь в печатании первых страниц словника в начале моей работы над ним. А также настоятелю храма Святых Апостолов Петра и Павла города Салехарда отцу Алексию, который внёс ряд существенных предложений и замечаний в третий раздел работы. Художнику из города Салехарда М. Каневу, который любезно представил свои акварели для оформления книги. Особую благодарность заслуживает моя супруга Людмила Алексеевна – «Заслуженный учитель Российской Федерации» за поддержку и содействие, в реализации задуманного, а также непосредственное участи в работе над словником. Спасибо и фирме «МЕДИА ГРУПП» специалисты, которой помогли реализовать задуманное.
Ясно, что это не есть окончательный и завершенный результат, а лишь его определённый этап. Но на сегодня мною уже собрано и обработано около двух с половиной тысяч слов и понятий и они дают основное представление о быте, укладе, воинской службе, экипировке, духовной составляющей казачьего житья - бытья, как в историческом, так и в современном мире. Этот поиск первая моя попытка, которую Бог даст, продолжу дальше, отчётливо осознавая, что возможно аналогичным трудом занимается кто-то ещё. И это, как мне кажется, хорошо. Я убеждён – из таких вот небольших ручейков и создаются потоки, которые питают бесконечную реку жизни. И возможно этот скромный вклад в неиссякаемый источник даст возможность утолить жажду познания заинтересованным представителям одной из традиционной российской исконной общности людей, ратующих за возрождение Русской земли на которой проживают в мире и дружбе многие народы, сохраняющие и развивающие свои исторические истоки.
При этом я, безусловно, осознаю, что это не научный труд, и не исключаю, что профессионалы могут найти в нём огрехи и возможно несколько иные с точки зрения науки формулировки. Но и при этом, убеждён, что собрание даст повод узнать больше, и будет способствовать другим, заняться глубинными филологическими и историческими исследованиями. В очерках истории казачества «Казачьему роду нет переводу!», которые вышли в свет в 2001 году, я использовал слова И. Завалишина исследователя северных просторов России конца XIX, начала XX веков, которыми он охарактеризовал в 1909 году Сибирских казаков:
« Особенность этого отдалённого края – это Берёзовские и Сургутские казаки. Они вошли теперь в состав поселённого Тобольского казачьего батальона. Как и казаки Пелымской станицы, они потомки завоевателей Сибири, пришедшие с Ермаком с Дону и Яика и ставшие в Берёзове, Сургуте, Тобольске, Таре, Туринске и Пелыме. Они талантливы, ловки, стройны и очень красивы». Как ёмко и красиво охарактеризованы эти представители Сибирского казачества!
Значительно позже, мне довелось прочесть книгу Якова Гордина «Кавказ: земля и кровь», написанную по материалам воспоминаний участников Кавказской войны в 1845 году. Так вот в дневнике поручика Н.В. Симановского 8 мая 1837 года есть запись: «… конвой, состоящий из 50-ти линейских казаков. Костюм их мне очень понравился: они одеты и вооружены совершенно как черкесы, а ловкостью и искусством в бою много превосходят самих черкес, одежда их легка и удобна, как для конных, так и для пеших, многие из них « на всём скаку лошади поднимают с земли целковый», они рослы и хорошо сложены».
Когда я прочёл эти слова, то меня поразила практически идентичная в словах и определениях характеристика как Сибирских, так и Кубанских казаков - линейцев на Кавказе, данная разными людьми и в совершено разное время. Но, поразмыслив, я понял, что это не случайно и что так повторяться можно только, описывая людей одной породы и крови. Ведь казаки они везде казаки, независимо от того, где проживают и несут службу на Крайнем Севере или на Крайнем Юге.
При этом слова и определения, которые они сами использовали или используют в повседневной жизни, практически звучат одинаково, только с некоторыми особенностями в произношении. При этом смысл их идентичен. Например «гаманок» на Урале, в Сибири и «гаманец» на Дону имеет одинаковый смысл – кошелёк. Тоже самое можно услышать и на Кубани. И таких совпадений масса. Поэтому я намеренно в основном ушёл от указания, какой казачьей территории характерно то или иное слово или определение. Пусть каждый в словнике найдёт своё изначально родное и близкое, а возможно и вспомнит что-то уже забытое, узнает новое. И на этом фоне представит своих прародителей, деда, бабушку, отца, мать, если они живы, а нет, так помянёт их добрым словом. И, конечно же, вспомнит свой родительский дом, где-то в станице или в другом каком месте, своих годков, односумов. А молодёжь побольше узнает о том, как образно и со смаком говорили, гутарили либо балакали их предки, какими нормами права должны руководствоваться современные казачьи объединения.
Все эти размышления и анализ запомнившегося в детстве и юношестве, прочитанного в книгах и услышанного в говорах моих современников, стали основой в поисковой работе по сбору, на мой взгляд, уникальных слов и понятий, которые не должны быть безвозвратно забыты либо затёрты современным сленгом. Следует отметить то, что слова и определения, а также нормативные акты в работе сформированы в двух частях. Первая часть состоит из пяти разделов. В первом разделе, нашли отражение казачий уклад, общие определения, бытовые понятия, старинные географические названия, слова и понятия других народов, с которыми соприкасались казаки. Во втором – слова, отражающие воинский уклад. В третьем – слова связывающие казаков с православной верой. В четвёртом – слова характеризующие одежду. В пятом нашли отражение вооружение и экипировка. Во второй части собраны нормативные акты, регулирующие казачий уклад, как дореволюционные, так и современные федеральные. Полагаю, что знание правовых норм, как разработанных в давние времена, так и современных, поможет казакам в определении своей позиции при принятии жизненно важных для них решений, а также в соблюдении ими прав и обязанностей. Среди них первые Уставы Назовского казачьего округа, Обско-Полярной казачьей линии, а также Закон Тюменской области « О казачестве в Тюменской области», проекты которых автору довелось разрабатывать в 90-е годы прошлого столетия. Насколько эта работа актуальна и необходима, судить Вам…
Вместе с тем, французский писатель XVIII века Антуан Ривароль писал: «Нет такого труда, который заключал бы в себе больше недостатков, чем словарь, а также нет такого, который был бы более способен к продолжительному совершенствованию».
Кубанский казак в восьмом поколении, первый заместитель Атамана Союза сибирских, уральских и семиреченских казаков, Атаман Обско-Полярной казачьей линии, полковник Союза казаков России, депутат, председатель комитета по уставному законодательству и правовым вопросам Государственной Думы Ямало–Ненецкого автономного округа, председатель общества краеведов автономного округа «Обдория». В.И. Степанченко город Салехард, октябрь 2008 года.