Первый полёт вертолета Ми-6 в СССР состоялся 5 июня 1957 года
Первый технический взлёт в Салехардском объединённом авиаотряде
6 июня 1977 года (фото В. Степанченко)
Салехардские вертолетчики 6 июня отмечают свой праздник, о котором мало кто знает. Именно в этот день в 1977 года в летнем небе раздался басовитый гул вертолета Ми-6А под номером 21043. Поднялся этот богатырь благодаря первым специалистам Салехардского объединённого авиаотряда по этому типу вертолётов летним утром 47 лет назад.
Вертолеты конструкторского бюро Михаила Миля, особенно тяжелых машин, которые могли перевозить многотонные грузы, к этому времени нужны были как воздух. Особенно эти вертолеты с нетерпением ждали геологи, грузопоток увеличивался, грузы становились все тяжелее, а «рабочие лошадки» Ми-8 уже не могли справляться в возраставшими нагрузками. Воздушные дороги Ямала становились надежнее, чем земные, да которых, по сути, в то время и не было.
Кстати, первый полет вертолета Ми-6 в СССР состоялся еще 5 июня 1957 года, потом еще несколько лет испытаний и «вертушка» пошла в серию и стала бороздить небесные просторы Советского Союза, а потом уже заслуженно завоевало небо за границей страны. Конструкторы ОКБ под руководством Михаила Миля, известного авиаконструктора, смогли сделать вертолет, который опередил всю мировую вертолетостроительную отрасль, создав тяжелый многоцелевой вертолет, по классификации НАТО: «Hook», то есть «крюк». В Советском Союзе этот вертолет в узком кругу называли «паровоз», за его грузоподъемность и неприхотливость. А между тем, пилоты советского вертолета установили 16 мировых рекордов, в том числе в 1961 году достигли скорости 320 км/ч., что ранее считалось невозможной для данного вида летательных аппаратов. «Приз американского геликоптерного общества» Игоря Сикорского (русский инженер, после революции в начале 1918 года уехавшего в США), был вручен представителям ОКБ Миля. Это была заслуженная победа советских авиаконструкторов. На многие годы компоновочная система Ми-6 была эталоном для других проектировщиков вертолетов всего мира. Можно добавить, именно Ми-6 стали первыми вертолетами, которые начали гасить Чернобыльскую АЭС.
Валерий Степанченко, а это для ЯНАО личность весьма известная, если вкратце, то он многие десятилетия занимал различные должности в партийных и хозяйственных сферах города и округа. Во многом именно благодаря ему округ получил некоторую независимость, добиваясь этого, он был в числе тех, кто дошёл до Конституционного Суда, а Ямал и его столица Салехард получили толчок для развития. В интервью он вспоминал, как ему, мечтающему о небе, и только военных самолетах, в Салехардском авиаотряде, куда он попал случайно, и только по своей настойчивости, летать в Арктике, хотя были и другие распределения, Юрий Коблов, начальник авиационно-технической службы спросил: «Где хочешь работать?». - «Я самолётчик». - «У нас в штатном расписании вакансий на самолёты нет. Но только получили вертолёты Ми-6. Вот давай туда». - «Так я же не вертолётчик, я самолётчик». - «Ничего, мы тебя переучим». Ну, куда мне деваться, не уезжать же с Полярного круга».
Инженерная проверка работы систем вертолёта В. Степанченко
Особо отметим, что при СССР название «Салехардский объединенный авиаотряд» для всех СМИ запрещено было говорить и писать. Секретность, надо понимать. Этот авиаотряд сыграл огромную роль в развитии Ямала. Вертолетчики обслуживали практически все геологоразведочные экспедиции, работавшие на территории ЯНАО. Работали авиаперевозчиками пассажиров, перевозили почту, постоянно «под парами» стоял вертолет для санавиации.
Степанченко уверенно говорит, что «шестерка», и это проверено опытом многих вертолетчиков, не только страны, но и в мире, уникальная машина. Валерий Иванович вспоминал, что: «Перевозили не только грузы и людей, даже оленей и коров. Мы на борт могли брать 12 тонн груза или 8 тонн на внешнюю подвеску. Таких вертолётов в то время в мире не было. Общая масса у него более 40 тонн. И при этом он был самый скоростной, до 320 километров в час, с такой скоростью не летал тогда ни один вертолёт в мире.
- А вам доводилось летать в экипаже?
- Нет, только с проверками техсостава, летал. Я авиационным инженером был, «слоном» по терминологии нашей специальности (смеётся), но хотел летать».
А/т Лукиных Н., Саблин Н., нач. смены Степанченко В., а/т Смирнов А. и Макаров В.
Валерий Степанченко до сих пор с грустью вспоминает, что так и не удалось посидеть в кресле пилота за ручкой управления этого легендарного вертолета. Но зато он позже придумал праздник – 6 июня, именно в этот день 1977 года «шестерка», подготовленная бригадой техников под его руководством и с его разрешения взлетела в аэропорту Салехарда. Он много рассказывал, как готовили машину к первому взлету, сколько нервов и трудов стоил этот взлет, ставший для дальнейшего развития Ямала просто неоценимым. Но громкий, тяжелый гул двух двигателей и шелест пяти лопастей вошли в историю развития всего ЯНАО. Для лётного и инженерно-технического состава, жизнь которых была связана с Ми-6 день 6 июня это особый праздник. Они выезжают к вертолету, который установлен недалеко от салехардского аэропорта, вспоминают свою работу в авиации, могут рассказать много историй, жаль, что мало кто это может услышать. По прошествии многих лет, Валерий Степанченко с неприкрытым сожалением и укором вспоминал: «Я просил мэра города А. Спирина, уезжая в отпуск в начале 2000-х годов: «Сохраните именно этот вертолёт». Он тогда ещё стоял у уреза ВПП» «Да, да, да, конечно, сохраним». Но… Приезжаю, а они его на металлолом сдали».
Как бы там ни было, но вертолет Ми-6А, хоть и не тот первый, всё же стоит на постаменте, а с 2007 года 6 июня, через каждые 5 лет собираются бывшие летчики, инженеры, техники легендарного вертолета Ми-6А, благодаря которому страна и Ямало-Ненецкий автономный округ решили сложные задачи по созданию нефтегазового комплекса Западной Сибири. А те, кто живет в Салехарде приходят в этот день к нему ежегодно. Так будет и в этом году.
Цветы вертолёту-труженику неба от тех, кто начинал эксплуатацию Ми-6А в 1977 году