В последнее время российское казачество все более и более испытывает к себе все большее и большее внимание со стороны региональных и федеральныхвластей.
Принят целый ряд федеральных законов, концепций, постановлений. Создан Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации, развернувший активную деятельность. Казалось бы наступило то время, о котором казаки мечтали все годы двадцатилетнего периода возрождения. Однако все действия властей на практике обернулись шквалом отчетности атаманов всех уровней и подменой целей и задач возрождения казачества. Теперь стоят задачи ни этно-культурного возрождения казачества, а приоритетом является так называемая государственная и иная служба казаков. В основной своей массе казаки почувствовали смену курса в движении казачества, и это вызывает с их стороны непонимание и настороженность казаков. Часто встречаясь с казаками и атаманами слышишь вопрос: «Куда нас ведут?». Приходится убеждать, что этот вопрос надо адресовать тем, кто Вас сейчас ведет. Вопрос о будущем современного казачества России беспокоит и казаков и не казаков. В свете этого большой интерес вызывает размещенный в интернете проект «Стратегии развития российского казачества до 2020 года». Авторы проекта вероятно рассчитывают получить от казаков и друзей казачества рекомендации и замечания. Разумеется никто замечаний направлять не будет. Ситуация в рядах казачества за последние годы существенно изменилась. Сейчас преимущественно все одобряется, единогласно, как в старые времена. Да к тому же, чтобы высказать какие-либо замечания, необходимо располагать не только знаниями сложной природы и сущностные характеристики казачества, но и уверенностью в правоте высказанных оценок и происходящих процессов в казачьих рядах, да к тому же и определенную решимость.А этого теперь нет у казаков. Понимают, а высказать свое мнение опасаются. А вдруг начальство обидится. «Стратегия» со всей очевидностью подчеркивает главную цель –развитие российского казачества в целях обеспечения эффективной государственной и иной службы казаков при сохранении казачьей самобытности, традиций и культуры. При этом предполагается учет исторических и иных традиций российского казачества. Таким образом, приоритетным в деятельности властей всех уровней и казачьих обществ является государственная служба и только государственная служба. Все остальное потом и является сопутствующим. Да, за двадцать лет возрождения современное казачество наработало опыт служения Отечеству по целому комплексу направлений, проявило себя патриотической силой способной быть опорой государственной власти. Не позволило себе стать на путь сепаратизма и экстремизма, не опустилось до политиканства и сыграло важную роль в сохранении мира и стабильности на Северном Кавказе. Все это относится главным образом к Кубанскому казачьему войску. С самого начала возрождения кубанского казачества одним из направлений его деятельности было патриотическое воспитание молодежи. Важно было не только издать труды по истории казачества, но и возродить казачью народную культуру, традиции. А это оказалось самым сложным. Одно за другим уходило поколение носителей народной казачьей культуры. Без народной культуры, семейных и иных традиций, которые должны жить, а не являться лишь предметом знаний на уроках, мы не можем говорить об успехах этно-культурного возрождения казачества. Как всегда сложное пытаются заменить простым, обозначив службу приоритетом, а принадлежность к казачеству, не происхождением, а отношением к службе. Служишь — казак, не служишь - не казак. Так родилась идея создать новый государственный реестр казачьих войск с новыми, более жесткими требованиями и к вхождению в реестр и пребыванию в нем. Теперь в реестровых казачьих войсках предполагается членство только несущих службу казаков. Остальные должны перейти в общественную казачью организацию. Так нынешний проект стратегии еще раз четко обозначает субъекты реализации: Всероссийское казачье войско и Всероссийское общественное объединение. При этом предполагается, что Всероссийское общественное объединение казаков будет создано не казаками, а учреждено реестровым казачьим войском, а следовательно и ему подотчетно. Авторы «Стратегии..» еще более запутали вопрос о численности казаков в стране. То из уст высоких чиновников прозвучала цифра 7 млн. человек., то оказывается общая численность членов войсковых казачьих обществ составляет 452 тысячи человек. Кроме того, оказывается, что по результатам всероссийского социологического опроса, проведенного по заказу Минрегиона России, численность организованной части российского казачества, составляет примерно 850 тысяч человек. Так сколько же на самом деле казаков в стране?
Современное состояние российского казачества свидетельствует о том, что значительную часть реестровых казаков составляют люди, «работающие казаками» и не связанные с казачеством генетически. Эти «пришли в казачество работать» и уж при переписи населения ни в коем разе не обозначат себя казаками. Для них сейчас казачество и пребывание в его рядах - вопрос сиюминутной выгоды, своего рода возможность подзаработать. Как правило это офицеры запаса и в отставке. Неясно, на основании каких данных выведена численность казаков, состоящих в общественных объединениях казаков. Там ведь нет фиксированного состава организаций. Поэтому и определение их численности проблематично. А с учетом того, что сейчас, вследствие разочарования казаков в нынешнем этапе движения и возможности оттока из реестра, не исключён и рост рядов общественных объединений казаков. Идея создания новых общественных казачьих объединений витает давно и нам неоднократно делались предложения на этот счет. Если это произойдет на региональном или федеральном уровне мы получим серьезный отток в них казаков из реестровых казачьих войск. А это будет означать, что нынешние атаманы всех уровней реестровых казачьих войск, находящиеся на содержании бюджета потерпят фиаско. Положением дел в рядах казачества недовольны ни казаки, ни атаманы. И об этом они говорят постоянно, но и от маленькой «зарплаты» не могут оторваться. Да к тому же многие из них имеют свой, пусть и небольшой бизнес. И стоит им только заявить открыто свою позицию, никто не застрахован от всякого рода «санкций». Не может радовать и представленный в документе социальный портрет казачества. Его возрастной и образовательный уровень. И особенно тот факт, что среди казаков 53% составляют жители городов. Тогда о каких традициях можно говорить. Всегда хранителем казачьей культуры и традиций была станица, хутор. Город вообще нивелировал уровень культурных традиций. И это не нуждается в доказательстве. У нас же наоборот, большая половина казаков (или «казаков»?) проживает в городах. Ясно, что эти люди не могут играть важную роль в возрождении народных культурных традиции. Они их не знают и не могут быть ее носителями. Пожалуй, наиболее серьезно и весомо прописано участие казачества в военно-патриотическом воспитании молодежи через уже созданную систему казачьих учебных заведений, систему различного рода спортивных, патриотических мероприятий. Это одно из важнейших направлений деятельности казачьих обществ, успехами которого казаки могут гордиться. Но обращает внимание, что из системы воспитания, а, следовательно, и формирования этнического сознания молодежи, исключена казачья семья. Оказывается, воспитанием казачат могут заниматься и детские садики, школы, ПТУ, вузы, но не семья. Тогда пусть никого не удивляет, что пребывание детей всех возрастов в рядах казачьих обществ дело временное. Сегодня казак, а завтра это не интересно, а может быть и просто не выгодно. Слабо обозначено место и роль в жизни казака культуры и традиции как одного из важных элементов формирования самосознания казаков. Такого рода задачи вообще не ставятся разработчиками стратегии. А если этой цели нет, то и казачество будет представлять из себя «служилую» часть населения, лишенного исторических корней. Все это еще раз подтверждается слова известного донского историка казачества А.И. Козлова: «Государство всегда рассматривало казачество со своих корыстных, сиюминутных интересов и не учитывало интересы казачества, его видение самого себя». Сохранение и возрождение культурных традиций поручается фольклорным коллективам. Так в том и трагедия казачества современного, что казаки не являются носителями казачьей народной культуры. Они просто ее потребители. Пришли на концерт, послушали, посмотрели и разошлись по домам. А где семейные песенные традиции казаков? Где совместные праздники с участием казачьих семей.? Все это должно быть возрождено в семье, казачьем обществе. Это очень сложная задача, но этим необходимо заниматься, а не идти по простейшему пути-создали коллектив и смотрим на сцену. Если задача стоит в том, чтобы вырастить «новую породу казаков», то тогда нечего и говорить или просто декларировать возрождение казачества, а на самом деле формировать служилое сословие людей, в котором кто пришел, тот и казак.
Изучение и популяризация культурных казачьих традиций так же поручается учебным заведениям. Но культура может быть предметом изучения в школе, ученик и подготовился к уроку ответил и на этом завершилось его познание культуры. Это простейшее решение вопроса. Это хорошо, но недостаточно для того, чтобы элементы культурных традиций стали частью жизни казаков всех уровней. Прославленный Кубанский казачий хор является одним из ведущих коллективов страны. В его творчестве народная культура представлена во всем ее многообразии. Но с самого начала своей деятельности художественный руководитель хора В. Г. Захарческо ставил задачу не только сохранить песенные традиции, но и возвратить их со сцены в жизнь кубанцев. Многое сделано в этом направлении. Но мы все равно должны констатировать катастрофическое положение народной казачьей культуры. Многое делается в Краснодарском крае по поддержке традиционных ремесел, музеев. Однако зачастую то, что преподносится как народная культура, к традиции не имеет никакого отношения. Знатоков народной культуры мало, и подготовка профессионалов в этой сфере - важнейшая задача. Интересно, что это важное направление деятельности (и государства, и казачества) отнесено к компетенции не реестровых казачьих обществ, а общественных объединений. Оказывается, в результате взаимодействия учреждений культуры, общественных объединений укрепляются связи поколений, возрождаются традиции, развиваются духовность и патриотическое сознание в обществе. Вот это вывод. А где этническое самосознание казачества? Авторы сетуют на отсутствие целевых программ по поддержке развития казачьей культуры. Но, прежде всего, необходимо разработать такую программу, основывающуюся на настоящих культурных традициях. А то ведь можно миллионы угрохать на мероприятия, не имеющие никакого отношения к культуре казачества, придуманные чиновниками в кабинетах и выдаваемых за истинно казачьи. Отрадно, что в стране создана обширная система казачьих корпусов, школ, классов. В ходе общения с педагогами, родителями, казаками, все отмечают отличие этих учебных заведений от других по дисциплине, форме одежды, уроками по истории казачества, еще какими-то дисциплинами. Получается, что значительная масса этих учебных заведений лишь по форме одежды отличается от обычной школы. А ведь по замыслу «казачья составляющая» должна все более и более наполнять единый образовательный и воспитательный процесс. Непонятно, в том числе и из проекта документа, каким образом правовой статус российского казачества проявляется в становлении государственной службы российского казачества. Правовой статус казачьих обществ, внесенный в государственный реестр, определен федеральным законом о некоммерческих организациях.
Главнейшей проблемой, как явствует из проекта «Стратегии...», оказывается является «ликвидация дефицита квалифицированных кадров по привлечению казаков к государственной службе», а не отсутствие специалистов в области культуры казачества, его традиций и то, как сделать так, чтобы эти традиции стали неотъемлемым элементом жизни, духовной потребностью казаков всех возрастов. Говоря о традициях, авторы акцентируют внимание на создании надуманных и никогда не существовавших структур – Всероссийского казачьего общества, при этом ссылаются на то, что до революции наследник российского престола был Верховным атаманом всех казачьих войск. Во-первых, цесаревич был не Верховным атаманом, а Августейшим атаманом, и это была почетная должность. Никаких распоряжений и приказов он не издавал. А уж если сейчас изберут кого-либо в этом качестве, то все будет по-другому. Кроме того, казачество владело землей и властью в своих областях. Ничего этого сейчас у казаков нет. Разработчики продумали различные варианты дальнейшего развития российского казачества. Однако от реализации любого из них в современной России не остается места казачеству как исторически сложившейся этно-культурной общности людей, игравшей на протяжении столетий огромную роль в защите Отечества и создавшей неповторимую самобытную культуру. В отношении перспектив казачества поставлена вполне современная задача – «модернизация». Государству важно привлечь людей к службе, вспомогательной и зачастую на общественных началах, а будут это действительно казаки или «организованная масса», которую будут называть казаками, неважно. Не думаю, что разработчики «Стратегии…» вернутся к дальнейшей работе над ней. Ясно, что это плод работы «кабинетных работников», не знающих жизнь казаков ни в прошлом, ни в настоящем, не желающих вообще знать, кто такие казаки.
В.П. Громов, казачий генерал,
депутат Законодательного собрания
Краснодарского края
г. Краснодар
10 января 2016 год
P.S. Мысли, которые изложил коллега и земляк не новы и в последнее время неоднократно высказываются им в СМИ. Они действительно тревожны. Прозрение приходит, жаль только, что ранее этого многие не видели или старались делать вид. А это и привело к современному результату, когда реестр поглотил казачьи родовые корни, историю казачества, его традиции и, безусловно, культуру и духовность, которые должны быть изначально впереди. Поэтому считал и считаю, что без рода-племени, без культуры, сохраняемой и продолжаемой в семье нельзя возродить казачество, как культурно-этническую общность. А это главное. Всё остальное проистекающее. Об этом я писал в статье «Четверть века возрождения казачества – сибиряки позиции не меняют!»7 июля 2015 года. (опубликована на сайте «Летка.РФ» в разделе «СТАТЬИ») Согласен, что выучив урок и обрядившись в казачью справу – казаком не станешь. Но и то, что на это стали обращать внимание те, кто стоял у истоков (Громов В.П., Глуховский В.И. см. раздел «СТАТЬИ» сайта «Летка.РФ») и писать о назревающей проблеме псевдоказачества важный этап нашего движения вперёд. Спасибо тем, кто все эти четверть века стояли на главной опоре в казачестве, – его духовности, культуре, традициях. Не гнались за эполетами и «чоповской службой», не протягивали руки к сильным мира сего! Убеждён, что только вместе и на основе заложенных нашими предками традиций мы сможем решить стоящие проблемы и преодолеть различные препятствия в деле исконного возрождения казачества. Нам нужно научиться слушать и слышать друг друга