Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ 1990-2004 ГОДЫ

ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ 1990-2004 ГОДЫ

 

 В историческом масштабе казачество, как явление и до настоящего времени остается нераскрытым и непознанным до конца не только у нас в России, но и в мировой истории. Вопросами его исторической сущности занимались и занимаются великие историки и исследователи прошлого и настоящего. Среди них: Г.Ф. Миллер, В.О. Ключевский, В.Н. Татищев, Н.В. Карамзин, С.М. Соловьев, А.Н. Радищев, А. Ригельман, Ф.А. Щербина, М. Грушевский, В. Чернявский, Д.И. Яворницкий, Л.Н. Гумилев, Тур Хейердал и многие другие. Продолжают этим заниматься и современные исследователи истории. На протяжении веков казачество имело как взлеты, так и падения. На современном этапе, начиная с 90-х годов двадцатого века, оно снова стало возрождаться в России. Появились первые общины и на Ямале.

 Следует подчеркнуть, что отдельные исследователи в своих работах определяют казачество как военное сословие. Вместе с тем признать это однозначным нельзя, так как существуют и другие точки зрения. Да и современная наука утверждает, что казачество – это этносоциальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и представителей других народов, как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. В литературе даются и такие определения как:

-особое  воинское сословие в Российской империи, с точки зрения дореволюционного законодательства, имевшее привилегии за несение обязательной службы;

-отдельный этнос, самостоятельная народность, четвертая ветвь восточного славянства или даже особая нация смешанного тюркско-славянского происхождения.

 Последняя версия усиленно разрабатывалась в XX-м  веке казачьими историками-эмигрантами.

 В современной энциклопедии «Народы России» (1994 год) казаки определены как этносословные группы в составе русских и некоторых других народов, а в словаре-справочнике «Какого мы роду-племени?» (2000 год) казаки – это субэтническая группа русских. Наиболее приемлемое и узаконенное понятие – это исторически сложившаяся культурно-этническая общность российского народа, которое и закреплено в статье 2 Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» (от 26 апреля 1991 года № 1107-1).

 Полагаю можно признать, что казаки всё же это представители, как правило, славянских корней и православного вероисповедания, но не отвергающие другие основные для России религии: мусульманскую и буддистскую. Они общинники, готовые беззаветно служить своему Отечеству. Но превыше жизни ставят свое волеизъявление и признают над собой только избранных ими на круге старшин и атаманов, независимо от того, утверждены они или нет органами государственной власти. Следует отметить и то, что в ходе последней всероссийской переписи 2002 года, впервые после 1897 года – 140 тысяч россиян отнесли себя к казакам.

 В конце 80-х годов прошлого века с началом перестройки в СССР в отдельных станицах стали возрождаться казачьи традиции, появляться народные фольклорные ансамбли и первые объединения казаков. Для отстаивания своих интересов, из-за невнимания государства к ряду обоснованных требований и неопределенности их статуса, казаки начали объединять свои разрозненные общественные формирования. 28-30 июня 1990 года в Москве прошел большой учредительный круг. На нем было создано всероссийское общественное объединение «Союз казаков», которое действует и поныне. В ноябре того же года была разработана и принята «Декларация казачества России», в которой отмечалось, что казаки вновь, как и прежде в годину смуты и тяжких испытаний для России готовы верой и правдой служить Отчизне, но и государство должно оказать посильную помощь народу – пахарю и воину...

 Эти действия послужили тому, что 26 апреля 1991 года был принят закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О реабилитации  репрессированных народов». Указом Президента от 15 июня 1992 года № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» была осуждена политика репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и поддержано его возрождение, восстановление экономических, культурных, патриотических традиций и форм самоуправления казачества.

  Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 года № 3321-1 «О реабилитации казачества» в свою очередь отменены как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части касающейся применения к нему репрессивных мер. Было признано право на возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни землепользования, несения воинской службы в частях Вооруженных Сил и Пограничных войск Российской Федерации.

  В этот период в Ямало-Ненецком автономном округе начинается работа по
созданию ассоциации (союза) казаков. В сентябре 1990 года в газете «Красный Север» с этой идеей выступил народный депутат Тюменского областного Совета, школьный учитель истории села Яр-Сале Г.С.Зайцев. А 30 января 1991года Тазовский райисполком утвердил Устав и зарегистрировал Северный казачий округ с атаманом А.С.Волковым. 14 января 1992 года приказом № 6 наказного атамана Тюменского казачьего округа И.А. Лохманова в автономном округе организована «Обдорская казачья община» и Г.С.Зайцев назначен её наказным атаманом. В это же время проходит организационное формирование казачьих общин в городах Салехарде, Надыме, Лабытнангах, поселках Ямальского района. Первыми создателями Обдорской казачьей общины (в дальнейшем Назовского казачьего округа) и Обской Полярной казачьей линии в 1992 году были потомки казачьих родов с Кубани, Дона, Сибири. Такие как Г.С.Зайцев (депутат Тюменского областного Совета народных депутатов), В.И.Степанченко (заместитель председателя Салехардского городского Совета народных депутатов), В.В. Корнев, В.Л. Кириченко, Н.И. Нагибин, В.Т. Подшибякин (герой Социалистического труда, генеральный директор объединения «Ямалнефтегазгеология», ныне покойный), Н.В. Ртищев, С.А. Смарыгин, А.Н. Старостин, В.Ф. Таякин, Г.М. Терешенков, Н.М. Харламов, В.М. Шашков, Ю.П. Ермоленко   (в   дальнейшем   из   списков   исключен   за   нарушение   Устава Назовского казачьего округа). Сформировались казачьи организации в Тазовском, Ямальском районах, городах Лабытнанги, Надыме, Новом Уренгое, посёлке Тадибеяха. Среди первых их организаторов были наказные атаманы: А.С. Волков, К.А. Беденко, Н.Е. Быков, С.Н. Кришталь, М.Я. Калий, В.В. Салтыков (ныне депутат Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа).

  По обращению Г. С. Зайцева, представлявшего инициативную группу Обдорского казачества, коллегия Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа (республики) 14 сентября 1992 года под руководством А.И. Кузина, поручила администрации автономного округа (С.Н. Харючи) определить в соответствии с действующим законодательством порядок регистрации Обдорской казачьей общины, а финансовым структурам (А.Н.Матвеев) предусмотреть финансирование проведения Большого казачьего круга в городе Салехарде. 3-4 октября 1992 года делегация казаков Обдорской казачьей общины в составе Г.С.Зайцева, В.И. Степанченко, С.Н. Кришталя, Н.И. Нагибина, Ю.П. Ермоленко, М.Г. Орлова участвует в большом круге Сибирского казачьего войска в г. Барнауле, где определяются основные направления в работе по возрождению казачества в Сибири. Участники принимают казачью присягу.

  А 17 октября 1992 года в городе Салехарде прошел первый большой круг казаков Ямало-Ненецкого автономного округа, который объединил семь казачьих округов Назовский, Ямальский, Ноябрьский, Губкинский, Северный, Надымский, Новоуренгойский в Обскую Полярную казачью линию. Устав, разработка которого поручалась мне, был утвержден главой администрации автономного округа Л.С. Баяндиным 16 ноября 1992 года (Постановление №213). На этом круге было создано казачье самоуправление, избран атаман (Г.С. Зайцев), правление, совет старейшин (В.Т. Подшибякин), контрольно-ревизионная группа (С.А. Смарыгин). Советником атамана стал В.И. Степанченко. На другой день 18 октября прошел круг Назовского казачьего округа, атаманом избран В.В. Корнев. Устав утвержден главой администрации города Салехарда В.Д. Артеевым 28 октября 1992 года.

  Деятельность общин определялась на основах исторических традиций, принципах демократии, православия, веротерпимости, уважения к национальным традициям всех народов, духовного военно-патриотического воспитания молодежи, территориального общественного самоуправления, общинного владения землей и свободного хозяйственного развития.

  Целью стало восстановление народных культурных традиций, основанных на приобщении к духовным ценностям православной церкви, любви к ближнему, семье, труду, родной земле, почитанию стариков, родителей, восстановлению истории Сибирского казачества, его вклада в развитие Российского государства. Казаки обязались участвовать в восстановлении храмов, памятников истории и культуры, организовывать акции милосердия. При этом они могли выдвигать своих кандидатов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Свою деятельность казаки осуществляли и осуществляют в сотрудничестве с органами государственной власти, местного самоуправления и военными комиссариатами на местах.

  Приказом Тюменского казачьего союза в октябре 1992 года был образован Ноябрьский казачий округ с наказным атаманом М.Г. Орловым (М.Г. Орлов впоследствии исключен из списков Обской Полярной казачьей линии за нарушение Устава и законодательства Российской Федерации). В ноябре этого же года в Обскую Полярную казачью линию вошёл Губкинский казачий округ (атаман А.С. Серегин). В конце 1992 года на Большом круге Тюменского союза казаков его атаманом был избран Г.И. Хмелев (ныне покойный), а в мае 1993 года Тюменский союз казаков был переименован в Тюменское линейное казачье войско Всероссийского Союза казаков.

  С участием казаков Назовского казачьего округа, почетным академиком, доктором архитектуры А.В. Ополовниковым в 1993 году начато строительство Владимирской часовни и Никольской башни Обдорской крепости в городе Салехарде, которые были завершены в 1995 году к 400-летию города. При окружном центре национальных культур в 1993 году под руководством кубанской казачки Н.В. Пермяковой образован казачий хор, ныне имеющий звание Народного коллектива, Надымские казаки приложили много усилий, чтобы в городе Надыме (атаман С.Н. Кришталь) был заложен и в дальнейшем построен православный Храм.

  В салехардской городской газете «Полярный круг» (под редакцией В.И. Степанченко) стала периодически печататься казачья страница «Становление». Казаки всегда занимали активную общественную позицию. Для подготовки к 400-летнему юбилею города в 1992 году было собрано и передано в фонд подготовки праздника 1100 рублей. В 1995 году они предложили заложить в городе Лабытнанги православный Храм, а также учредить фонд финансовой поддержки реконструкции православного Храма Святых Апостолов Петра и Павла в города Салехарде. В 1996 году в связи с военными действиями в Чечне, казаки публично, объединив другие общественные организации – ассоциацию «Ямал – потомкам!» татар, немцев обратились к населению округа выступить против национальной вражды. Высказались они и против строительства на Мамаевом кургане памятника погибшим немецким захватчикам.

  В этот период Назовский казачий округ насчитывал 36 казаков, Ямальский -64, Ноябрьский – 109, Губкинский – 97, Северный – 17, Надымский – 99 и Новоуренгойский – 48. Итого – 370 человек. В дальнейшем численность членов казачьих общин Обской Полярной казачьей линии составила 612 казаков. 

  Вместе с тем, уже в 1993 году в казачьем движении начали проявляться различные подходы по его возрождению. Отдельные атаманы попытались решать казачьи вопросы в приказном порядке. Коснулось это и Обской Полярной казачьей линии. В результате без учета мнения большинства в городе Новом Уренгое прошел Большой круг Обской Полярной казачьей линии, где был избран атаман В.Я.Плетнев, который в дальнейшем проигнорировал нормы Устава. В результате  произошел раскол. С ним осталась только часть Новоуренгойских казаков. Остальные казачьи общины городов Салехарда, Надыма, Ноябрьска, Тазовского, Ямальского, Пуровского районов 14 мая 1994 года провели в городе Салехарде внеочередной Большой круг. Атаманом снова был избран Г.С. Зайцев, товарищем атамана В.И. Степанченко, председателем Совета стариков В.Т. Подшибякин, начальником штаба Г.М. Терешенков, писарем Н.В. Ртищев. Линию стали именовать Обско-Полярной.

  Решение было доведено до всех казаков, глав администраций городов, районов автономного округа и области через средства массовой информации. В.Я. Плетнев, оставшись в меньшинстве, перешел под начало донского атамана В.Н. Ратиева, возглавлявшего тогда Союз казаков России и зарубежья, а затем в Омск к реестровому атаману А.В. Калетину. Усмотрев определенную коммерческую выгоду, к нему примкнул с частью казаков Ноябрьского казачьего округа М.Г. Орлов.

  Эти действия не способствовали ни казачьему единству, ни территориальной подчиненности, ни историческим традициям, ни Уставным нормам. За что, на основании Устава Тюменского казачьего линейного войска, приказом атамана Г.И. Хмелёва от 29 мая 1994 года № 40, за раскол в казачьем движении, В.Я. Плетнев был отстранен от должности, лишен казачьего чина и исключен из списков Тюменского линейного казачьего войска и Обско-Полярной казачьей линии. К сожалению, В.Я. Плетнёв и М.Г. Орлов нарушали не только Уставные нормы, но и федеральное законодательство, что подтвердила прокуратура Тюменской области.

  В это же время за 12 прошедших лет общинами Союза казаков сделано немало зримых дел, как для казачества, так и для жителей автономного округа. В городах Салехарде и Надыме с их участием возродились Храмы. Появился православный символ на месте бывшего поселка Хэ. Радует глаз жителей Салехарда, да и гостей города, выстроенные фирмой Ополо под руководством доктора архитектуры А.В. Ополовникова с участием назовцев, Владимирская часовня на старом кладбище и Никольская башня в речном порту. Активно участвовали казаки в организации и проведении двух пребываний на Ямале Патриарха Алексия II, в праздновании 400-летия и 405-летия Салехарда, в освящении храма святых апостолов Петра и Павла в столице автономного округа. В школьных музеях созданы разделы об истории и культуре казачества.

  Казаки Обско-Полярной линии ведут поисковую работу. Ими установлены ряд поклонных крестов на могилах жертв сталинских репрессий на станции Обская, в Новом Порту, Салехарде. В городе Лабытнанги на станции Обская проведено перезахоронение останков умерших в детском доме сталинской 501 стройки, называемой ныне «мертвой дорогой». Активное участие казаки принимают в организации военно-патриотического движения. Работают с молодежью, призывниками, соблюдая при этом требования Устава общероссийской организации «Союз казаков», где к задачам Союза отнесено и содействие государственным органам в привлечении казаков к государственной и иной службе. Необходимо отметить, что важным аспектом в деле возрождения современного казачества является, прежде всего, воспитание казачьей молодежи и духовное окормление членов казачьих общин. Еще в 1995 году назовцы обращались к властям города об организации в Салехарде кадетских классов. Но тогда это предложение не было услышано.

  Прошло время, и вот в 2003 году состоялся первый выпуск казачьих кадетов в средней общеобразовательной школе №4 города Салехарда. Все выпускники кадетского класса продолжили образование в высших и средних учебных заведениях. В этом году будет набираться уже четвертый по счету казачий кадетский класс. Кадетское движение получило распространение и в других школах города и округа. Сейчас в автономном округе действуют 36 различных классов кадетской направленности.

  Продолжает развиваться и культура. Созданы казачьи хоры в Надыме Ноябырьске и в Ямальском районе. Казаки сотрудничают с органами пограничной службы, внутренних дел. Участвуют в подготовке и проводах призывников в армию. Следят за прохождением службы казаков, помогают отслужившим трудоустроиться. Активно участвовали в строительстве памятников жертвам политических репрессий в городе Салехарде. С их участием установлены мемориальные доски и памятный камень, возведен памятник строителям 501-й стройки. Казаки регулярно дежурят у Владимирской часовни, следят за порядком во время православных праздников и крестных ходов.

  Сотрудничают они и с ветеранскими организациями округа, помогают инвалидам. Ни один праздник Дня Победы не обходится без их участия и чествования ветеранов задорной песней, пляской и «фронтовыми» угощениями. В 2000 году к 10-летию Союза казаков вышла в свет историческая монография В.И. Степанченко «Казачьему роду нет переводу». Ежегодно выпускаются тематические казачьи календари

  Сделанное не пропало даром, не за горами то время, когда казачество и в современной жизни займет свое достойное место, уготованное ему историей. Подтверждением тому слова Президента Российской Федерации В.В. Путина, сказанные им 22 июня 2002 года: «Новая история России немыслима без казачества».

 

Председатель региональной общественной организации «Общество краеведов «Обдория», первый заместитель председателя Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, заместитель Атамана Сибирского казачьего войска В.И. Степанченко. 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика