ВЫСТУПЛЕНИЕ АТАМАНА В.И. СТЕПАНЧЕНКО НА КРУГЛОМ СТОЛЕ В ОМСКЕ 21 ЯНВАРЯ 2021 года
Роль общественного Научного Координационного Совета по изучению истории и культуры казачества Урало-Сибирского региона при Центре региональных справочных изданий Тюменского государственного университета в популяризации деяний Ермака во Славу Сибири и России
Добрый день высокочтимый Владыко, уважаемые друзья, коллеги!
Тема круглого стола «Ермак в истории России и судьбе сибирских народов», которую предложила Тарская епархия, подчёркивает растущий интерес и желание больше узнать об исторической личности, которая XVI веке практически изменила историю России. Атаман Ермак, 440 лет назад с небольшим числом казаков и поддержавшего его местным населением в том числе и сибирскими татарами, пошёл в поход и в дальнейшем прирастил к России огромную территорию Сибири, тем самым было определено направление дальнейшего освоения новых земель, вплоть до Дальнего Востока. [1]
Как историческая личность, он окружён различными былинами и сказаниями у многих народов, населяющих эту богатейшую территорию. Его имя знали не только в Сибири, но и других регионах и особенно местах проживания казаков. Сказы о нём, песни были популярны с давних времён. В старину Сибирь подразделялась на русскую – по эту сторону Урала и на «немшоную», которая простиралась за «Камнем», так тогда назывались Уральские горы. Над которой властвовал хан Едигер, который признавал Грозного повелителем Сибири и соглашался платить дань. Но он был вероломно убит ханом Кучумом. С той поры мира между царством Ивана Грозного и ханом Кучумом не стало.
И в это неспокойное время, достаточно небольшая по численности ватага казаков во главе с Атаманом Ермаком, смогла разрешить эту проблему. 26 октября в день памяти великомученика Димитрия Солунского, они вошли в столицу Сибирского ханства Кашлык (Искер). В результате, казаки положили к ногам Ивана IV новое Царство Сибирское. За что царь простил всю прежнюю, вменяемую им вину и одарил атамана княжеским достоинством. А его дружину назвал «Царской служивой ратью». Поэтому с 1582 года и ведётся старшинство Сибирского казачьего войска.[2] До революции прошлого века, практически в каждой Сибирской избе обязательно висел портрет Ермака Тимофеевича, а в Тобольских храмах поминали казаков,[3] что говорит о его почитании у сибиряков. Особое отношение к Сибири было выражено в решении императора Александра III, которое было приурочено ко дню, когда казаки атамана Ермака вступили в столицу Сибирского ханства. (Вместе с тем в летописях существуют разночтения и год взятия Кашлыка (Искера) указывается 1582 и даже 1583 год). Но на государственном уровне императором Александром III 26 октября 1881 года (или 8 ноября по новому стилю) в обращении к сибирякам в честь 300-летия вхождения Сибири в состав России был озвучен 1581 год. Поэтому с 1881 года праздник «День Сибири»[4] отмечался ежегодно до 1919 года[5] не только в Сибири, но и других регионах страны. В настоящее время его возрождают в Тюмени, Салехарде и ряде других сибирских городах и сёлах. В этой связи хотелось бы, чтобы празднику был придан статус государственного дня и предлагаю отметить этов нашей резолюции обратившись в соответствующие органы государственной власти.
Ермак погиб, при этом, возможно ли установить место его захоронения, кто он и откуда? Имеющиеся сведения разнятся и зачастую не несут исторической и правовой подлинности. Я не буду дальше развивать эту тему, несомненно, она требует дальнейшего детального научного и правового подхода в изучении и осмыслении этой исторической личности. Но, возможно настало время для проведения работы по изучению перспективы и сбору соответствующих материалов для реализации возможности к причислению Ермака к лику русских святых?Это ещё одно предложение в резолюцию.
Научной проработкой и популяризацией деяний Ермака во Славу Сибири и России непосредственно и занимается общественный научный Координационный Совет по изучению истории и культуры казачества Урало-Сибирского региона при Центре региональных справочных изданий Тюменского государственного университета (Председатель к.ю.н. В.И. Степанченко), который был учреждён в 2009 году, после подписания соглашения о сотрудничестве между Обско-Полярной казачьей линией Сибирского казачьего войска Союза казаков России и Институтом гуманитарных исследований Тюменского государственного университета от 16 октября 2008 года. Практически тогда и была заложена тема «Казачество в Западной Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура». Первый состав Совета состоял из 16 учёных докторов и кандидатов наук различных научных отраслей сибирского и уральского регионов. В дальнейшем Совет был дополнен краеведами, казаками-практиками.
Советом было положено начало активного и планомерного изучения истории о Ермаке и поставлена главная цель издать первую в истории страны «Народную Энциклопедию ”Ермак”»[6]. Таким способом испокон веков строили храмы. Что и реализуется в сборе соответствующих источников, фольклорных материалов, былин, мифов и так далее, различных письменных свидетельств, их научного анализа и подготовке соответствующих лемм. Предварительно в результате, проведенной работы были изданы, – краткий исторический справочник «Ермак – гордость России»[7] и энциклопедический словарь-справочник «Ермак».[8] В написании этих книг, приняло участие более половины членов координационного Совета и более 50-ти авторов. Помимо этого, были и другие издания, о которых уже сообщил, директор Центра справочных изданий в ТюмГУ, также входящий в состав Совета к.и.н. Г.С. Зайцев. В настоящее время ведётся большая работа по сбору средств, написанию и формированию, как я уже отметил народной энциклопедии. К этой работе мы приглашаем всех желающих. Предлагаю, и это отметить в резолюции круглого стола.
Проводимая академическая и издательская работа, является важным направлением, однако, без взаимодействия с общественностью, казаковедами, духовными лицами, молодёжью и объединения усилий научного сообщества по этой теме, а также пропагандистской и лекционной, добиться желаемого результата практически невозможно. Поэтому члены координационного Совета активно занимаются этим видом деятельности и считают её одной из важнейшей в своей деятельности.
И в первую очередь выступают с лекциями и презентациями вышеназванных этой темы и изданий. За прошедший период они побывали в школах, высших и средних учебных заведениях, городских библиотеках городов и районов, областей и автономных округов. А именно: в Тюмени, Ишиме, Заводоуковске, Тобольске, Ярково, Вагае, Салехарде, Надыме, Ноябрьске, Новом Уренгое, Губкинском, Муравленко, Тарко-Сале, Сургуте ими была охвачены практически все крупные районные центры. Эта работа ведётся и в других регионах страны, в Москве, Барнауле, Екатеринбурге, Кемерово, Омске, Астрахани, Костроме, Сочи, Горячем Ключе, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Перми, Минеральных Водах и других местах. Эту работу мы освещаем в окружных и областных СМИ, а также на сайте Обско-Полярной казачьей линии «Летка.РФ». Заходите на него и читайте, там много интересного и, в частности, материалов, посвящённых Ермаку.
При этом, в областные и краевые библиотеки, библиотеки музеев Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и Тюменской области, библиотеки некоторых ВУЗ(ов), школ и колледжей, были преданы, изданные нами книги. Кроме того, они переданы в Китай в библиотеку Аньхойского педагогического университета, с которым мы сотрудничаем. Информацию о работе по изучению истории Атамана Ермака и изданные книги, получили и казачьи общины Чехии, Азербайджана и Ирландии, представители которых приняли участие в международном казачьем Круглом столе в Салехарде в апреле 2019 года. Наша работа вызывала и вызывает интерес. К примеру, в библиотечной системе г. Кострома в 2018 году была разработана программа «Корни патриотизма Народов России», где одно из центральных направлений занимает Атаман Ермак, который общественности города до этого был мало-узнаваем. И это только часть работы, которой занимаются учёные и казаковеды при Тюменском государственной университете, восстанавливая по крупицам историю о Ермаке, для исторической справедливости и использования её, как бренд нашего региона. Полагаю, что нам казакам, нужно чётко понимать, что в современный период времени осознание принадлежности к казачеству и русской культуре – это поступок с большой буквы, серьёзный и ответственный выбор каждого из нас. Вот как понимал казачество, казак Сибирского казачьего войска в изгнании А. Михайлов в одном из казачьих изданий за рубежом: «Казачество – русское самобытное явление.»[9] Защищать нашу историю, русский народ, православие, как духовную основу России-матушки наш долг. Мы плоть от плоти! На этом стояли наши предки и будем стоять мы.[10] А подвиг Атамана Ермака, будет служить нам историческим примером.
Председатель Совета, кандидат юридических наук, атаман Обско-Поляной казачьей линии Сибирского казачьего войска Союза казаков России краевед, Председатель общественного Совета при службе государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа, заслуженный Юрист Ямала В.И. Степанченко
г. Салехард-Омск, 21 января 2021 года
[1] Азiатская Россiя. Завоеванiе царства Кучума. Ермак. Том I. СПб: Изданiе переселенческого Управленiя Главного Управленiя землеустройства и земледелiя. 1914, – С.5-11
[3] Гордиенко А.М., Гордиенко В.М. За други своя или всё о казачестве. – М.: Международный фонд славянской письменности и культуры. АРП Инт.Ко. 1993, – С.163
[4] Ремнев А.В. 300-летие присоединения Сибири к России: В ожидании «Нового исторического периода».
Культурологические исследования в Сибири. – 2007. – №1(21). – С. 34-50
[5] Иванов Андрей, доктор исторических наук. День Сибири. К годовщине взятия столицы Сибирского ханства Ермаком и учреждения праздника. г. Тюмень, 8 ноября 2013года
[6]Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского региона: Материалы межрегионального круглого стола. /под ред. И.С. Карабулатовой, В.Н. Евсева. – Тюмень: ООО «Печатник», – 2012, – С.240-244
[7]Ермак-гордость России: краткий исторический справочник. /под ред. Г.С. Зайцева, В.И. Степанченко. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2016, – 344с
[8]Ермак: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Г.С. Зайцева, В.И. Степанченко. Тюменский государственный университет, Центр региональных справочных изданий; Тюменское городское противопожарное общество «Атлас»; Фонд президентских грантов – Тюмень: Изд. ТюмГУ 2018, – 192с
[9] Михайлов А. Краткие записки о службе казачества России // Донской Атаманский Вестник. США, июнь-август 1959 года № 30
[10] Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. – СПб.: «МЕДИА ГРУПП» ООО ИПК «КОСТА» 2012 – С.469. Из вступления, на VIII Большом круге Союза казаков России атамана ОПКЛ В.И. Степанченко в г. Тюмени 29 апреля 2012 года