Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

ЗНАЕМ, ПОМНИМ И НЕ ДОПУСТИМ ПОВТОРЕНИЯ!

ЗНАЕМ, ПОМНИМ И НЕ ДОПУСТИМ ПОВТОРЕНИЯ!

«То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что

хочешь иметь завтра, приобрети сегодня»  (Фома Аквинский)

 

 Уже стало традицией 30 октября отмечать скорбный День памяти жертв политических репрессий. Эта дата связана с днем начала массовой голодовки и протеста людей, осужденных по политическим мотивам, в одном из Гулаговских лагерей «сталинской эпохи», жестоко подавленного спецотрядами НКВД.

 Текущий год знаменателен и тем, что исполняется 70 лет с начала сталинских репрессий 30-х годов. А началось это с постановлений ЦИК и СНК от 1 декабря 1934 года, в которых устанавливалось, что следствие по делам о так называемых «террористических актах» должно было вестись в ускоренном порядке (до 10 дней). Судебные слушания стали производиться без участия сторон и без вызова свидетелей. Эти нормы не допускали ни кассационного обжалования приговоров, ни ходатайств о помиловании. Смертные приговоры по ним приводились в исполнение немедленно. Казнили, таким образом, практически без суда и следствия.

 Исполняя этот человеконенавистный закон, снова активизировалась кровавая машина, превращая сотни тысяч ни в чем не повинных людей в «лагерную пыль». Пощады не было никому. Ещё 7 июня 1934 года было опубликовано постановление ЦИК СССР, которое ужесточало уголовную ответственность, распространив наказание за государственные преступления и на родственников «врагов народа».

 Для того чтобы скрыть следы этих злодеяний, нарком Н.И.Ежов 20 января 1937 года издал секретный приказ, в котором предписывалось не указывать места захоронений жертв массовых расстрелов. В этот период страшные приговоры подписывались высшим руководством страны не глядя и без особых разбирательств, общими списками одновременно до 500 человек. Подтверждением тому заявление И.В.Сталина на Пленуме ЦК ВКП(б) 03 марта 1937 года о необходимости массового террора, так как, по его мнению, «по мере укрепления основ социализма, классовая борьба обостряется».

 Поэтому Салехард и Ямал в целом в 30 – 50-е годы стал одним из мест, где реализовались эти директивы. Представители русского, украинского, калмыцкого, молдавского, немецкого, коренных северных и других народов в полной мере испытали на себе ту политику. Они работали в суровых условиях севера, порой начиная с палаток, землянок и бараков, которые сами же возводили, попадая на необустроенное место. Большой поток политических заключенных, наряду с так называемыми «добровольцами», пошел на Ямал в годы принятия решения о возведении морской базы в Новом Порту и соответственно строительства «сталинской железной дороги» в 1947-1953 годах. Благодаря их труду уже в 1948 году была построена железная дорога через Полярный Урал до города Лабытнанги. А в январе 1949 года Правительство СССР решило продолжить ее далее на Восток, доведя дорогу от Салехарда до Игарки. В тундре на Ямале и до настоящего времени можно увидеть отдельно стоящие железнодорожные мосты и развалины депо, изъеденные ржавчиной паровозы, вагоны, а также остатки лагерей 501-й, 502-й строек. Все это с 1953 года поросло быльем. Но не память народа. У многих из нас в семьях есть примеры, когда положим, один родственник воевал на фронтах Великой Отечественной войны, защищая СССР, а другой был репрессирован, только за то, что указывал на объективные просчеты властей и призывал своих подчиненных лучше готовиться к войне. В результате –  пораженческие настроения и известная 58-я статья уголовного кодекса того времени.

 Сейчас большинства из них нет в живых. Мы можем только догадываться,
сколько же потеряла Россия талантливых людей, истинных патриотов своей
страны, а сколько детей не было рождено или осталось сиротами с клеймом
«детей врагов народа». Понимая это и представляя масштабы тех гигантских репрессий, общество должно постоянно задумываться, а все ли сделано для того, чтобы этот кошмар никогда больше не повторился, нет ли предпосылок для оживления признаков пресловутых «врагов народа».

 А для этого мы должны знать и то, как зарождались эти методы управления страной. Еще в годы гражданской войны из уст «самого человечного человека» впервые официально появилось выражение «враги народа». Первыми испытали на себе это те, кто имел иные взгляды на революционные подходы, те, кто из века в век составлял славу России, то есть служивые люди, крепкое крестьянство, духовенство и интеллигенция. Они    первыми    еще    в    начале    прошлого    века    были    подвергнуты безжалостному уничтожению.

 Нельзя не вспомнить при этом Я. Свердлова, который стал одним из главных первосоздателей машины убийств, подписав в 1919 году секретную директиву ЦК РКП (б) о поголовном истреблении казаков и членов их семей, признав это единственно правильным деянием. На этом основании реввоенсоветом Южного фронта был тут же издан приказ о создании полковых, революционных трибуналов, в функции которых вменялось проведение суда и расправы с всякими контрреволюционными элементами - главным образом среди гражданского населения. Разработанная инструкция требовала: расстреливать всех без исключения, казаков, занимавших служебные должности по выборам или по назначению окружных и станичных атаманов, их помощников, урядников, судей и прочих без исключения офицеров ...

 Аналогичная инструкция была введена приказом командующего четвертой Армии и Уральским Революционным комитетом для руководства нижестоящим Советам. Реализация этих установок привела к массовым расправам над мирным населением. Вот как докладывал в Казачий отдел ВЦИК уполномоченный ВСНХ, член РКП(б) М.Нестеров: «Расстрелы там были ужасные. Расстреливали иногда без суда, по донесению местного комиссара или по наговору соседки – даже безграмотных старух и стариков, еле волочащих ноги, казачьих урядников (не говоря уже об офицерах). Порой за день расстреливали по 50-60 человек. И все это, по словам местных работников, на основании инструкции из Центра...».

 В результате многие народы России, и в первую очередь русский народ, потеряли бесчисленное количество невинно загубленных душ. И только в начале 90-х годов наступило осознание содеянного ранее. С принятием федерального закона «О реабилитации жертв политических репрессий» люди получили возможность снять с себя и своих убиенных родственников клеймо «врага народа». А с 1991 года в России День памяти жертв политических репрессий стал отмечаться ежегодно, как день покаяния, памяти и скорби.

 Сегодня другое время, но мы должны знать о тех страшных событиях и делать все возможное, дабы они никогда не смогли вернуться в наши дома. Помня об этом, казаки, краеведы совместно со многими инициативными салехардцами ведут работу по увековечиванию памяти жертв политических репрессий. За эти годы установлены поминальные кресты и мемориальные камни в городах Лабытнанги, Салехарде, поселке Новый Порт.

 Силами неравнодушных людей в Салехарде было инициировано строительство памятника участникам 501-й стройки. На месте когда-то действовавшей железной дороги в 2003 году был установлен паровоз прошлого века. Именно 30 октября этого года исполняется 5 лет поминальному кресту, стоящему в тундре недалеко от города Салехарда на месте бывшего кладбища узников 501-й стройки. Мир их праху!

  В заключении не могу не отметить гражданскую позицию тех салехардцев, которые обращаются к землякам, городским властям с предложением переименовать улицу, носящую имя палача Я.Свердлова, и назвать ее в память о подвиге школьника Павла Кривощёкова, который ценой своей жизни спас детей, тонувших в районе этой улицы, его именем. Пусть светлая память о таких людях осеняет нас, живущих на этой прекрасной, но многострадальной северной земле, и дает нам силы творить только добро.

 Заместитель атамана Сибирского казачьего войска, первый заместитель Председателя Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, Председатель окружного общества краеведов «Обдория». В.И. Степанченко.//Полярный Круг, 18 октября 2004года, город Салехард

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика