Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КАДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И

 РАЗВИТИЯ КАДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 Свою информацию о кадетском движении на Ямале начну со слов благодарности родительского комитета кадетских классов казачьей направленности муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы № 4 города Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа, высказанных в текущем году:

 «Мы рады тому, что благодаря усилиям бескорыстных людей в нашем городе возрождается кадетское движение. Дети кадетских классов потянулись к учёбе, у них появилась организованность, ответственность не только за себя, но и за товарищей. У многих кадетов наметилась цель: хорошо учиться и посвятить себя в дальнейшем святому делу, защите Отечества. Это нас, родителей, радует, так как у наших детей нет желания пропадать в игровых салонах и других пагубных привычек. Своё свободное время они проводят в спортзалах и на занятиях по стрельбе из разных видов стрелкового оружия. Многие наши знакомые интересуются о том, как можно попасть в кадетский класс. Мы советуем им обратиться в школу № 4, где налажена и совершенствуется работа по развитию казачьего кадетского движения».

 А началось это движение в середине 90-х годов, когда патриотическое воспитание и воинские дисциплины в школьных программах были практически исключены. И на этом фоне 5 декабря 1994 года казачья общественная организация Союза казаков России в своём обращении к главе столицы автономного округа писала, что сложная экономическая ситуация в стране приводит к тому, что материальное обеспечение детских и юношеских организаций и объединений на местах, занимавшихся внешкольным образованием, патриотическим воспитанием, практически сводится на нет. Практически не ведётся военно-патриотическое воспитание, должное изучение истории и российских традиций. Это тем более актуально в канун 50-летия победы в Великой Отечественной войне.

 Анализируя складывающуюся ситуацию, имеющиеся возможности, а также программу, которая разрабатывает правительство страны по возрождению казачества, мы предлагаем на базе этих детских организаций создать кадетский казачий корпус, в котором могли бы заниматься школьники, осваивая как гражданские, так и военные специальности, знакомиться с российской историей, культурой и традициями.

 К сожалению, в те годы  по различным объективным и субъективным причинам эта идея не была реализована. Но мы продолжали работать в этом направлении. Первый класс подобного профиля на Ямале был открыт с помощью военного комиссара Пуровского района Ефимова С.В.  в 1999 году в муниципальном образовательном учреждении средней образовательной школы № 2  посёлка Тарко-Сале, а в 2001 году – первый класс казачьей направленности в муниципальном образовательном учреждении средней образовательной школы № 4 города Салехарда, затем уже в других образовательных учреждений автономного округа, стали формироваться аналогичные  классы. 

 На начальном этапе целью создания этих классов была и апробация целесообразности военно-профессиональной ориентации учащихся, обновление и расширения содержания патриотического, нравственно-духовного воспитания и добровольной подготовки ребят к службе в армии. Значимость этой инициативы для развития системы образования автономного округа состояла и в том, чтобы адаптировать ребёнка к непростым условиям Крайнего Севера, создать предпосылки для профессиональной ориентации учащихся в условиях общеобразовательной школы.

 В соответствии с постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июня 2002 года № 745 «О патриотическом воспитании граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» и в целях сохранения,  приумножения лучших традиций Отечества по военно-патриотическому, нравственному и духовному воспитанию, профессиональной ориентации молодёжи и была активно развёрнута работа по созданию на базе образовательных учреждений специализированных кадетских классов военной подготовки, которая стала на Ямале одной из наиболее эффективных, интегрированных молодёжных форм воспитания патриота и гражданина.

 В этих целях в июне 2003 года департаментом образования было подготовлено постановление губернатора автономного округа «Об утверждении Положения «О порядке создания и финансирования специализированных (кадетских) классов в образовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа», которое способствовало дальнейшему развитию  кадетского движения. Важность этого начинания получило поддержку и у Президента Российской Федерации, который в своём Послании Федеральному Собранию обратил внимание на то: «…что в школах надо не только учить, но и воспитывать, заниматься физической и военно-технической подготовкой молодёжи, возрождать допризывную подготовку, помогать развитию военно-технических видов спорта».

 Для реализации основных положений Послания Президента России, а также во исполнение Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» в автономном округе развёрнута работа по патриотическому воспитанию и обязательной подготовке учащихся к военной службе. Это стало одним из приоритетных направлений в системе образования органов управления образованием всех уровней, военных комиссариатов, а также казачьих формирований Союза казаков России на Ямале.

 Расширяя организационно-методическую и нормативно-правовую базы военно-патриотического воспитания и подготовки учащихся к военной службе за период 2003 – 2006 годы окружным департаментом образования был разработан и  утверждён обязательный минимум учебно-материальной базы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа, а также положения: «Об опорном образовательном учреждении по курсу ОБЖ и ОВС»; «Об окружной экспериментальной площадке по военно-патриотическому воспитанию»; «О проведении пятидневных учебных сборов с юношами, учащимися предпоследнего года обучения» и др.

 В рамках реализации Посланий Губернатора автономного округа на питание и обмундирование кадетов, дополнительные ставки педагогов, летние сборы и выезды, развития материальной базы в 2004 – 2006 годах было израсходовано: из средств окружного и муниципальных бюджетов около 20 млн. рублей и  внебюджетных средств около 3-х млн. рублей. Это, безусловно, способствовало увеличению численности специализированных классов. С первых классов подобного профиля, в которых  обучалось 130 человек, на сегодня в двенадцати муниципальных образованиях автономного округа действуют уже 56 специализированных (кадетских) классов, в которых обучается около 1000 ребят. Обучением и воспитанием кадетов занимаются как педагогические работники, так и представители заинтересованных ведомств, казачество.

 Направление работы кадетских классов можно охарактеризовать следующим образом: 9 – опорно-спортивных; 5 – общевойсковых, 4 – казачьих; 2 – пограничных; 4 – юридических; 4 – военно-техничесих; 6 – МЧС; 6 – пожарных;   3 – пожарно-спасательных; 3 – пожарно-технических; 3 – кадетских; 2 – военной подготовки; 1 – военно-пожарных; 4 – МВД. Комплектуются эти классы, как правило, начиная с 10-х классов, на добровольных началах в соответствии с постановлением   губернатора   автономного   округа  от 10 июня 2003 года № 202 (в ред. Постановления Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2006 года № 202-А). Но уже сейчас есть положительный опыт комплектования с 6-го класса. Анализ социального состава кадетских классов показывает, что в них достаточно большой процент обучающихся относится в категории детей из малообеспеченных семей, тем самым эти ребята попадают под патронаж государства и муниципальных властей.

 Учебно-воспитательная работа в кадетских классах ведётся в соответствии с разработанными и утверждёнными нормативными документами образовательного процесса. В дополнение к обязательным предметам имеются дисциплины, направленные на реализацию интересов развития возможностей личности, обеспечивающих физическую, духовную и военную подготовку несовершеннолетних. Кроме того, кадеты получают комплекс знаний по различным направлениям, среди которых: история и традиции народов России, казачества, танцы, хоровое пение, рукопашный бой, парашютная подготовка и др.

 Физическое совершенствование кадетов происходит через физкультуру и военно-прикладные виды спорта. Для чего в основном  расписании всех специализированных классов предусмотрен третий час физической культуры, который способствует укреплению общефизической подготовки учащихся. Системный мониторинг, контроль психологического и физического состояния учащихся специализированных классов ведут психологи и медицинские работники. В итоге в прошлом учебном году к первой группе здоровья были отнесены 70 %, ко второй группе – 25 %, к третьей – 5 % обучающихся в кадетских классах ребят.

 Осознавая, что важнейшую роль в становлении кадетов играют педагоги, в округе особое внимание уделяется вопросам кадрового обеспечения учебно-воспитательного процесса в кадетских классах. В результате в 2006 – 2007 учебном году школы укомплектованы педагогическими кадрами по военно-патриотическому воспитанию учащихся на 99,5 %. Улучшается качественный состав этих преподавателей: высшее образование среди них имеют 89 %, среднее специальное – 11 %. При этом офицеры запаса составляют 30 % от общего числа преподавателей. В школах введены ставки заместителей директоров по военно-патриотическому воспитанию. 80 % учителей-предметников, преподающих в этих классах, педагоги с высшей и первой квалификационной категорией, прошедшие курсы переподготовки и повышения квалификации. Программы по специальной подготовке учащихся ведут профессиональные инструктора и офицеры запаса, спортивные тренеры-разрядники. Дополнительные дисциплины ведутся по модифицированным образовательным программам, разработанным педагогами на основе имеющихся учебных программ профильных ВУЗов Минобороны, МЧС, казачьих кадетских корпусов и др. Решая проблему недостаточной обеспеченности дополнительных образовательных программ учебной литературой, преподаватели, применяя лекционно-семинарскую систему, стремятся давать основной дидактический материал на уроке. 

 В автономном округе системно проводится работа  по повышению профессионального уровня педагогов-организаторов курса «ОБЖ и ОВС». В первом квартале 2006 года на базе окружного военного сборного пункта в городе Ноябырьске был проведён окружной семинар-совещание «Проблемы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности», в котором приняли участие специалисты управления образования администрации муниципального образования города Ноябырьск, представители окружных и муниципальных военных комиссариатов, педагогические работники образовательных учреждений округа из 7 муниципальных образований. По итогам семинара была принята соответствующая резолюция, которая определила направление этой работы на перспективу.

Те же категории педагогических работников и специалистов органов государственной власти приняли участие в окружных семинарах по вопросам военно-патриотического воспитания и подготовки учащихся к военной службе, которые состоялись в 2006 году в городе Санкт-Петербурге в рамках проводимой там Ассамблеи кадетов Ямала.

 Департаментом образования автономного округа подготовлен к изданию сборник нормативных правовых актов и методических рекомендация по организации деятельности специализированных (кадетских) классов, патриотического воспитания учащихся на базе образовательных учреждений. Для кадетов казачьей направленности, казаками подготовлены «Торжественное обещание кадета, Заповеди и удостоверение кадета», а совместно с педагогами предметниками программа об истории и традициях  казачества.

 С учётом материально-технического и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса за период 2002 – 2006 годов в школах автономного округа на 25% увеличилось количество отдельных кабинетов ОБЖ. В пяти муниципальных образованиях введены в строй 10 стрелковых тиров, построены военизированные полосы препятствий. На сегодняшний день в рамках военно-спортивной подготовки школьников используются 52 спортивных городка и площадки, 19 тиров, 47 военизированных полос препятствий.

  В целях содействия и дальнейшего развития кадетского движения на Ямале, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта по организации кадетского образования, начиная с 2003 года департаментом образования совместно с Военным комиссариатом Ямало-Ненецкого автономного округа и казаками, проводится окружной слёт кадетов «Сыны Отечества». Учащиеся специализированных классов демонстрируют свои умения, и навыки в части строевой подготовки, хореографии, рукопашного боя и других программ дополнительного образования, знании символики Ямала и славных страниц из истории Российского государства, представляют свое художественное творчество. В этом году пятый по счету слет посвящен 62-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, его проведение планируется в марте 2007 года на базе Первого Кадетского пограничного корпуса ФСБ РФ в городе Пушкин, с которым у нас сложились добрые взаимоотношения.

 Это далеко не единичный пример результативного межведомственного взаимодействия, которое осуществляется на муниципальном и окружном уровнях. В этой связи в муниципальных  образованиях разрабатываются программы по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию, создаются межведомственные координационные советы, осуществляются совместные проверки состояния обязательной подготовки учащихся к военной службе. Есть положительные примеры совместной работы по организации 5-дневных учебных сборов, летней оздоровительной компании. В 2005 – 2006 учебном году учебные сборы проведены для 3431 учащегося, что составляет 84 % от граждан, подлежащих постановке на воинский учёт и охваченных подготовкой по основам военной службы в образовательных учреждениях. Ежегодно до 20 кадетов средней общеобразовательной школы № 4 города Салехарда проводят зимние, новогодние каникулы в кадетском пограничном корпусе города Пушкин.

 Итогом целенаправленного системного межведомственного взаимодействия является высокая результативность поступления выпускников специализированных классов в высшие  учебные заведения: 39 % – поступают в гражданские ВУЗы; 23 % – в профильные ВУЗы (МЧС, МВД); 6 % – в ВУЗы Минобороны. Оставшиеся 30 % с желанием проходят службу в рядах ВС РФ. Вместе с тем анализ практической работы показывает и то, что существует ряд проблем в развитии кадетского движения, требующих решения на федеральном уровне. По нашему мнению к кардинальным проблемам, тормозящим качественное развитие кадетской образовательной системы, в средних общеобразовательных школах, относятся:

 отсутствие на федеральном уровне Концепции и программы развития кадетского образования;

 не проработанность нормативно-правовой базы функционирования данных классов (отсутствуют примерные типовые штаты, нормы и порядок финансирования  питания, обмундирования,   учебно-материальной   базы  и т.д.);

 не организована система подготовки и профессиональной переподготовки и повышения квалификации командно-педагогического состава (по принципу школьных военруков, при этом они должны иметь право ношения военной, либо специализированной для кадетских классов формы;

 не разработан и не установлен федеральный компонент государственного образовательного стандарта, определяющий обязательный минимум содержания образовательных программ, направленных на военную и специальную подготовку учащихся специализированных классов с учётом специфики образовательных учреждений.

 Следует сказать, что кадетская, школьная общеобразовательная система, накопившая некий современный опыт эффективной организации учебно-воспитательного процесса, к сожалению, всё ещё испытывает сложности во многих направлениях своей деятельности и, прежде всего, в осознании профиля своей работы. Хотя, казалось бы, в основе системы профильной подготовки должно лежать выполнение стратегической задачи, стоящей перед всеми образовательными учреждениями, осуществляющими кадетское образование – подготовка учащихся  к государственной службе на военном и гражданском поприще.

 Между тем, трактовка понятия «профиль кадетского образования» очень неоднозначна. В частности, существует несколько точек зрения на данную проблему. Одни сторонники сводят профильную подготовку только к обучению военным дисциплинам (подготовка к поступлению в военные ВУЗы Министерства обороны РФ или службе в рядах ВС). Другие сторонники разрабатывают программы, направленные на осуществление подготовки поступления в конкретные ведомственные ВУЗы (МЧС, МВД, ФПС и другие). Третье сторонники  считают, что сам термин «кадетский» и определяет профиль подготовки учащихся. Следовательно, необходимо внедрять образовательный процесс с учётом дополнительных программ, направленных на военную и специальную подготовку учащихся, учитывая, что в различные периоды развития системы кадетского образования, кадеты представляю не только элиту армии, но и элиту государственных служащих: дипломатов, чиновников, учёных и так далее. В  основе этого профиля – подготовка выпускника к государственной службе на военном и гражданском поприще. На мой взгляд, это наиболее верный путь дальнейшего развития кадетства в России.

 Подобная профильная подготовка осуществляется с целью дать учащимся необходимые знания, навыки и умения, необходимые для дальнейшего успешного обучения в военных и гражданских высших учебных заведениях, готовящих к государственной гражданской и муниципальной службе. Развить в них морально-волевые, командирские, организаторские и духовные качества, позволяющие успешно выполнить обязанности будущих руководителей подразделений, быть лидером в коллективе, носителем культуры и духовно-нравственных ценностей.

 В заключении хочу сказать, что в этом вопросе воспитания ещё много нерешённых проблем, над которыми работает образование и общественность Ямала. Но ясно одно. Воспитание патриотов – это задача не только школы, всех государственных структур и общественных организаций, но и семьи. Работу по формированию физически и идеологически здорового человека, подлинного защитника Отечества необходимо проводить системно, ибо от того, как мы сейчас воспитываем молодое поколение, зависит будущее нашей страны. А воспитанники должны понимать, что быть кадетом это ответственно и престижно.


Председатель Комитета по уставному законодательству и правовым вопросам Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, наставник кадетских классов казачьей направленности СОШ № 4, первый заместитель Атамана Сибирского казачьего войска, полковник Союза казаков России. В.И. Степанченко. Парламентские слушания в комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии.- М.: Издание Совета Федерации. 2007

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика