Владимир Громов: «Сегодня казаки не знают традиций - могут только служить»
Владимир Громов не только депутат Законодательного Собрания Краснодарского края, но и известная личность на Северном Кавказе и далеко за его пределами.
Он один из тех, кто еще в начале 80-х стоял у истоков возрождения российского казачества. Эта задача актуальна и сегодня. Казакам пора наконец обрести экономическую самостоятельность. Об этом, в частности, недавно сказал врио губернатора в ходе расширенного Совета атаманов ККВ. Именно заявления Вениамина Кондратьева стали поводом для встречи журналиста «Юг Times» с известным кубанцем.
- Владимир Прокофьевич, врио губернатора заявил о том, что поддержка казачества для него принципиальна. Как вы это прокомментируете?
- Во-первых, я уверен, когда Вениамин Кондратьев произносил слова о поддержке казачества, это была исключительно его позиция, мнение человека, живущего на Кубани, знающего регион, уважающего традиции края. Во-вторых, я знаю врио главы края уже достаточно много лет, потому что мы вместе работали. Ни о каком пиаре не может быть и речи. Уверен, все сказанное шло из души.
И знаете, что еще очень важно и поразило меня больше всего? Кондратьев говорит о казаках как народе. До него мало кто это признавал, что, безусловно, делает ему честь. Потому слова о поддержке казачества, прозвучавшие из его уст, вовсе не популизм. Уверен, что никакой предвыборной кампании в исполнении Вениамина Кондратьева мы не увидим. Время обещать уже давно ушло. Пришло время говорить народу правду, слышать электорат и решать все проблемы.
В том, что выборы будут нелегкими, я твердо убежден. Не забывайте, выбирать губернатора нам придется на фоне растущих цен, повышающихся тарифов ЖКХ. К тому же просто победить будет мало. Победа при низком пороге явки не добавит победителю популярности.
Без ресурсов
- Врио главы края порадовал казаков тем, что земли сельхозназначения будут выделяться без конкурса. Каким образом это может отразиться на казачьей экономике?
- Я буду очень рад, если вклад казаков в развитие кубанского сельского хозяйства окажется весомым. Хочу напомнить, Законодательное Собрание два года назад приняло «Концепцию государственной политики Краснодарского края в отношении казачества». Этот документ отличается от федерального, и очень существенно. В региональном законе говорится о возрождении традиций, культуры и самосознания казачества, а также о том, что оно должно внести свой вклад в развитие агропромышленного комплекса края.
В федеральной же концепции основная цель казачества - государственная служба. За 25 лет, которые минули с момента начала его возрождения, краевые власти по-разному пытались решить проблему наделения казаков землей.
Напомню, первоначально, в начале 90-х годов прошлого века, законодательство не позволяло передавать земли общественным организациям, то есть казачьим обществам. Приходилось оформлять наделы, предназначавшиеся обществу, на атамана или кого-либо из казаков. Как правило, это приводило к конфликтам. Либо земля присваивалась тому, на кого была оформлена, и в итоге остальные оставались ни с чем, либо получалось так, что одни на земле работали, а другие приходили делить урожай и прибыль от него.
Но были и те, кто поступал по справедливости. Например, в Пашковском казачьем обществе, получившем в 1991 году 180 гектаров, сразу же разделили землю между казаками. Таким образом, каждый работал на своем участке и частично обеспечивал свою семью продовольствием. При всех сложностях к 1995 году в пользовании обществ было 25 тысяч гектаров земли. В том же 1995 году из краевого бюджета выделили 3 миллиона рублей. Войско по заявкам казачьих обществ закупало сельхозтехнику, оборудование для переработки продукции. Однако выделенных средств на всех не хватило. В итоге работать на земле было просто нечем. Общества сдавали землю в аренду. В большинстве случаев казаки теряли землю как неэффективные пользователи, то есть вовсе ее не обрабатывали. И уже к 2007 году войску принадлежало лишь 17 тысяч гектаров земли. Сейчас информации о землях Кубанского казачьего войска в открытом доступе нет. Возможно, потому, что похвастать действительно нечем. Войсковой земельный фонд, создание которого регламентировалось на уровне федерального законодательства, так и не был сформирован. Известно лишь, что в 2011 году у казачьих обществ оставалось немногим менее 8 тысяч гектаров земли.
До последнего времени в связи с изменениями в законодательстве казаки могли взять землю в аренду только на общих основаниях, наравне со всеми. Теперь же казачьи общества могут брать угодья вне конкурса. В этом контексте предсказать, как новелла повлияет на экономику общества, достаточно сложно. Ведь для того чтобы обрабатывать землю, нужны ресурсы, которых у казаков нет.
Скептицизм атамана
- На ваш взгляд, воспользуются ли казаки новой предоставленной возможностью всерьез заняться сельским хозяйством?
- Думаю, должна быть какая-то профильная казачья организация, которая будет заниматься сельскохозяйственным производством. Но для того чтобы она развивалась, необходимы оборотные средства, кредитные ресурсы. Нужно же закупать технику, удобрения... А кредиты недоступны. Для хорошего результата и эффективной хозяйственной деятельности, на мой взгляд, лучшим вариантом стало бы создание сельскохозяйственного кооператива, отвечающего, кроме прочего, и за логистику и продажи. Ему казаки, выращивая урожай на землях, арендованных у казачьих обществ, отдавали бы, например, десятину от урожая или прибыли.
С другой стороны, в крае очень много казаков, которые и сегодня занимаются аграрным бизнесом, все они - преуспевающие фермеры. Получают высочайшие урожаи зерновых, овощных культур. Но, к сожалению, относительно общей численности казаков – лишь капля в море.
В настоящее время казачьи общества никаких средств на уставную деятельность не зарабатывают. Картина складывается печальная. Многие казаки, имеющие паи в хозяйствах, просто сдают землю в аренду. Судя по настрою врио губернатора, он намерен вернуть казаков в сельское хозяйство. Но какие инструменты будут для этого использоваться, пока не совсем ясно.
Есть еще одна проблема. Свободной земли в крае очень мало, Фонд перераспределения земель составляет всего 300 тысяч гектаров. И на них претендуют не только казаки. Словом, я, конечно, рад изменениям, но отношусь к ним с большим скепсисом.
Казачья экономика
- Николай Долуда на Совете посетовал на то, что каждый местный атаман ежегодно отчитывается перед казаками о чем угодно, но только не о хозяйственной деятельности. Между тем необходимо задавать вопрос: как обстоят дела с объектами собственности общества? Выходит, атаманы не хотят зарабатывать деньги на уставную деятельность и довольствуются бюджетной кормушкой?
- Экономические успехи казачества, мягко говоря, незначительны, практически невесомы. То, что создали какую-то охранную структуру, это и вовсе смешно. Я вам скажу: не дело казаков - охранять чужую собственность. Они должны беречь свою. Хотя не спорю: намного проще бродить по улицам в патруле или сидеть в караульной будке. Я твердо убежден: казак должен работать на своей земле. А уж кубанцам стыдно ждать, когда им привезут из Египта картошку, а морковку - из Израиля.
Да, есть проблемы в станицах и хуторах. Отчасти их может решить обеспечение занятости. Молодым нужно создавать условия для работы и жизни, чтобы они не бежали в город.
Пятая колонна
- В последнее время выступления атамана Кубанского войска наполнены идеологическим смыслом. В частности Николай Долуда все время говорит о внешних врагах и тлетворности западного влияния. Как прокомментируете это?
- Знаете, атаман во многом прав. Мы своего не знаем, а чужое с удовольствием поглощаем. Меня коробит, что молодежь предпочитает западную культуру. Еще Конфуций сказал: народ, предпочитающий чужую музыку своей, приближается к своему исчезновению. Недавно были Адлерские чтения. Это научно-просветительская конференция, которая уже третье десятилетие служит площадкой экспертного и научного сообщества для обсуждения актуальных гуманитарных вопросов современности. Ее организаторами выступают администрация Краснодарского края и Краснодарская региональная просветительская общественная организация «Общество «Знание». В нынешнем году на секции «Школа патриотов» выступала одна студентка из Тимашевска. Она сопоставила изображение войны в советском и современном отечественном кинематографе. Молодая исследовательница сделала вывод: на материале, снятом в наши дни, патриота не воспитаешь. Все сюжеты - сплошь голливудские, с героем-одиночкой в главной роли.
Я преподаю на историческом факультете КубГУ. Однажды поинтересовался у слушателей, кто из них был в краеведческом музее. Только три человека из всего потока подняли руки. Все это очень неприятные знаки.
- На Совете также прозвучало, что в Кубанском казачьем войске нет четкой системы воспитания молодежи. Как это понимать? И была ли она ранее?
- Полностью согласен с этим утверждением. А системы нет почему? Потому что задачи нынешнее руководство войска такой не ставит. Раньше, когда ККВ только воссоздавалось, главной задачей было как раз возрождение казачества как культурно-этнической общности. Сейчас же в приоритете государственная служба, и вопросы воспитания отошли на второй план. В итоге мы имеем то, что имеем.
Да, есть казачьи классы и школы, в которых обучается порядка 30 тысяч детишек. Но это немного - в два раза больше ребят идут в первые классы только в одном Краснодаре.
И еще... Я больше чем уверен, что в семьях сейчас песни казачьи не поют. Словом, мы вырастили поколение потребителей всего, в том числе и культуры. Так что кадетские школы - это капля в море. Нынешние казаки ничего не умеют, так и процитируйте, - ни петь, ни рисовать, ни украсть, ни посторожить. Традиций не знают - могут только служить.
Культура снизу
- На Совете решили, что необходимо активнее использовать Интернет. Между тем в социальных сетях уже есть страницы, которые посвящены как раз акциям по сохранению казачьей культуры людьми, которые к казачеству никакого отношения не имеют. Не логичнее ли поддерживать именно такие культурные оазисы?
- Я сам недавно прочитал о том, что в Краснодаре проводятся вечерки, которые организованы бывшими студентами нашего университета культуры и искусств. Молодые люди договариваются в соцсетях и собираются, чтобы петь казачьи песни, водить хороводы, учить русские танцы. И все без водки и селедки. Я был очень удивлен. Но еще больше меня поразило то, что автор этой инициативы - Филипп Конопий - не получил поддержки ни от Кубанского казачьего войска, ни от регионального министерства культуры.
То, чем занимаются эти молодые люди, очень важно для казаков любого возраста. Более того, подобный опыт надо внедрить в войско, чтобы в каждом его обществе такие вечерки проводились. Только тот народ достоин уважения, который обычаи и традиции не предает забвению.
- Есть мнение, что казаков нужно больше привлекать в туристический бизнес, например, создавать национальные подворья. В Аргентине гаучо (этническая группа, воинственные пастухи) зарабатывают деньги тем, что устраивают родео, делают и продают сувениры, открывают рестораны с этническим уклоном. То есть они включены в социально-экономическую жизнь страны, в то время как наши казаки, кажется, больше заняты выбиванием неких политических привилегий...
- Категорически против превращения казака в какую-то демонстрацию. Я человек традиций, вырос на них. Другое дело, если эти проекты будут нести в себе не развлекательную, а образовательную функцию. Как-то пригласил на Кубань итальянцев, чтобы те рассказали казакам об агротуризме. Идеи гостей понравились, но, к сожалению, большинство кубанцев оказалось не готово к внедрению таких проектов ни морально, ни материально.
Но даже если звезды на небе сойдутся, мы снова столкнемся с проблемами. Много ли на Кубани людей - носителей казачьей культуры? Их очень мало. В результате начнутся фантазии на казачьи темы. Будут выдавать за обычаи и традиции казачества то, что к нему никакого отношения не имело. Вот что меня пугает. Но самое главное: очень важно, чтобы казаки сами хотели оставаться казаками.
А где памятник?
- Когда краснодарцы наконец увидят памятник казакам и горцам - героям-воинам знаменитой Туземной (Дикой) дивизии, снискавшей себе славу на полях сражений Первой мировой? Мемориал посвящен столетней годовщине начала войны. Дату отметили в прошлом году. Но где монумент?
- Это самая больная для меня сегодня тема. Краснодарцы увидят памятник, когда городская администрация выделит нам под него место. В декабре прошлого года состоялось заседание рабочей группы, а еще раньше краевой парламент принял постановление, в котором сказано, что администрация кубанской столицы должна выделить место для памятника казакам и горцам. Даже определились, что к 15 марта 2015 года монумент будет стоять на перекрестке улиц Красной и Гаврилова.
Я больше чем уверен: если бы кто-то просил место под ресторан, этот вопрос был бы рассмотрен в кратчайшие сроки. С тех пор пытался разговаривать и с мэром города, и с городским и краевым архитекторами. Реакции нет. И это странно. В конце концов место нужно не моему изваянию.