Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

ТЕРСКОЕ КАЗАЧЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ТЕРСКОЕ КАЗАЧЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Конец 2005-го года открыл новый виток в развитии взаимоотношений между Центральной властью Российской Федерации и возрождающимся казачеством. Так, 9 ноября 2005 года Государственной Думой РФ был принят в третьем чтении Закон № 154 «О государственной службе Российского казачества», 23 ноября одобрен Советом Федерации РФ, а 5 декабря подписан Президентом РФ В. В. Путиным. Главными положениями долгожданного для казачества Закона были определения, касающиеся взаимоотношений между казачьими обществами и структурами государственной и муниципальной власти. Закон обозначил виды «государственной и иной службы российского казачества», а также порядок ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации. Сам факт принятия федерального Закона «О государственной службе Российского казачества» является важнейшим историческим событием и не только для казачества. Однако в Законе есть и существенные недоработки, в частности в статье 5 данного Законоположения прописано, что «…Российское казачество в установленном порядке: 1. Оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ. Организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членной казачьих обществ во время их пребывания в запасе; 2. Принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях; 3. Принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом; 4. Осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации». Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать следующие неутешительные выводы: - обозначенные в законе те виды деятельности, которые для казачьих обществ на данный период являются основными, подпадают под определение «иной» (т.е. второстепенной) службы, да и само это понятие очень расплывчато и не имеет серьезного юридического обоснования; - право казаков, как и остальных граждан Российской Федерации, проходить государственную гражданскую, военную, а также правоохранительную службу и без того закреплено Конституцией и законодательством РФ, и говорить о том, что только Закон № 154 открыл перед казаками перспективу нести эту службу, было бы нелепо; - в Законе казачьим обществам в вопросах организации службы дается возможность заключать договора с соответствующими структурами власти, но сам порядок заключения таких договоров (соглашений) не был определен. При этом кажется странным, что в Законе не было определено основным направлением казачьей службы подготовка и содержание в состоянии боевой готовности вооруженного резерва, находящегося под командованием Президента РФ. Остальные виды деятельности, прописанные выше, могли бы просто стать составными частями этой главной задачи. Этот вопрос стал наиболее актуальным в нынешнее время, когда была пересмотрена военная доктрина России. Отказ от системы многочисленных военных приграничных гарнизонов, необходимых при фронтальной войне, в пользу мобильной профессиональной армии, способной подавить очаговую опасность, делает актуальным создание милитаризованных групп гражданского населения, проживающего на приграничных территориях. И казачьи войска, географически прикрывающие Россию с юга, востока, а теперь и запада, могли бы стать составной частью системы безопасности страны. Конечно, несмотря на все недостатки принятого Закона «О государственной службе Российского казачества» нельзя не сказать и о главном позитивном его факторе. Заключается он в том, что наконец-то за пятнадцать лет со дня возрождения казачества законодательно было подтверждено само существование казачьего движения в России, с которым приходится считаться, и который невозможно выбросить из современного периода истории России. С принятием Федерального Закона «О государственной службе Российского казачества» стал намечаться в целом позитивный процесс укрепления статуса казачьего движения на всей территории Российской Федерации. Не обошел стороной данный процесс и Терское казачество. Так, в Северной Осетии-Алании Президент Т. З. Мамсуров, возглавивший республику в 2005 году, начал оказывать серьезную поддержку обществам Аланского округа. Появились предпосылки и для значительного увеличения бюджетного финансирования деятельности казачьего движения в этом регионе. Изменилась в лучшую сторону и ситуация в Ставропольском крае. В краевой целевой программе «Государственной поддержки казачьих обществ Ставропольского края на 2006-2008 годы», утвержденной постановлением Губернатора Ставропольского края от 20 апреля 2006 года № 223, была обоснована сумма в размере 50-ти миллионов рублей (на трехлетний срок). Увеличение бюджетного финансирования позволило часть выделяемых финансовых средств направить на нужды созданного в 2006 году по инициативе атамана Ставропольского округа М. И. Серкова и при поддержке атамана Терского казачьего войска В. П. Бондарева государственного учреждения «Ставропольский казачий культурный центр». Таким образом, был сформирован профессиональный штаб округа. К сожалению, государственная поддержка казачьих обществ является существенной только на Ставрополье и в Северной Осетии-Алании. В Дагестане, Чечне и Кабардино-Балкарии бюджетное финансирование деятельности казачьих обществ, внесенных в Государственный реестр, до настоящего времени или же отсутствует, или же имеет мизерные объемы. В сентябре 2006 года Большой Круг Терского казачьего войска, проходивший во Владикавказе, большинством голосов переизбрал атамана Василия Павловича Бондарева на третий срок. Эйфория, связанная с событиями 2005 года сменилась растерянностью и очередным разочарованием. Так, на протяжении всего 2006 года казаки Терского казачьего войска, да и других казачьих войск России, с нетерпением ждали Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ – подзаконных актов, запускающих механизм реализации Закона «О государственной службе Российского казачества». И полное молчание со стороны федерального центра в отношении казачьего вопроса вызывало у казаков недоумение. Со стороны казалось, что Москва специально оттягивала время, как это было уже неоднократно, отложив «дорогой подарок» на тот момент, когда казачий электорат будет востребован на фоне каких-либо широкомасштабных событий политической жизни страны. И события эти – выборы в региональные и федеральный Парламент 2007 года и Президентские выборы 2008 года были уже не за горами. Начало нового периода правления атамана Бондарева было связано и с новшеством в общественной жизни Терского казачьего войска. Если ранее в казачьей среде декларировался принцип политического нейтралитета («казаки – вне политики»), то теперь, накануне выборов в Государственную Думу РФ, терцев начали призывать к политической активности. Атаман Терского казачьего войска безоговорочно потребовал от атаманов округов и отделов поддержать на предстоящих выборах партию «Единая Россия». Таким образом, произошел разворот на 180 градусов, от полной аполитичности до бескомпромиссной поддержки партии «Единая Россия». Федеральные власти в благодарность за столь серьезную поддержку не замедлили прореагировать. Уже 3 июля 2008 года вновь избранным Президентом РФ Д. А. Медведевым была утверждена «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», представляющая собой «систему принципов и приоритетов деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований… в отношении российского казачества». В Концепции, в частности, говорилось, что целями государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества являются: становление и развитие государственной и иной службы российского казачества; возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи. Однако в принятой «Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении казачества» речь идет в основном о создании «условий для возрождения государственной службы российского казачества». Но, ни словом не говорится, ни о возрождении национальных традиций казачества, ни о национальном принципе отбора в казачьи войска, ни говоря уже о территориальной реабилитации. 12 января 2009 года Распоряжением Президента РФ № 15-рп был образован «Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества». Председателем Совета был назначен заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Александр Дмитриевич Беглов. В совет также вошли атаманы всех реестровых казачьих войск РФ и атаман Союза казаков России П. Ф. Задорожный. В Положении о Совете говорится, что он «…является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества». Появление Совета и его статус позволяет предположить, что «казачий вопрос» вновь стоит на повестке дня федеральных органов власти. Необходимость динамичного, поступательного развития государства, а также мировой финансово-экономический кризис и связанная с этим растущая опасность социально-политических волнений заставляют власть вновь перейти к более активной политике в отношении казачества. С возрождением Совета при Президенте РФ по делам казачества началась новая эпоха во взаимоотношении государства с казачеством, наметился целый ряд позитивных моментов и в тех субъектах федерации, где ранее казачество попросту не замечали (Чеченская и Кабардино-Балкарская республики). В сентябре 2009 года Большой Круг Терского казачьего войска, проходивший в городе Новопавловске, на четвертый срок переизбрал своим атаманом В. П. Бондарева. За сравнительно короткий отрезок времени со дня переизбрания атамана в Терском войсковом казачьем обществе произошел ряд знаменательных событий: - 25 октября 2009 года был подписан план совместной работы Кизлярского особого приграничного окружного казачьего общества ТКВ с Пограничным управлением ФСБ России по республике Дагестан. Это положило начало выполнению подписанного ранее договора «О несении государственной службы казаками Кизлярского округа в части, касающейся участия в охране государственной границы РФ на добровольной контрактной основах»; - в декабре 2009 года – подписано трехстороннее соглашение между правительством Северной Осетии-Алании, Управлением пограничной службы ФСБ России по РСО-А и командованием ТКВ о проведении совместных рейдов казаков АРКО ТКВ и пограничников РСО-А по охране государственной границы РФ; - февраль 2010 года – заседание Совета при президенте РФ по делам казачества, подписание указов, регламентирующих чинопроизводство, вид знамен, гербов, формы и знаков различия, утверждение удостоверений единого образца; - 5 марта 2010 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви проходившей в Санкт-Петербурге по предложению Святейшего Патриарха Кирилла было принято решение об образовании Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Председателем Синодального комитета был назначен епископ Павлово-Посадский Кирилл; - 10 марта 2010 года создана постоянная комиссия по взаимодействию министерства обороны РФ и войсковых казачьих обществ в составе Совета при президенте РФ по делам казачества; - 20 июня 2010 года – в городе Кисловодске прошло заседание геральдической комиссии под руководством государственного герольдмейстера Георгия Вадимовича Вилинбахова, на котором была утверждена казачья символика. Самым главным и волнующим событием начала 2010 года для казаков Терского Войскового казачьего общества, бесспорно, стало создание Северо-Кавказского федерального округа. Решение о создании Северо-Кавказского федерального округа президент РФ Д. А. Медведев принял 19 января 2010 года. Эта административно-территориальная единица была выделена из состава Южного Федерального округа. В новый округ вошли Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чеченская республика и Ставропольский край, т.е. те земли, которые до 1917 года входили в Терскую область. Центром округа был обозначен город Пятигорск. На должность полномочного представителя президента РФ в округе и вице-премьером был назначен Александр Геннадьевич Хлопонин. За короткий срок А. Г. Хлопонин провел ряд встреч с представителями казачества в национальных субъектах вверенного ему округа. 6 июля 2010 года полномочный представитель президента РФ в СКФО А. Г. Хлопонин утвердил состав Комиссии СКФО в составе Совета при президенте РФ по делам казачества. Председателем комиссии был утвержден Юрий Павлович Олейников. Спустя две недели 22 июля 2010 года в городе Ессентуки прошло первое организационное заседание Комиссии Северо-Кавказского федерального округа в составе Совета при президенте РФ по делам казачества. Не менее значимые события произошли и в среде общественных казачьих движений. Так на прошедшем юбилейном круге Союза Казаков России в конце июня 2010 года было объявлено о создании новой общественной организации Терское казачье войско Союза казаков России. Этому решению предшествовал приказ Атамана Общероссийской общественной организации Союз казаков России Павла Федоровича Задорожного от 23 июня 2010 года «О выводе из состава Союза казаков России межрегионального общественного движения терских казаков «Терское казачье войско». В приказе в частности объяснялись причины, побудившие Верховного Атамана Союза казаков принять столь радикальные меры: «За последнее время сложилось тяжелое положение в Терском казачьем войске. Инкавцов Михаил Васильевич, являясь атаманом Терского казачьего войска (межрегионального общественного движения терских казаков), которое в соответствии с пунктом 1.10 входит коллективным участником в Общероссийскую общественную организацию Союз казаков, занял непонятную для Союза казаков позицию. Заняв враждебную позицию по отношению к соседнему Ставропольскому войску, полностью потерял управление войсковой общиной, допустил в войсковое Правление случайных для казаков людей, лишился штабов, отделов, станиц, да и самого войска. Умышленно утратил связь с Союзом казаков России, не присутствовал ни на одном из трех последних Советов атаманов Союза казаков, хотя за это время побывал на всех мероприятиях в структурах, параллельных и даже враждебных Союзу казаков. Не выполнил решений Омского, Красноярского и Оренбургского Советов атаманов Союза казаков России. Устав межрегионального общественного движения терских казаков «Терское казачье войско» входит в противоречие с уставом Союза казаков России. Терское казачье войско, возглавляемое Инкавцовым М. В. – единственная структура в Союзе казаков, не приславшая в Правление Союза казаков ни одного отчета о своей деятельности за последние десять лет. Дошло до того, что Союз казаков России получает сведения о тех или иных инцидентах, связанных с сообществом казаков и русским населением на Северном Кавказе не из войскового Правления ТКВ, а из других источников или от рядовых членов общины Терского казачьего войска. Вся десятилетняя деятельность Инкавцова как атамана связана с поездками на Украину, на организацию предвыборной компании президента соседней Республики, выборы «президента Донской республики» и посещение различного рода мероприятий параллельных Союзу казаков структур, либо организаций деструктивного характера. Учитывая сложность нынешнего положения в Северокавказском Федеральном округе, Союз казаков не может смириться с таким положением в некогда сильном, крепком хорошо структурированном Терском казачьем войске, когда атаман самоустранился от выполнения своих прямых обязанностей. Он так и не выстроил политику Терского казачьего войска, столь необходимую нынче на Северном Кавказе. Не создал нормального работоспособного войскового правления, почти полностью свернул войсковую структуру. По не понятным причинам не провел очередной отчетно-выборный круг войска. На основании вышеизложенного, и в соответствии с Уставом Общероссийской общественной организации «Союз казаков» п.п. 3.1-3.4; п. 4.4.1; и решения Атаманского правления приказываю: 1. Вывести из состава Союза казаков России Межрегиональное общественное движение терских казаков «Терское казачье войско», устав которого не соответствует основным положениям устава Союза казаков России, и входит в противоречие с ним. 2. Исключить Инкавцова М. В. из состава Союза казаков России с лишением всех наград и чинов Союза казаков России. 3. Создать на территории Северокавказского Федерального округа региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз казаков» - «Терское казачье войско». 4. Наказным Атаманом регионального отделения Союза казаков России – «Терское казачье войско» назначить есаула Логвиненко Игоря Анатольевича. Верховный атаман Общероссийской общественной организации «Союз казаков» полковник П. Ф. Задорожный». Как говориться, комментарии излишни, если бы не одно «но». Ликвидация одного общественного войска и создание на его месте другого вызвало очередной раскол в общественном движении терских казаков. Таким образом, вместо одного общественного объединения возникло два: Межрегиональное общественное движение терских казаков «Терское казачье войско» атамана М. Инкавцова, и Общероссийская общественная организация «Союза казаков» - «Терское казачье войско» атамана И. Логвиненко. Еще более интересные события произошли в самом начале июля 2010 года, когда общественными казачьими организациями было вновь воссоздана «Кавказская казачья линия». Так 3 июля 2010 года в город Армавир Краснодарского края на Учредительный большой круг Кавказской казачьей линии Юга России приехало 1143 делегатов-казаков с Дона (250 человек), Кубани (413 человек) и Терека (480 человек). Делегаты учредительного круга единогласно проголосовали за создание ККЛ на Юге России. Атаманом ККЛ был избран Юрий Чуреков – бывший атаман реестрового Пятигорского округа ТКВ, также были назначены два заместителя атамана ККЛ – Дмитрий Разумов и Юрий Тюрин, начальником штаба провозглашенной линии был избран Валерий Провоторов. Примечательно, что в работе Учредительного круга ККЛ на Юге России не принял участие ни один представитель властных структур ни Южного, ни Северокавказского федеральных округов. Как в дальнейшем собираются строить свою работу руководители самопровозглашенной линии, и каковы их планы так и не были озвучены участникам круга. Совсем по другому сценарию проходили мероприятия у реестрового казачества. 12 сентября 2010 года в городе Ессентуки прошел Большой Круг Терского войскового казачьего общества. На Круг прибыло более 350 выборных казаков Ставрополья, Дагестана, Северной Осетии–Алании, Кабардино-Балкарии и Чеченской Республики. Среди почетных гостей – советник заместителя руководителя администрации Президента РФ Александр Юрьевич Грошев, советник заместителя руководителя администрации Президента РФ Виталий Иванович Михайленко, заместитель председателя правительства Ставропольского края Сергей Дмитриевич Ушаков, председатель комиссии СКФО Совета при Президенте РФ по делам казачества Юрий Павлович Олейников и управляющий Ставропольской и Владикавказской епархией архиепископ Феофан. Круг продлился более трех часов без перерыва. За это время был принят устав Терского казачьего войска в новой редакции. Всего Большим кругом было внесено порядка 20 поправок в Устав. Очередной Юбилейный Круг, посвященный 20-й годовщине возрождения Терского казачьего войска, пошел 30 октября 2010 года в городе Пятигорске. На круге присутствовали Заместитель председателя Правительства РФ, Полномочный представитель в Северокавказском Федеральном округе Александр Геннадьевич Хлопонин, Советник по делам казачества при Президенте РФ Александр Дмитриевич Беглов и ряд высокопоставленных должностных лиц Северо-Кавказского Федерального округа. Работу Круга благословил архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. После торжественного построения и прохождения церемониальным маршем по центральной площади города, более 800 делегатов и гостей Большого круга собрались в помещении городского Театра оперетты. В докладе атамана ТКВ В. П. Бондарева были отмечены основные вехи возрождения Терского казачества в течение последнего двадцатилетия, проанализированы достигнутые успехи и намечены задачи стоящие перед казачьим движением. Далее было оглашено решение руководства Терского Казачьего войска о присвоении полномочному представителю Президента Российской Федерации по Северокавказскому федеральному округу Александру Геннадьевичу Хлопонину звание «приписного терского казака». Полномочный представитель Президента РФ в СКФО Александр Хлопонин поблагодарил Атамана ТВКО и делегатов Юбилейного Круга за то, что они оказали ему честь, приняв в свои ряды, и произнес слова присяги «Служу России, Терскому казачьему войску и Господу Богу». После произнесения присяги Атаман ТВКО В. П. Бондарев вручил вновь испеченному «казаку» комплект холодного оружия и Серебряный крест «За возрождение Терского казачьего войска». Комичность ситуации с принятием Полномочного представителя Президента РФ в СКФО в казаки заключается в том, что в уставе ТВКО отсутствует такое понятие как «приписной казак». Отсутствие официального документа, а значит и точной формулировки по «оказачиванию» Александра Геннадьевича Хлопонина и обещание выдать новому высокопоставленному казаку данный документ позже, создавало ощущение экспромта. При этом приписать к тому или иному войску можно только уже готового казака. В последовавшем после процедуры «оказачивания» выступлении полпред отметил, что возрожденное терское казачество должно стать опорой мира и служения России может и должно быть примером для всех в деле укрепления российской государственности в регионе. Полномочия и права реестрового казачества будут расширяться, казаки должны стать помощниками государственных силовых ведомств в деле укрепления законности и борьбы с терроризмом на северокавказском регионе. Но все это требует большой и разноплановой совместной работы. Эта работа пока ведется неудовлетворительно. Казаки практически не представлены в местных органах власти, их туда почти не допускают, зачастую, из-за «противодействия местных элит». Сами казаки «не спешат выращивать кадры» в своей среде, не проявляют необходимой воли и желания быть представленными в органах государственной власти. На первом этапе, по словам полпреда, должна быть проведена работа по реальной поддержке казачества, а затем надо будет «…на втором этапе обратиться к нему для решения тех проблем, которые есть на Северном Кавказе». Особо Хлопонин отметил, что казаки должны не стесняться озвучивать свои проблемы во время рабочих встреч с ним, и совместно, эти проблемы будут оперативно решаться. Из состава ТКВ так же должна быть сформирована «единая база кадрового резерва», из которой «подготовленные профессиональные кадры» будут выдвигаться на государственно-административные должности. Выступивший после Александра Хлопонина Председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества, заместитель руководителя администрации Президента РФ Александр Беглов, зачитал делегатам Круга приветствие Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева. В выступлении Александра Беглова отмечалось, что развитие и процветание казачества должно происходить в результате совместной работы, когда власть создает широкие возможности для проявления казачьей низовой инициативы, а казаки делом доказывают верность российскому государству и своим традициям. Несмотря на праздничные и оптимистичные настроения, царившие на этом юбилейном круге, все же надо отметить, что положение дел с казачеством в Северокавказском регионе не столь гладки как в докладах казачьих лидеров и федеральных чиновников. Практически исчезли терские казаки в Ингушетии, на своих исторических, выделявшихся некогда в отдельный «Сунженский казачий округ», землях. Почти не осталось казаков в Чеченской республике. На данный момент в Чеченской республике официально зарегистрировано 250 казаков, вместе с семьями это порядка 1500 человек. О поддержке казаков только говорится, но ничего не делается. Некоторые официальные лица открыто заявляют, что казаков в Чечне нет, и никто их не собирается туда возвращать. Гибнет казачество в Дагестане. В конце июля 2010 года, исчерпав все другие методы борьбы, терские казаки из Кизлярского и Тарумовского районов Дагестана вышли на митинги в центре столицы республики Махачкалы. Но эти «митинги отчаяния» остались практически без внимания центральных СМИ. Исчезающее русское и казачье население Дагестана, по сути, никому не нужно. Однако после круга 30 октября ситуация изменилась. Так, 3 ноября 2010 года решением правительства республики Дагестан на «целевую государственную поддержку казачества» было выделено 15 миллионов рублей сроком на три года. Серьезные проблемы испытывает так же терское казачье население Северной Осетии – Алании и Кабардино-Балкарии. К концу 2010 года стало известно, что правительства и парламенты этих республик приняли целевые программы Государственной поддержки казачьих (реестровых) обществ. Так в Северной Осетии принята целевая программа «Государственная поддержка казачьих обществ РСО-А на 2011-2012 годы», в которую заложены 5 миллионов рублей. Ее главными целями являются развитие государственной и иной службы казаков, возрождение и развитие духовно-культурных основ, семейных традиций казачества, военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи. Программа предусматривает обеспечение казачьих обществ автотранспортом, оргтехникой, снаряжением, закупку сценической одежды и музыкальных инструментов для фольклорных коллективов. В числе мероприятий, реализуемых через программу, планируются организация телевизионных и радиопередач, выпуск печатных изданий о деятельности казачьих обществ Аланского республиканского казачьего общества ТКВ, фестивали и конкурсы республиканского и местного уровня[1]. Весьма позитивным и обнадеживающим является факт, что полномочный представитель Президента Российской Федерации по Северокавказскому федеральному округу Александр Геннадьевич Хлопонин, в своем выступлении на Круге 30 октября 2010 года, не только не пытался пригладить картину современного положения казачества в регионе, но и сам акцентировал внимание на острых проблемах существования терского казачества. Желание Александра Хлопонина иметь в казачестве дополнительную опору в борьбе с северокавказским экстремизмом и терроризмом, весьма понятно. Искренне радует, что полпред признает серьезность положения. В частности факт активного «противодействия местных этнических элит» некоторых северокавказских республик делу возрождения казачества как реальной, а не декоративной, общественной силы. Казачество как серьезная общественная сила «северокавказским удельным княжествам» не только не нужно, оно изначально вызывает у них отторжение. Даже сам факт наличия этнического казачества в своих республиках многие руководители национальных республик стараются всячески принижать. В частности, на прошедшей в октябре 2010 года Всероссийской переписи населения в Кабардино-Балкарской республике переписчикам запрещали в графе «национальность» записывать людей «терскими казаками». Что же касается итогов самой Всероссийской переписи населения, то она вызывает сомнения. Так согласно итогам проведенной переписи в Кабардино-Балкарии, Дагестане, Чечне и Ингушетии казаков вообще не стало. В Ставрополье количество казаков сократилось до 3006 человек, в республике Северная Осетия-Алания до 297 человек. Исконно казачий Краснодарский край дал стране 5261 казака. Волгоградская область – 18452 казака. Ростовская область – 29682 казака. Карачаево-Черкесская республика – 465 казаков. Остальные казачьи территории оказались вообще без казаков. Таким образом, количество казаков в стране со 142 тысяч согласно переписи 2002 года сократилось до 67 тысяч. В целом же фальсифицированные результаты Всероссийской переписи населения вызвали недовольство в среде казачества. «С чем связаны подобные катастрофические изменения численности народа, у которого традиционно силен культ семьи, причем в семьях нормальным считается количество 3 и более детей»[3]? За год до обнародования официальных результатов переписи, Минрегионразвития опубликовало карту народов России, на которой впервые после многих десятков лет указаны казаки как субэтнос русских. Карта составлена по результатам переписи-2010 и четко показывает, на какой территории проживают сегодня казаки, рассеянные среди представителей других народов[3]. О том, что результаты сфальсифицированы, говорит и тот факт, что еще за полгода до официального оглашения результатов переписи Председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества Александр Беглов в одном из интервью, озвучивал цифру, согласно которой в стране начитывается более 7,5 миллионов казаков, из которых 750 тысяч изъявили желание взять на себя государственную службу. В самом начале возрождения казачества в начале 90-х годов общая численность казаков и их потомков по данным Института этнологии и антропологии РАН составляла примерно 5 миллионов человек, а по подсчетам специалистов-социологов - до 10 миллионов человек[4], из них потомков терских казаков насчитывалось около 500 тысяч человек[5]. Игра, идущая вокруг казачьей этничности сегодня, не может не волновать казаков.

2013год

Продолжение следует

Литература:
1.«Казачий Терек», №12 (147), декабрь 2010
2.Бурда Э. Терское казачество. 20 лет возрождения.//Дипломатика. Журнал общественной дипломатии. Специальный выпуск: «Русский Большой Кавказ». № 3, 2011
3.Перепись. Казаки на карте.//«Казарла». №1 (14), февраль 2012
4.Журнал «Российский обзор». №1-2. 1992
5. «Терский казак». № 5. Апрель, 1991

ТЕРСКОЕ КАЗАЧЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

(Продолжение)

Одним из результатов заседания Совета по делам казачества при Президенте РФ, проходившем 22 ноября 2011 года стало принятие решения о создании постоянной профильной комиссии по привлечению войсковых казачьих обществ к охране лесов и участию в развитии лесного комплекса Российской Федерации. Атаману Иркутского войскового казачьего общества Шахову Н.И. до февраля 2012 года предложено подготовить пакет документов, необходимый для создания указанной постоянной профильной комиссии по привлечению войсковых казачьих обществ к охране лесов и участию в развитии лесного комплекса Российской Федерации.

Основное внимание участники совещания уделили созданию единой структуры – Всероссийского войскового казачьего общества – позволяющей оптимизировать управление существующими на территории Российской Федерации войсковыми казачьими обществами. Александр Беглов отметил, что «последние Указы Президента и постановления Правительства, подписанные Владимиром Путиным, говорят о том, что казачество сегодня возрождается. Присутствующие на совещании подписали соглашение об учреждении Всероссийского войскового казачьего общества.

В этом контексте, едва ли не завершающим шагом к объединению казачества, по мнению руководства страны, стало вручение Президентом РФ Д. А. Медведевым в Георгиевском зале Кремля знамен войсковым казачьим обществам 7 декабря 2011 года.

"Сегодняшний день, 7 декабря, войдет в историю российского казачества как день возрождения важнейшей традиции – вручение войсковых знамен, - отметил глава государства. - И глубоко символично, что на этих главных воинских реликвиях золотой нитью вышиты слова: " Во славу Отечества". Казачество сыграло огромную роль в развитии нашей страны, в ее защите, во многом казачество было творцом российской истории. Государство поддерживает стремление казаков – возродить исконный уклад жизни, свои самобытные культурные традиции и духовные ценности. В течение 3 последних лет, я напомню, реализуется специальная концепция государственной политики в отношении казачества. Мы будем и дальше привлекать казаков к государственной и иной службе, в том числе по охране государственной границы и общественного порядка"[1].

Сразу же после вручения знамени перед Атаманом и правлением Терского войскового казачьего общества встал вопрос - «Где будут храниться войсковые регалии?». На прошедшем в станице Курской 10 июня 2012 года Расширенном совете атаманов войскового общества было принято компромиссное решение: - знамя ТКВ врученное Президентом РФ под охраной казаков будет находиться в столице СКФО в Пятигорской и Черкесской епархии; - войсковой флаг займет свое место во Владикавказском Войсковом штабе; - хоругвь, пожалованная Патриархом РПЦ Кириллом, будет отдана на хранение в управлении Ставропольской и Невинномысской епархии[2]. 2012 год стал для российского казачества насыщенным на события. Год был непростым, особенно в политическом плане. В марте прошли выборы Президента РФ. Реестровые казачьи войсковые общества приняли самое активное участие в этой выборной кампании, оказав уже традиционно поддержку партии «Единая Россия» и ее кандидату В. В. Путину. Со сменой президента произошли изменения и в российском правительстве. По распоряжению нового главы государства руководить Советом при Президенте РФ по делам казачества, по-прежнему было доверено А. Д. Беглову. Его заместителем стал Д. О. Рогозин, который одновременно является заместителем председателя правительства РФ и курирует военно-промышленный комплекс, атомную и космическую отрасли. В 2012 году Министерством регионального развития РФ была разработана «Стратегия развития российского казачества до 2020 года» утвержденная Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 15 сентября 2012 года. Стратегия основана на положениях Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 2 июля 2008 г. № Пр-1355. В утвержденном Президентом РФ документе предписано соответствующим ведомствам «создать экономические условия для привлечения членов казачьих обществ к несению государственной службы». А также способствовать «развитию духовно-нравственных основ», «повышению роли российского казачества в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и его готовности к служению Отечеству, в том числе с использованием потенциала казачьих кадетских корпусов; поддержке международного сотрудничества российского казачества при установлении международных контактов российского казачества с организациями казаков государств — участников СНГ и дальнего зарубежья»[3]. Цель стратегии — содействие развитию и консолидации российского казачества посредством усиления его роли в решении государственных и муниципальных задач, совершенствования взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, иных госорганов и органов Местного самоуправления, организаций и общественных объединений с российским казачеством и формирования эффективных механизмов общественно-государственного партнерства. В документе значится, что направлениями реализации стратегии являются совершенствование организации государственной и иной службы российского казачества; совершенствование системы взаимодействия органов государственной власти с российским казачеством; поддержка экономического развития российского казачества; содействие организации работы с казачьей молодежью, ее военно-патриотическому, духовно-нравственному и физическому воспитанию, сохранению и развитию казачьей культуры; содействие развитию международной деятельности российского казачества, а также геральдическое обеспечение деятельности российского казачества. Реализация стратегии будет осуществляться на основе планов мероприятий, которые будут разработаны уполномоченным правительством федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами[3]. В целях реализации «Стратегии» Министерством регионального развития РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и Войсковыми казачьими обществами подготовил сводный «План мероприятий на 2013 год по реализации стратегии развития российского казачества до 2020 года и последующий период». Однако не все оказалось так просто, как желало Правительство РФ и Совет по делам казачества при Президенте РФ. Стратегия внесла еще больший раскол между «реестровыми» казаками, и казаками этническими, ратующими за утверждение казачества в качестве народа, возрождения казачьей культуры и традиций. Но все, же наиболее неоднозначным и противоречивым явлением для всего российского казачества стало инициированное Советом по делам казачества при Президенте РФ создание казачьей партии. Сразу же после заседания Совета при Президенте РФ по делам казачества, который прошел 18 октября в городе Москве, председатель Александр Дмитриевич Беглов заявил, что в первом квартале 2013 года в Минюсте будет зарегистрирована новая Казачья партия[3].

24 ноября в Подмосковье прошел учредительный съезд Казачьей партии Российской Федерации, в котором приняли участие 97 делегатов из 46 субъектов Российской Федерации. В работе съезда приняла участие и делегация общественной организации терских казаков Терско-Малкинского округа Терского казачьего войска из Кабардино-Балкарской республики[3]. Председателем партии был избран вице-губернатор Ростовской области Сергей Бондарев. По словам вновь избранного партийного лидера Сергея Бондарева, партия видит свою задачу в том, чтобы создать условия для участия казачества в общественно-политической жизни, донести мнение казаков до общества и обеспечить взаимодействие с органами государственной власти. При этом, будущую численность КаПРФ лидер партии затруднился назвать, но отметил, что партия создана не только для казаков, но согласно устава открыта и для представителей разных национальностей и конфессий.

До настоящего времени не ясно представителями, каких казачьих объединений был проведен съезд вновь образованной Казачьей партии Российской Федерации, если большинство казачьих войсковых обществ и объединений открестились от этого деяния. Так, атаман Всевеликого Войска Донского Виктор Водолацкий в прямом телеэфире азовской телекомпании «Пульс», после вопроса ведущего Алексея Склярова о новой казачьей партии, перекрестился со словами: - «Слава Богу, мы к ней никакого отношения не имеем». Атаман Кубанского казачьего войска Николай Додула еще до съезда КаПРФ, выступая перед казаками на IV Всемирном форуме казаков в Новочеркасске, сказал: «Нам навязывают два варианта, оба из которых для казачества вредны: первый – создать «казачью партию», второй – стать членами уже существующих партий, принять их идеологию. И тогда казачество якобы будет защищено. Хотя все прекрасно понимают: перестав опираться на свою собственную идею – идею возрождения казачества как народа, идею казачьего братства и казачьего единства, - казачество мгновенно окажется «размазанным» и очень скоро перестанет существовать вообще. Мнение кубанского казачества здесь таково: никаких партий нам не надо! У нас уже есть то, что превыше всех партий: казачья идея, казачий народ, казачье войско».

Атаман Оренбургского казачьего войска Владимир Романов, так же раскритиковал идею Казачьей партии: «Реестровый казак, согласившийся взять на себя обязанности нести государственную службу, должен оставаться вне политики, а значит, вне партий. Как и военнослужащий, он должен быть готов выполнить приказ государства, а не какой-то конкретной политической силы. Не записавшиеся в реестр члены общественных казачьих организаций могут состоять в партиях», - заявил атаман в одном из интервью областной газете. Совет атаманов наиболее крупной Общероссийской общественной организации «Союз казаков России» в Постановлении от 9 сентября принял решение: «1. Считать создание казачьей политической партии в современных условиях нецелесообразным вредным для казачьего движения России. 2. Атаманам и казакам Общероссийской общественной организации «Союз казаков» поддержать решение Атаманского Правления Союза казаков России, не участвовать в мероприятиях по созданию казачьей политической партии, не вступать в эту партию, не делегировать казаков на съезд казачьей партии».

Атаман Ставропольского казачьего войска Дмитрий Стригунов в своем интервью «Правде.Ру» заявил, что создание специализированной казачьей партии может внести раскол в казачье движение. "У нас сейчас единоначалие — есть атаманы наделов, округов, станиц, а появление партийного лидера, предположим, атамана какой-то станицы, который будет давить на других атаманов, может нанести дисбаланс сложившейся казачьей структуре управления". Вместе с тем предводитель Ставропольского казачьего войска выразил опасение, что в подобную партию могут попасть люди, не имеющие никакого отношения к казачеству – проще говоря, самозванцы.

По мнению атамана Терского казачьего войска входящего в Союз казаков России Игоря Логвиненко, идея создания казачьей партии мало того, что непродуктивна, но еще и противоречит закону о политических партиях. В Российской Федерации по закону о политических партиях недопустимо создание партий по национальному, религиозному или профессиональному признакам, - заявил в интервью «Правде.Ру» Игорь Логвиненко. Несмотря на столь негативные отношения со стороны как реестровых, так и общественных казачьих организаций Минюст 25 января 2013 года добавил вновь созданную Казачью парию Российской Федерации в реестр юридических лиц.

Что касается рядовых казаков, то их мнения разделились на три основные группы. В первую группу вошли те, кто считает, что казаки не должно входить ни в какую политическую партию, тем более ее создавать. Во вторую – те, кто считает вполне допустимым участие в политических партиях и в том числе во вновь образованной казачьей. В третью же вошли те, кто считает, что нужно исправить грубейшие просчеты, допущенные при сознании казачьей партии и попытаться превратить ее в политический орган для отстаивания своих интересов. К изначальным просчетам, прежде всего, относят неудачное название КаПРФ, вызывающее ассоциации с коммунистической партией. Не менее существенным просчетом считается и некритический подход к отбору делегатов на учредительный съезд партии. В результате чего на него попали люди далекие от казачества или скомпрометировавшие себя перед казаками. Еще одни просчетом называется отсутствие гласности при подготовке съезда и то, что Устав партии готовился без широкого обсуждения и учета мнения казаков.

В 2012 году прошло несколько заседаний Совета при Президенте РФ по казачьим вопросам. Так, первое заседание прошло 16 февраля 2012 года в Москве, и было посвящено подведению итогов в деятельности Совета при Президенте РФ по делам казачества за прошедший 2011 год. Заседание провел председатель совета А. Д. Беглов. Участники заседания обсудили работу совета в 2011 году. В частности, было отмечено, что в прошедшем году значительное внимание уделялось организации объединения российского казачества и взаимодействию с казачьими обществами за рубежом, общественной и культурной деятельности, военно-патриотическому воспитанию молодежи. В соответствии с изменениями федерального законодательства в 2011 году был уточнен порядок ведения государственного реестра казачьих обществ в России, а также установлен официальный статус казачьих кадетских корпусов. На 2012 году участниками заседания было запланировано утверждение и начало реализации Стратегии развития российского казачества до 2020 года – документа, определяющего ключевые направления государственной поддержки казачества в России. Так же члены совета рассмотрели вопросы развития международных связей российских казачьих организаций, а также деятельность Министерства регионального развития РФ как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачеством.

18 октября 2012 года в Москве прошло очередное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Режим видеоконференции, в котором проходило заседание под руководством А. Д. Беглова, позволил поучаствовать в мероприятии в режиме «он-лайн» представителям казачества из различных регионов Российской Федерации. Основным вопросом заседания Совета стало подписанное Президентом РФ «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года». Председатель Совета А. Д. Беглов сообщил, что реализация Стратегии предполагает совершенствование нормативно-правовых актов в отношении российского казачества. Так, «в настоящее время осуществляется подготовка проектов указов Президента РФ о внесении изменений в Указ Президента РФ от 15 июня 1992 года № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» и в Указ Президента РФ от 9 августа 1995 года № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации»»[3]. Ведется работа над подготовкой модельного закона субъекта РФ по вопросам административной политики в отношении российского казачества и привлечении членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы. «В указанном законе в первую очередь должны найти отражение наиболее передовые и эффективные механизмы по организации деятельности казачьих обществ субъектах Российской Федерации. Реализация указанных инициатив позволит наилучшим образом обеспечить взаимодействие органов государственной власти в субъектах РФ и органов местного самоуправления с казачьими обществами»[3]. В своем докладе о «Стратегии развития государственной политике РФ в отношении российского казачества до 2020 года» заместитель министра юстиции РФ М. А. Травников в частности сказал: «Содействие развитию международной деятельности российского казачества подразумевает идею консолидации казачества к 2020 году не только внутри России, но и во всем мире»[4]. Заместитель председателя правительства РФ Д. О. Рогозин призвал активно привлекать к участию в частных военных компаниях. По его словам, при Военно-промышленной комиссии РФ образованна межведомственная рабочая группа по созданию частных военных компаний (ЧВК). Согласно мировой практике, ЧВК аккумулируют профессиональный потенциал бывших сотрудников спецподразделений, военнослужащих и используется тем или иным государством, прежде всего для защиты своих экономических интересов в том или ином регионе планеты. В настоящее время некоторые российские компании трудятся за рубежом, в частности, по программам военно-технического сотрудничества, но нанимать для обеспечения их безопасности частные охранные структуры иностранных государств весьма затратно. В то же время в России есть немало прекрасно подготовленных сотрудников силовых структур, находящихся в запасе, в том числе казаков, которые охотно согласились бы работать в частных военных компаниях. Первый заместитель министра внутренних дел РФ А. В. Горовой рассказал о методике работы войскового казачьего общества по учреждению частной охранной организации. Он напомнил, что право заниматься охранной деятельностью казаки получили благодаря соответствующему правительственному постановлению. Однако констатировал, что единственное казачье охранное предприятие пока официально зарегистрировано лишь в Кубанском казачьем войске. Директор Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями Министерства иностранных дел РФ О. В. Васнецов раскрыл суть Методических рекомендаций по ведению международной деятельности войсковыми казачьими обществами, общественными организациями и объединениями казачества России. При этом отдельные участники заседания сочли неправильным порядок, запрещающий нашим соотечественникам, проживающим за рубежом, вступление в российские общественные объединения казаков в индивидуальном порядке. В соответствии с методическими рекомендациями такое желание может быть реализовано только путем создания на территории РФ посольской станицы, насчитывающей минимум пять человек[3]. Для терского реестрового казачества 2012 год стал так же знаменательным, закончилась эпоха руководства Терским Войсковым казачьим общество атамана В. П. Бондарева. 8 сентября 2012 года в городе Новопавловске состоялся Большой отчетно-перевыборный круг Терского войскового казачьего общества[5]. Благословил работу круга епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Власти Ставрополья на круге представил вице-губернатор – председатель правительства Ставропольского края Юрий Павлович Тыртышов. Так же на круге присутствовали: заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Юрий Павлович Олейников, член Совета при Президенте РФ по делам казачества Андрей Вениаминович Ярин и другие официальные лица. В отчетном докладе атаман ТВКО Василий Павлович Бондарев подвел итог работы правления за год. Так, из отчета атамана стало известно, что на данный момент государственную службу депутатами различных уровней несут 135 казаков ТВКО. Касаясь общей политической ситуации в Северо-Кавказском округе, атаман подчеркнул, что остаются по-прежнему неоднозначные отношения между казачеством и структурами власти в республиках. Наблюдается отток славянского населения и уменьшение казачьего населения. Казаки-терцы широко привлекаются на службу в армию, и теперь они будут служить не только в 205-й отдельной мотострелковой бригаде Буденновска, но и в 247-м десантно-штурмовом полку, расположенном в Ставрополе. Кроме того, на территории Терского войскового казачьего общества в муниципальных и добровольных дружинах задействованы 3200 казаков. Хуже дело состоит с экономическим развитием общества. Вопрос о выделении войску 70 тысяч гектаров земель для ведения сельского хозяйства завис в судебных инстанциях, а ведь это важнейший фактор закрепления населения в сельских населенных пунктах. В настоящее время земельные наделы имеют Аланский республиканский казачий округ в количестве 50 гектаров и Ставропольский округ, которому принадлежит 405 гектаров и более 30 тысяч гектаров взятых в аренду, по высокой цене, что не позволяет рентабельно вести хозяйство. Тем не менее, более или менее успешно работают в войсковом обществе 152 хозяйства специализирующихся в производстве и обработке сельхозпродукции. «Собственно реабилитации казачества после жесточайших репрессий, когда были потеряны земли, предприятия, промыслы, не произошло», - посетовал в своем выступлении В. П. Бондарев. Особо в своем докладе атаман остановился на работе с молодежью. Созданы кадетские классы, которые казаки практически содержат за свой счет, не получая государственной поддержки. Так же атаман поведал, что с 1 сентября 2012 года открылся первый казачий кадетский корпус в городе Буденновске, начато строительство корпуса в Кисловодске. Властями Кабардино-Балкарской республики принято решение о формировании кадетского корпуса на базе Терского сельхозтехникума в поселке Учебном Прохладненского района. С начала 2011 учебного года открыты два кадетских класса в школе № 8 города Прохладного. Школа урядников успешно работает в Ессентуках, и пять казачьих кадетских классов сразу в 2011 году при поддержке Министерства образования Ставропольского края было открыто в Апанасенковском районе. Всего же на 1 сентября 2012 года ТВКО действуют: 40 учебных заведений, практикующих казачий компонент, 127 казачьих классов[6]. Заканчивая доклад двенадцать лет возглавлявший ТВКО атаман Василий Павлович Бондарев объявил, что подал рапорт о снятии с себя полномочий атамана. Как пишет в своей статье Юрий Сошин: «Процесс снятия полномочий произошел сравнительно тихо, советский комсомольско-партийный работник Бондарев сделал все, чтобы не было скандала с его уходом. Процедура передачи власти была в целом, достаточно демократичной. Кандидатами на должность атамана было несколько: Кузнецов, Клименко, Кондратьев и Черкашин»[7]. Далее в срежиссированом ходе работы Круга возникли некоторые замешательства связанные с протестами со стороны делегатов от Кизлярского Особого приграничного и Терско-Сунженского окружных казачьих обществ протестовавших против непропорционального представительства делегатов от различных субъектов ТВКО. Из присутствующих на Круге примерно 340 делегатов – подавляющее большинство были из Ставропольского края, значительно меньше было представлено Аланским округом (РСО-А), еще меньше Терско-Малкинским округом (Кабардино-Балкария). Он был представлен всего 40 делегатами, а Кизлярский и Терско-Сунженский были представлены 15 и 3 делегатами соответственно[7]. Троя из четырех претендентов на должность атамана добровольно сняли свои кандидатуры еще до голосования. В итоге большинством голосов делегаты Круга выбрали атаманом члена станичного казачьего общества поселка Свобода Пятигорского районного казачьего общества, генерал-майора Сергея Александровича Клименко, который был рекомендован на эту должность Советом при Президенте РФ по делам казачества. Впервые имя Сергея Александровича Клименко прозвучало в июле 2012 года на войсковом совете атаманов во Владикавказе, когда атаман Бондарев предложил сформировать кадровый резерв ТВКО. Именно тогда представители от города Пятигорска и выдвинули своего кандидата[8]. О новом войсковом атамане известно, что родился 1 апреля 1956 года в селе Заветном Кочубеевского района Ставропольского края. Имеет два высших образования и ученую степень кандидата юридических наук, а также воинское звание генерал-майора[8]. Какова будет политика нового руководства Терского Войскового казачьего общества, станет известно уже в ближайшее время. А пока ни для кого не секрет, что нынешний интерес Кремля к казачеству есть простое следствие непростой ситуации на Северном Кавказе. Регион медленно, но верно движется к катастрофе, и это не в последнюю очередь последствия непродуманной ельцинской политики. В начале девяностых, когда либеральные «младореформаторы» занимались разграблением российской экономики, в Чечне и Ингушетии русское и казачье население изгонялось и физически истреблялось. Но никого это не волновало, ельцинская власть к воплям казаков о помощи была абсолютно глуха. Теперь же когда от русского населения в некоторых Кавказских республиках не осталось и следа Российские Федеральные власти забили тревогу. В преддверии же выборов в Государственную Думу РФ и Президентских выборов власти как это было уже не раз, вспомнили про казаков. Как писал в свое время известный политолог и публицист Юрий Сошин – «Вспомнив о казачестве, кремлевская власть продолжает поддерживать местные кавказские элиты, чья политика, прямо или косвенно, направлена на ликвидацию казачества в национальных республиках. При этом реестровое казачество, существующее зачастую под прямым контролем местных «князьков», служит инструментом для гашения идущей снизу социальной активности и разрушения казачьего движения изнутри. Невозможность смены «административных атаманов», подлоги клевета, поощрение внутренней междоусобицы и провокации – все идет в ход»[9]. Так один за другим выдавлены деятельные лидеры казачьего возрождения, которые могли возглавить реестровое Терское казачье войско: атаманы Ю. Чуреков, М. Серков, М. Середенко. Как говорится, люди, уважающие себя, с чувством собственного достоинства, способные к самоорганизации, опасны для властей всех уровней.Одна из главных и основных функций реальной государственной поддержки казачества – приведение казачьего движения в нормальное, четкое и прозрачное правовое поле. В этом основа недопущения антиправовых действий, создания в казачьем движении структур для самоконтроля и самоочищения. Необходимо правовое поле, в котором вообще была бы возможной самоорганизация и успешное – не на бумаге! – функционирование казачьих общин. Прежде чем обеспечивать правовой контроль деятельности казачества, надо эту деятельность обеспечить, сделать в принципе возможной. При этом нельзя забывать о том, что проблемы казачьего населения и казачьих организаций есть отражение всех глубинных российских проблем. Принятие нынешних поправок в уже существующий закон «о государственной службе Российского казачества» вряд ли что-либо может изменить принципиально. Для возрождения, а главное становления казачества необходимо возрождение и становление особой социально-культурной среды, в которой новое казачество сможет существовать[9]. И не последняя в этом роль отводится средствам массовой информации. На сегодняшний день деятельность по возрождению казачества широко освещается в печатных и электронных средствах массовой информации. Первые частные казачьи сайты в интернете стали появляться на территории Российской Федерации еще в 1998-2002 годах. Среди первых частных казачьих сайтов были: «Казачий центр», «Вольная станица», «Казачий стан», «Казачество XV-XX вв.», в последующие годы число сайтов возросло в сотни раз. В настоящее время свои официальные сайты имеют практически все казачьи войсковые общества и объединения. Помимо интернетовских сайтов деятельность казачьих организаций освещается региональными и национальными телекомпаниями. Так, в эфире национальной телекомпании «Звезда» вышел цикл документальных фильмов «Русь казачья». Кроме того на телеканале «Звезда» периодически выходит в эфир публицистическая телепрограмма «Казаки», которую производит продакшн-студия «Массальский Мульти Медиа». В 2008 году продакшн-студия «Массальский Мульти Медиа» приступила к реализации нового проекта общественного образовательного интернет-вещания «Казак-ТВ». Цель этого проекта – создание единого информационно-культурного пространства российского казачества, сохранение самобытной казачьей культуры и традиций, а также образование и воспитание молодого поколения казаков – прежде всего учащихся казачьих кадетских корпусов, лицеев, профессиональных училищ, классов, культурно-образовательных клубов и центров допризывной подготовки молодежи. Вся эта работа планируется в соответствии с общими целями и задачами по возрождению российского казачества, а также в рамках национального проекта в области образования, несмотря на зачастую бездействие Министерства образования Российской Федерации, а временами и противодействие с ее стороны.

В заключение хочется процитировать корифея казаковедения А. И. Козлова – «Возрождение казачества – уникальная проблема громадной сложности с множеством неизвестных. Успешное ее осуществление станет неоценимым вкладом в сокровищницу мировой цивилизации. История подобного еще не знает»[10]. Как будут в дальнейшем развиваться событии, сможет ли казачество Терека занять достойное место в политической системе страны, создать мощную экономическую базу, возродить уникальную культуру - покажет время.

2013 год

Литература:

1. «Казачий Терек», № 12 (159), декабрь, 2011.

2. «Казачий Терек», № 6 (165), июнь, 2012.

3. «Казачий Терек», № 10 (169), октябрь, 2012.

4. «Терский казак», № 5 (36), ноябрь, 2012.

5. Бакланов П. О развитии театрального искусства в Терском казачьем войске. // «Русский вестник», № 26 (862), 2012.

6. «Казачий Терек», № 8 (167), август, 2012.

7. Сошин Ю. Смена атамана в реестровом казачестве. К итогам Большого Круга ТВКО. // «Терский казак», № 5 (36), ноябрь 2012.

8. «Казачий Терек», № 9 (168), сентябрь, 2012.

9. СошинЮ. Есть ли будущее у казачества? //Братина. Литературно-художественный альманах. Вып. 7. – М., 2007.

10. Козлов А. И. Возрождение казачества: история и современность (эволюция, политика, теория). – Ростов-на-Дону, 1995.

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика