Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

ВЫСТУПЛЕНИЕ на VIII Епархиальных Рождественских образовательных чтениях в рамках межрегиональной научно-практической конференции Зайцев Г. С. 23.11.2018г

 «Работа общественного казаковедческого центра ТюмГУ по формированию у молодёжи устойчивой идентичности к факторам фальсификации Российской истории (на примере созданного центром первого в РФ краткого исторического справочника «Ермак-гордость России» и энциклопедического словаря-справочника «Ермак»

 

Ув. священнослужители, коллеги, братья казаки и гости!

VIII Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Молодёжь: свобода и ответственность» проходят в год 100-летия окончания I Мировой Войны, начала Гражданской войны в России и конечно же 100-летие расстрела Царской Семьи в г. Екатеринбурге.

Эти знаковые события являлись переломными вехами в истории нашего Отечества, а по сути с этих событий менялся весь исторический темпоритм не только России, но и всего мирового сообщества. Сегодня нас не может не волновать попытки пересмотра роли России в мировом историческом процессе, попытках фальсификации нашей истории, в том числе и по Ермаку, которая гуляет в истории с XVIII в.

Поэтому с декабря 2008 года в ТюмГУ начал реализовываться научный казаковедческой проект «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура» (Руководитель к.и.н. Г. С. Зайцев).

За прошедшее время Тюменский государственный университет стал признанным центром научного казаковедения Урало-Сибирского региона.

При ТюмГУ были созданы:

  1. Первый, и пока единственный, в РФ общественный Научный Координационный Совет по изучению истории и культуры казачества Урало-Сибирского региона, в который вошли ведущие учёные-историки, занимающиеся изучением истории и культуры казачества из городов Москва, Барнаул, Екатеринбург, Кемерово, Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Уфа, Салехард, Сургут, Пермь. Председатель – к. юр. н. В. И. Степанченко, зам председателя Зайцев Г.С., М.А. Жигунова.
  2. Центр по изучению истории и культуры казачества при ТюмГУ. Который с 2011 года является так же общественным центром Сибирского казачьего войска Союза казаков России. Руководитель – к.и.н. Г. С. Зайцев.

 

За 10 лет проведено 5 научно-практических конференций, с международным участием и 2 круглых стола, в т.ч. один Всероссийский молодёжный, выпущено 7 сборников научных материалов по казаковедению.

Учредителями конференций по казачьей тематике стали казачьи структуры Тюменского региона Союза казаков России и ТюмГУ.

Первая конференция (2009 г.) была проведена на личные деньги казаков и предпринимателей ЯНАО: Степанченко В. И., Зауташвили И. Г., Зайцев Г. С., Конашев А. Д., Норсоян А. П., Пашковский В. И., Кришталь С. Н., Дьяконов В. В.. Для организации и проведения конференции было собрано около 190 тысяч рублей. Вторая конференция (2010 г.) была проведена, в основном, на личные деньги казаков ОПКЛ (ЯНАО) и – частично – казаков ТЛКВ Союза казаков России, а также предпринимателей Ямальского района и депутата ЯНАО Степанченко В. И., так же деньги были выделены комитетом по делам национальностей Тюменской области (30 тыс.) и ТюмГУ (50 тыс). Все последующие конференции и круглые столы (2011; 2012; 2013; 2015 и 2017 гг.) финансировались за счёт депутатского фонда председателя Тюменской областной Думы Корепанова С. Е.

В ноябре этого года мы выиграли Грант През. РФ на проведение Всероссийской конференции, с международным участием в 2019 г. по теме: «Современное казачество России и его роль в совершенствовании гражданско-патриотического, духовно-нравственного, культурно-исторического воспитания казаков и подрастающего поколения. Опыт, традиции в подготовке молодёжи к службе Отечеству». Приглашаем всех принять участие в данном научном форуме.

По итогам научно-практических конференций было принято семь резолюций, которые вместе со сборниками выступлений адресовали и губернаторам Тюменского региона.

Кроме того, научные сборники направлялись в библиотеки Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов.

Имеются отзывы учёных-казаковедов о проводимых Центром ТюмГУ казаковедческих научных форумах, которые высоко оценили организационный и научный потенциал данных мероприятий.

Работа Центра и научного Координационного Совета высоко оценена на международном уровне. В 2018 году учёный-казаковед из КНР, док. филологических наук Чжан Сяолин прошла стажировку в данном центре, по итогам её стажировки Зайцеву Г. С. было вручено Благодарственное Письмо Шанхайского политико-юридического университета.

Противостоять фальсификации российской истории и сохранять нашу историко-этническую память необходимо и через создание научных казаковедческих книг.

Так в сентябре 2010 года была подготовлена и издана коллективная монография «Казаки Тюменского региона от Ермака до наших дней».

В написании монографии приняло участие 7 докторов и 5 кандидатов наук.

В 2012 году по заказу Правительства Тюменской области был создан электронный справочник «Ермак бренд России: Тюменский регион».

В конце октября 2016 года Центр региональных справочных изданий ТюмГУ выпустил первый в нашем Отечестве краткий исторический справочник «Ермак – гордость России».

В его подготовке приняло участие 52 автора, в том числе – 6 докторов, 11 кандидатов наук.

Данный научный проект из личных средств финансировал депутат Законодательного Собрания ЯНАО, атаман ОПКЛ, потомственный кубанский казак, председатель общественного Научного Координационного Совета при Центре региональных справочных изданий ТюмГУ к. юр. н. В. И. Степанченко.

В конце сентября 2018 г. вышел энциклопедический словарь-справочник «Ермак», который создавался при финансовой поддержке Фонда Президентских Грантов. В его создании участвовали 59 авторов, в том числе 7 докторов и 13 кандидатов наук.

Общественный центр по изучению истории и культуры казачества ТюмГУ занимался не только организацией, проведением различных научных казаковедческих форумов, выпуском научных изданий, но и – совместно с Тюменским областным обществом «Знание» – проведением лекций и семинарских занятий по истории, культуре и традициям казачества, для казаков, духовенства, школьников, молодёжи и населения региона.

Только с презентацией издания «Ермак – гордость России» в 2017 г. было проведено 22 встречи в городах и районах Тюменской области, городах Москва, Астрахань, Новочеркасск, Барнаул, Кемерово, Омск, Горячий Ключ, Ноябрьск, Надым, Салехард, Тобольск, Тюмень, Заводоуковск, Екатеринбург, Оренбург, сёла Яр-Сале, Салемал, Ярково, Вагай.

Уже в этом году, с октября месяца, были проведены презентации энциклопедического словаря-справочника «Ермак» гг. Оренбурге, Салехарде, Харпе, Тюмени, Заводоуковске, Тобольске, Костроме, Новочеркасске, Омске и Кемерово, Перми, Сургуте, Екатеринбурге. И вот теперь такая презентация проходит и в г. Ноябрьске.

Конференции, круглые столы, семинары – это те площадки, на которых на равных встречаются и находят определённый консенсус власть, наука, казаки и люди различных мировоззренческих взглядов и предпочтений. Проводимая многоплановая научная работа даёт возможность научного понимания исторических и современных тенденций казачества, способствует сближению взглядов и позиций различных течений, существующих в настоящее время в современном казачестве и в гражданском обществе в целом.

Важное оценочное отношение к современному казачеству со стороны органов государственной власти высказал Президент РФ В. В. Путин в статье «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России», которая была опубликована в Российская Газета 20.02.2012: «…Особо хочу сказать о Казачестве. Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года Казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако Казачество выжило, сохранило свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодёжи» [7].

Поэтому вся работа общественного центра по изучению истории и культуры казачества ТюмГУ о которой было сказано выше, направлена на сохранение исторической памяти, патриотическое воспитание и формирование у молодёжи устойчивой идентичности к факторам фальсификации Российской истории

Александр Сергеевич Пушкин писал: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя… но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал» [5. С. 290].

И в этом изречении великого поэта есть тот нравственно-этический стержень, на котором всегда держалась, держится и  будет держаться многонациональная Россия.

Россия в настоящее время, находится в состоянии информационной, а по сути дела «холодной» войны со странами НАТО и в первую очередь с США. Против нас идёт информационная, гибридная война, и спецслужбы НАТО делают всё возможное, чтобы подорвать нашу историко-этническую память, стереть прошлое и переформатировать сознание нашей молодёжи. Наши недруги понимают, что Россию нельзя поставить на колени и завоевать обычной войной. В нас заложена Богом программа выживания, которая автоматически срабатывает в критические моменты истории, когда, кажется, уже ничто не может нам помочь и всё против нас, но именно наличие нашей исторической, этнической памяти и памяти предков делает нас непобедимыми.

Поэтому все силы наших врагов брошены на уничтожение наших духовных, историко-этнических корней.

Оболгать, поставить под сомнение, пересмотреть и фальсифицировать историю – вот главное их оружие, и это продолжается уже 500 лет. Методику переформатирования сознания молодёжи они отработали на Украине и теперь пытаются это сделать в России.

Екатерина Великая, урождённая немка, говорила о русском народе: «Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи и клеветы, как народ русский»

[1].

Аллен Даллес в 1945 году говорил: «…Мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания.  Мы будем всячески поддерживать, и поднимать так называемых творцов, которые станут насажать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. …Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: всё это мы будем ловко и незаметно культивировать…» [3].

Противостоять этой информационной войне может только сила национальной идеи России, важнейшей частью которой является патриотизм и устойчивая этническая идентичность, не зависимо от национальной принадлежности. И главное наше оружие, в этой борьбе, наша казачья идеология, основанная на системе политических, философских, нравственных, культурных и религиозных убеждениях, которая опираются на историко-этническую память и православную веру. Необходимо отметить, что Православие было всегда гонимо, оно реально противостоит злу. Поэтому Збигнев Бжезинский писал, что после разрушения коммунизма, единственным врагом Америки осталось Русское православие.

Полковник Березовский (Ефим Прокопьевич), в статье «Наша линия» в 1933 году, писал: «У казаков есть славное прошлое, есть своя история. Надо её лучше знать и больше любить, черпать в образах доблести своих предков силы для нашего служения теперь» [8. С.123]. Расширение, укрепление и усиления православия, как важнейшей составляющей историко-культурной идентичности русского мира, является одной из основных наших задач на современном этапе.

На сибирских просторах своей уникальностью выделяется Тюменский регион, который объединяет Европу и Азию и территориально соприкасается с двумя государственными границами Российского государства.

Сюда пришел атаман Ермак со своей дружиной, здесь он погиб и нашел вечную славу и народное почитание.

Эпоха XVI в. в памяти российского народа связана с именем легендарного атамана Ермака – человека вольного, порой непокорного, вошедшего в историю как собиратель земель Сибирских.

Поэтому для россиян он является своеобразным патриотическим и духовным скрепом, воплощением необоримого русского воинства и землепроходчества.

Сегодня либеральные т.н. «историки» царствования Ивана Грозного и эпоху Ермака называют кровавой, а Царя Ивана IV психически больным, который утопил в крови Русь. Но почему-то замалчивают что Ив.IV боролся за единую и неделимую Русь, против внутренних сепаратистов, предателей и в это же время вел войны на юге с Крымским ханством (битва при Молодях 1572 г. хан Девлет-Герей. Он был уверен в своей победе, ведь под его началом было невиданное по численности для того времени войско в 120 000 человек, Папа Римский посредством европейских стран направил хану своих лучших военных советников и инженеров. Против хана Ив.IV выставил  всего 20034 человека во главе с воеводой Михаилом Ивановичем Воротынским. Войско хана Девлет-Герея было полностью уничтожено и до Крыма добралось всего 7000 человек.

Вспомните, какой шум подняли либералы, когда был поставлен памятник Ивану IV (г. Орёл), а ведь за время своего правления св. Царь Иоанн Грозный возвёл более 40 каменных церквей небывалой по тем временам красоты (чего стоит только Храм Василия Блаженного), основал свыше 60 монастырей, при нем было прославлено 39 русских святых (ранее чтили 22), в их числе был прославлен в 1547 г. св. благоверный князь Александр Невский, было построено 155 крепостей и 300 новых городов, население России выросло с 2,5 млн. до 4,5 млн. человек. За время правления Царя Ивана IV Васильевича Грозного государственная территория России увеличилась почти в два раза. К России были присоединены Казанское, Астраханское и Сибирские царства, а также Ногайская орда и часть северного Кавказа.

Опять же ложь о Ермаке гуляет в истории с XVIII в. Предположительно Ермак около 20 лет был атаманом одной из волжских казачьих дружин и нес «службу в поле» – защищал население на Волге от набегов, произвола крымских и астраханских татар, участвовал в составе русской рати в Ливонской войне, командовал сотней казачьей во время сражения с литовцами за Смоленск; «Ермак Тимофеевич – атаман казацкий» упоминается в письме литовского коменданта Могилева П. Стравинского, отправленного королю Стефану Баторию в июне 1581 г. К этому времени ему было не менее сорока лет.

Существует версия Р.Г. Скрынникова «двух половин» казачьего состава дружины, отправившейся на службу к Строгановым. С одной стороны, в отряд вошли преданные Ермаку, служившие с ним, в т.ч. и на Ливонской войне, казаки (ермаковцы). С другой стороны, в сводную дружину согласились войти и атаманы, объявленные московским царем «воровскими».

Член Петербургской академии Г.Ф. Миллер писал: «Ермак грабежу и разбою чинимого от людей своих в Сибири не почитал за прегрешение». Но придворные царские историки тут же возразили: «О сем деле должно писать осторожнее и помянутому Ермаку в рассуждении завоевания Сибири разбойства не приписывать». Это было в 1748 году, среди оппонентов Г.Миллера были: М.В. Ломоносов, Я. Я. Штелин Ф.Г., Штрубе де Пермон и И.Н. Браун [4. С. 406].

Но историк не поддался внушению: «умягчить свои изображения... никак невозможно». Автор труда «Завоеватель Сибири» П. Небольсин тоже не постеснялся назвать Ермака и его дружину «воровской шайкой». [6. С. 694-726].

Н.И. Костомаров в своём капитальном труде «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» указывает, что Ермак находился на Царской службе «…. приказал Ермака отослать в Пермь, где прежде все велено было ему находиться на службе, и отнюдь не затевать ссор с сибирским «салтаном». Но царская грамота запоздала [2. С. 264-272].

Есть косвенные подтверждение, что Ермак целенаправленно шёл в Сибирь, не грабить, а присоединять Сибирь к России.

Во-первых; после победы над Кучумом, он мог бы с богатой добычей уйти с Сибири, но Ермак стал приводил к присяге на верность Русскому государству народы Сибири.

Во-вторых; послал Ивана Кольцо, приговорённого Ив.IV к смерти, с богатыми дарами в Москву бить челом Сибирским ханством. Это ещё одно доказательство, что он выполнял государственную задачу и государеву волю.

Как уже говорилось выше: 14 октября 2016 года Центр региональных справочных изданий ТюмГУ выпустил первый в РФ краткий исторический справочник «Ермак – гордость России».  А в сентябре 2018 годы вышел энциклопедический словарь-справочник «Ермак» созданный на средства Гранта Президента РФ

Эти две монографии являются нашим ответом на геополитические и духовные вызовы, с которыми сталкивается сегодня Россия, и способствуют сохранению нашей исторической памяти. Сам факт подготовки и издания монографий, посвященного славному атаману Ермаку, позволяет исполнить нравственный долг потомков. Работа над книгами позволила определить силу и масштаб личности Ермака Тимофеевича, его государственность и силу его прозорливого мышления во имя величия России.

Мы отдаем себе отчет, что пласт этой памяти огромен и не может в рамках двух научных работ охватить все упоминания об этом былинном герое и показать всё историко-территориальное, личностное, этническое пространство.

Краткий исторический справочник «Ермак – гордость России» и энциклопедический словарь-справочник «Ермак» станут основой будущего фундаментального научного труда — «Народной Энциклопедии Ермак». Ни чего подобного в настоящее время в РФ не создавалось.

Мы начали сбор денег на этот проект и все, кто окажет финансовую помощь будет отражён в этой энциклопедии отдельной леммой! Уже собрано около 400 тыс. р.

 

Зайцев Г. С. кандидат исторических наук, директор Центра региональных справочных изданий Тюменский государственный университет г. Тюмень

21-24/11-18 г. г. Ноябрьск

 

Литература

 

1.      Интернет-ресурс: http://www.tumen.kp.ru/daily/24230/430568

2.      Костомаров Н. И.  Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Эксмо, 2009. – 1024 с.: ил. (Стр. 264-272 посвящены Ермаку Тимофеевичу).

3.      Красильников В. Америка готовит удар… по России? М. 2003

4.      Ломоносов М.В. Записки по русской истории /М.В. Ломоносов. – М.: Эксмо,2007. – 736 с.: ил. С. 406

5.      Переписка А.С. Пушкина, М., 1982. Т.2. С.290

6.      Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.5-6. М., 1989 г. с. 694-726

7. Российская Газета 20.02.2012

8. Тобольск и вся Сибирь. Альманах (номер 14). Сибирское казачье войско. Тюменский региональный общественно благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». Тобольск, 2011. с.596

 

 

 

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
ЗАСЛУЖЕННАЯ НАГРАДА ВЕТЕРАНА ЯМАЛА
Обновление от 09.12.2018г. КУДА ПОДАТЬСЯ: В ЕППУЦ ИЛИ В ШАМБАЛУ?
КАЗАКИ ОЦЕНИЛИ РАБОТУ АТАМАНА ОПКЛ НА «ЛЮБО!»
КОДЕКС ЧЕСТИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА – СОВРЕМЕНЕН И В ХХI ВЕКЕ
ТУПИКОВЫЙ ПЕРИОД СТАМБУЛЬСКОГО ПАТРИАРХА ВАРФАЛАМЕЯ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ИЗ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ
СИБИРЯКИ-СЕМИРЕЧЕНЦЫ ПОДДЕРЖАЛИ КАЗАКОВ С ЯМАЛА
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
Обновление от 23.11.2018г. О ТОБОЛЬСКОМ КАЗАЧЬЕМ АТАМАНЕ ИВАНЕ ДУРЫНЕ И ЕГО ПОТОМКАХ.; ПОКОЛЕННАЯ РОСПИСЬ ПОТОМКОВ ТОБОЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО АТАМАНА ИВАНА ДУРЫНИ
Обновление от 21.11.2018г. ЕРМАК: ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК /под ред. Г.С. Зайцева и В.И. Степанченко. Изд. Тюменского государственного университета 2018г.
О КОНКУРСЕ ПРОЕКТА ПАМЯТНИКА 483 ПЕХОТНОМУ ОБДОРСКОМУ ПОЛКУ
КАЗАЧЬЕ ХОДАТАЙСТВО
Обновление от 20.11.2018г. БУДУЩЕЕ ЕППУЦ: ЧТО ЗАПАДНЫЕ КУРАТОРЫ ГОТОВЯТ ФИЛАРЕТУ?
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГУБЕРНАТОРУ ОТ КАЗАКОВ ОПКЛ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика