Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КАДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И

 РАЗВИТИЯ КАДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 Свою информацию о кадетском движении на Ямале начну со слов благодарности родительского комитета кадетских классов казачьей направленности муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы № 4 города Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа, высказанных в текущем году:

 «Мы рады тому, что благодаря усилиям бескорыстных людей в нашем городе возрождается кадетское движение. Дети кадетских классов потянулись к учёбе, у них появилась организованность, ответственность не только за себя, но и за товарищей. У многих кадетов наметилась цель: хорошо учиться и посвятить себя в дальнейшем святому делу, защите Отечества. Это нас, родителей, радует, так как у наших детей нет желания пропадать в игровых салонах и других пагубных привычек. Своё свободное время они проводят в спортзалах и на занятиях по стрельбе из разных видов стрелкового оружия. Многие наши знакомые интересуются о том, как можно попасть в кадетский класс. Мы советуем им обратиться в школу № 4, где налажена и совершенствуется работа по развитию казачьего кадетского движения».

 А началось это движение в середине 90-х годов, когда патриотическое воспитание и воинские дисциплины в школьных программах были практически исключены. И на этом фоне 5 декабря 1994 года казачья общественная организация Союза казаков России в своём обращении к главе столицы автономного округа писала, что сложная экономическая ситуация в стране приводит к тому, что материальное обеспечение детских и юношеских организаций и объединений на местах, занимавшихся внешкольным образованием, патриотическим воспитанием, практически сводится на нет. Практически не ведётся военно-патриотическое воспитание, должное изучение истории и российских традиций. Это тем более актуально в канун 50-летия победы в Великой Отечественной войне.

 Анализируя складывающуюся ситуацию, имеющиеся возможности, а также программу, которая разрабатывает правительство страны по возрождению казачества, мы предлагаем на базе этих детских организаций создать кадетский казачий корпус, в котором могли бы заниматься школьники, осваивая как гражданские, так и военные специальности, знакомиться с российской историей, культурой и традициями.

 К сожалению, в те годы  по различным объективным и субъективным причинам эта идея не была реализована. Но мы продолжали работать в этом направлении. Первый класс подобного профиля на Ямале был открыт с помощью военного комиссара Пуровского района Ефимова С.В.  в 1999 году в муниципальном образовательном учреждении средней образовательной школы № 2  посёлка Тарко-Сале, а в 2001 году – первый класс казачьей направленности в муниципальном образовательном учреждении средней образовательной школы № 4 города Салехарда, затем уже в других образовательных учреждений автономного округа, стали формироваться аналогичные  классы. 

 На начальном этапе целью создания этих классов была и апробация целесообразности военно-профессиональной ориентации учащихся, обновление и расширения содержания патриотического, нравственно-духовного воспитания и добровольной подготовки ребят к службе в армии. Значимость этой инициативы для развития системы образования автономного округа состояла и в том, чтобы адаптировать ребёнка к непростым условиям Крайнего Севера, создать предпосылки для профессиональной ориентации учащихся в условиях общеобразовательной школы.

 В соответствии с постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июня 2002 года № 745 «О патриотическом воспитании граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» и в целях сохранения,  приумножения лучших традиций Отечества по военно-патриотическому, нравственному и духовному воспитанию, профессиональной ориентации молодёжи и была активно развёрнута работа по созданию на базе образовательных учреждений специализированных кадетских классов военной подготовки, которая стала на Ямале одной из наиболее эффективных, интегрированных молодёжных форм воспитания патриота и гражданина.

 В этих целях в июне 2003 года департаментом образования было подготовлено постановление губернатора автономного округа «Об утверждении Положения «О порядке создания и финансирования специализированных (кадетских) классов в образовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа», которое способствовало дальнейшему развитию  кадетского движения. Важность этого начинания получило поддержку и у Президента Российской Федерации, который в своём Послании Федеральному Собранию обратил внимание на то: «…что в школах надо не только учить, но и воспитывать, заниматься физической и военно-технической подготовкой молодёжи, возрождать допризывную подготовку, помогать развитию военно-технических видов спорта».

 Для реализации основных положений Послания Президента России, а также во исполнение Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» в автономном округе развёрнута работа по патриотическому воспитанию и обязательной подготовке учащихся к военной службе. Это стало одним из приоритетных направлений в системе образования органов управления образованием всех уровней, военных комиссариатов, а также казачьих формирований Союза казаков России на Ямале.

 Расширяя организационно-методическую и нормативно-правовую базы военно-патриотического воспитания и подготовки учащихся к военной службе за период 2003 – 2006 годы окружным департаментом образования был разработан и  утверждён обязательный минимум учебно-материальной базы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа, а также положения: «Об опорном образовательном учреждении по курсу ОБЖ и ОВС»; «Об окружной экспериментальной площадке по военно-патриотическому воспитанию»; «О проведении пятидневных учебных сборов с юношами, учащимися предпоследнего года обучения» и др.

 В рамках реализации Посланий Губернатора автономного округа на питание и обмундирование кадетов, дополнительные ставки педагогов, летние сборы и выезды, развития материальной базы в 2004 – 2006 годах было израсходовано: из средств окружного и муниципальных бюджетов около 20 млн. рублей и  внебюджетных средств около 3-х млн. рублей. Это, безусловно, способствовало увеличению численности специализированных классов. С первых классов подобного профиля, в которых  обучалось 130 человек, на сегодня в двенадцати муниципальных образованиях автономного округа действуют уже 56 специализированных (кадетских) классов, в которых обучается около 1000 ребят. Обучением и воспитанием кадетов занимаются как педагогические работники, так и представители заинтересованных ведомств, казачество.

 Направление работы кадетских классов можно охарактеризовать следующим образом: 9 – опорно-спортивных; 5 – общевойсковых, 4 – казачьих; 2 – пограничных; 4 – юридических; 4 – военно-техничесих; 6 – МЧС; 6 – пожарных;   3 – пожарно-спасательных; 3 – пожарно-технических; 3 – кадетских; 2 – военной подготовки; 1 – военно-пожарных; 4 – МВД. Комплектуются эти классы, как правило, начиная с 10-х классов, на добровольных началах в соответствии с постановлением   губернатора   автономного   округа  от 10 июня 2003 года № 202 (в ред. Постановления Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2006 года № 202-А). Но уже сейчас есть положительный опыт комплектования с 6-го класса. Анализ социального состава кадетских классов показывает, что в них достаточно большой процент обучающихся относится в категории детей из малообеспеченных семей, тем самым эти ребята попадают под патронаж государства и муниципальных властей.

 Учебно-воспитательная работа в кадетских классах ведётся в соответствии с разработанными и утверждёнными нормативными документами образовательного процесса. В дополнение к обязательным предметам имеются дисциплины, направленные на реализацию интересов развития возможностей личности, обеспечивающих физическую, духовную и военную подготовку несовершеннолетних. Кроме того, кадеты получают комплекс знаний по различным направлениям, среди которых: история и традиции народов России, казачества, танцы, хоровое пение, рукопашный бой, парашютная подготовка и др.

 Физическое совершенствование кадетов происходит через физкультуру и военно-прикладные виды спорта. Для чего в основном  расписании всех специализированных классов предусмотрен третий час физической культуры, который способствует укреплению общефизической подготовки учащихся. Системный мониторинг, контроль психологического и физического состояния учащихся специализированных классов ведут психологи и медицинские работники. В итоге в прошлом учебном году к первой группе здоровья были отнесены 70 %, ко второй группе – 25 %, к третьей – 5 % обучающихся в кадетских классах ребят.

 Осознавая, что важнейшую роль в становлении кадетов играют педагоги, в округе особое внимание уделяется вопросам кадрового обеспечения учебно-воспитательного процесса в кадетских классах. В результате в 2006 – 2007 учебном году школы укомплектованы педагогическими кадрами по военно-патриотическому воспитанию учащихся на 99,5 %. Улучшается качественный состав этих преподавателей: высшее образование среди них имеют 89 %, среднее специальное – 11 %. При этом офицеры запаса составляют 30 % от общего числа преподавателей. В школах введены ставки заместителей директоров по военно-патриотическому воспитанию. 80 % учителей-предметников, преподающих в этих классах, педагоги с высшей и первой квалификационной категорией, прошедшие курсы переподготовки и повышения квалификации. Программы по специальной подготовке учащихся ведут профессиональные инструктора и офицеры запаса, спортивные тренеры-разрядники. Дополнительные дисциплины ведутся по модифицированным образовательным программам, разработанным педагогами на основе имеющихся учебных программ профильных ВУЗов Минобороны, МЧС, казачьих кадетских корпусов и др. Решая проблему недостаточной обеспеченности дополнительных образовательных программ учебной литературой, преподаватели, применяя лекционно-семинарскую систему, стремятся давать основной дидактический материал на уроке. 

 В автономном округе системно проводится работа  по повышению профессионального уровня педагогов-организаторов курса «ОБЖ и ОВС». В первом квартале 2006 года на базе окружного военного сборного пункта в городе Ноябырьске был проведён окружной семинар-совещание «Проблемы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности», в котором приняли участие специалисты управления образования администрации муниципального образования города Ноябырьск, представители окружных и муниципальных военных комиссариатов, педагогические работники образовательных учреждений округа из 7 муниципальных образований. По итогам семинара была принята соответствующая резолюция, которая определила направление этой работы на перспективу.

Те же категории педагогических работников и специалистов органов государственной власти приняли участие в окружных семинарах по вопросам военно-патриотического воспитания и подготовки учащихся к военной службе, которые состоялись в 2006 году в городе Санкт-Петербурге в рамках проводимой там Ассамблеи кадетов Ямала.

 Департаментом образования автономного округа подготовлен к изданию сборник нормативных правовых актов и методических рекомендация по организации деятельности специализированных (кадетских) классов, патриотического воспитания учащихся на базе образовательных учреждений. Для кадетов казачьей направленности, казаками подготовлены «Торжественное обещание кадета, Заповеди и удостоверение кадета», а совместно с педагогами предметниками программа об истории и традициях  казачества.

 С учётом материально-технического и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса за период 2002 – 2006 годов в школах автономного округа на 25% увеличилось количество отдельных кабинетов ОБЖ. В пяти муниципальных образованиях введены в строй 10 стрелковых тиров, построены военизированные полосы препятствий. На сегодняшний день в рамках военно-спортивной подготовки школьников используются 52 спортивных городка и площадки, 19 тиров, 47 военизированных полос препятствий.

  В целях содействия и дальнейшего развития кадетского движения на Ямале, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта по организации кадетского образования, начиная с 2003 года департаментом образования совместно с Военным комиссариатом Ямало-Ненецкого автономного округа и казаками, проводится окружной слёт кадетов «Сыны Отечества». Учащиеся специализированных классов демонстрируют свои умения, и навыки в части строевой подготовки, хореографии, рукопашного боя и других программ дополнительного образования, знании символики Ямала и славных страниц из истории Российского государства, представляют свое художественное творчество. В этом году пятый по счету слет посвящен 62-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, его проведение планируется в марте 2007 года на базе Первого Кадетского пограничного корпуса ФСБ РФ в городе Пушкин, с которым у нас сложились добрые взаимоотношения.

 Это далеко не единичный пример результативного межведомственного взаимодействия, которое осуществляется на муниципальном и окружном уровнях. В этой связи в муниципальных  образованиях разрабатываются программы по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию, создаются межведомственные координационные советы, осуществляются совместные проверки состояния обязательной подготовки учащихся к военной службе. Есть положительные примеры совместной работы по организации 5-дневных учебных сборов, летней оздоровительной компании. В 2005 – 2006 учебном году учебные сборы проведены для 3431 учащегося, что составляет 84 % от граждан, подлежащих постановке на воинский учёт и охваченных подготовкой по основам военной службы в образовательных учреждениях. Ежегодно до 20 кадетов средней общеобразовательной школы № 4 города Салехарда проводят зимние, новогодние каникулы в кадетском пограничном корпусе города Пушкин.

 Итогом целенаправленного системного межведомственного взаимодействия является высокая результативность поступления выпускников специализированных классов в высшие  учебные заведения: 39 % – поступают в гражданские ВУЗы; 23 % – в профильные ВУЗы (МЧС, МВД); 6 % – в ВУЗы Минобороны. Оставшиеся 30 % с желанием проходят службу в рядах ВС РФ. Вместе с тем анализ практической работы показывает и то, что существует ряд проблем в развитии кадетского движения, требующих решения на федеральном уровне. По нашему мнению к кардинальным проблемам, тормозящим качественное развитие кадетской образовательной системы, в средних общеобразовательных школах, относятся:

 отсутствие на федеральном уровне Концепции и программы развития кадетского образования;

 не проработанность нормативно-правовой базы функционирования данных классов (отсутствуют примерные типовые штаты, нормы и порядок финансирования  питания, обмундирования,   учебно-материальной   базы  и т.д.);

 не организована система подготовки и профессиональной переподготовки и повышения квалификации командно-педагогического состава (по принципу школьных военруков, при этом они должны иметь право ношения военной, либо специализированной для кадетских классов формы;

 не разработан и не установлен федеральный компонент государственного образовательного стандарта, определяющий обязательный минимум содержания образовательных программ, направленных на военную и специальную подготовку учащихся специализированных классов с учётом специфики образовательных учреждений.

 Следует сказать, что кадетская, школьная общеобразовательная система, накопившая некий современный опыт эффективной организации учебно-воспитательного процесса, к сожалению, всё ещё испытывает сложности во многих направлениях своей деятельности и, прежде всего, в осознании профиля своей работы. Хотя, казалось бы, в основе системы профильной подготовки должно лежать выполнение стратегической задачи, стоящей перед всеми образовательными учреждениями, осуществляющими кадетское образование – подготовка учащихся  к государственной службе на военном и гражданском поприще.

 Между тем, трактовка понятия «профиль кадетского образования» очень неоднозначна. В частности, существует несколько точек зрения на данную проблему. Одни сторонники сводят профильную подготовку только к обучению военным дисциплинам (подготовка к поступлению в военные ВУЗы Министерства обороны РФ или службе в рядах ВС). Другие сторонники разрабатывают программы, направленные на осуществление подготовки поступления в конкретные ведомственные ВУЗы (МЧС, МВД, ФПС и другие). Третье сторонники  считают, что сам термин «кадетский» и определяет профиль подготовки учащихся. Следовательно, необходимо внедрять образовательный процесс с учётом дополнительных программ, направленных на военную и специальную подготовку учащихся, учитывая, что в различные периоды развития системы кадетского образования, кадеты представляю не только элиту армии, но и элиту государственных служащих: дипломатов, чиновников, учёных и так далее. В  основе этого профиля – подготовка выпускника к государственной службе на военном и гражданском поприще. На мой взгляд, это наиболее верный путь дальнейшего развития кадетства в России.

 Подобная профильная подготовка осуществляется с целью дать учащимся необходимые знания, навыки и умения, необходимые для дальнейшего успешного обучения в военных и гражданских высших учебных заведениях, готовящих к государственной гражданской и муниципальной службе. Развить в них морально-волевые, командирские, организаторские и духовные качества, позволяющие успешно выполнить обязанности будущих руководителей подразделений, быть лидером в коллективе, носителем культуры и духовно-нравственных ценностей.

 В заключении хочу сказать, что в этом вопросе воспитания ещё много нерешённых проблем, над которыми работает образование и общественность Ямала. Но ясно одно. Воспитание патриотов – это задача не только школы, всех государственных структур и общественных организаций, но и семьи. Работу по формированию физически и идеологически здорового человека, подлинного защитника Отечества необходимо проводить системно, ибо от того, как мы сейчас воспитываем молодое поколение, зависит будущее нашей страны. А воспитанники должны понимать, что быть кадетом это ответственно и престижно.


Председатель Комитета по уставному законодательству и правовым вопросам Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, наставник кадетских классов казачьей направленности СОШ № 4, первый заместитель Атамана Сибирского казачьего войска, полковник Союза казаков России. В.И. Степанченко. Парламентские слушания в комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии.- М.: Издание Совета Федерации. 2007

Поиск по сайту:


Текущие новости:
ПОЕЗД ПОБЕДЫ В ТЮМЕНИ
КАЗАКИ ОТМЕТИЛИ 65-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ АТАМАНА
ГАГАРИНСКОЕ «ПОЕХАЛИ!» НА ЯМАЛЕ
ВСТРЕЧИ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ, АВИАЦИИ И РУССКОМУ ХАРАКТЕРУ
О ГЕРОЯХ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
МИССИОНЕРСКАЯ МИССИЯ В БЕЛОЯРСК И ЩУЧЬЕ ПРИУРАЛЬСКОГО РАЙОНА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ВСТРЕЧА В ШКОЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ПЕДАГОГИ И УЧЕНИКИ В ПОЛНОМ ВОСТОРГЕ!
ПРИКАЗ АТАМАНА ИСПОЛНЕН НА ОЧЕРЕДНОМ МЕРОПРИЯТИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЕРМАК" ПОПОЛНИЛА БИБЛИОТЕКУ ОШЮК «ТЮМЕНСКИЙ СЛЕДОПЫТ»
КАЗАКИ С ЯМАЛА СОБОЛЕЗНУЮТ. ВОЗМЕЗДИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕМИНУЕМЫМ!
КЛАДЕЗЬ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ
Ямальские тяжелоатлеты разыграли награды на окружных соревнованиях
АТАМАН ПОЗДРАВИЛ СОТРУДНИКОВ СО 145-ЛЕТИЕМ УГОЛОВНО-ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА В ТЮМЕНИ
НАЗОВСКИЕ КАЗАКИ ПОДВЕЛИ ИТОГИ ПЯТИЛЕТНЕЙ РАБОТЫ. КАЗАЧЬИ НАКАЗЫ ПРИНЯТЫ К СВЕДЕНИЮ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика