Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

Владимир Громов: «Сегодня казаки не знают традиций - могут только служить»

Владимир Громов не только депутат Законодательного Собрания Краснодарского края, но и известная личность на Северном Кавказе и далеко за его пределами.

Он один из тех, кто еще в начале 80-х стоял у истоков возрождения российского казачества. Эта задача актуальна и сегодня. Казакам пора наконец обрести экономическую самостоятельность. Об этом, в частности, недавно сказал врио губернатора в ходе расширенного Совета атаманов ККВ. Именно заявления Вениамина Кондратьева стали поводом для встречи журналиста «Юг Times» с известным кубанцем.

- Владимир Прокофьевич, врио губернатора заявил о том, что поддержка казачества для него принципиальна. Как вы это прокомментируете?

- Во-первых, я уверен, когда Вениамин Кондратьев произносил слова о поддержке казачества, это была исключительно его позиция, мнение человека, живущего на Кубани, знающего регион, уважающего традиции края. Во-вторых, я знаю врио главы края уже достаточно много лет, потому что мы вместе работали. Ни о каком пиаре не может быть и речи. Уверен, все сказанное шло из души.  

И знаете, что еще очень важно и поразило меня больше всего? Кондратьев говорит о казаках как народе. До него мало кто это признавал, что, безусловно, делает ему честь. Потому слова о поддержке казачества, прозвучавшие из его уст, вовсе не популизм. Уверен, что никакой предвыборной кампании в исполнении Вениамина Кондратьева мы не увидим. Время обещать уже давно ушло. Пришло время говорить народу правду, слышать электорат и решать все проблемы.  

В том, что выборы будут нелегкими, я твердо убежден. Не забывайте, выбирать губернатора нам придется на фоне растущих цен, повышающихся тарифов ЖКХ. К тому же просто победить будет мало. Победа при низком пороге явки не добавит победителю популярности.  

Без ресурсов

- Врио главы края порадовал казаков тем, что земли сельхозназначения будут выделяться без конкурса. Каким образом это может отразиться на казачьей экономике?

- Я буду очень рад, если вклад казаков в развитие кубанского сельского хозяйства окажется весомым.  Хочу напомнить, Законодательное Собрание два года назад приняло «Концепцию государственной политики Краснодарского края в отношении казачества». Этот документ отличается от федерального, и очень существенно. В региональном законе говорится о возрождении традиций, культуры и самосознания казачества, а также о том, что оно должно внести свой вклад в развитие агропромышленного комплекса края.  

В федеральной же концепции основная цель казачества - государственная служба. За 25 лет, которые минули с момента начала его возрождения, краевые власти по-разному пытались решить проблему наделения казаков землей.  

Напомню, первоначально, в начале 90-х годов прошлого века, законодательство не позволяло передавать земли общественным организациям, то есть казачьим обществам. Приходилось оформлять наделы, предназначавшиеся обществу, на атамана или кого-либо из казаков. Как правило, это приводило к конфликтам. Либо земля присваивалась тому, на кого была оформлена, и в итоге остальные оставались ни с чем, либо получалось так, что одни на земле работали, а другие приходили делить урожай и прибыль от него.  

Но были и те, кто поступал по справедливости. Например, в Пашковском казачьем обществе, получившем в 1991 году 180 гектаров, сразу же разделили землю между казаками. Таким образом, каждый работал на своем участке и частично обеспечивал свою семью продовольствием. При всех сложностях к 1995 году в пользовании обществ было 25 тысяч гектаров земли. В том же 1995 году из краевого бюджета выделили 3 миллиона рублей. Войско по заявкам казачьих обществ закупало сельхозтехнику, оборудование для переработки продукции. Однако выделенных средств на всех не хватило. В итоге работать на земле было просто нечем. Общества сдавали землю в аренду. В большинстве случаев казаки теряли землю как неэффективные пользователи, то есть вовсе ее не обрабатывали. И уже к 2007 году войску принадлежало лишь 17 тысяч гектаров земли. Сейчас информации о землях Кубанского казачьего войска в открытом доступе нет. Возможно, потому, что похвастать действительно нечем. Войсковой земельный фонд, создание которого регламентировалось на уровне федерального законодательства, так и не был сформирован. Известно лишь, что в 2011 году у казачьих обществ оставалось немногим менее 8 тысяч гектаров земли.  

До последнего времени в связи с изменениями в законодательстве казаки могли взять землю в аренду только на общих основаниях, наравне со всеми. Теперь же казачьи общества могут брать угодья вне конкурса. В этом контексте предсказать, как новелла повлияет на экономику общества, достаточно сложно. Ведь для того чтобы обрабатывать землю, нужны ресурсы, которых у казаков нет.  

Скептицизм атамана

- На ваш взгляд, воспользуются ли казаки новой предоставленной возможностью всерьез заняться сельским хозяйством?

- Думаю, должна быть какая-то профильная казачья организация, которая будет заниматься сельскохозяйственным производством. Но для того чтобы она развивалась, необходимы оборотные средства, кредитные ресурсы. Нужно же закупать технику, удобрения... А кредиты недоступны. Для хорошего результата и эффективной хозяйственной деятельности, на мой взгляд, лучшим вариантом стало бы создание сельскохозяйственного кооператива, отвечающего, кроме прочего, и за логистику и продажи. Ему казаки, выращивая урожай на землях, арендованных у казачьих обществ, отдавали бы, например, десятину от урожая или прибыли.

С другой стороны, в крае очень много казаков, которые и сегодня занимаются аграрным бизнесом, все они - преуспевающие фермеры. Получают высочайшие урожаи зерновых, овощных культур. Но, к сожалению, относительно общей численности казаков – лишь капля в море.  

В настоящее время казачьи общества никаких средств на уставную деятельность не зарабатывают. Картина складывается печальная. Многие казаки, имеющие паи в хозяйствах, просто сдают землю в аренду. Судя по настрою врио губернатора, он намерен вернуть казаков в сельское хозяйство. Но какие инструменты будут для этого использоваться, пока не совсем ясно.  

Есть еще одна проблема. Свободной земли в крае очень мало, Фонд перераспределения земель составляет всего 300 тысяч гектаров. И на них претендуют не только казаки. Словом, я, конечно, рад изменениям, но отношусь к ним с большим скепсисом.  

Казачья экономика

- Николай Долуда на Совете посетовал на то, что каждый местный атаман ежегодно отчитывается перед казаками о чем угодно, но только не о хозяйственной деятельности. Между тем необходимо задавать вопрос: как обстоят дела с объектами собственности общества? Выходит, атаманы не хотят зарабатывать деньги на уставную деятельность и довольствуются бюджетной кормушкой?

- Экономические успехи казачества, мягко говоря, незначительны, практически невесомы. То, что создали какую-то охранную структуру, это и вовсе смешно. Я вам скажу: не дело казаков - охранять чужую собственность. Они должны беречь свою. Хотя не спорю: намного проще бродить по улицам в патруле или сидеть в караульной будке. Я твердо убежден: казак должен работать на своей земле. А уж кубанцам стыдно ждать, когда им привезут из Египта картошку, а морковку - из Израиля.  

Да, есть проблемы в станицах и хуторах. Отчасти их может решить обеспечение занятости. Молодым нужно создавать условия для работы и жизни, чтобы они не бежали в город.  

Пятая колонна

- В последнее время выступления атамана Кубанского войска наполнены идеологическим смыслом. В частности Николай Долуда все время говорит о внешних врагах и тлетворности западного влияния. Как прокомментируете это?

- Знаете, атаман во многом прав. Мы своего не знаем, а чужое с удовольствием поглощаем. Меня коробит, что молодежь предпочитает западную культуру. Еще Конфуций сказал: народ, предпочитающий чужую музыку своей, приближается к своему исчезновению. Недавно были Адлерские чтения. Это научно-просветительская конференция, которая уже третье десятилетие служит площадкой экспертного и научного сообщества для обсуждения актуальных гуманитарных вопросов современности. Ее организаторами выступают администрация Краснодарского края и Краснодарская региональная просветительская общественная организация «Общество «Знание». В нынешнем году на секции «Школа патриотов» выступала одна студентка из Тимашевска. Она сопоставила изображение войны в советском и современном отечественном кинематографе. Молодая исследовательница сделала вывод: на материале, снятом в наши дни, патриота не воспитаешь. Все сюжеты - сплошь голливудские, с героем-одиночкой в главной роли.  

Я преподаю на историческом факультете КубГУ. Однажды поинтересовался у слушателей, кто из них был в краеведческом музее. Только три человека из всего потока подняли руки. Все это очень неприятные знаки.  

- На Совете также прозвучало, что в Кубанском казачьем войске нет четкой системы воспитания молодежи. Как это понимать? И была ли она ранее?

- Полностью согласен с этим утверждением. А системы нет почему? Потому что задачи нынешнее руководство войска такой не ставит. Раньше, когда ККВ только воссоздавалось, главной задачей было как раз возрождение казачества как культурно-этнической общности. Сейчас же в приоритете государственная служба, и вопросы воспитания отошли на второй план. В итоге мы имеем то, что имеем.

Да, есть казачьи классы и школы, в которых обучается порядка 30 тысяч детишек. Но это немного - в два раза больше ребят идут в первые классы только в одном Краснодаре.  

И еще... Я больше чем уверен, что в семьях сейчас песни казачьи не поют. Словом, мы вырастили поколение потребителей всего, в том числе и культуры. Так что кадетские школы - это капля в море. Нынешние казаки ничего не умеют, так и процитируйте, - ни петь, ни рисовать, ни украсть, ни посторожить. Традиций не знают - могут только служить.  

Культура снизу

- На Совете решили, что необходимо активнее использовать Интернет. Между тем в социальных сетях уже есть страницы, которые посвящены как раз акциям по сохранению казачьей культуры людьми, которые к казачеству никакого отношения не имеют. Не логичнее ли поддерживать именно такие культурные оазисы?

- Я сам недавно прочитал о том, что в Краснодаре проводятся вечерки, которые организованы бывшими студентами нашего университета культуры и искусств. Молодые люди договариваются в соцсетях и собираются, чтобы петь казачьи песни, водить хороводы, учить русские танцы. И все без водки и селедки. Я был очень удивлен. Но еще больше меня поразило то, что автор этой инициативы - Филипп Конопий - не получил поддержки ни от Кубанского казачьего войска, ни от регионального министерства культуры.  

То, чем занимаются эти молодые люди, очень важно для казаков любого возраста. Более того, подобный опыт надо внедрить в войско, чтобы в каждом его обществе такие вечерки проводились. Только тот народ достоин уважения, который обычаи и традиции не предает забвению.  

- Есть мнение, что казаков нужно больше привлекать в туристический бизнес, например, создавать национальные подворья. В Аргентине гаучо (этническая группа, воинственные пастухи) зарабатывают деньги тем, что устраивают родео, делают и продают сувениры, открывают рестораны с этническим уклоном. То есть они включены в социально-экономическую жизнь страны, в то время как наши казаки, кажется, больше заняты выбиванием неких политических привилегий...

- Категорически против превращения казака в какую-то демонстрацию. Я человек традиций, вырос на них. Другое дело, если эти проекты будут нести в себе не развлекательную, а образовательную функцию. Как-то пригласил на Кубань итальянцев, чтобы те рассказали казакам об агротуризме. Идеи гостей понравились, но, к сожалению, большинство кубанцев оказалось не готово к внедрению таких проектов ни морально, ни материально.  

Но даже если звезды на небе сойдутся, мы снова столкнемся с проблемами. Много ли на Кубани людей - носителей казачьей культуры? Их очень мало. В результате начнутся фантазии на казачьи темы. Будут выдавать за обычаи и традиции казачества то, что к нему никакого отношения не имело. Вот что меня пугает. Но самое главное: очень важно, чтобы казаки сами хотели оставаться казаками.  

А где памятник?

- Когда краснодарцы наконец увидят памятник казакам и горцам - героям-воинам знаменитой Туземной (Дикой) дивизии, снискавшей себе славу на полях сражений Первой мировой? Мемориал посвящен столетней годовщине начала войны. Дату отметили в прошлом году. Но где монумент?

- Это самая больная для меня сегодня тема. Краснодарцы увидят памятник, когда городская администрация выделит нам под него место. В декабре прошлого года состоялось заседание рабочей группы, а еще раньше краевой парламент принял постановление, в котором сказано, что администрация кубанской столицы должна выделить место для памятника казакам и горцам. Даже определились, что к 15 марта 2015 года монумент будет стоять на перекрестке улиц Красной и Гаврилова.

Я больше чем уверен: если бы кто-то просил место под ресторан, этот вопрос был бы рассмотрен в кратчайшие сроки. С тех пор пытался разговаривать и с мэром города, и с городским и краевым архитекторами. Реакции нет. И это странно. В конце концов место нужно не моему изваянию.  

Автор: Владимир Приходько

Источник: http://yugtimes.com/persons/11699/

Поиск по сайту:


Текущие новости:
ОЧЕРЕДНАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА АТАМАНА
Учитель – это высокое призвание и великая ответственность!
КАК ПЕРЕДАТЬ СВОЁ ОРУЖИЕ НА НУЖДЫ СВО: ПОДРОБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
«ВЕСТИ-ЯМАЛ». НА СТАРОМ САЛЕХАРДСКОМ КЛАДБИЩЕ ОБНОВЛЯЮТ НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЯМАЛЬСКОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ
КАЗАЧЬЯ НЕДЕЛЯ В ОБСКО-ПОЛЯРНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ЛИНИИ
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА
САМОМУ СТАРОМУ ХРАМУ НА ЯМАЛЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 130 ЛЕТ
НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ЕРМАК» – ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ СОСТОЯЛОСЬ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ФОРУМ «КАЗАЧЕСТВО – СКВОЗЬ ВЕКА». К 110-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
КАМЧАТКА ДАЛЁКАЯ И БЛИЗКАЯ
Русь святая, храни веру ПРАВОСЛАВНУЮ
Обновление от 09.10.2024г. Вахрин С.И. Биографии кубанских названий.
Обновление от 06.09.2024г. Любовь к заполярью всегда будет с нами...

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика