Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

Владимир Громов: «Сегодня казаки не знают традиций - могут только служить»

Владимир Громов не только депутат Законодательного Собрания Краснодарского края, но и известная личность на Северном Кавказе и далеко за его пределами.

Он один из тех, кто еще в начале 80-х стоял у истоков возрождения российского казачества. Эта задача актуальна и сегодня. Казакам пора наконец обрести экономическую самостоятельность. Об этом, в частности, недавно сказал врио губернатора в ходе расширенного Совета атаманов ККВ. Именно заявления Вениамина Кондратьева стали поводом для встречи журналиста «Юг Times» с известным кубанцем.

- Владимир Прокофьевич, врио губернатора заявил о том, что поддержка казачества для него принципиальна. Как вы это прокомментируете?

- Во-первых, я уверен, когда Вениамин Кондратьев произносил слова о поддержке казачества, это была исключительно его позиция, мнение человека, живущего на Кубани, знающего регион, уважающего традиции края. Во-вторых, я знаю врио главы края уже достаточно много лет, потому что мы вместе работали. Ни о каком пиаре не может быть и речи. Уверен, все сказанное шло из души.  

И знаете, что еще очень важно и поразило меня больше всего? Кондратьев говорит о казаках как народе. До него мало кто это признавал, что, безусловно, делает ему честь. Потому слова о поддержке казачества, прозвучавшие из его уст, вовсе не популизм. Уверен, что никакой предвыборной кампании в исполнении Вениамина Кондратьева мы не увидим. Время обещать уже давно ушло. Пришло время говорить народу правду, слышать электорат и решать все проблемы.  

В том, что выборы будут нелегкими, я твердо убежден. Не забывайте, выбирать губернатора нам придется на фоне растущих цен, повышающихся тарифов ЖКХ. К тому же просто победить будет мало. Победа при низком пороге явки не добавит победителю популярности.  

Без ресурсов

- Врио главы края порадовал казаков тем, что земли сельхозназначения будут выделяться без конкурса. Каким образом это может отразиться на казачьей экономике?

- Я буду очень рад, если вклад казаков в развитие кубанского сельского хозяйства окажется весомым.  Хочу напомнить, Законодательное Собрание два года назад приняло «Концепцию государственной политики Краснодарского края в отношении казачества». Этот документ отличается от федерального, и очень существенно. В региональном законе говорится о возрождении традиций, культуры и самосознания казачества, а также о том, что оно должно внести свой вклад в развитие агропромышленного комплекса края.  

В федеральной же концепции основная цель казачества - государственная служба. За 25 лет, которые минули с момента начала его возрождения, краевые власти по-разному пытались решить проблему наделения казаков землей.  

Напомню, первоначально, в начале 90-х годов прошлого века, законодательство не позволяло передавать земли общественным организациям, то есть казачьим обществам. Приходилось оформлять наделы, предназначавшиеся обществу, на атамана или кого-либо из казаков. Как правило, это приводило к конфликтам. Либо земля присваивалась тому, на кого была оформлена, и в итоге остальные оставались ни с чем, либо получалось так, что одни на земле работали, а другие приходили делить урожай и прибыль от него.  

Но были и те, кто поступал по справедливости. Например, в Пашковском казачьем обществе, получившем в 1991 году 180 гектаров, сразу же разделили землю между казаками. Таким образом, каждый работал на своем участке и частично обеспечивал свою семью продовольствием. При всех сложностях к 1995 году в пользовании обществ было 25 тысяч гектаров земли. В том же 1995 году из краевого бюджета выделили 3 миллиона рублей. Войско по заявкам казачьих обществ закупало сельхозтехнику, оборудование для переработки продукции. Однако выделенных средств на всех не хватило. В итоге работать на земле было просто нечем. Общества сдавали землю в аренду. В большинстве случаев казаки теряли землю как неэффективные пользователи, то есть вовсе ее не обрабатывали. И уже к 2007 году войску принадлежало лишь 17 тысяч гектаров земли. Сейчас информации о землях Кубанского казачьего войска в открытом доступе нет. Возможно, потому, что похвастать действительно нечем. Войсковой земельный фонд, создание которого регламентировалось на уровне федерального законодательства, так и не был сформирован. Известно лишь, что в 2011 году у казачьих обществ оставалось немногим менее 8 тысяч гектаров земли.  

До последнего времени в связи с изменениями в законодательстве казаки могли взять землю в аренду только на общих основаниях, наравне со всеми. Теперь же казачьи общества могут брать угодья вне конкурса. В этом контексте предсказать, как новелла повлияет на экономику общества, достаточно сложно. Ведь для того чтобы обрабатывать землю, нужны ресурсы, которых у казаков нет.  

Скептицизм атамана

- На ваш взгляд, воспользуются ли казаки новой предоставленной возможностью всерьез заняться сельским хозяйством?

- Думаю, должна быть какая-то профильная казачья организация, которая будет заниматься сельскохозяйственным производством. Но для того чтобы она развивалась, необходимы оборотные средства, кредитные ресурсы. Нужно же закупать технику, удобрения... А кредиты недоступны. Для хорошего результата и эффективной хозяйственной деятельности, на мой взгляд, лучшим вариантом стало бы создание сельскохозяйственного кооператива, отвечающего, кроме прочего, и за логистику и продажи. Ему казаки, выращивая урожай на землях, арендованных у казачьих обществ, отдавали бы, например, десятину от урожая или прибыли.

С другой стороны, в крае очень много казаков, которые и сегодня занимаются аграрным бизнесом, все они - преуспевающие фермеры. Получают высочайшие урожаи зерновых, овощных культур. Но, к сожалению, относительно общей численности казаков – лишь капля в море.  

В настоящее время казачьи общества никаких средств на уставную деятельность не зарабатывают. Картина складывается печальная. Многие казаки, имеющие паи в хозяйствах, просто сдают землю в аренду. Судя по настрою врио губернатора, он намерен вернуть казаков в сельское хозяйство. Но какие инструменты будут для этого использоваться, пока не совсем ясно.  

Есть еще одна проблема. Свободной земли в крае очень мало, Фонд перераспределения земель составляет всего 300 тысяч гектаров. И на них претендуют не только казаки. Словом, я, конечно, рад изменениям, но отношусь к ним с большим скепсисом.  

Казачья экономика

- Николай Долуда на Совете посетовал на то, что каждый местный атаман ежегодно отчитывается перед казаками о чем угодно, но только не о хозяйственной деятельности. Между тем необходимо задавать вопрос: как обстоят дела с объектами собственности общества? Выходит, атаманы не хотят зарабатывать деньги на уставную деятельность и довольствуются бюджетной кормушкой?

- Экономические успехи казачества, мягко говоря, незначительны, практически невесомы. То, что создали какую-то охранную структуру, это и вовсе смешно. Я вам скажу: не дело казаков - охранять чужую собственность. Они должны беречь свою. Хотя не спорю: намного проще бродить по улицам в патруле или сидеть в караульной будке. Я твердо убежден: казак должен работать на своей земле. А уж кубанцам стыдно ждать, когда им привезут из Египта картошку, а морковку - из Израиля.  

Да, есть проблемы в станицах и хуторах. Отчасти их может решить обеспечение занятости. Молодым нужно создавать условия для работы и жизни, чтобы они не бежали в город.  

Пятая колонна

- В последнее время выступления атамана Кубанского войска наполнены идеологическим смыслом. В частности Николай Долуда все время говорит о внешних врагах и тлетворности западного влияния. Как прокомментируете это?

- Знаете, атаман во многом прав. Мы своего не знаем, а чужое с удовольствием поглощаем. Меня коробит, что молодежь предпочитает западную культуру. Еще Конфуций сказал: народ, предпочитающий чужую музыку своей, приближается к своему исчезновению. Недавно были Адлерские чтения. Это научно-просветительская конференция, которая уже третье десятилетие служит площадкой экспертного и научного сообщества для обсуждения актуальных гуманитарных вопросов современности. Ее организаторами выступают администрация Краснодарского края и Краснодарская региональная просветительская общественная организация «Общество «Знание». В нынешнем году на секции «Школа патриотов» выступала одна студентка из Тимашевска. Она сопоставила изображение войны в советском и современном отечественном кинематографе. Молодая исследовательница сделала вывод: на материале, снятом в наши дни, патриота не воспитаешь. Все сюжеты - сплошь голливудские, с героем-одиночкой в главной роли.  

Я преподаю на историческом факультете КубГУ. Однажды поинтересовался у слушателей, кто из них был в краеведческом музее. Только три человека из всего потока подняли руки. Все это очень неприятные знаки.  

- На Совете также прозвучало, что в Кубанском казачьем войске нет четкой системы воспитания молодежи. Как это понимать? И была ли она ранее?

- Полностью согласен с этим утверждением. А системы нет почему? Потому что задачи нынешнее руководство войска такой не ставит. Раньше, когда ККВ только воссоздавалось, главной задачей было как раз возрождение казачества как культурно-этнической общности. Сейчас же в приоритете государственная служба, и вопросы воспитания отошли на второй план. В итоге мы имеем то, что имеем.

Да, есть казачьи классы и школы, в которых обучается порядка 30 тысяч детишек. Но это немного - в два раза больше ребят идут в первые классы только в одном Краснодаре.  

И еще... Я больше чем уверен, что в семьях сейчас песни казачьи не поют. Словом, мы вырастили поколение потребителей всего, в том числе и культуры. Так что кадетские школы - это капля в море. Нынешние казаки ничего не умеют, так и процитируйте, - ни петь, ни рисовать, ни украсть, ни посторожить. Традиций не знают - могут только служить.  

Культура снизу

- На Совете решили, что необходимо активнее использовать Интернет. Между тем в социальных сетях уже есть страницы, которые посвящены как раз акциям по сохранению казачьей культуры людьми, которые к казачеству никакого отношения не имеют. Не логичнее ли поддерживать именно такие культурные оазисы?

- Я сам недавно прочитал о том, что в Краснодаре проводятся вечерки, которые организованы бывшими студентами нашего университета культуры и искусств. Молодые люди договариваются в соцсетях и собираются, чтобы петь казачьи песни, водить хороводы, учить русские танцы. И все без водки и селедки. Я был очень удивлен. Но еще больше меня поразило то, что автор этой инициативы - Филипп Конопий - не получил поддержки ни от Кубанского казачьего войска, ни от регионального министерства культуры.  

То, чем занимаются эти молодые люди, очень важно для казаков любого возраста. Более того, подобный опыт надо внедрить в войско, чтобы в каждом его обществе такие вечерки проводились. Только тот народ достоин уважения, который обычаи и традиции не предает забвению.  

- Есть мнение, что казаков нужно больше привлекать в туристический бизнес, например, создавать национальные подворья. В Аргентине гаучо (этническая группа, воинственные пастухи) зарабатывают деньги тем, что устраивают родео, делают и продают сувениры, открывают рестораны с этническим уклоном. То есть они включены в социально-экономическую жизнь страны, в то время как наши казаки, кажется, больше заняты выбиванием неких политических привилегий...

- Категорически против превращения казака в какую-то демонстрацию. Я человек традиций, вырос на них. Другое дело, если эти проекты будут нести в себе не развлекательную, а образовательную функцию. Как-то пригласил на Кубань итальянцев, чтобы те рассказали казакам об агротуризме. Идеи гостей понравились, но, к сожалению, большинство кубанцев оказалось не готово к внедрению таких проектов ни морально, ни материально.  

Но даже если звезды на небе сойдутся, мы снова столкнемся с проблемами. Много ли на Кубани людей - носителей казачьей культуры? Их очень мало. В результате начнутся фантазии на казачьи темы. Будут выдавать за обычаи и традиции казачества то, что к нему никакого отношения не имело. Вот что меня пугает. Но самое главное: очень важно, чтобы казаки сами хотели оставаться казаками.  

А где памятник?

- Когда краснодарцы наконец увидят памятник казакам и горцам - героям-воинам знаменитой Туземной (Дикой) дивизии, снискавшей себе славу на полях сражений Первой мировой? Мемориал посвящен столетней годовщине начала войны. Дату отметили в прошлом году. Но где монумент?

- Это самая больная для меня сегодня тема. Краснодарцы увидят памятник, когда городская администрация выделит нам под него место. В декабре прошлого года состоялось заседание рабочей группы, а еще раньше краевой парламент принял постановление, в котором сказано, что администрация кубанской столицы должна выделить место для памятника казакам и горцам. Даже определились, что к 15 марта 2015 года монумент будет стоять на перекрестке улиц Красной и Гаврилова.

Я больше чем уверен: если бы кто-то просил место под ресторан, этот вопрос был бы рассмотрен в кратчайшие сроки. С тех пор пытался разговаривать и с мэром города, и с городским и краевым архитекторами. Реакции нет. И это странно. В конце концов место нужно не моему изваянию.  

Автор: Владимир Приходько

Источник: http://yugtimes.com/persons/11699/

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика