ПРОДОЛЖЕНИЕ материалов и публикаций о начале возрождения современного казачества на Ямале, в Сибири и в центре СОЮЗ КАЗАКОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ (1990 год)
28-30 июня в Москве проходил учредительный съезд (Большой круг) союза казаков. Всесоюзный съезд заявил, что союз будет действовать на традиционных для казачества принципах круговой демократии, веротерпимости, уважении к национальным традициями всех народов, а также свободного хозяйственного развития страны. У нас в округе очень много выходцев из бывших казачьих областей, которые являются потомками казаков кубанских, донских, сибирских, астраханских и т.д. и, наверное, необходимо всем нам также объединиться в ассоциацию северных казаков. Ведь мы корнями связаны с этим суровым краем, с его народом, но в то же время обычаи, традиции казачества должны передать своим детям, воспитывать подрастающее поколение на традиционных для казачества принципах любви к Отечеству, честного служения Родине, свободолюбия и трудолюбия. Принципы демократизма, всенародного волеизъявления были заложены в управлении казачеством, и веками эти принципы не были разрушены и не могли быть разрушены царским самодержавием. Все вопросы казаки решали сходом (кругом), т.е. сообща, выборы руководителей (атаманов) проводились всем взрослым населением казаков. Здесь и заложены основы народовластия и самоуправления, то, к чему мы сейчас пытаемся подойти.
В России было 12 казачьих областей, долгое время историю казачества освещали однобоко и тенденциозно. Писали, что это "псы самодержавия", "душители" революций и т.д. И только вскользь упоминали, что казаки были первопроходцами, освоителями огромных пространств России. Ведь не зря писал Толстой: "казаки создали Россию".
Наши сибирские и северные города основывали казаки. Кубанский казак Михаил Бруслев был одним из первых марксистов России, донской казак Макар Филатов 25 февраля 1917 года в Петрограде на Знаменской площади зарубил жандармского пристава, приказавшего стрелять в рабочих, а ведь это было началом февральской революции.
Сибирский казак Дмитрий Карбышев показал всему миру пример стойкости и преданности Родине, донской казак Филипп Миронов за свою храбрость был отмечен высшими наградами царской России и Советской страны.
У истоков создания конных армий и тактики конного боя стоял казак Михаил Дуленко (репрессированный в 20-е годы и реабилитированный посмертно). Среди казаков были мыслители, философы, писатели, художники. Хотя у нас часто в художественной литературе казачество показывают "темным", "деспотичным" слоем.
В культурном становлении казачества, как особой социальной общности, мы видим влияние многих народов России. С уверенностью можно сказать, что культура казачества не только самобытна, но и интернациональна в своей основе.
У нас уже создана и действует ассоциация "Ямал-потомкам!", которая ставит своей целью возрождение национальных традиций коренных жителей, защиту их интересов.
Объединение казаков в окружную ассоциацию (союз), создание в городах и поселках филиалов союза, выход их на Всесоюзный союз казаков поможет делу возрождения культуры казачества, будет способствовать укреплению дружбы между различными народами. Совместно с ассоциацией коренных жителей, будет способствовать делу перестройки и демократизации нашего общества.
Г. Зайцев,
народный депутат областного Совета
учитель истории, с. Яр-Сале (Газета "Красный Север", сентябрь, № 36 1990 год)